Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение»
для обучающихся с ТНР
Предметная область: « Филология»
Уровень: начальное общее образование
Класс: 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pered_chtenie.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Чикская средняя общеобразовательная школа № 6
имени Героя Советского Союза Д.К. Потапова
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МКОУ Чикская СОШ№6
_________________ МКОУ Чикская СОШ №6 им. Героя Советского Союза
________/Молявко Л.А./ им. Героя Советского Союза Д.К. Потапова 19.08.2017 Д.К. Потапова ________________Киселева Е.Н.
____________ Цветкова О.Б. Приказ № 8-220 от 10.09.2017
05.09.2017
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение»
для обучающихся с ТНР
Предметная область: « Филология»
Уровень: начальное общее образование
Класс: 2 г
Срок реализации 2017 - 2018 учебный год
Разработчик: Ращупкина М.А.
Рассмотрено и утверждено
на заседании педагогического совета
протокол №165 от 17.08.2017
с. Прокудское
2017
Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки АОП для обучающихся с ТНР составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»− № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 г. № 99-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 203- ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования− для обучающихся с ОВЗ; Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в− Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.09.2013 г.;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24− июля 1998 г. № 124-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №− 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении− федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий− для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008 г.
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015 г. № 26 (зарегистрированы в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528).
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжёлым нарушением речи разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с ОВЗ (АООП НОО) и предназначена для обучения учащихся 2 класса МКОУ Чикская СОШ №6 для обучающихся с ОВЗ с ТНР, примерных программ по учебным предметам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, М. Просвещение, 2011г, программы курса «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), концепции и программ для начальных классов «Школа России», М. Просвещение, 2010г.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Оно формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс «Литературное чтение» отличается широким видо – жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного и материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
При разработке программы учитывался контингент детей ТНР (дети с тяжёлыми нарушениями речи).
Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растет год от года. Несформированность всех компонентов речи, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
Основной контингент детей, обучающихся по программе V вида, составляют дети с ТНР.
Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ТНР характеризуется следующими проявлениями:
- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;
- ограниченным словарным запасом;
- наличием многочисленных словесных замен;
- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений
- связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития. Таким образом, у детей с ТНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ТНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ТНР (как первичного дефекта).
Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:
- звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).
- коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- информационная - умение работать со всеми видами информации;
- автономизационная- умения саморазвития;
- социальная - умение жить и работать с другими людьми;
Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Цели курса:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
Обучающие
- познакомить учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями;
-формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся;
- помочь овладеть осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, научить ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире;
-формировать умение составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях;
-формировать потребность в постоянном чтении книг, владеть техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить;
Воспитательные
-формирование личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям;
Развивающие
-развитие у школьников умения соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формировать навыки доброжелательного сотрудничества;
-развивать интерес учащихся к чтению художественных произведений;
-развивать умение чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Коррекционные
Каждый этап коррекционной работы по устранению ТНР решает ряд специфических задач:
-формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия
-формирование и развитие фонематических процессов;
-уточнение и расширение лексического запаса;
-формирование и развитие грамматического строя речи;
-формирование полноценной связной устной и письменной речи.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Для обучающихся с ОВЗ кол-во часов по программе уменьшено. Сложные для восприятия темы даются в ознакомительном плане . Базовые знания сопровождаются созданием специальных условий на уроке ( таблицы, памятки и т.д.)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Содержание программы
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси, начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстратив-ный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотнесение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотнесение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста/ Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Требования к уровню подготовки учащихся
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать
целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной-деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладей, некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Учащиеся должны:
- осознанно читать произведения доступного объёма, постепенно переходя от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (индивидуальный темп чтения), постепенно увеличивать темп чтения (до 40 слов в минуту к концу учебного года);
- соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- понимать вопросы к тексту и уметь правильно отвечать на них;
- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения;
- заучивать небольшие стихотворения (с помощью учителя);
- отгадывать загадки с опорой на отгадки, помещённые в учебнике;
- уметь отвечать на вопросы: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ТНР:
- инструкция учителя для освоения работы с книгами,
-переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика,
- опора на жизненный опыт ребёнка,
- использование наглядных, дидактических материалов,
- итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм,
-реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий,
- использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов,
- использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма,
- использование перфокарт индивидуального содержания,
- при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы-алгоритмы, наглядные, дидактические материалы
Рабочая программа позволяет достичь планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты.
Коррекционно-развивающие цели:
1.Максимальное внимание к формированию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
2.Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений через художественные произведения.
3.Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст (связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно).
4.Формирование навыков учебной работы.
5.Углублять читательский опыт детей.
6.Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
Оказание помощи ребёнку на уроке.
ЭТАПЫ УРОКА | ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ |
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы доброжелательности при опросе. При опросе разрешать дольше готовиться у доски. Давать примерный план опроса. Разрешать при ответе пользоваться ОК, пособиями, схемами. Поощрять первые же успехи при опроса. |
2. При изложении нового материала | Более часто обращаться с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий. Чаще вовлекать в беседу в ходе проблемного обучения. |
3. В ходе самостоятельной работы | Разделять сложные задания на определенные дозы, этапы и пр. Внимательно наблюдать за деятельностью, отмечая положительные моменты в их работе, активизируя их усилия. Выявлять типичные затруднения и ошибки в работе и акцентировать на них внимание , чтобы предупредить их повторение . |
4. При организации самостоятельной работы вне класса | Подбирать специально систему упражнений, наиболее полно вскрывающих сущность изучаемого, а не механически увеличивать число однотипных упражнений. Подробно объяснять порядок выполнения задания, предупреждая возможные затруднения в работе. Давать карточки с инструкциями по выполнению заданий. Давать задания по повторению материала, который потребуется при усвоении новой темы. Помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях. |
№ урока | Тематическое планирование | Характеристика деятельности | Дата |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | |||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | - Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. - Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. - Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. -Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. -Предполагать на основе названия содержание главы. - Пользоваться словарём в конце учебника. | |
Самое великое чудо на свете (2 ч) | |||
2 | Библиотеки. | -Учащиеся должны представлять ,что такое библиотека, для чего она существует. - Уметь рассказывать о своей домашней библиотеке, а так же о той, которую они посещают. | |
3 | Книги | - Должны иметь представление о старинных книгах, уметь сравнивать эти книги. -Знать высказывания выдающихся людей о книгах и анализировать их. | |
Устное народное творчество (10 ч) | |||
4 | Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки | -Знать русские народные песни. -Уметь выразительно читать тексты русских песен. -Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. - Находить созвучные окончания слов в песне. - Сочинять колыбельные песни, опираясь на опыт создания народного творчества. Учащиеся должны научиться различать виды (жанры) устного народного творчества. - Находить созвучные окончания слов в песне, различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. | |
5 | Скороговорки, считалки, небылицы | -Различать малые жанры устного народного творчества. - Находить созвучные окончания в текстах -Находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества. | |
6 | Загадки, пословицы, поговорки | -Различать малые жанры устного народного творчества. - Находить созвучные окончания в текстах. -Уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. - Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. | |
7 | Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт …» | -Различать малые жанры устного народного творчества. - Находить созвучные окончания в текстах -Находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества. | |
8 | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | -Различать малые жанры устного народного творчества. - Характеризовать героев сказки. -Соотносить пословицу и сказочный текст. -Определять последовательность событий, составлять план, находить слова. | |
9 | Сказка «У страха глаза велики» | -Различать малые жанры устного народного творчества. - Характеризовать героев сказки. -Соотносить пословицу и сказочный текст. -Определять последовательность событий, составлять план, находить слова. | |
10 | Сказка «Лиса и тетерев» | -Различать малые жанры устного народного творчества. - Характеризовать героев сказки. -Соотносить пословицу и сказочный текст. -Определять последовательность событий, составлять план, находить слова. | |
11 | Сказка «Лиса и журавль» | -Различать малые жанры устного народного творчества. - Характеризовать героев сказки. -Соотносить пословицу и сказочный текст. -Определять последовательность событий, составлять план, находить слова. | |
12 | Сказка «Каша из топора» | -Различать малые жанры устного народного творчества. - Характеризовать героев сказки. -Соотносить пословицу и сказочный текст. -Определять последовательность событий, составлять план, находить слова. -Рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану. | |
13 | Сказка «Гуси-лебеди» | -Различать малые жанры устного народного творчества. - Характеризовать героев сказки. -Соотносить пословицу и сказочный текст. -Определять последовательность событий, составлять план, находить слова. -Рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану. | |
Люблю природу русскую. Осень (6ч) | |||
14 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной» | - Должны уметь читать стихии, передавая с помощью интонации настроение поэта. -Различать стихотворный и прозаический тексты. -Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. -Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. - Представлять картины осенней природы. | |
15 | К.Бальмонт «Поспевае брусника…», А.Плещеев «Осень наступила» | - Должны уметь читать стихии, передавая с помощью интонации настроение поэта. -Различать стихотворный и прозаический тексты. -Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. -Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. - Представлять картины осенней природы. -Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте. -Соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины природы. | |
16 | А.Фет «Ласточки пропали…» | - Должны уметь читать стихии, передавая с помощью интонации настроение поэта. -Различать стихотворный и прозаический тексты. -Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. -Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | |
17 | «Осенние листья»-тема для поэтов | - Должны уметь читать стихии, передавая с помощью интонации настроение поэта. -Различать стихотворный и прозаический тексты. -Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. -Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. - Представлять картины осенней природы. -Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте. -Соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины природы. | |
18 | В.Берестов «Хитрые грибы» | - Должны уметь читать стихии, передавая с помощью интонации настроение поэта. -Различать стихотворный и прозаический тексты. -Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. -Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. -Придумывать собственные сравнения. -Представлять картины осенней природы. | |
19 | М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» | -Уметь читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя. -Различать стихотворный и прозаический текст. - Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. - Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | |
Русские писатели (10 ч) | |||
20 | А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» | -Уметь прогнозировать содержание раздела. -Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. -Выделять и называть волшебные события и предметы в сказках. | |
21 | Стихи А.Пушкина | -Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. -Читать лирические произведения и чувствовать выраженное в них настроение. - Находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение) | |
22 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбки» | - Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. - Прогнозировать содержание сказки. -Называть волшебные события и предметы в сказках. | |
23 | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | -Уметь отличать басню от стихотворения. -Сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни. -Понимать нравственный смысл басен, характер героев. | |
24 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | -Уметь отличать басню от стихотворения. -Сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни. -Понимать нравственный смысл басен, характер героев. -Соотносить смысл басни и пословицы. | |
25 | Л.Толстой «Старый дед и внучек» | -Уметь воспринимать на слух художественные произведения; -Соотносить смысл пословицы и прозаического произведения. -Пересказывать текст подробно, выборочно. -Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. | |
26 | Л.Толстой «Филипок» | -Уметь воспринимать на слух художественные произведения; -Соотносить смысл пословицы и прозаического произведения. -Пересказывать текст подробно, выборочно. -Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. | |
27 | Л.Толстой «Филипок» | -Уметь воспринимать на слух художественные произведения; -Соотносить смысл пословицы и прозаического произведения. -Пересказывать текст подробно, выборочно. -Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. -Оценивать свой ответ. -Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |
28 | Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» | -Уметь воспринимать на слух художественные произведения; -Соотносить смысл пословицы и прозаического произведения. -Пересказывать текст подробно, выборочно. -Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. | |
29 | Весёлые стихи | - Должны уметь читать стихии, передавая с помощью интонации настроение поэта. -Различать стихотворный и прозаический тексты. -Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. -Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | |
О братьях наших меньших (7 ч) | |||
30 | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре», И.Пивоварова «Жила-была собака…» | -Уметь прогнозировать содержание текстов. -Выбирать виды деятельности на уроке. - Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. -Воспринимать на слух прочитанное. | |
31 | В.Берестов «Кошкин щенок» | -Уметь прогнозировать содержание текстов. -Выбирать виды деятельности на уроке. - Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. -Воспринимать на слух прочитанное. | |
32 | М.Пришвин «Ребята и утята» | -Уметь прогнозировать содержание текстов по его заглавию. -Выбирать виды деятельности на уроке. - Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. -Воспринимать на слух прочитанное. -Составлять план, пересказывать подробно по плану. | |
33 | Е.Чарушин «Страшный рассказ» | -Уметь прогнозировать содержание текстов по его заглавию. -Выбирать виды деятельности на уроке. - Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. -Воспринимать на слух прочитанное. -Составлять план, пересказывать подробно по плану. -Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. | |
34 | Б.Житков «Храбрый утёнок» | -Уметь прогнозировать содержание текстов по его заглавию. -Выбирать виды деятельности на уроке. - Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. -Воспринимать на слух прочитанное. -Определять последовательность событий. -Составлять план, пересказывать подробно по плану. | |
35 | В.Бианки «Музыкант» | -Уметь прогнозировать содержание текстов по его заглавию. - Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. -Воспринимать на слух прочитанное. -Определять последовательность событий. -Составлять план, пересказывать подробно по плану. | |
36 | В.Бианки «Сова» | -Уметь прогнозировать содержание текстов по его заглавию. - Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. -Воспринимать на слух прочитанное. -Определять последовательность событий. -Составлять план, пересказывать подробно по плану. | |
Из детских журналов (8 ч) | |||
37 | Из детских журналов | -Уметь прогнозировать содержание раздела. -Планировать работу на уроке. -Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. -Воспринимать на слух прочитанное. | |
38 | Д.Хармс «Игра» | -Уметь прогнозировать содержание произведения. -Планировать работу на уроке. -Придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. - Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | |
39 | Д.Хармс «Вы знаете…» | -Уметь прогнозировать содержание произведения. -Планировать работу на уроке. -Придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. - Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | |
40 | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» | -Уметь прогнозировать содержание произведения. -Планировать работу на уроке. -Придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. - Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | |
41 | Д.Хармс «Что это было?» | -Уметь прогнозировать содержание произведения. -Планировать работу на уроке. -Придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. - Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | |
42 | Н.Горнет,Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | -Уметь прогнозировать содержание произведения. -Планировать работу на уроке. -Придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. - Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | |
43 | Ю.Владимиров «Чудаки» | -Уметь прогнозировать содержание произведения. -Планировать работу на уроке. -Придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. - Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | |
44 | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | -Уметь прогнозировать содержание произведения. -Планировать работу на уроке. -Придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. - Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме. | |
Люблю природу русскую. Зима. (5 ч) | |||
45 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» | -Уметь прогнозировать содержание произведений. -Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию. -Читать выразительно, передавая настроение стихотворения. -Соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. -Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. | |
46 | С.Есенин «Поёт зима-аукает…», «Берёза» | -Уметь прогнозировать содержание произведений. -Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию. -Читать выразительно, передавая настроение стихотворения. -Соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. -Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. | |
47 | Сказка «Два Мороза» | -Уметь прогнозировать содержание произведений. -Понимать особенности были и сказки. -Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для характеристики. -Читать выразительно. -Соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. | |
48 | С.Михалков «Новогодняя быль» | -Уметь прогнозировать содержание произведений. -Понимать особенности были и сказки. -Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для характеристики. -Читать выразительно. -Соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. | |
49 | А.Барто «Дело было в январе…» | -Уметь прогнозировать содержание произведений. -Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, подбирать музыкальное сопровождение к текстам. -Придумывать свою музыку. -Наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и методику стихотворения. | |
Писатели - детям (17 ч) | |||
50 | К.Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе» | -Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание прочитанного; -Воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; -Читать по ролям; -Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; -Определять особенности юмористического произведения. | |
51 | С.Маршак «Кот и лодыри», «Мой секрет», «Сила воли» | -Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание прочитанного; -Воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; -Читать по ролям; -Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; -Определять особенности юмористического произведения. - Характеризовать героя, выражая отношение к ним. | |
52 | С.Михалков «Мой щенок» | -Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание прочитанного; -Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; -Воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение прочитанного; -Рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; -Соотносить смысл пословиц и содержание текста. | |
53 | А.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка-добрая душа» | -Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание прочитанного; -Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; -Воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение прочитанного; -Рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; | |
54 | Н.Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке» | -Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание прочитанного; -Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; -Воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение прочитанного; -Рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; -Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана. | |
Я и мои друзья (7 ч) | |||
55 | Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах. Н.Булгаков «Анна не грусти!» | -Уметь прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; - Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; - Воспринимать на слух художественное произведение. | |
56 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» В.Осеева «Волшебное слово» | -Уметь прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; - Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; - Воспринимать на слух художественное произведение, соотносить смысл пословицы и основную мысль стихотворения. | |
57 | В.Осеева«Волшебное слово» В.Осеева «Хорошее» В.Осеева «Почему» | Уметь прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; - Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; - Воспринимать на слух художественное произведение, соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; -Объяснять нравственный смысл рассказа; -Понимать и объяснять поступки героев; - Составлять план рассказа, пересказывать по нему, составлять короткий рассказ на предложенную тему. | |
Люблю природу русскую. (3 ч) | |||
58 | Ф. Тютчев о весне. А.Плещеев о весне. А.Блок « На лугу» С.Маршак «Снег теперь уже не тот» | -Уметь прогнозировать содержание произведения; -Читать стихотворения и загадки выразительно, соотносить загадки и отгадки; - Представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. | |
59 | А.Бунин «Матери» А.Плещеев «В бурю» | Уметь прогнозировать содержание произведения; -Читать стихотворения выразительно, находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте, ставить вопросы к стихотворению. | |
60 | Е.Благинина «Посидим в тишине» Э.Мошковская «Я маму мою обидел» | Уметь прогнозировать содержание произведения; -Читать стихотворения выразительно, находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте, ставить вопросы к стихотворению. | |
И в шутку и всерьёз (14 ч) | |||
61 | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | -Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. - Понимать особенности юмористического произведения, анализировать заголовок произведения; - Ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них. | |
62 | Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой» | -Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. - Понимать особенности юмористического произведения, анализировать заголовок произведения; - Ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них. | |
63 | Стихи И.Токмаковой. | -Уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; -Анализировать заголовок произведения, сравнивать произведения, характеризовать их героев; -Определять , какое настроение передано в произведении, придумывать весёлые истории. | |
64 | Г.Остер «Будем знакомы» | -Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. - Понимать особенности юмористического произведения, анализировать заголовок произведения; - Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, восстанавливать последовательность событий по вопросам. - Выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей. | |
65 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | -Читать произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; - Понимать юмор в произведении, анализировать заголовок произведения, сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам, придумывать свои весёлые истории. | |
Литература зарубежных стран (12 ч ) | |||
66 | Американская и английская народные песенки. Ш.Перро «Кот в сапогах» | -Уметь прогнозировать содержание произведения; - Сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками, находить сходство и различие, объяснять значение незнакомых слов, выбирать книгу для самостоятельного чтения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать художественное произведение. | |
67 | .Х.Андерсен «Красная Шапочка» | -Уметь прогнозировать содержание произведения; - Объяснять значение незнакомых слов, выбирать книгу для самостоятельного чтения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение, сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие, придумывать окончание сказки, инсценировать сказки. | |
68 | Э.Хогарт «Мафин и паук» | -Уметь прогнозировать содержание произведения; - Объяснять значение незнакомых слов, выбирать книгу для самостоятельного чтения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение, сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие, придумывать окончание сказки, инсценировать сказки. |
Методическое и материально – техническое сопровождение программы
- Климанова Л.Ф., БойкинаМ.В. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2016.
- Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающейся с нарушением опорно-двигательного аппарата 4 класс.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), с...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...
Адаптированная рабочая программа по предмету Литературное чтение 2 класс вариант 7.1
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 2а класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Рос...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» 3, 4 и 4 дополнительный класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.20...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...