АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» 3, 4 и 4 дополнительный класс
рабочая программа по чтению

Молчанова Анастасия Сергеевна

Рабочая  программа составлена на основе Федерального  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России: М., «Просвещение») и  является приложением к Адаптированной  основной общеобразовательной программе начального общего образования  учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_-ra_7.2.docx98.75 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3

к Адаптированной основной общеобразовательной программе

 начального общего образования

обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

                                     

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                     учебного предмета «Литературное чтение»

3, 4 и  4 дополнительный класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа составлена на основе Федерального  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России: М., «Просвещение») и  является приложением к Адаптированной  основной общеобразовательной программе начального общего образования  учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).                                                  

 «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности учащихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.  

Общей целью  изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у учащихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
  • формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
  • уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
  • формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
  • развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
  • преодолевать недостатки в развитии речи учащихся, формировать речевые умения и навыки;
  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
  • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
  • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
  • формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
  • учить элементам выразительного чтения;
  • учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
  • учить использовать формы речевого этикета;
  • познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
  • учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению,  на основе личного опыта или впечатлений;
  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
  • воспитывать интерес к книгам и чтению;
  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

       Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость учащегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.

     У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.

         При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении.

         Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.

         Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Уметь передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, уметь воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Уметь различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Уметь отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.

          Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст  при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.

        Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.

        Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.

Место предмета в учебном плане

В 3 классе на уроки литературного чтения отводится по  136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недель в каждом классе).

В 4 и 4 дополнительном  классах – 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.

В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

  • развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов;
  • понимание содержания звучащей речи.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

  • овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;
  • определение последовательности событий, понимание прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

  • накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
  • понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

  • развитие умение сопереживать героям;
  • умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

  • осознание цели речевого высказывания;
  • умение задавать вопрос по услышанному произведению;
  • умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

  • умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;
  • формирование запаса литературных художественных впечатлений;
  • понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
  • актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
  • развитие у детей интереса к художественной литературе.

Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:

  • принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);
  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты освоения РП по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР метапредметные  результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;
  • кодировать и перекодировать информацию;
  • осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

  • обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;
  • распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
  • словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

  • в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
  • в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
  • в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

  • в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
  • в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

  • в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
  • в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
  7. формирование потребности в систематическом чтении;
  8. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Виды речевой и читательской деятельности

    Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

    Чтение

 Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.

    Работа с разными видами текста

 Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

     Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

       Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

     Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

     Умение говорить (культура речевого общения)

 Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

      Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

      Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учѐтом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

      Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

     Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

                                                                                                   

Тематическое планирование

3 класс

№ п / п

Название раздела

Количество часов по разделу

1

Вводный урок.

Самое великое чудо на свете

4 ч

2

Устное народное творчество

14 ч

3

Поэтическая тетрадь 1

31 ч

4

Великие русские писатели

24 ч

5

Литературные сказки

8 ч

6

Были – небылицы.

10 ч

7

Люби живое

16 ч

8

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12 ч

9

Из детских журналов

8 ч

10

Зарубежная литература

8 ч

Итого

136 часов

Тематическое планирование

4 и 4 дополнительный класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Летописи. Былины. Жития.

8

2

Чудесный мир классики.

19

3

Поэтическая тетрадь.

10

4

Литературные сказки

11

5

Делу время, а потехе час

7

6

Страна детства.

9

7

Природа и мы.

11

8

Родина.

7

9

Страна Фантазия.

6

10

Зарубежная литература.

14

Итого:

102

 

Календарно-тематическое планирование

3 класс

 урока с начала уч. года

№ урока

по теме

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1

1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

Самое великое чудо на свете  (4 ч)

2

1

Самое великое чудо на свете.  

3

2

Рукописные книги Древней Руси.  

4

3

Первопечатник Иван Фёдоров.  

5

4

Закрепление по теме «Самое великое чудо на свете».

Устное народное творчество  (14 ч)

6

1

Устное народное творчество.

7

2

Русские народные песни.  

8

3

Лирические народные песни. Шуточные народные песни.  

9

4

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.  

10

5

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

11

6

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».  

12

7

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».  Завершение работы над сказкой.

13

8

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».  

14

9

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».  Завершение работы        над сказкой.

15

10

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».  

16

11

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».  Завершение работы над сказкой.

17

12

Русские народные сказки.

18

13

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».  

19

14

Итоговый урок по теме «Устное народное творчество».

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

20

1

Русские поэты XIX—XX века.

21

2

«Как научиться читать стихи» Я. Смоленсий.

22

3

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».  

23

4

Ф.И.Тютчев «Листья».  

24

5

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»  

25

6

А.А.Фет  «Зреет рожь над жаркой нивой...»  

26

7

И.С.Никитин «Полно, степь моя...» Олицетворение, как прием создания картины

27

8

И.С.Никитин «Встреча зимы».  

28

9

И.З.Суриков «Детство», «Зима».

29

10

Закрепление по теме « Поэтическая тетрадь».

30

11

Путешествие в Литературную страну.

Великие русские писатели (24 ч)

31

1

Великие русские писатели.

32

2

А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни                    А. С. Пушкина».  

33

3

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение

34

4

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения.  «Уральские сказы Бажова. Хозяйка Медной горы»

35

5

А.С.Пушкин. «Зимнее утро».  

36

6

А.С.Пушкин. «Зимний вечер».  

2 четверть

37

7

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Сравнение народной и литературной сказки.

38

8

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...».  Работа над содержанием сказки.

39

9

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...».  Составление картинного плана сказки.

40

10

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...».  Характеристика героев.

41

11

И.А.Крылов.  

42

12

Басни И.А.Крылова. «Мартышка и Очки». Мораль басен.

43

13

Басни И.А.Крылова. «Зеркало и Обезьяна»  

44

14

Басни И.А.Крылова. «Ворона и лисица»  

45

15

М.Ю.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.    

46

16

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Сравнение лирического текста            и произведения живописи.  

47

17

М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения.  

48

18

Л.Н.Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя.

49

19

Рассказы Л.Н.Толстого. «Акула»  

50

20

Рассказы Л.Н.Толстого. «Прыжок»  

51

21

Быль  Л.Н.Толстого. «Лев и собачка»  

52

22

Рассказы Л.Н.Толстого.  

53

23

Рассказы Л.Н.Толстого для детей.

54

24

Закрепление по теме: «Великие русские писатели».  

Поэтическая тетрадь 2  (6 ч)

55

1

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе

56

2

Н.А.Некрасов . «Дедушка Мазай и зайцы».  

57

3

Н.А.Некрасов . «Дедушка Мазай и зайцы».  

58

4

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»       И.А.Бунин «Детство».  Средства художественной выразительности.

59

5

И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»  

60

6

Закрепление по теме ««Поэтическая тетрадь».

Литературные сказки  (8 ч)

61

1

С. Аксаков «Аленький цветочек»

62

2

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины   сказки».  

63

3

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины   сказки».  Завершение работы.

64

4

В.М.Гаршин «Лягушка путешественница.

65

5

В.М.Гаршин «Лягушка путешественница. Завершение работы.

66

6

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».  

3 четверть

67

7

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».   Завершение работы.

68

8

Закрепление по теме «Литературные сказки».  

Были-небылицы  (10 ч)

69

1

Т. Крюкова «Смешные истории»

70

2

М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства.  

71

3

М. Горький «Случай с Евсейкой».  

72

4

К. Г. Паустовский    «Растрёпанный    воробей».

73

5

К. Г. Паустовский    «Растрёпанный    воробей». Завершение работы.

74

6

А.И. Куприн «Слон».

75

7

А.И. Куприн «Слон» Продолжение работы.

76

8

А.И. Куприн «Слон». Составление плана к тексту.

77

9

А.И. Куприн «Слон». Пересказ по плану.

78

10

Закрепление по теме: «Литературные сказки. Были-небылицы».

Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков»

Поэтическая тетрадь 1  (6ч)

79

1

Средства художественной выразительности.

80

2

Саша Чёрный. Стихи о животных.

81

3

Саша Чёрный. Стихи о животных.  

82

4

А. А. Блок. Картины зимних забав.  

83

5

С. А. Есенин «Черёмуха».  

84

6

Закрепление по теме «Поэтическая тетрадь»

Люби живое  (16 ч)

85

1

В. Бианки «Лесная газета»

86

2

М.М.Пришвин «Моя Родина».  

87

3

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек».  

88

4

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Завершение работы.

89

5

В. И. Белов. «Малька провинилась».  

90

6

В. И. Белов. «Ещё про Мальку».  

91

7

В. И. Белов. «Ещё про Мальку».  Завершение работы.

92

8

В.В.Бианки «Мышонок Пик».  

93

9

В.В.Бианки «Мышонок Пик».  Составление плана

94

10

В.В.Бианки «Мышонок Пик».  М.М. Пришвин. Рассказы

95

11

Б.С.Житков «Про обезьянку».  

96

12

Б.С.Житков «Про обезьянку».  Завершение работы.

97

13

В.П.Астафьев «Капалуха».  

98

14

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».    

99

15

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».  Продолжение работы.

100

16

Закрепление по теме: «Люби живое».

Поэтическая тетрадь 2  (8 ч)

101

1

С.Я. Маршак "Гроза днём».

102

2

С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...»  

103

3

А.Л. Барто «Разлука».  

104

4

А.Л. Барто «В театре».  

105

5

С.В. Михалков «Если».  

106

6

Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок».  

107

7

Проект: «Праздник поэзии».  

108

8

Закрепление по теме «Поэтическая тетрадь»  

4 четверть

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок  (12 ч)

109

1

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».  

110

2

А.П. Платонов «Цветок на земле».  

111

3

А.П. Платонов «Цветок на земле».  Характеристика главного героя.

112

4

А.П.Платонов «Ещё мама».

113

5

М.М.Зощенко «Золотые слова».  

114

6

М.М.Зощенко «Золотые слова».  Восстановление порядка событий.

115

7

М.М.Зощенко «Великие путешественники».  

116

8

М.М.Зощенко «Великие путешественники». Завершение работы.

117

9

Н.Н.Носов «Федина задача».  

118

10

Н.Н.Носов «Федина задача».  Н.Н. Носов. Фантазеры: рассказы и повести.

119

11

Н.Н.Носов «Телефон».  

120

12

Закрепление по теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».  

По страницам детских журналов (8ч)

121

1

По страницам детских журналов.

122

2

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы.  

123

3

Ю.Ермолаев «Проговорился».  

124

4

Ю.Ермолаев «Воспитатели».   И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной – ученицы третьего класса»

125

5

Г. Остер «Вредные советы».  

126

6

Г.Остер «Как получаются легенды». Легенда своей семьи, дома, своего города

127

7

Р. Сеф «Весёлые стихи»

128

8

Закрепление по теме «По страницам детских журналов».

Зарубежная литература   (8 ч)

129

1

Древнегреческий миф. Храбрый Персей

130

2

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.  Мифологические подвиги героев.

131

3

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».  

132

4

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» Продолжение работы над сказкой.  

133

5

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке.  

134

6

Контроль знаний.

135

7

Закрепление по теме «Зарубежная литература».

136

8

Мои любимые произведения.

                                                                                               

                       

Календарно-тематическое планирование

4 и 4 дополнительный класс

№ урока

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Количество часов

Дата

 ( план)

Дата

(факт)

Примечание

Раздел 1.  Летописи, былины, сказания, жития (8ч)

1

1.1

  Знакомство с названием раздела. «Летописи. Былины. Жития»

1

2

1.2

 Поэтический текст былины« Ильины три поездочки»

1

3

1.3

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой.

4

1.4

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»  

1

5

1.5

Сравнение текста летописи и исторических источников  

1

6

1.6

Особенности житийной литературы «Житие Сергия Радонежского»  

7

1.7

Образ Сергия Радонежского

1

8

1.8

Наши проекты. Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития».

Раздел 2. Чудесный мир классики (19)

9

2.1

Знакомство с названием раздела. 

1

10

2.2

А.Пушкин "Няне".

11

2.3

 А.Пушкин "Туча", "Унылая пора! Очей очарованье!", "Туча".

1

12

2.4

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

13

2.5

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Характеристика героев

1

14

2.6

 Отличие авторской сказки от народной А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

15

2.7

Нравственный смысл сказки А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

16

2.8

Библиотечный урок по сказкам А.С.Пушкина

1

17

2.9

Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова

1

18

2.10

 М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

1

19

2.11

М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб».Характеристика героев

1

20

2.12

Знакомство с биографией Л.Н.Толстого

1

21

2.13

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

1

22

2.14

Л.Н. Толстой Детство.

1

23

2.15

Знакомство с биографией А.П.Чехова

1

24

2.16

А.П. Чехов Мальчики

1

25

2.17

А.П. Чехов Мальчики. Главные герои рассказа - герои своего времени.

1

26

2.18

Наедине с книгой. По книгам писателей раздела

1

27

2.19

Обобщающий урок КВН «Чудесный мир классики»

1

Раздел 3. Поэтическая тетрадь (10ч)

28

3.1

 Страницы русской классики. Знакомство с названием раздела.

1

29

3.2

Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…»,«Как неожиданно и ярко…»

1

30

3.3

Ушинский К. «Четыре желания».

1

31

3.4

 А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

1

32

3.5

Е. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!...», «Где сладкий шёпот…».

1

33

3.6

И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…»

1

34

3.7

Настроение стихотворения Н.Некрасов «Саша».

1

35

3.8

Образ природы в стихотворении. И.А.Бунин «Листопад»

1

36

3.9

Библиотечный урок по стихотворениям авторов раздела

1

37

3.10

 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

1

Раздел 4. Литературные сказки (11 ч)

38

4.1

Знакомство с названием раздела. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

1

39

4.2

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».Составление плана сказки

1

40

4.3

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».Подробный пересказ

1

41

4.4

П.П. Бажов Серебряное копытце

1

42

4.5

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

43

4.6

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

Герои художественного произведения

1

44

4.7

 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

1

45

4.8

 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

1

46

4.9

 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.

1

47

4.10

Проверочная работа по итогам 1 полугодия

1

48

4.11

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Оценка достижений.

1

Раздел 5. Делу – время, потехе – час (7ч )

49

5.1

 Знакомство с названием раздела.

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

50

5.2

Особенности юмористической составляющей произведения Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

51

5.3

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

1

52

5.4

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

53

5.5

 В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

1

54

5.6

Инсценирование произведения В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

1

55

5.7

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час». Оценка достижений.

1

Раздел 6Страна детства (9 ч)

56

6.1

Знакомство с названием раздела.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

57

6.2

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

1

58

6.3

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

59

6.4

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения

1

60

6.5

 М.М.Зощенко «Ёлка».

1

61

 6.6                

М.И. Цветаева «Наши царства»

1

62

6.7

Главная мысль в стихотворении М.Цветаевой«Бежит тропинка с бугорка…».

1

63

6.8

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

1

64

6.9

Обобщение по разделу «Страна детства».

1

Раздел 7. Природа и мы (11 часов)

65

7.1

Знакомство с названием раздела.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

66

7.2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

1

67

 7.3

С.А. Есенин «Лебедушка».

1

68

7.4

Сравнение авторского стихотворения с фольклорными произведениями

1

69

7.5

Отношение автора к герою произведения С.А.Есенин «Лебедушка».

1

70

7.6

 М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

1

71

7.7

 А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

72

7.8

Главная мысль произведения А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

73

7.9

 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

74

7.10

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

1

75

7.11

Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений.

1

Раздел 8. Родина (7ч.)

76

8.1

Знакомство с названием раздела.

И.С. Никитин «Русь».

1

77

8.2

Сравнение стихотворения с былиной. Образ Родины в поэтическом тексте И.С. Никитин «Русь».

1

78

8.3

С.Д. Дрожжин «Родине». 

1

79

8.4

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

80

8.5

 Проект: «Они защищали Родину»

1

81

8.6

Наедине с книгой. Литературный марафон

1

82

8.7

Обобщение по теме «Родина». Оценка достижений.

1

Раздел 9 Страна Фантазия( 6 часов)

83

9.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»урок-путешествие 

1

84

9.2

Особенности научно-фантастического рассказа Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»

1

85

9.3

Сравнение фантастической литературы со сказкой. К.Булычев «Путешествие Алисы» 

1

86

9.4

Сравнение героев рассказов фантастического жанра К.Булычев «Путешествие Алисы»

1

87

9.5

Путешествие по Стране Фантазии урок-путешествие

1

88

9.6

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Страна Фантазия»

1

Раздел 10 Зарубежная литература (14 часов)

89

10.1

Знакомство с названием раздела. Учимся составлять список литературы. Урок –практикум

1

90

10.2

Средства художественной выразительности в произведении Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

91

10.3

Герои приключенческой литературы.Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

92

10.4

Поступки главного героя сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

93

10.5

Отношение автора к героине сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

94

10.6

Составление плана сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

95

10.7

Нравственная проблематика сказки Урок-путешествие

1

96

10.8

Написание отзыва по сказке Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

97

10.9

Проверочная контрольная работа по итогам года

1

98

10.10

Сравнение героев, их поступки. М.Твен «Приключения Тома Сойера» 

1

99

10.11

Составление отзыва по книге М.Твена«Приключения Тома Сойера»

1

100

10.12

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

1

101

10.13

Итоговое повторение

1

102

10.14

Обобщение и систематизация изученного материала за 4 класс

1

Материально-техническое обеспечение

  1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления иллюстраций
  2. Мультимедийный проектор
  3. Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по литературному чтению
  4. Компьютер
  5. Экран
  6. Материалы МЭШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Предлагаемая программа  определяет основные направления и содержание  коррекционно-воспитательной работы с детьми – инвалидами и имеющими выраженные особенности детей с задержкой речевого ра...

Адаптированная программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 классов (VII вид)

Представлена адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" для обучения учащихся 1 классов 7 вида....

2 класс. Адаптированная программа по предмету "Литературное чтение", ШКОЛА РОССИИ

Адаптированная программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе:- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;- Федерального закона «Об образ...

3 класс. Адаптированная программа по предмету «Литературное чтение», ЗПР

Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию н...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 А класса на 2018-2019 учебный год 102 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСАВиды речевой и читательской деятельностиУмение слушать (аудирование)Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание с...

Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная  рабочая программа по чтению 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...