Звуки и буквы Х,х
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Данный материал содержит разработку урока по чтению в первом классе. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_h_h_bukvy_h_h_1_klass.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения (чтения) в 1 классе по программе «Школа России»
Тема: Согласные звуки (х), (х'), буквы Х, х
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Триединая цель:
- дидактическая: познакомить учащихся со звуками (х), (х') и буквой Х; формировать умение различать звуки (х), (х'), соотносить звуки и букву, совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами;
- развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, речь учащихся, познавательный интерес;
- воспитательная: воспитывать нравственные качества ученика, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: презентация; буквы Х, х; карточки для обозначения звуков (синяя и зеленая); конверты со словами для парной работы; картинки с изображением животных, буквы на магнитах, алгоритм исследования звука, тетради по чтению, Азбука.
План – конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Оценка результатов деятельности ученика | Примечания |
| Учитель: Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Личностные качества: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация | Примене-ние ИКТ на протяжении всего урока. Слайд 1 | ||
| Зашифровано слово, а какое вам подскажут первые звуки слов предметов, изображенных на этих картинках (на доске картинки с изображением: масло, арбуз, газета, альбом, зонтик, иголка, носки) - Что изображено на первой картинке? (масло) - Какой первый звук? (м) - Какой буквой обозначим?.(эМ) - Что изображено на второй картинке? (арбуз) - Какой первый звук?(а) - Какой буквой обозначим? (А) и т.д. по каждому слову - Какое слово получилось? (магазин) - Что такое магазин? (место где можно приобрести необходимые товары, продукты) - Какие магазины бывают? - Сколько слогов? Почему? - Чем гласный звук отличается от согласного? - Какой первый слог? второй? третий? - Ударение? | Анализировать звуковой состав слова Сравнивать соотносить звук и соответствую-щую ему букву | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу | Самооценка | Картинки с изображе-нием товаров на доске Слайд 2 |
| В магазине можно купить различные продукты: халат, духи, холодильник, халва, орехи, хлопья, горох, (ученики называют по картинкам на слайде). Задание: Какие звуки, чаще всего повторяется в этих словах? (х, х’) - Какой буквой мы обозначим эти звуки? … - Почему у вас возникли затруднения? - Чего мы еще не знаем? | Исследовать ситуации, требующие сравнения звуков и букв, которыми они обозначаются Прогнозировать результат своей работы | Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию | Слайд 3 | |
| - Какая же тема нашего урока? (Тема урока появляется на доске: Звуки х, х’. Буквы Х,х.) - Какие цели поставим? Чему хотите научиться? - Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих целей? Откуда вы можете об этом узнать? - Я хочу предложить самый интересный способ узнать что - либо новое – исследование, но его мы проведем чуть позже, т. к. имеющихся у нас знаний недостаточно. | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока | Тема урока записана на доске | ||
| Мы определили с вами цель и для ее достижения выполним задание… - Посмотрите на доску. Что изображено? (схемы слов) - Что вы можете сказать об этих словах не зная их? (одно слово односложное, другое двухсложное, ударение) - Чтобы узнать, что это за слова, отгадайте загадки: Мягкий, пышный и душистый, По ходу работа в тетрадях по чтению - Сколько слогов? Почему? Назовите гласные. - Выделите первый звук в слове хлеб (х) - Давайте проведем исследование звука. Что нам понадобится? (алгоритм изучения звука - на доске появляется) - Какой он? (согласный, твердый, глухой, непарный) Висит дед в скорлупу одет. (орехи) - Сколько слогов? Почему? Назовите гласные. - Назовите первый слог? второй? третий? - Выделите четвертый звук в слове орехи (х’) - Проведем исследование звука. Какой он? (согласный, мягкий, глухой, непарный) -Итак, какие звуки мы выделили? Дайте характеристику звуку х, х’
Просмотр видеоролика - Какие слова со звуками х, х’ запомнили? - Потренируемся в распознавании звуков х. х’ Игра «Твердый - мягкий» (учитель называет слова, а ученики показывают какой звук: твердый – синий, мягкий - зеленый)
Слова: халат, петух, духи, холодильник, халва, орехи, хирург, хлопья, горох. физ.минутка | Исследовать звуки и давать им характеристику согласно составленному алгоритму. | Познавательные УУД: умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Фронтальная работа, наблюдение | Создание ситуации успеха для каждого ученика Слайд 4 |
| - Итак, какие звуки мы выделили?? Дайте им характеристику. Какие еще цели мы ставили перед собой? (какой буквой обозначаются) - Звуки х, х’ обозначаются буквой Х. (карточка на доске) - На что похожа? (…) Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. Буква X, ты хохотушка Задание: складывание из счетных палочек буквы Х (в паре) Печатание заглавной и строчной букв Х,х:
- следят глазами; - работа в тетрадях; - самооценка - Возьмите простой карандаш и обведите самые красивые буквы. Поднимите руку кто обвел 1? 2? 3? | Обозначение изученных звуков буквой. Называть, записывать изученную букву | Познавательные УУД: моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения но основе оценки и учета характера сделанных ошибок | Самооценка ученика согласно принятым нормам | Слайд 5 |
| - Какую цель ставили в начале урока? Достигли? - Какой буквой обозначаются звуки х, х’? - А теперь потренируемся читать слоги и слова с буквой Х. - по одному; - хором. | Читать выразительно текст: использовать интонацию Описывать свои наблюдения и переживания Ориентировать-ся в учебнике | Слайд 6 | ||
| Какое слово рассыпалось: Б Е Х Л Чтение стихотворения: Хлеб - Почему прославляет автор хлеб? … Беседа о тех людях, которые трудятся на полях и фермах, обеспечивая жителей города хлебом. Азбука с.162 – 163 (чтение текста и работа над пословицами) | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор) | Буквы на доске Слайд 7 (стих) | ||
3)работа в парах; | - Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли? - Еще мы ставили цель, узнать от чего зависит мягкость и твердость звуков х, х’. Кто хочет потренироваться и научиться лучше распознавать звуки х, х’?
- Вспомним правила работы в парах… Задание: - Прочитайте слова на карточках у вас на столе, обозначьте в каких словах звук х– твердый, в каких – мягкий (проверка, чтение слов) Слова, в которых, звук х – твердый обведите синим цветом, а слова, в которых звук х’ – мягкий – зеленым цветом (проверка) - Проанализируйте внимательно слова и скажите, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков х, х’? (от того какая буква стоит после них: появляется схема на доске) | Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) Включаться в парную работу, связанную с общением. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания Анализировать влияние гласного звука на согласный | Познавательные УУД: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативн6ые УУД: определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения но основе оценки и учета характера сделанных ошибок | Самоконтроль и самопроверка по презентации | Слайд 8 |
|
| Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Отвечать на вопросы учителя. | Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения). | ||
| - Оцените свою работу на уроке и закрасьте букву Х: Зеленым - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Желтый - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Красный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь! | Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке | Метапредметные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Самооценка ученика по принятым формам | Слайд 9 |
Физ.минутка
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает,
Щечки моет
Шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хочет хомка сильно спать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...