Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: «Весёлое путешествие». (УМК «Перспектива»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ситникова Ирина Юрьевна

Цель:

совершенствовать читательские компетенции учащихся, формировать универсальные учебные действия.

Задачи:

- познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами, учить различать жанры;

- совершенствовать навыки читательской деятельности, обогащать словарный запас детей;

- развивать связную речь учащихся, умение строить речевые высказывания, развивать наблюдательность, мышление, память;

- совершенствовать коммуникативные умения и навыки, учить слушать и слышать, высказывать своё отношение, мнение;

- воспитывать любовь к родному слову, уважение к традициям своего народа, внимательное отношение к старшим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №7

 «Русская классическая школа»

Г. Рязани

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе.

Тема: «Весёлое путешествие».

(УМК «Перспектива»)

Разработала:

Ситникова И.Ю.,

учитель начальных классов

2015 год

Тема урока: Весёлое путешествие.

Цель: совершенствовать читательские компетенции учащихся, формировать универсальные учебные действия.

Задачи:

- познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами, учить различать жанры;

- совершенствовать навыки читательской деятельности, обогащать словарный запас детей;

- развивать связную речь учащихся, умение строить речевые высказывания, развивать наблюдательность, мышление, память;

- совершенствовать коммуникативные умения и навыки, учить слушать и слышать, высказывать своё отношение, мнение;

- воспитывать любовь к родному слову, уважение к традициям своего народа, внимательное отношение к старшим.

Оборудование:

- учебная литература (Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012)

 - раздаточный материал для работы в парах;

- ширма для кукольного театра, кукла бабушки;

- компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока.

1. Организация. Настрой на урок.

– Здравствуйте, ребята!  Мы начинаем урок литературного чтения. Как вы думаете, какие умения нам сегодня пригодятся? (Умение выразительно читать, умение думать и отвечать на вопросы, умение поддержать товарища и помочь ему). Конечно! А ещё нам потребуется хорошее настроение, потому что урок наш будет необычным. Мы отправимся сегодня в гости. Прочитайте тему урока («Весёлое путешествие»). (СЛАЙД 1)Но об этом чуть позже…

Начнём, как обычно,  с речевой разминки.

2. Повторение изученного. Выявление затруднения.

 СЛАЙД 2

Работа с перевёртышем (вместо слова «перевёртыш» - 10 пустых клеток).

Как петух в печИ пироги печёт,

Кошка на окошке рубаху шьёт,

Поросёнок в ступе горох толчёт

Конь у крыльца в три копыта бьёт.

Уточка в сапожках избУ метёт.

- Прочитайте медленно жужжащим чтением. Прочитайте, чётко проговаривая каждое слово (по одному).

- Что показалось вам удивительным? С какой интонацией надо прочитать, чтобы лучше передать смысл? (чтение с интонацией удивления, по одному)

- Определите жанр устного народного творчества (Это не может быть загадкой, потому что здесь нет описания какого-нибудь предмета; это не пословица, т.к. пословица – это краткое мудрое изречение; это не сказка, не песня и не загадка. Что же это?) Повторение определений, выявление затруднения, определение задач:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с другими жанрами устного народного творчества

3.  Построение проекта выхода из затруднения:

А) - Чтобы получше познакомиться с жанрами устного народного творчества, мы отправляемся  в деревню Истоки. (СЛАЙД 3) Путь туда неблизкий, дорога дальняя. Поедем на автобусе. Чтобы не скучать, будем смотреть в окно и читать вывески. Умение быстро и безошибочно читать  пригодится нам для решения нашей задачи

Б)  Работа над развитием навыка скорочтения.

(РАБОТА с интерактивным тренажёром «Читаем вывески». Чтение хором.)

4. Реализация построенного проекта:

- Вот и приехали. (СЛАЙД 4) Посмотрите, какой красивый дом. У ворот нас встречает бабушка Настасья. (ИЗ-ЗА ШИРМЫ ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ МУЗЫКУ ВЫХОДИТ БАБУШКА)

- Здравствуйте, гости дорогие! Заходите в избУ, милости просим!

В доме у бабушки много старинных вещей. Назовите те, которые вы знаете. Для чего они нужны? (Ответы детей).

- А ещё у бабушки есть волшебный сундук. Как вы думаете, что там внутри? (ответы детей). Мы проделали большой путь, чтобы получше узнать о секретах устного народного творчества.  С разрешения бабушки аккуратно приподнимем крышку…

(на СЛАЙДЕ появляется надпись)

ПОКИТЕШПЕВЁРТЫРЕШИЗАКИКЛИЧПРИКИГОВОР

Какой здесь беспорядок! От долгого хранения все сокровища перемешались, и теперь непонятно, что тут хранилось. Бабушка расстроилась, ведь старенькая она, одной ей порядок не навести.  Давайте поможем ей.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А) Работа в парах с печатным материалом (НА ДОСКЕ - ПОРЯДОК РАБОТЫ)

- Прочитайте текст.

- С помощью подсказки разгадайте жанр устного народного творчества.

- Подготовьтесь читать вдвоём.

Б)  Физпауза «Русские народные песни».

В) Самопроверка.

- Назовите разгаданное слово. Прочитайте в паре. У кого есть такой же жанр? Прочитайте.

 Попробуйте объяснить, почему этот жанр так называется.

 

Г)  Чтение определений на доске.

Жанры устного народного творчества

  • Заклички (от слова «кликать» - звать) – песенки с призывом о помощи к силам природы, к птицам, к Богу.
  • Потешки (от слова «потешаться» - веселиться) – небольшие весёлые стихотворения, которые сопровождают занятия с ребёнком.
  • Перевёртыши – смешные истории, в которых герои заняты не свойственным им  делом.
  • Приговорки – небольшие стихотворения, которые сопровождают какое-нибудь действие.

На доске появляется расшифрованная надпись:

ПОКИТЕШПЕВЁРТЫРЕШИЗАКИКЛИЧПРИКИГОВОР

ПОКИТЕШ  ПЕВЁРТЫРЕШИ ЗАКИКЛИЧ ПРИКИГОВОР

ПОТЕШКИ  ПЕРЕВЁРТЫШИ  ЗАКЛИЧКИ  ПРИГОВОРКИ

6. Включение в систему знаний и повторение

А) Бабушка Настасья благодарит детей за помощь и переносит обратно в школу.

- Спасибо вам, мои дорогие, что помогли старушке навести порядок. Хочу и я вам помочь домой поскорее добраться. Закройте глазки!

Тритатушки, тритата

Поймал дедушка кота.

Кто за хвост схватился,

В школе очутился!

Б)  Возвращение к первоначальному заданию

- Вот мы и в школе. Благодаря  путешествию в деревню Истоки мы легко справимся с нашей задачей.

- Прочитайте выразительно.

п

е

р

е

в

ё

р

т

ы

ш

Как петух в печИ пироги печёт,

Кошка на окошке рубаху шьёт,

Поросёнок в ступе горох толчёт

Конь у крыльца в три копыта бьёт.

Уточка в сапожках избУ метёт.

- Определите жанр устного народного творчества (Это перевёртыш)

- С какими новыми жанрами мы познакомились сегодня? (Мы узнали, что такое потешки, заклички, приговорки, перевёртыши)

7.  Рефлексия.

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал….
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

8. Домашнее задание: с.94 – 97, выразительно читать

 2013г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весёлое путешествие

Слайд 2

Как петух в печи пироги печёт, Кошка на окошке рубаху шьёт, Поросёнок в ступе горох толчёт, Конь у крыльца в три копыта бьёт, Уточка в сапожках избу метёт.

Слайд 6

ПОКИТЕШПЕВЁРТЫРЕШИ ЗАКИКЛИЧПРИКИГОВОР

Слайд 7

Порядок работы. Прочитайте текст. С помощью ключа разгадайте жанр устного народного творчества. Подготовьтесь читать вдвоём.

Слайд 8

Жанры устного народного творчества Заклички (от слова «кликать» - звать) – песенки с призывом о помощи к силам природы, к птицам, к Богу. Потешки (от слова «потешаться» - веселиться) – небольшие весёлые стихотворения, которые сопровождают занятия с ребёнком. Перевёртыши – смешные истории, в которых герои заняты не свойственным им делом. Приговорки – небольшие стихотворения, которые сопровождают какое-нибудь действие.

Слайд 9

ПОКИТЕШПЕВЁРТЫРЕШИ ЗАКИКЛИЧПРИКИГОВОР ПОТЕШКИ ПЕРЕВЁРТЫШИ ЗАКЛИЧКИ ПРИГОВОРКИ

Слайд 10

Как петух в печи пироги печёт, Кошка на окошке рубаху шьёт, Поросёнок в ступе горох толчёт, Конь у крыльца в три копыта бьёт, Уточка в сапожках избу метёт. П Е Р Е В Ё Р Т Ы Ш

Слайд 11

1) На сегодняшнем уроке я узнал…. 2) На этом уроке я похвалил бы себя за … 3) После урока мне захотелось… 4) Сегодня я сумел…

Слайд 13

Интернет ресурсы http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//63/889/63889174_1284217608_8b90247f25f6.gif http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=119541188-53-72&n=21



Предварительный просмотр:

1

2

3

4

5

6

7

8

Дождик, дождик, перестань! (1 – З)

Я поеду во Рязань  (2 – А)

С ключиком, с замочком, (3 – К)

С аленьким цветочком! (4 – Л)

А ты, радуга-дуга,  (5 – И)

Отворяй-ка ворота –   (6 – Ч)

Ключиком, замочком, (7 – К)

Аленьким цветочком!  (8 – А)

КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

П

К

А

 

Ай, лады, лады, лады! (2 – О)

Не боимся мы воды,  (3 – Т)

Чисто умываемся,  (4 – Е)

Маме улыбаемся!  (5 – Ш)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

П

К

А

Петушок, петушок, (2 – О)

Подари мне гребешок. (3 – Т)

Ну, пожалуйста, прошу! (4 – Е)

Я кудряшки расчешу. (5 – Ш)

 

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

З

А

 Жаворонки, жавороночки!  (2 – А)

Прилетите к нам, (3 – К)

Принесите нам  (4 – Л)

Лето тёплое,  (5 – И)

Унесите от нас  (6 – Ч)

Зиму холодную!  (7 – К)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

Р

И

А

Коршун, коршун, колесом, (4 – Г)

Твои детки за селом  (5 – О)

Тебе кричат:  (6 – В)

- Не таскай цыплят,  (7 – О)

А летай кругом –   (8 – Р)

Над зелёным лугом.  (9 – К)

КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

Р

И

Г

К

А

Сорока-белобока!  (5 – О)

 Научи меня летать  (6 – В)

Ни высоко, ни далёко,  (7 – О)

Чтобы солнышко видать.  (8 – Р)

КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

З

А

А

Дождик, дождик,  (3 – К)

Дождик, лей!  (4 – Л)

Нам с тобою веселей!  (5 – И)

Не боимся сырости,  (6 – Ч)

Только лучше вырастем!  (7 – К)

КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

Е

У Алёнки в гостях   (3 – Р)

Два цыплёнка в лаптях.  (4 – Е)

Петушок в сапожках,  (5 – В)

Курочка в серёжках,  (6 – Ё)

Селезень в кафтане,  (7 – Р)

Утка в сарафане.  (8 – Т)

А корова в юбке,  (9 – Ы)

В тёплом полушубке.  (10 – Ш)

КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

Е

Т

Ы

Ш

По синю морю корабль бежит,  (3 – Р)

Серый волк на носу стоит,  (4 – Е)

А медведь паруса крепит.  (5 – В)

Заюшка кораблик за верёвку ведёт,  (6 – Ё)

Лисичка из-за кустика хитро глядит.  (7 -  Р)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши

1

2

3

4

5

6

7

8

З

А

К

Л

Радуга-дуга,  (5 – И)

Не давай дождя,  (6 – Ч)

Давай солнышка  (7 – К)

Из-под облышка.  (8 – А)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

Р

И

Г

К

А

Бабочка-коробочка,  (5 – О)

Полети на облачко,  (6 – В)

Там твои детки –   (7 – О)

На берёзовой ветке.  (8 – Р)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

П

Шла лисичка по мосту,  (2 – О)

Несла вязанку хворосту,  (3 – Т)

Вытопила баньку,  (4 – Е)

Выкупала Ваньку,  (5 – Ш)

Посадила в уголок,  (6 – К)

Дала сладкий пирожок.  (7 – А)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

Дождик, дождик, перестань! (1 – З)

Я поеду во Рязань  (2 – А)

С ключиком, с замочком, (3 – К)

С аленьким цветочком! (4 – Л)

А ты, радуга-дуга,  (5 – И)

Отворяй-ка ворота –   (6 – Ч)

Ключиком, замочком, (7 – К)

Аленьким цветочком!  (8 – А)

КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

П

К

А

 

Ай, лады, лады, лады! (2 – О)

Не боимся мы воды,  (3 – Т)

Чисто умываемся,  (4 – Е)

Маме улыбаемся!  (5 – Ш)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

П

К

А

Петушок, петушок, (2 – О)

Подари мне гребешок. (3 – Т)

Ну, пожалуйста, прошу! (4 – Е)

Я кудряшки расчешу. (5 – Ш)

 

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

З

А

 Жаворонки, жавороночки!  (2 – А)

Прилетите к нам, (3 – К)

Принесите нам  (4 – Л)

Лето тёплое,  (5 – И)

Унесите от нас  (6 – Ч)

Зиму холодную!  (7 – К)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

Р

И

А

Коршун, коршун, колесом, (4 – Г)

Твои детки за селом  (5 – О)

Тебе кричат:  (6 – В)

- Не таскай цыплят,  (7 – О)

А летай кругом –   (8 – Р)

Над зелёным лугом.  (9 – К)

КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

Р

И

Г

К

А

Сорока-белобока!  (5 – О)

 Научи меня летать  (6 – В)

Ни высоко, ни далёко,  (7 – О)

Чтобы солнышко видать.  (8 – Р)

КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

З

А

А

Дождик, дождик,  (3 – К)

Дождик, лей!  (4 – Л)

Нам с тобою веселей!  (5 – И)

Не боимся сырости,  (6 – Ч)

Только лучше вырастем!  (7 – К)

КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

Е

У Алёнки в гостях   (3 – Р)

Два цыплёнка в лаптях.  (4 – Е)

Петушок в сапожках,  (5 – В)

Курочка в серёжках,  (6 – Ё)

Селезень в кафтане,  (7 – Р)

Утка в сарафане.  (8 – Т)

А корова в юбке,  (9 – Ы)

В тёплом полушубке.  (10 – Ш)

КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

Е

Т

Ы

Ш

По синю морю корабль бежит,  (3 – Р)

Серый волк на носу стоит,  (4 – Е)

А медведь паруса крепит.  (5 – В)

Заюшка кораблик за верёвку ведёт,  (6 – Ё)

Лисичка из-за кустика хитро глядит.  (7 -  Р)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши

1

2

3

4

5

6

7

8

З

А

К

Л

Радуга-дуга,  (5 – И)

Не давай дождя,  (6 – Ч)

Давай солнышка  (7 – К)

Из-под облышка.  (8 – А)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

П

Р

И

Г

К

А

Бабочка-коробочка,  (5 – О)

Полети на облачко,  (6 – В)

Там твои детки –   (7 – О)

На берёзовой ветке.  (8 – Р)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.

1

2

3

4

5

6

7

П

Шла лисичка по мосту,  (2 – О)

Несла вязанку хворосту,  (3 – Т)

Вытопила баньку,  (4 – Е)

Выкупала Ваньку,  (5 – Ш)

Посадила в уголок,  (6 – К)

Дала сладкий пирожок.  (7 – А)

КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс УМК ШКОЛА РОССИИ

Тема: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели: Познакомить учащихся с краткой биографией Л.Н. Толстого и его басней «Старый дед и внучек». Донести до осознания детей, что семья ...

Конспект открытого урока по окружающему миру 1 класс Тема: «Как путешествует письмо»

Конспект открытого урока по окружающему миру1 класс Тема: «Как путешествует письмо»...