Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: «Весёлое путешествие». (УМК «Перспектива»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цель:
совершенствовать читательские компетенции учащихся, формировать универсальные учебные действия.
Задачи:
- познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами, учить различать жанры;
- совершенствовать навыки читательской деятельности, обогащать словарный запас детей;
- развивать связную речь учащихся, умение строить речевые высказывания, развивать наблюдательность, мышление, память;
- совершенствовать коммуникативные умения и навыки, учить слушать и слышать, высказывать своё отношение, мнение;
- воспитывать любовь к родному слову, уважение к традициям своего народа, внимательное отношение к старшим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_k_attestatsii.doc | 52.5 КБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.ppt | 2.32 МБ |
kartochki_s_zadaniyami.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа №7
«Русская классическая школа»
Г. Рязани
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе.
Тема: «Весёлое путешествие».
(УМК «Перспектива»)
Разработала:
Ситникова И.Ю.,
учитель начальных классов
2015 год
Тема урока: Весёлое путешествие.
Цель: совершенствовать читательские компетенции учащихся, формировать универсальные учебные действия.
Задачи:
- познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами, учить различать жанры;
- совершенствовать навыки читательской деятельности, обогащать словарный запас детей;
- развивать связную речь учащихся, умение строить речевые высказывания, развивать наблюдательность, мышление, память;
- совершенствовать коммуникативные умения и навыки, учить слушать и слышать, высказывать своё отношение, мнение;
- воспитывать любовь к родному слову, уважение к традициям своего народа, внимательное отношение к старшим.
Оборудование:
- учебная литература (Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012)
- раздаточный материал для работы в парах;
- ширма для кукольного театра, кукла бабушки;
- компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока.
1. Организация. Настрой на урок.
– Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок литературного чтения. Как вы думаете, какие умения нам сегодня пригодятся? (Умение выразительно читать, умение думать и отвечать на вопросы, умение поддержать товарища и помочь ему). Конечно! А ещё нам потребуется хорошее настроение, потому что урок наш будет необычным. Мы отправимся сегодня в гости. Прочитайте тему урока («Весёлое путешествие»). (СЛАЙД 1)Но об этом чуть позже…
Начнём, как обычно, с речевой разминки.
2. Повторение изученного. Выявление затруднения.
СЛАЙД 2
Работа с перевёртышем (вместо слова «перевёртыш» - 10 пустых клеток).
Как петух в печИ пироги печёт,
Кошка на окошке рубаху шьёт,
Поросёнок в ступе горох толчёт
Конь у крыльца в три копыта бьёт.
Уточка в сапожках избУ метёт.
- Прочитайте медленно жужжащим чтением. Прочитайте, чётко проговаривая каждое слово (по одному).
- Что показалось вам удивительным? С какой интонацией надо прочитать, чтобы лучше передать смысл? (чтение с интонацией удивления, по одному)
- Определите жанр устного народного творчества (Это не может быть загадкой, потому что здесь нет описания какого-нибудь предмета; это не пословица, т.к. пословица – это краткое мудрое изречение; это не сказка, не песня и не загадка. Что же это?) Повторение определений, выявление затруднения, определение задач:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с другими жанрами устного народного творчества
3. Построение проекта выхода из затруднения:
А) - Чтобы получше познакомиться с жанрами устного народного творчества, мы отправляемся в деревню Истоки. (СЛАЙД 3) Путь туда неблизкий, дорога дальняя. Поедем на автобусе. Чтобы не скучать, будем смотреть в окно и читать вывески. Умение быстро и безошибочно читать пригодится нам для решения нашей задачи
Б) Работа над развитием навыка скорочтения.
(РАБОТА с интерактивным тренажёром «Читаем вывески». Чтение хором.)
4. Реализация построенного проекта:
- Вот и приехали. (СЛАЙД 4) Посмотрите, какой красивый дом. У ворот нас встречает бабушка Настасья. (ИЗ-ЗА ШИРМЫ ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ МУЗЫКУ ВЫХОДИТ БАБУШКА)
- Здравствуйте, гости дорогие! Заходите в избУ, милости просим!
В доме у бабушки много старинных вещей. Назовите те, которые вы знаете. Для чего они нужны? (Ответы детей).
- А ещё у бабушки есть волшебный сундук. Как вы думаете, что там внутри? (ответы детей). Мы проделали большой путь, чтобы получше узнать о секретах устного народного творчества. С разрешения бабушки аккуратно приподнимем крышку…
(на СЛАЙДЕ появляется надпись)
ПОКИТЕШПЕВЁРТЫРЕШИЗАКИКЛИЧПРИКИГОВОР
Какой здесь беспорядок! От долгого хранения все сокровища перемешались, и теперь непонятно, что тут хранилось. Бабушка расстроилась, ведь старенькая она, одной ей порядок не навести. Давайте поможем ей.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
А) Работа в парах с печатным материалом (НА ДОСКЕ - ПОРЯДОК РАБОТЫ)
- Прочитайте текст.
- С помощью подсказки разгадайте жанр устного народного творчества.
- Подготовьтесь читать вдвоём.
Б) Физпауза «Русские народные песни».
В) Самопроверка.
- Назовите разгаданное слово. Прочитайте в паре. У кого есть такой же жанр? Прочитайте.
Попробуйте объяснить, почему этот жанр так называется.
Г) Чтение определений на доске.
Жанры устного народного творчества
- Заклички (от слова «кликать» - звать) – песенки с призывом о помощи к силам природы, к птицам, к Богу.
- Потешки (от слова «потешаться» - веселиться) – небольшие весёлые стихотворения, которые сопровождают занятия с ребёнком.
- Перевёртыши – смешные истории, в которых герои заняты не свойственным им делом.
- Приговорки – небольшие стихотворения, которые сопровождают какое-нибудь действие.
На доске появляется расшифрованная надпись:
ПОКИТЕШПЕВЁРТЫРЕШИЗАКИКЛИЧПРИКИГОВОР
ПОКИТЕШ ПЕВЁРТЫРЕШИ ЗАКИКЛИЧ ПРИКИГОВОР
ПОТЕШКИ ПЕРЕВЁРТЫШИ ЗАКЛИЧКИ ПРИГОВОРКИ
6. Включение в систему знаний и повторение
А) Бабушка Настасья благодарит детей за помощь и переносит обратно в школу.
- Спасибо вам, мои дорогие, что помогли старушке навести порядок. Хочу и я вам помочь домой поскорее добраться. Закройте глазки!
Тритатушки, тритата
Поймал дедушка кота.
Кто за хвост схватился,
В школе очутился!
Б) Возвращение к первоначальному заданию
- Вот мы и в школе. Благодаря путешествию в деревню Истоки мы легко справимся с нашей задачей.
- Прочитайте выразительно.
п | е | р | е | в | ё | р | т | ы | ш |
Как петух в печИ пироги печёт,
Кошка на окошке рубаху шьёт,
Поросёнок в ступе горох толчёт
Конь у крыльца в три копыта бьёт.
Уточка в сапожках избУ метёт.
- Определите жанр устного народного творчества (Это перевёртыш)
- С какими новыми жанрами мы познакомились сегодня? (Мы узнали, что такое потешки, заклички, приговорки, перевёртыши)
7. Рефлексия.
- Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал….
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
8. Домашнее задание: с.94 – 97, выразительно читать
2013г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как петух в печи пироги печёт, Кошка на окошке рубаху шьёт, Поросёнок в ступе горох толчёт, Конь у крыльца в три копыта бьёт, Уточка в сапожках избу метёт.
ПОКИТЕШПЕВЁРТЫРЕШИ ЗАКИКЛИЧПРИКИГОВОР
Порядок работы. Прочитайте текст. С помощью ключа разгадайте жанр устного народного творчества. Подготовьтесь читать вдвоём.
Жанры устного народного творчества Заклички (от слова «кликать» - звать) – песенки с призывом о помощи к силам природы, к птицам, к Богу. Потешки (от слова «потешаться» - веселиться) – небольшие весёлые стихотворения, которые сопровождают занятия с ребёнком. Перевёртыши – смешные истории, в которых герои заняты не свойственным им делом. Приговорки – небольшие стихотворения, которые сопровождают какое-нибудь действие.
ПОКИТЕШПЕВЁРТЫРЕШИ ЗАКИКЛИЧПРИКИГОВОР ПОТЕШКИ ПЕРЕВЁРТЫШИ ЗАКЛИЧКИ ПРИГОВОРКИ
Как петух в печи пироги печёт, Кошка на окошке рубаху шьёт, Поросёнок в ступе горох толчёт, Конь у крыльца в три копыта бьёт, Уточка в сапожках избу метёт. П Е Р Е В Ё Р Т Ы Ш
1) На сегодняшнем уроке я узнал…. 2) На этом уроке я похвалил бы себя за … 3) После урока мне захотелось… 4) Сегодня я сумел…
Интернет ресурсы http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//63/889/63889174_1284217608_8b90247f25f6.gif http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=119541188-53-72&n=21
Предварительный просмотр:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Дождик, дождик, перестань! (1 – З)
Я поеду во Рязань (2 – А)
С ключиком, с замочком, (3 – К)
С аленьким цветочком! (4 – Л)
А ты, радуга-дуга, (5 – И)
Отворяй-ка ворота – (6 – Ч)
Ключиком, замочком, (7 – К)
Аленьким цветочком! (8 – А)
КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
П | К | А |
Ай, лады, лады, лады! (2 – О)
Не боимся мы воды, (3 – Т)
Чисто умываемся, (4 – Е)
Маме улыбаемся! (5 – Ш)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
П | К | А |
Петушок, петушок, (2 – О)
Подари мне гребешок. (3 – Т)
Ну, пожалуйста, прошу! (4 – Е)
Я кудряшки расчешу. (5 – Ш)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
З | А |
Жаворонки, жавороночки! (2 – А)
Прилетите к нам, (3 – К)
Принесите нам (4 – Л)
Лето тёплое, (5 – И)
Унесите от нас (6 – Ч)
Зиму холодную! (7 – К)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
П | Р | И | А |
Коршун, коршун, колесом, (4 – Г)
Твои детки за селом (5 – О)
Тебе кричат: (6 – В)
- Не таскай цыплят, (7 – О)
А летай кругом – (8 – Р)
Над зелёным лугом. (9 – К)
КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
П | Р | И | Г | К | А |
Сорока-белобока! (5 – О)
Научи меня летать (6 – В)
Ни высоко, ни далёко, (7 – О)
Чтобы солнышко видать. (8 – Р)
КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
З | А | А |
Дождик, дождик, (3 – К)
Дождик, лей! (4 – Л)
Нам с тобою веселей! (5 – И)
Не боимся сырости, (6 – Ч)
Только лучше вырастем! (7 – К)
КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
П | Е |
У Алёнки в гостях (3 – Р)
Два цыплёнка в лаптях. (4 – Е)
Петушок в сапожках, (5 – В)
Курочка в серёжках, (6 – Ё)
Селезень в кафтане, (7 – Р)
Утка в сарафане. (8 – Т)
А корова в юбке, (9 – Ы)
В тёплом полушубке. (10 – Ш)
КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
П | Е | Т | Ы | Ш |
По синю морю корабль бежит, (3 – Р)
Серый волк на носу стоит, (4 – Е)
А медведь паруса крепит. (5 – В)
Заюшка кораблик за верёвку ведёт, (6 – Ё)
Лисичка из-за кустика хитро глядит. (7 - Р)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
З | А | К | Л |
Радуга-дуга, (5 – И)
Не давай дождя, (6 – Ч)
Давай солнышка (7 – К)
Из-под облышка. (8 – А)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
П | Р | И | Г | К | А |
Бабочка-коробочка, (5 – О)
Полети на облачко, (6 – В)
Там твои детки – (7 – О)
На берёзовой ветке. (8 – Р)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
П |
Шла лисичка по мосту, (2 – О)
Несла вязанку хворосту, (3 – Т)
Вытопила баньку, (4 – Е)
Выкупала Ваньку, (5 – Ш)
Посадила в уголок, (6 – К)
Дала сладкий пирожок. (7 – А)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Дождик, дождик, перестань! (1 – З)
Я поеду во Рязань (2 – А)
С ключиком, с замочком, (3 – К)
С аленьким цветочком! (4 – Л)
А ты, радуга-дуга, (5 – И)
Отворяй-ка ворота – (6 – Ч)
Ключиком, замочком, (7 – К)
Аленьким цветочком! (8 – А)
КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
П | К | А |
Ай, лады, лады, лады! (2 – О)
Не боимся мы воды, (3 – Т)
Чисто умываемся, (4 – Е)
Маме улыбаемся! (5 – Ш)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
П | К | А |
Петушок, петушок, (2 – О)
Подари мне гребешок. (3 – Т)
Ну, пожалуйста, прошу! (4 – Е)
Я кудряшки расчешу. (5 – Ш)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
З | А |
Жаворонки, жавороночки! (2 – А)
Прилетите к нам, (3 – К)
Принесите нам (4 – Л)
Лето тёплое, (5 – И)
Унесите от нас (6 – Ч)
Зиму холодную! (7 – К)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
П | Р | И | А |
Коршун, коршун, колесом, (4 – Г)
Твои детки за селом (5 – О)
Тебе кричат: (6 – В)
- Не таскай цыплят, (7 – О)
А летай кругом – (8 – Р)
Над зелёным лугом. (9 – К)
КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
П | Р | И | Г | К | А |
Сорока-белобока! (5 – О)
Научи меня летать (6 – В)
Ни высоко, ни далёко, (7 – О)
Чтобы солнышко видать. (8 – Р)
КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
З | А | А |
Дождик, дождик, (3 – К)
Дождик, лей! (4 – Л)
Нам с тобою веселей! (5 – И)
Не боимся сырости, (6 – Ч)
Только лучше вырастем! (7 – К)
КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
П | Е |
У Алёнки в гостях (3 – Р)
Два цыплёнка в лаптях. (4 – Е)
Петушок в сапожках, (5 – В)
Курочка в серёжках, (6 – Ё)
Селезень в кафтане, (7 – Р)
Утка в сарафане. (8 – Т)
А корова в юбке, (9 – Ы)
В тёплом полушубке. (10 – Ш)
КЛЮЧ: В таблице вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
П | Е | Т | Ы | Ш |
По синю морю корабль бежит, (3 – Р)
Серый волк на носу стоит, (4 – Е)
А медведь паруса крепит. (5 – В)
Заюшка кораблик за верёвку ведёт, (6 – Ё)
Лисичка из-за кустика хитро глядит. (7 - Р)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
З | А | К | Л |
Радуга-дуга, (5 – И)
Не давай дождя, (6 – Ч)
Давай солнышка (7 – К)
Из-под облышка. (8 – А)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
П | Р | И | Г | К | А |
Бабочка-коробочка, (5 – О)
Полети на облачко, (6 – В)
Там твои детки – (7 – О)
На берёзовой ветке. (8 – Р)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
П |
Шла лисичка по мосту, (2 – О)
Несла вязанку хворосту, (3 – Т)
Вытопила баньку, (4 – Е)
Выкупала Ваньку, (5 – Ш)
Посадила в уголок, (6 – К)
Дала сладкий пирожок. (7 – А)
КЛЮЧ: В таблицу вставь под каждой цифрой нужную букву. Запиши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема: С. Есенин. Поёт зима аукает....
Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"
Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс ТЕМА: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»
А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»...
План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...
И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"
Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...
Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс УМК ШКОЛА РОССИИ
Тема: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели: Познакомить учащихся с краткой биографией Л.Н. Толстого и его басней «Старый дед и внучек». Донести до осознания детей, что семья ...
Конспект открытого урока по окружающему миру 1 класс Тема: «Как путешествует письмо»
Конспект открытого урока по окружающему миру1 класс Тема: «Как путешествует письмо»...