Конспект урока "Произведения выдающихся представителей русской литературы С.Есенин "Береза". Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке "Береза"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и ИЗО
Тема: «Произведения выдающихся представителей русской литературы: С.Есенин «Берёза»; Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла
в рисунке берёзы».
(2 класс, образовательная система «Школа России»)
(с использованием мультимедийных средств)
Выполнила: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Мальцева И.Н.
Цель урока: Раскрытие образа берёзы посредством художественно-литературного слова и изобразительных средств.
Планируемый результат:
Предметные:
- Знать русских поэтов
- Уметь определять последовательность в произведении.
- Уметь сравнивать разные художественные произведения на одну тему
- Уметь выделять ударные слоги
- Уметь изобразить образ березы при помощи акварели
Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
Тип урока: интегрированный
Ведущий метод: продуктивный
Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс под редакцией Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкого; слайды; фонограмма песни «Во поле берёза стояла»; творческие работы учащихся; альбом; гуашь.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)
- Актуализация знаний учащихся
- С творчеством, какого поэта мы познакомились на предыдущем уроке?
Слайд 2 (портрет С.Есенина)
- Опрос домашнего задания.
- Обратите внимание на иллюстрации к стихотворению С.Есенина «Поёт зима -аукает», которые вы подготовили дома.
беседа по рисункам:
- Как вы думаете, соответствуют ли данные иллюстрации стихотворению Есенина? (Да, соответствуют – изображен зимний лес, воробьи у замерзшего окна, …)
- Подберите строчки из стихотворения к первой иллюстрации. (Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает…)
- Как изобразила Катя «мохнатый лес», какие деревья здесь присутствуют? (Сосны, ели, березы…)
- Да, даже в сосновом или еловом лесу встречаются другие деревья – об одном из которых пойдет речь на нашем уроке.
- Кто желает рассказать стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает» наизусть?
(выразительное чтение стихотворения наизусть по цепочке – 2-3 чел)
Проверка Д.З. показала, что вы хорошо знаете текст стихотворения и умеете ориентироваться в его содержании.
- Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок – мы продолжим изучение творчества Есенина и проиллюстрируем данное произведение. А название этого произведения вы скажете сами.
- Подготовка к восприятию нового.
- Посмотрите на эти картины природы. Слайд 3
Что изображено на иллюстрациях? (природа зимой)
- Одно из этих деревьев стало символом России, многие поэты и писатели
обращались к её образу, называя русской красавицей.
О нём сложено много песен, былин, сказок, стихотворений. Оно – символ женственности и плодородия у многих народов.
Найдите название этого дерева в разноцветном списке деревьев. Слайд 4 (названия деревьев)
- С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? Слайд 5 (берёза, Есенин)
Россия всегда ассоциировалась с берёзой.
На «зелёные святки» в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали их бусами и платками для помощи, чтобы быстрее выйти замуж. Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «Я пойду, пойду, погуляю, белую берёзу «заламаю»
Девушки водили хоровод под эту песню и плели венки из берёзовых веточек.
На фоне мелодии песни «Во поле берёза стояла…» проводится беседа:
- Берёзу считают русским деревом. Её часто называют нежными, женственными словами. Слайд 6 (матушка берёза, красавица леса, белоствольная красавица,)
- Сейчас мы с вами сплетём венок, но не из цветов и берёзовых листочков, а из эпитетов.
Берёза какая? (белая, стройная, кудрявая, нежная, тонкая, белоствольная, грустная, застенчивая, задумчивая, плакучая)
Посмотрите, какой венок из эпитетов у нас получился. Слайд 7 (эпитеты)
Многие художники с удовольствием изображают березы на своих полотнах. Например, Слайд 8 (Репродукции картин с изображением берёз)
Кто помнит, каким цветом было выделено слово «береза» в нашем разноцветном списке деревьев? (белым).
- Как вы думаете, почему? (у берёзы ствол белый)
Обратите внимание, какие краски использует художник для передачи цвета ствола дерева, веток (оттенки серого, черный, белый, оттенки коричневого) Это вам пригодится, в процессе рисования березы на уроке.
Создать образ березы можно не только красками, но и выразительным словом.
Физминутка для глаз.
- Работа со стихотворением С.Есенина «Берёза»
Сядьте удобно, закройте глаза. Послушайте, как описывает берёзу С.Есенин в своём стихотворении.
(чтение стихотворения учителем)
- Какие картины вы себе представили? (Береза в снегу, снег переливается, блестит на солнце, пушистые ветки от снега…)
Построфное чтение стихотворения учениками:
- Уточним детали, которые помогли автору наиболее точно передать внешнее описание дерева.
Откройте учебники с. 196. Прочитайте 1 строфу стихотворения.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
- Почему берёза «принакрылась» снегом, а не «накрылась», не «закрылась»
Слайд 9 (принакрылась снегом) (слегка припорошена, снег легкий, пушистый…)
- Как красками покажете, что береза принакрылась снегом? (снег неровный, ветки в снегу не полностью, точечное изображение снежинок, с промежутками…)
- Кого напоминает берёза? (берёзу автор сравнивает с человеком, женщиной, которая накинула на себя что-то вроде пуховой шали или платка)
- С чем сравнивается снег? (снег сравнивается с серебром, так как он блестит, переливается).
- Красива ли берёза в серебряном снегу? (Очень)
-Мы можем сказать, что берёза, как девушка принарядилась, принакрывшись снегом.
Физминутка
(дети поют караоке на песню «Во поле берёза стояла», выполняя плавное
покачивание)
- Прочитайте 2 строфу стихотворения
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
- Что напоминает снег на ветках, с чем поэт его сравнивает? (снег похож на кайму, на бахрому)
- Что такое кайма? Бахрома? Слайд 10, 11.
По определению в словаре С.И. Ожегова: ( Демонстрация словаря)
(Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома – тесьма, для обшивки чего-либо, ряд свободно свисающих кистей, нитей.)
- Как вы заметили на слайдах, кайма и бахрома – это украшения не только одежды, но и посуды, домов и других предметов окружающей обстановки.
Берёза у Есенина – это девушка, которая принарядилась, набросив на себя красивый платок с блестящей каймой и белой бахромой.
Под снежной каймой автор подразумевает заснеженные ветки, а белая бахрома – небольшие веточки на больших ветвях. Слайд 12 (веточка берёзы с «бахромой»)
Обратите внимание, как будете рисовать ветки березы по отношению к стволу, к другим веткам? Слайд 13
- Как нарисуете снежную кайму и бахрому? (кайму – в виде сплошной белой полосы; бахрому – прерывистыми, неровными, свисающими вниз пушистыми тоненькими линиями).
- Прочитайте 3 строфу стихотворения
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
- Как вы понимаете данные выражения? Слайд 14
(сонной тишине горят снежинки золотом огне)
(В сонной тишине – вокруг ни звука, ни движения, полный покой.
Горят снежинки – горят, значит, сверкают; золотой огонь – солнечный свет)
- Тишину можно передать словом, прочувствовать, но очень сложно нарисовать. Поэтому в вашей работе будет изображен только образ одинокой березы.
Есенин, полюбовавшись ветками, описывает всё дерево.
-Прочитайте 4 строфу стихотворения
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
На протяжении всего стихотворения поэт сравнивает снег с серебром и золотом.
- Чем золото отличается от серебра? (Цветом) Слайд 15
- Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото? (в разное время суток, при разном освещении)
- В первой строфе снег похож на серебро. В третьей – на золото. В четвёртой снег опять уподобляется серебру.
- Какие краски вы возьмете, если захотите показать золотые или серебристые отблески и переливы? (желтая, красная, белая)
- Как вы понимаете выражение «заря… обсыпает ветки новым серебром» (заря изменяет цвет снега на ветках). Слайд 16(берёза на заре)
5. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Есенин описал в своём стихотворении берёзу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня.
- - Каково его отношение к берёзе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении? (Есенин любовался берёзой, восхищался её красотой)
- Практическая работа (рисование березы по представлению) Слайд 2
- Для получения более точного цвета краски используйте палитру, чаще промывайте кисть водой. Помните о том, что гуашь – непрозрачная краска и перекрывает предыдущий слой.
Выставка работ
Как вы думаете, какая работа наиболее удачно иллюстрирует описание Есенинской березы.
- Домашнее задание. (На доске)
- Подготовить беглое чтение стихотворения С.Есенина «Береза» (для всех учеников)
- Подумать над интонационным ударением для выразительного чтения стихотворения (для средних и сильных учащихся)
- Сочинить своё четверостишие о берёзе (для сильных учащихся)
- Итог урока.
- Чему научились вы сегодня на уроке? (Передача образа березы словом, красками, звуком…)
- Что запомнилось больше всего?
- Рефлексия.
(Сегодня на уроке я работал …)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе с применением интерактивной доски
Тема: Обучение написанию объяснительной записки. УМК "Гармония" Цели:1.Познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений, учить писать объяс...
Кубановедение « Произведения выдающихся представителей литературы Кубани»
Изучение культуры и истории родного края.Развивать интерес к кубанской литературе, обогащать речь, расширять кругозор учащихся.Воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людя...
Предмет: "Музыкальная литература", 1 год обучения. Кроссворд "Выразительные средства музыки"
Данный кроссворд предназначен для проверки знаний учащихся по теме "Выразительные средства музыки", которые изучают предмет "Музыкальная литература", 1 год обучения....
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему Выдающийся представитель русской литературы А.С.Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный..."
Модель урока литературного чтения во 2 классе. Этот урок является вступительным перед знакомством с творчеством А.С.Пушкина. Материал может быть полезен учителям начальной шко...
Конспект урока по русскому языку на тему "Сравнение как одно из выразительных средств языка"
УМК "Школа России"...
Композитор ИМРЕ КАЛЬМАН. Один из выдающихся представителей классической венской оперетты.
Его величали «Королем оперетты» и «Императором Вены».Про него ещё при жизни говорили, что он принадлежит всему миру.Д.Д. Шостакович называл его гением....
: Конструирование по собственному замыслу (иллюстрирование сказки «Теремок»)
Внеурочное занятие по предмету «Практические занятия с ТИКО – конструктором для объемного моделирования»...