Конспект урока по русскому языку на тему "Сравнение как одно из выразительных средств языка"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 10.04.2019 Школа: 75 Класс: 2 «Б» Кабинет: 5 | ФИО учителя: Никитина С. Ю. ФИО студента: Коновалова Т. В. ФИО методиста: Кондратьева И. И. |
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Сравнение как одно из выразительных средств языка»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать что такое имя прилагательное;
- Уметь определять его в тексте;
- Уметь составлять предложения описательного характера с использованием сравнения;
Личностные:
- проявлять готовность и способность к саморазвитию;
- развитие внимания, воображения;
- воспитание любви и уважения к родному языку
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Школа России, 2 класс 2 часть, презентация, карточки
Этапы урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1.Этап самоопределения к деятельности | 2 мин | - Садитесь. Открывайте рабочие тетради, записываем число. Сегодня 10 апреля, В классе. | Записывают число | |
2. Актуализация знаний Метод орфографический самоконтроль | 5 мин | - На следующей строчке записываем «Словарь:». Я диктую вам слова, а вы их записываете в строчку, и подчеркивайте места, где можно сделать ошибку. Будьте внимательны! Один человек идет писать за доску. (Класс, дежурный, тетрадь, карандаш, ошибка, русский соловей, лягушка, лисица.) - Время истекло. Проверяем! Посмотрите на то, что получилось на доске, и сравните с тем, что получилось у вас. У кого по-другому? - Замечательно! Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки? Вы большие молодцы. Поставьте себе «5» карандашом на полях. У кого 1-2 ошибки ставите «4», у кого 3-4 ошибки ставят «3», у кого больше 4 ставят «2». | Словарная работа Класс, дежурный, тетрадь, карандаш, ошибка, русский соловей, лягушка, лисица Самопроверка Анализируют работы | Р.: анализ, синтез Р.: саморегуляция П.: применение полученных знаний на практике Р.: самопроверка, оценка |
3. Постановка учебной задачи Метод проблемной ситуации Упражнение на сравнение и обобщение | 6 мин | - Ребята, какую большую тему мы изучаем? - Что такое имя прилагательное? - Хорошо. Что мы научились еще определять у прилагательного? - Как это сделать? - Совершенно верно. Сегодня на урок я принесла 2 замечательные коробочки, но чтобы узнать что внутри, посмотрите на слайд. Что вы видите? - чтобы вы могли добавить, чтобы исправить или чтобы стало лучше? - Так, давайте же посмотрим, что у меня есть в первой коробке? (открываю и показываю) - Верно. Ребята, а как ещё человек может нарисовать картину? - Совершенно верно! Словом можно тоже по-разному описать картину. Можно сделать только набросок, а можно составить яркий, красочный и выразительный рассказ. Во второй коробке находятся средства, которые нам в этом помогут. С какими-то мы уже знакомы, а с какими-то нам предстоит познакомиться. (Достаю по одной карточке) - Читаем хором! - Ребята, вы знакомы с этим понятием? - Так, а теперь вот такое понятие! Хором! - А это что такое? - Верно. Ребята, а синонимы и антонимы делают нашу речь более выразительной? - Посмотрите на слайд и найдите все антонимы. Маленькое дело лучше большого безделья. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Легко друга потерять, но трудно найти. - Ребята, а что это за предложения? - А пословицы украшают нашу речь? - Хорошо, посмотрите на слайд, там есть 6 картинок, какие бы вы пары составили и почему? (Цыплёнок, одуванчик, радуга, коромысло, лента, извилистая дорога.) - Верно! То есть мы, таким образом, можем сравнить. Одуванчик словно цыпленок. Можем так сказать? - Такой прием называется сравнение. Предположите тему урока. - Верно, только более полно тема будет звучать так: «Сравнение как одно из выразительных средств языка» - Какую цель мы поставим на урок? - Верно! Молодцы! | - Имя прилагательное. - Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? - Число. - Задать вопрос. Прилагательное в единственном числе отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?, а во множественном - какие? - Серые картинки - Цвет, можно разукрасить их. - Это карандаши и краска. - Словами. Хоровая работа Антонимы! - Да. Антонимы – это противоположные по значению слова. Синонимы! - Это близкие по значению слова. - Да! Маленькое дело лучше большого безделья. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Легко друга потерять, но трудно найти. - Это пословицы. - Да. - Цыпленок и одуванчик, потому что они желтенькие, коромысло похоже на радугу, лента может напоминать извилистую дорогу. - Да! - Сравнение прилагательных. - Научиться пользоваться сравнительным приемом, обогащать нашу речь. | П.: применение полученных знаний на практике П.: поиск и выделение необходимой информации. П.: применение полученных знаний на практике К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами Р.: Целеполагание |
4. Открытие нового знания Практический метод Дидактическая игра Включение практических упражнений Динамическая пауза | 10 мин 1 мин | - Чтобы узнать, что такое сравнение, я предлагаю вам составить определение из мозаики. Для этого вам надо объединиться в группы по 4 человека. Кто составил, покажите свою готовность. - И какое же определение у вас получилось? - Как вы поняли это определение? - А вы можете привести пример? - Хорошо! Молодцы! Посмотрите на слайд, там дано задание. Вам надо найти сравнения. Будем работать по цепочке с первого ряда. Падают, падают листья Льдинки, втыкаясь в сугроб Лужи, как тонкие блюдца, Светятся около троп. На полянке у реки Гордо держат лепестки Как фарфоровые чашки, Белоснежные ромашки. Славная осень здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит Лёд неокрепший на речке студеной, Словно как тающий сахар лежит. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - Молодцы! Вы нашли все сравнения. Вы можете видеть их на слайде, все ли они одинаковые? - А что их делает разными? Посмотрите внимательно. Найдите слова, которые делают сравнения разными. - Верно! А еще кроме этих слов есть такие: точно, будто, как будто. - Сейчас, я предлагаю вам придумать сравнения с каждым словом по картинкам, которые вы можете видеть на экране. (Картинки: зимний пейзаж, листья, цветы и солнце, лес) На задание вам 5 минут. -Проверяем! - Молодцы! У всех разные и интересные получились сравнения. | Работа в группе Составляют мозаику. - Сравнение – слово или выражение, в котором один предмет сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. - Это значит, что одно слово сопоставляется с другим и у этого слова качества лучше выражены. - У меня портфель больше чем у Кати; сегодня день более солнечный, чем вчера; одуванчик желтее, чем цыпленок. - Лужи, как тонкие блюдца - Как фарфоровые чашки, Белоснежные ромашки. - Лёд неокрепший на речке студеной, Словно как тающий сахар лежит. - А по двору метелица Ковром шелковым стелется. - Воробышки игривые, Как детки сиротливые - Нет. - Как, словно. Снежинки, как звезды; листья в луже, как будто кораблики; высокие ели, словно атланты, держат небо, ромашки, будто маленькие солнышки. | Р.: анализ, синтез П.: поиск и выделение необходимой информации К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами П.: применение знаний на практике Лог.: синтез П.: применение знаний на практике |
5. Первичное закрепление Включение практических упражнений | 7 мин | - Теперь я предлагаю вам сравнить вот эти слова. И составить из них предложения с сравнением, как мы делали в прошлом задании. Работаем устно, в парах. На работу у вас 5 минут. Вата, зонт, бусинки, зеркало, подсолнух , яблоко, кораблик, вертолёт. Снег, гриб, ландыш, речка, солнце, снегири листик, стрекоза , звезда. - Проверяем! - Какие замечательные предложения у вас получились! | Работа в парах Вата словно снег покрывает поле. Гриб как зонт спасает от дождя муравьев. Звезды как будто бусинки, рассыпанные по небу. В реке как в зеркале блестит отражение леса. Подсолнух словно солнце, сияет над полем. Грудка у снегиря, как красное яблочко горит. Листик, словно кораблик, плывет по луже. Стрекоза точно вертолет летит по небу. | К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | 5 мин | - сейчас я хочу предложить вам выполнить творческую работу. Каждый будет работать самостоятельно. На карточках. Вам надо дополнить текст, сравнениями используя слова, помощники о которых мы сегодня узнали. Давайте еще раз их перечислим. - Молодцы! На задание вам 4 минуты. - Время истекло, сдаем работы с последних парт на первые. Я уверена, у вас получились замечательные предложения. Завтра я раздам карточки и вы сможете посмотреть оценки. | Самостоятельная работа - Словно, как, как будто, будто, точно. Дополни текст сравнениями. Используй слова-помощники. Хороша весна в лесу! Ярко светит солнце___________________ Лёгкие облака __________________________ украшают небо. Слышна чудесная трель птиц_________________________ Смолой пахнут душистые почки. Появилась молодая травка_______________________________ Выглянул голубенький подснежник___________________ С пригорка зажурчал говорливый ручеёк_________________ Весёлый и радостный лес весной! | Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил. П.: применение знаний на практике |
7. Включение в систему знаний Практический метод Упражнения, Анализ предложения | 3 мин | - Домашнее задание: вам надо составить 5 предложений объединенных одной мыслью. Что это? - Верно. Вам надо составить текст из 5 предложений, используя сравнения. Записываем предложение в тетрадь. - А сейчас я предлагаю вам нарисовать ваше настроение на маленьком листочке и написать к нему одно предложение со сравнением. Например, Мое настроение стало, как будто лучше. -Сдаем листочки. | - Текст. Выполняют задание | Лог.: анализ Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил. П.: применение полученных знаний на практике |
8. Рефлексия деятельности | 1 мин | - Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили? - Какие цели мы ставили на урок? - Достигли ли мы цели? - Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать. - Урок окончен. | - Сравнение как одно из выразительных средств языка - Научиться пользоваться сравнительным приемом, обогащать нашу речь. - Да. | Л.: смыслообразование Р.: оценка |
Предварительный просмотр:
Хороша весна в лесу! Ярко светит солнце___________________ Лёгкие облака __________________________ украшают небо. Слышна чудесная трель птиц_________________________ Смолой пахнут душистые почки. Появилась молодая травка_______________________________ Выглянул голубенький подснежник___________________ С пригорка зажурчал говорливый ручеёк_________________ Весёлый и радостный лес весной! ФИ______________________________ | Хороша весна в лесу! Ярко светит солнце___________________ Лёгкие облака __________________________ украшают небо. Слышна чудесная трель птиц_________________________ Смолой пахнут душистые почки. Появилась молодая травка_______________________________ Выглянул голубенький подснежник___________________ С пригорка зажурчал говорливый ручеёк_________________ Весёлый и радостный лес весной! ФИ______________________________ |
Хороша весна в лесу! Ярко светит солнце___________________ Лёгкие облака __________________________ украшают небо. Слышна чудесная трель птиц_________________________ Смолой пахнут душистые почки. Появилась молодая травка_______________________________ Выглянул голубенький подснежник___________________ С пригорка зажурчал говорливый ручеёк_________________ Весёлый и радостный лес весной! ФИ______________________________ | Хороша весна в лесу! Ярко светит солнце___________________ Лёгкие облака __________________________ украшают небо. Слышна чудесная трель птиц_________________________ Смолой пахнут душистые почки. Появилась молодая травка_______________________________ Выглянул голубенький подснежник___________________ С пригорка зажурчал говорливый ручеёк_________________ Весёлый и радостный лес весной! ФИ______________________________ |
Хороша весна в лесу! Ярко светит солнце___________________ Лёгкие облака __________________________ украшают небо. Слышна чудесная трель птиц_________________________ Смолой пахнут душистые почки. Появилась молодая травка_______________________________ Выглянул голубенький подснежник___________________ С пригорка зажурчал говорливый ручеёк_________________ Весёлый и радостный лес весной! ФИ______________________________ | Хороша весна в лесу! Ярко светит солнце___________________ Лёгкие облака __________________________ украшают небо. Слышна чудесная трель птиц_________________________ Смолой пахнут душистые почки. Появилась молодая травка_______________________________ Выглянул голубенький подснежник___________________ С пригорка зажурчал говорливый ручеёк_________________ Весёлый и радостный лес весной! ФИ______________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка
Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка Программы, учебники и методические рекомендации для 3 класса способствуют обогащению словаря и речевой ку...
Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение
Цель урока :-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Родной язык – средство общения" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "Родной язык – средство общения" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»
Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...