Конспект урока по русскому языку на тему "Сравнение как одно из выразительных средств языка"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie.docx32.37 КБ
Файл proverochnaya.docx12.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.2019

Школа: 75

Класс: 2 «Б»

Кабинет: 5

ФИО учителя: Никитина С. Ю.

ФИО студента: Коновалова Т. В.

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Сравнение как одно из выразительных средств языка»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать что такое имя прилагательное;
  • Уметь определять его в тексте;
  • Уметь составлять предложения описательного характера с использованием сравнения;

Личностные:

  • проявлять готовность и способность к саморазвитию;
  • развитие  внимания, воображения;
  • воспитание любви и уважения к родному языку

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Школа России, 2 класс 2 часть, презентация, карточки

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

2 мин

- Садитесь. Открывайте рабочие тетради, записываем число. Сегодня 10 апреля, В классе.

Записывают число

2. Актуализация знаний

Метод орфографический самоконтроль

 5 мин

- На следующей строчке записываем «Словарь:». Я диктую вам слова, а вы их записываете в строчку, и подчеркивайте места, где можно сделать ошибку. Будьте внимательны! Один человек идет писать за доску.

(Класс, дежурный, тетрадь, карандаш, ошибка, русский соловей, лягушка, лисица.)

- Время истекло. Проверяем! Посмотрите на то, что получилось на доске, и сравните с тем, что получилось у вас. У кого по-другому?

- Замечательно! Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки? Вы большие молодцы. Поставьте себе «5» карандашом на полях. У кого 1-2 ошибки ставите «4», у кого 3-4 ошибки ставят «3», у кого больше 4 ставят «2».

Словарная работа

Класс, дежурный, тетрадь, карандаш, ошибка, русский соловей, лягушка, лисица

Самопроверка

Анализируют работы

Р.: анализ, синтез

Р.: саморегуляция

П.: применение полученных знаний на практике

Р.: самопроверка, оценка

3. Постановка учебной задачи

Метод проблемной ситуации

Упражнение на сравнение и обобщение

6 мин

- Ребята, какую большую тему мы изучаем?

- Что такое имя прилагательное?

- Хорошо. Что мы научились еще определять у прилагательного?

- Как это сделать?

- Совершенно верно. Сегодня на урок я принесла 2 замечательные коробочки, но чтобы узнать что внутри, посмотрите на слайд. Что вы видите?

- чтобы вы могли добавить, чтобы исправить или чтобы стало лучше?

- Так, давайте же посмотрим, что у меня есть в первой коробке? (открываю и показываю)

- Верно. Ребята, а как  ещё  человек может нарисовать картину?

- Совершенно верно! Словом можно тоже по-разному описать  картину. Можно сделать только набросок, а можно составить яркий, красочный и выразительный рассказ. Во второй коробке находятся средства, которые нам в этом помогут. С какими-то  мы уже знакомы, а с какими-то нам  предстоит познакомиться. (Достаю по одной карточке)

- Читаем хором!

- Ребята, вы знакомы с этим понятием?

- Так, а теперь вот такое понятие! Хором!

- А это что такое?

- Верно. Ребята, а синонимы и антонимы делают нашу речь более выразительной?

- Посмотрите на слайд и найдите все антонимы.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Легко друга потерять, но трудно найти.

- Ребята, а что это за предложения?

- А пословицы украшают нашу речь?

- Хорошо, посмотрите на слайд, там есть 6 картинок, какие бы вы пары составили и почему? (Цыплёнок, одуванчик, радуга, коромысло, лента, извилистая дорога.)

- Верно! То есть мы, таким образом, можем сравнить. Одуванчик словно цыпленок. Можем так сказать?

- Такой прием называется сравнение. Предположите тему урока.

- Верно, только более полно тема будет звучать так: «Сравнение как одно из выразительных средств языка»

- Какую цель мы поставим на урок?

- Верно! Молодцы!

- Имя прилагательное.

- Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое?

- Число.

- Задать вопрос. Прилагательное в единственном числе отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?, а во множественном - какие?

- Серые картинки

- Цвет, можно разукрасить их.

- Это карандаши и краска.

- Словами.

Хоровая работа

Антонимы!

- Да. Антонимы – это противоположные по значению слова.

Синонимы!

- Это близкие по значению слова.

- Да!

Маленькое дело лучше большого безделья.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Легко друга потерять, но трудно найти.

- Это пословицы.

- Да.

- Цыпленок и одуванчик, потому что они желтенькие, коромысло похоже на радугу, лента может напоминать извилистую дорогу.

- Да!

- Сравнение прилагательных.

- Научиться пользоваться сравнительным приемом, обогащать нашу речь.

П.: применение полученных знаний на практике

П.: поиск и выделение необходимой информации.

П.: применение полученных знаний на практике

К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: Целеполагание

4. Открытие нового знания

Практический метод

Дидактическая игра

Включение практических упражнений

Динамическая пауза

10 мин

1 мин

- Чтобы узнать, что такое сравнение, я предлагаю вам составить определение из мозаики. Для этого вам надо объединиться в группы по 4 человека. Кто составил, покажите свою готовность.

- И какое же определение у вас получилось?

- Как вы поняли это определение?

- А вы можете привести пример?

- Хорошо! Молодцы! Посмотрите на слайд, там дано задание. Вам надо найти сравнения. Будем работать по цепочке с первого ряда.

Падают, падают листья

Льдинки, втыкаясь в сугроб

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.

На полянке у реки

Гордо держат лепестки

Как фарфоровые чашки,

Белоснежные ромашки.

Славная осень здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит

Лёд неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

- Молодцы! Вы нашли все сравнения. Вы можете видеть их на слайде, все ли они одинаковые?

- А что их делает разными? Посмотрите внимательно. Найдите слова, которые делают сравнения разными.

- Верно! А еще кроме этих слов есть такие: точно, будто, как будто.

- Сейчас, я предлагаю вам придумать сравнения с каждым словом по картинкам, которые вы можете видеть на экране. (Картинки: зимний пейзаж, листья, цветы и солнце, лес) На задание вам 5 минут.

-Проверяем!

- Молодцы! У всех разные и интересные получились сравнения.

Работа в группе

Составляют мозаику.

- Сравнение – слово или выражение, в котором один предмет сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере.

- Это значит, что одно слово сопоставляется с другим и у этого слова качества лучше выражены.

- У меня портфель больше чем у Кати; сегодня день более солнечный, чем вчера; одуванчик желтее, чем цыпленок.

-  Лужи, как тонкие блюдца

- Как фарфоровые чашки,

Белоснежные ромашки.

- Лёд неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит.

- А по двору метелица

Ковром шелковым стелется.

- Воробышки игривые,

Как детки сиротливые

- Нет.

- Как, словно.

Снежинки, как звезды; листья в луже, как будто кораблики; высокие ели, словно атланты, держат небо, ромашки, будто маленькие солнышки.

Р.: анализ, синтез

П.: поиск и выделение необходимой информации

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

П.: применение знаний на практике

Лог.: синтез

 П.: применение знаний на практике

5. Первичное закрепление

Включение практических упражнений

 7 мин

- Теперь я предлагаю вам сравнить вот эти слова. И составить из них предложения с сравнением, как мы делали в прошлом задании. Работаем устно, в парах. На работу у вас 5 минут.

Вата, зонт, бусинки, зеркало, подсолнух , яблоко, кораблик, вертолёт.

Снег, гриб, ландыш, речка, солнце, снегири  листик, стрекоза , звезда.

- Проверяем!

- Какие замечательные предложения у вас получились!

Работа в парах

Вата словно снег покрывает поле. Гриб как зонт спасает от дождя муравьев. Звезды как будто бусинки, рассыпанные по небу. В реке как в зеркале блестит отражение леса. Подсолнух словно солнце, сияет над полем. Грудка у снегиря, как красное яблочко горит. Листик, словно кораблик, плывет по луже. Стрекоза точно вертолет летит по небу.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин

- сейчас я хочу предложить вам выполнить творческую работу. Каждый будет работать самостоятельно. На карточках. Вам надо дополнить текст, сравнениями используя слова, помощники о которых мы сегодня узнали. Давайте еще раз их перечислим.

- Молодцы! На задание вам 4 минуты.

- Время истекло, сдаем работы с последних парт на первые. Я уверена, у вас получились замечательные предложения. Завтра я раздам карточки и вы сможете посмотреть оценки.

Самостоятельная работа

- Словно, как, как будто, будто, точно.

Дополни текст сравнениями. Используй слова-помощники.

Хороша весна в лесу!

Ярко светит солнце___________________

Лёгкие облака __________________________ украшают небо.

Слышна чудесная трель птиц_________________________

Смолой пахнут душистые почки.

Появилась молодая травка_______________________________

Выглянул голубенький подснежник___________________

С  пригорка зажурчал говорливый  ручеёк_________________

Весёлый и радостный лес весной!

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

П.: применение знаний на практике

7. Включение в систему знаний

Практический метод

Упражнения,

Анализ предложения

 3 мин

- Домашнее задание: вам надо составить 5 предложений объединенных одной мыслью. Что это?

- Верно. Вам надо составить текст из 5 предложений, используя сравнения. Записываем предложение в тетрадь.

- А сейчас я предлагаю вам нарисовать ваше настроение на маленьком листочке и написать к нему одно предложение со сравнением. Например, Мое настроение стало, как будто лучше.

-Сдаем листочки.

- Текст.

Выполняют задание

Лог.: анализ

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

П.: применение полученных знаний на практике

8. Рефлексия деятельности

1 мин

- Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили?

- Какие цели мы ставили на урок?

- Достигли ли мы цели?

- Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.

- Урок окончен.

- Сравнение как одно из выразительных средств языка 

- Научиться пользоваться сравнительным приемом, обогащать нашу речь.

- Да.

Л.: смыслообразование

Р.: оценка



Предварительный просмотр:

Хороша весна в лесу!

Ярко светит солнце___________________

Лёгкие облака __________________________ украшают небо.

Слышна чудесная трель птиц_________________________

Смолой пахнут душистые почки.

Появилась молодая травка_______________________________

Выглянул голубенький подснежник___________________

С  пригорка зажурчал говорливый  ручеёк_________________

Весёлый и радостный лес весной!

ФИ______________________________

Хороша весна в лесу!

Ярко светит солнце___________________

Лёгкие облака __________________________ украшают небо.

Слышна чудесная трель птиц_________________________

Смолой пахнут душистые почки.

Появилась молодая травка_______________________________

Выглянул голубенький подснежник___________________

С  пригорка зажурчал говорливый  ручеёк_________________

Весёлый и радостный лес весной!

ФИ______________________________

Хороша весна в лесу!

Ярко светит солнце___________________

Лёгкие облака __________________________ украшают небо.

Слышна чудесная трель птиц_________________________

Смолой пахнут душистые почки.

Появилась молодая травка_______________________________

Выглянул голубенький подснежник___________________

С  пригорка зажурчал говорливый  ручеёк_________________

Весёлый и радостный лес весной!

ФИ______________________________

Хороша весна в лесу!

Ярко светит солнце___________________

Лёгкие облака __________________________ украшают небо.

Слышна чудесная трель птиц_________________________

Смолой пахнут душистые почки.

Появилась молодая травка_______________________________

Выглянул голубенький подснежник___________________

С  пригорка зажурчал говорливый  ручеёк_________________

Весёлый и радостный лес весной!

ФИ______________________________

Хороша весна в лесу!

Ярко светит солнце___________________

Лёгкие облака __________________________ украшают небо.

Слышна чудесная трель птиц_________________________

Смолой пахнут душистые почки.

Появилась молодая травка_______________________________

Выглянул голубенький подснежник___________________

С  пригорка зажурчал говорливый  ручеёк_________________

Весёлый и радостный лес весной!

ФИ______________________________

Хороша весна в лесу!

Ярко светит солнце___________________

Лёгкие облака __________________________ украшают небо.

Слышна чудесная трель птиц_________________________

Смолой пахнут душистые почки.

Появилась молодая травка_______________________________

Выглянул голубенький подснежник___________________

С  пригорка зажурчал говорливый  ручеёк_________________

Весёлый и радостный лес весной!

ФИ______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка  Программы, учебники и методические рекомендации для 3 класса способствуют обогащению словаря и речевой ку...

Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение

Цель урока :-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Родной язык – средство общения" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Родной язык – средство общения" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...