Кубановедение « Произведения выдающихся представителей литературы Кубани»
план-конспект урока (4 класс) на тему
- Изучение культуры и истории родного края.
- Развивать интерес к кубанской литературе, обогащать речь, расширять кругозор учащихся.
Воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 83.34 КБ |
kuban.pptx | 353.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Произведения выдающихся представителей литературы Кубани»
Цели:
- Изучение культуры и истории родного края.
- Развивать интерес к кубанской литературе, обогащать речь, расширять кругозор учащихся.
- Воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.
Оборудование:
- выставка книг кубанских поэтов.
- музыкальное сопровождение (песня «Ой да Краснодарский край»);
- рисунки учащихся по теме «Кубань – моя малая Родина».
Педагогические технологии, используемые при подготовке и проведении урока:
- современные информационно-коммуникативные технологии – использование мультимедийного проектора.
Подготовка к уроку: были розданы стихи для разучивания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам - «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам - «Радости!»
Удач, успехов и везенья! -
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжаем знакомиться с поэтами нашего края. В конце урока постараемся ответить на вопрос: что объединяет стихи кубанских поэтов.
III. Знакомство с кубанскими поэтами.
Первый наш поэт – Виталий Борисович Бакалдин, родился в 1927 году в г. Краснодаре.
На Кубани вырос я, Мне родней, приятнее Наши южные края: Степи необъятные, Горы, хлеба до небес, Ветки вишен алые, Если лес – так южный лес Перед перевалами.
Пишет Бакалдин о нашем крае. Пятнадцатилетним мальчишкой он стал свидетелем оккупации и террора на Кубани. В 1942 году фашисты предприняли новое мощное наступление. Когда войска Красной армии отступили, город остались защищать вместе с «неполным милицейским взводом» 2пареньки из краснодарских школ». Все они погибли на берегу реки, где держали оборону. Об этих мальчишках, немного старше Виталия Борисовича, рассказывает поэт в своем стихотворении «на приречной рыжей полосе» или «Краснодарская быль».
Послушайте отрывок из этого стихотворения.
На приречной рыжей полосе
… И в моем дворе Веселый парень, Заскочив домой на пять минут, Утешал: «Мы так по ним ударим, Что они костей не соберут!» А ему с отчаяньем молитвы Мать шептала: «Ты ж смотри, сынок!»- Отдавая Безопасной бритвы Впрок не пригодившийся станок. Где –то за Кубанью По дорогам, Отступая, Молча шли войска. С ними шла К синеющим отрогам Гневная усталая тоска. Части шли к лесистым перевалам. Части шли все дальше – к Туапсе… А они легли под Краснодаром, На приречной рыжей полосе.
Как вы думаете, почему это стихотворение имеет два названия?
Как автор относится к новым защитникам города? Откуда он знал одного из них?
У В.Б.Бакалдина есть еще одно стихотворение, посвященное защитникам нашего края во время войны. Это стихотворение посвященное памятнику из Мемориального ансамбля «Линия обороны» (Новороссийский вагон). В годы войны авиация и артирерия немцев перепахала здесь буквально все: даже деревья и трава были выжжены, и только волны продолжали сражаться. И вот уже много лет стоит вагон напоминание об ужасе войны.
Послушайте стихотворение.
Новороссийский вагон
Вот – не памятник, А просто - В дырах, Точно кружевной, Весь сквозной Вагонный остов, Искалеченный войной. Он изранен, Он изрезан, Искорежен Вкривь и вкось. Если так пришлось железу, Как же людям Здесь пришлось?
После войны в 1945 году Виталий Борисович поступает в педагогический институт. Долгие годы преподает русский язык и литературу в краснодарской железнодорожной школе. Был награжден значком «Отличник народного образования». Работал редактором альманаха «Кубань».
Продолжаем наше знакомство. Валентина Григорьевна Саакова – поэтесса, журналист, педагог. Валентина Григорьевна родилась в 1922 году в г. Моздоке. Первые стихи начала писать еще в школе. После окончания педагогического института работала в детском доме для сирот войны. Впоследствии, став журналистом, много ездила по краю и стране, встречалась с интересными людьми.
Есть у Сааковой стихи о подвигах в суровые годы Великой Отечественной войны авиаторов-девушек, таких, как наша землячка, герой Советского союза Евгения Жигуленко, служившая в полку ночных бомбардировщиков.
Плыли девицы лебедицами, Землю крыльями заслонив, Тем, что осенью сорок первого, Тьму ночную пронзив крылом, Здесь врага по-солдатски встретили С неба яростного огнем.
Но не только о войне писали наши кубанские писатели. Любовь Кимовна Мирошникова посвятила много стихов таким ребятам как вы. В ее стихах щедрость и красота родной природы, звери, птицы, насекомые. Их всех объединяет одна общая черта - они не злые. Лукавые? – Да. Озорные? – Да.
Есть у нее и совсем короткие стихи – загадки. Послушайте и доскажите словечко.
- Теплый желтенький комочек, Белой курочки сыночек, «Пи-пи-пи»,- пищит спросонок Перепуганный (цыпленок)
- На березе у крыльца Занял он дворец скворца, Как задиристый мальчишка, Лезет в драку (воробьишко)
- Новогодние игрушки, Блестки, звездочки, хлопушки И цветных гирлянд красу На пушистый снег в лесу, На морозный иней колкий Променять хотели б (елки)
- Помогая мотылькам Ночью путь искать к цветкам, Вдруг зажглись, как маячки, В летних травах (светлячки)
- Обожают птицы, Любят меня рыбы. Вынужден забиться В страхе я под глыбы, Трудную работу Я свою люблю – Землю я с охотой Тщательно рыхлю. Труд мой благороден, Труд мой – не пустяк, Нужен в огороде Дождевой (червяк)
Ребята , а кто из вас знает стихи Мирошниковой? (дети читают стихи наизусть)
Что вам понравилось в стихах Любови Кимовны?
IV. Контроль знаний по теме урока.
Тестирование.
V. Итог урока.
Назовите, с какими кубанскими поэтами мы сегодня познакомились на уроке. Что же объединяет те стихотворения, которые вы услышали сегодня на уроке? (Любовь к родной земле, к родному краю)
VI. Рефлексия.
Дерево счастья. Корни этого дерева, как корни людей живущих в нашем крае. Деревья должны расти. А символом новой жизни является зеленый цвет. Если вам понравилось на уроке – зеленые листья, если нет – красные, а если сомневаетесь – желтые. (конверты с листьями на партах)
Тест.
1. Выдели фамилии кубанских поэтов.
А) А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.
Б) С.Н. Хохлов, И.Ф. Варавва, К.А.Обойщиков, В.Б.Бакалдин.
В) Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
2.Кто является автором слов к песне «Здравствуй, наша Кубань!».
А) С.Н .Хохлов.
Б) В.Б. Бакалдин.
В) В.Д. Нестеренко.
3.Как называется книга для малышей Виталия Бакалдина, в которую вошли весёлые стихи?
А )Смешинки.
Б) Весёлки.
В) Хохотушки.
4.Кто исполняет песню «Здравствуй, наша Кубань»?
А) Вокально-инструментальный ансамбль «Песняры».
Б) Хор Турецкого.
В) Кубанский казачий хор.
5.Этот поэт много лет собирал и записывал народные казачьи песни, а затем выпустил книгу «Песни казаков Кубани».
А) Иван Варавва.
Б )Виктор Подкопаев.
В) Татьяна Голуб.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виталий Борисович Бакалдин На Кубани вырос я, Мне родней, приятнее Наши южные края: Степи необъятные, Горы, хлеба до небес, Ветки вишен алые, Если лес – так южный лес Перед перевалами .
Новороссийский вагон Вот – не памятник, А просто - В дырах, Точно кружевной, Весь сквозной Вагонный остов, Искалеченный войной. Он изранен, Он изрезан, Искорежен Вкривь и вкось. Если так пришлось железу, Как же людям Здесь пришлось?
Валентина Григорьевна Саакова Поэтесса, журналист, педагог. Валентина Саакова – женщина интересной судьбы, прошагавшая по жизни рука об руку с летчиком-мужем, воспитавшая летчика-сына, она с гордостью пишет о нелегкой и счастливой жизни женщин – боевых подруг, делящих с мужьями радости и невзгоды, помогающих любимым выполнять свой воинский долг перед Родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения: «Великая Отечественная война на Кубани, вклад кубанцев в дело Победы».
подвести итоги работы над темой, посвящённой 60-летию Победы;показать важность участия кубанских жителей в борьбе против фашистов;развивать стремление быть терпимым в обществе людей;воспитывать ...
Конспект урока по кубановедению по теме: Произведения представителей литературы Кубани. «Любовь к родной земле в стихах поэтессы Успенского района Л.М. Рословой»
Урок содержит авторский материал поэтесы Успеского района Рословой Л.М. В котором отражены моменты литературы и искусства Кубани....
Презентация к уроку кубановедения "Произведения выдающихся людей Кубани"
Презентация к уроку кубановедения "Произведения выдающихся людей Кубани"...
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему Выдающийся представитель русской литературы А.С.Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный..."
Модель урока литературного чтения во 2 классе. Этот урок является вступительным перед знакомством с творчеством А.С.Пушкина. Материал может быть полезен учителям начальной шко...
#кубановедение#Презентация к уроку кубановедения на тему: "Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем"
Презентация содержит фотоматериал костюмов наших предков....
Конспект урока "Произведения выдающихся представителей русской литературы С.Есенин "Береза". Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке "Береза"
Интегрированный урок...
Композитор ИМРЕ КАЛЬМАН. Один из выдающихся представителей классической венской оперетты.
Его величали «Королем оперетты» и «Императором Вены».Про него ещё при жизни говорили, что он принадлежит всему миру.Д.Д. Шостакович называл его гением....