Конспект урока по литературному чтению 4 класс (1-4). Учебник под редакцией Р. Бунеева
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению 4 класс (1-4). Учебник под редакцией Р. Бунеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt_po_chteniyu.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
4 класс (1-4) Учебник под редакцией Р. Бунеева
Тема: Образы зимы и весны в стихотворении А.Майкова « Весна»
Цели: знакомство учащихся со стихотворением А.Майкова « Весна»;
обучение выразительному чтению и анализу литературных произведений.
Задачи:
- Продолжить знакомство с творчеством русских писателей;
- Расширять кругозор детей;
- Развивать речь детей, учить чувствовать красоту русского языка, раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы;
- Учить наблюдать за изменениями в природе;
- Воспитывать любовь к русской природе;
- Формировать навык работы над поэтическим произведением;
- Развивать образное мышление.
Оборудование:
- Выставка творческих работ учащихся
- Мультимедийный проектор. Слайды с изображением русской природы;
- Запись произведений А.Вивальди «Времена года» и романса С.Рахманинова «Весенние воды»
- Видеофильм «Весенний вальс» (музыка Ф.Шопена)
Ход урока.
- Организационный момент.
- Внимательно слушай - и всё услышишь.
- Внимательно смотри - и всё увидишь.
- Думай - и всё поймёшь.
- Подготовка к первичному восприятию.
А) Чтение наизусть отрывков из стихов 2 учащимися:
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
Может быть, из вас кто слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла... (Весна).
Б) Прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года»
Сразу начинает звучать музыка
( прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года»).
- Что вы услышали в музыке?
- Что почувствовали?
- Что представили?
Это пьеса «Весна. Март.» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди.
- Теперь, когда мы выяснили название этого произведения, подтвердились ваши предположения?
-Что за чудеса происходят в природе, когда зима сменяется весной? (Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы).
В) – На прошлом уроке мы перенеслись с вами в тёплое, цветущее, благоухающее, очень радостное время года - весну, познакомились с новыми стихами, и дома вы должны были прочитать рекомендованные вам лирические стихи поэтов 19 века, причем о разных временах года. Сейчас вы поработаете в парах, вам предстоит угадать некоторые слова в стихотворных отрывках, имя автора, или даже продолжить стихотворение.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера… (Ф. Тютчев)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (К. Бальмонт)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях. ( А. Плещеев)
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой. ( А. Фет)
…Вот сечер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идет волшебница зима. (А.С.Пушкин)
Мороз и солнце! День чудесный! (А.С.Пушкин)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою… (А.Плещеев)
Зима недаром злится,
Прошла её пора_
Весна в окно стучится
И гонит со двора…(Ф. Тютчев)
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, словно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне,
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)
По мере отгадывания появляются на слайдах портреты с фамилиями поэтов.
Г) - А с какими стихами мы познакомились на прошлом уроке?
- Вы дома рисовали иллюстрации к различным отрывкам из этих стихов и делали подписи к своим рисункам. Сейчас кто-то из вас будет показывать их, а мы все вместе будем отгадывать, каким строкам, строфам могут соответствовать иллюстрации.
3. Первичное восприятие.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта 19 века, тоже наблюдавшего это явление. Его фамилия начинается с названия последнего весеннего месяца…
- Лирические стихи отражают не событие, а… душевное переживание поэта, его настроение. С какой целью написаны все эти стихотворения?
(• Чтобы сообщить...
• Чтобы передать своё настроение, отношение к родной природе.
• Привлечь внимание к красоте природы.
• Взаимное сопереживание.)
(Я предложила самостоятельное ознакомление детей с текстом, чтобы не навязывать своё отношение к прочитанному, которое неизбежно проявится в интонации. Но можно было и прочитать стихотворение учителю)
Дети читают текст самостоятельно.
- Понравилось?
- Какую картину себе представили?
4. Анализ текста.
- Чем необычно это стихотворение?
- На что оно похоже? (На сказку, игру, спор…)
- Сколько в нём героев?
- Стихотворение напоминает игру, близкую к веснянке-закличке. А вы знаете, раньше во многих деревнях девушки и дети «кликали Весну». Они собирались на пригорках и выкрикивали веснянки.
Русский народ очень любил эти песенки-заклички. И поэт использует здесь черты народного творчества. Давайте послушаем две такие веснянки.
Дети читают заклички.
Приди к нам весна
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою!
Со цветами лазоревыми,
С травушкой - муравушкой.
Гори,
солнце, ярче,
Лето
будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
- Где в стихотворении черты песни-заклички?
- В своем стихотворении поэт использует прием контраста. Что такое контраст?
Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.)
- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения. Чего достаточно весне, чтобы сразить Зиму? (улыбнуться)
- Что значит «улыбнулась»?
- Так и в жизни – улыбка, зачастую, оказывается намного действеннее угроз, силы.
- Найдите строки о Зиме. (Какая Зима? (Седая, старая , тщедушная, т.е.слабая))
- Что значит «тщедушная», «саван»?
- Как вы понимаете строки: « Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, кусты?» Что представили?
- Как называет автор Весну? (красавица, царица цветов)
- На чём она приближается? Какая это колесница? Почему она золотая? (озарена солнцем)
- Как быстро она едет? Почему именно такое слово употребил Майков?
- Только ли зрительно рисует поэт весну и всё, что с ней связано? (есть ещё звуки, запахи) Найдите слова, словосочетания, которые передают это.
- Что значит «с целой армией», «благовонный».
- Прочитайте последние две строчки стихотворения. Почему «победным флагом»?
- Какой бы вы нарисовали Зиму? Весну?
-Я хочу вас познакомить со стихотворением Ф.Тютчева, которое тоже построено на контрасте. Поэт радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.
На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:
Зима:
|
| Весна:
|
5. Подготовка к выразительному чтению.
- Одинаково ли будете читать про зиму и весну? Почему? (Зима - с угрозой, напористо; Весна – хвастливо, с радостью, уверенно, с восхищением)
- Попробуйте передать отношения Зимы и Весны, их характеры.
- Чтение вполголоса
Чтение друг другу (в парах)
- Кто хочет прочитать вслух?
6. Творческое задание. Составление диафильма.
Дети рисуют построфно словесно, учитель демонстрирует подходящий слайд.
7. Романс С.Рахманинова на стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды».
- В 19 веке появилось очень много романсов. На уроках музыки мы с вами тоже будем петь романсы. Романс – это вокальное музыкальное произведение, написанное на небольшое лирическое стихотворение. Мы сегодня обращались к произведению Ф.Тютчева, на следующем уроке познакомимся с новым для нас стихотворением, а сейчас послушаем романс С.Рахманинова «Весенние воды». Многие известные певцы исполняли этот романс, а я предлагаю вам послушать его в исполнении хора учащихся ДМШ №1 г.Казани.
Слайд с напечатанным стихотворением.
8. Домашнее задание.
Самостоятельное чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева «Неохотно и несмело…» по схеме (даётся распечатанной на листке каждому ученику). Подумать, с каким стихотворением оно может перекликаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению «В одном счастливом детстве». Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Школа 2100. 3 «А» класс Учитель Кужахметова Луция Елтаевна
Тема урока: В.Бианки «Неслышимка»На уроке дети познакомились с биографией В.Бианки, что он был не только писателем, а писателем-натуралистом. Из сообщении одноклассников узнали, кто такие орнито...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Чураковой
«Стихотворение А.Фета «Это утро…»...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Э. Успенский «Чебурашка» по учебнику Л.Ф. Климановой «Родная речь»
Знакомство детей с творчеством Э.Н.Успенского...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Э. Успенский «Чебурашка» по учебнику Л.Ф. Климановой «Родная речь»
Знакомство детей с творчеством Э.Н.Успенского...