Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Э. Успенский «Чебурашка» по учебнику Л.Ф. Климановой «Родная речь»
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Знакомство детей с творчеством Э.Н.Успенского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_cheburashka.doc | 42 КБ |
vneurochnaya_deyatelnost_3_klass.docx | 28.74 КБ |
itogovoe_zanyatie_kruzhka.doc | 76 КБ |
pedagogicheskiy_proekt.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Э. Успенский
«Чебурашка»
по учебнику Л.Ф. Климановой «Родная речь»
Цели урока: ознакомить детей с творчеством Э.Н.Успенского;
совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть;
развивать умения работы с текстом по выбору нужной информации, умения работы с тестовыми заданиями;
развивать и совершенствовать умения отвечать на поставленные вопросы по прочитанному материалу; высказывать собственное мнение по прочитанному,
расширить читательский кругозор.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока
- Организационный момент урока
Ребята, вы готовы к уроку?
-проверка готовности к уроку
- организация рабочего места (слайд 1)
- Проверка домашнего задания
(Слайд 2)
Смотрите сами:
Вот есть, например,
Детский писатель -
Борис Заходер!
-С каким героем Бориса Заходера мы сегодня встретимся в начале урока? (С Винни - Пухом)
-Что вы приготовили от имени Винни - Пуха? (Песенки: Ворчалки, Шумелки, Сопелки, Пыхтелки).
- Как будем работать с ними? (Читать наизусть) Приготовьтесь оценивать работу товарищей. (У детей есть карточки оценки «5», «4», «3») – дети рассказывают наизусть песенки Вини - Пуха, которые выбрали в учебнике литературного чтения или сказке А. Милна.
II Ознакомление с новым материалом.
- Вводная беседа о творчестве Э.Н.Успенского (Слайд 3-7)
Сегодня у нас в гостях ещё один герой - узнайте, кто это? (Чебурашка) А вы знаете, кто придумал этого героя? Это писатель - наш современник Успенский. ( Беседа по содержанию слайдов).
- Подготовительная работа перед чтением текста «Чебурашка»
Знакомство с историей создания Чебурашки (Слайд 8).
Предварительное чтение и лексическая работа с трудными словами (Слайд 9-11).
Че- бу- раш-ка
По- пал
Гип -по –по-там пе - ре – дви – гать – ся
передвигаться
пу – те – шест – ви – е
путешествие
не - из - вест - ным
неизвестным
соб – ствен - но – го
собственного
Кро-ко-дил крокодил
Друзь- я друзья
Ко-рабль корабль
- Первичное чтение текста подготовленными учащимися. –
- Проверка первичнрго восприятия ткеста.
-Почему у главного героя такое странное имя?
- Где жил Чебурашка?
- Как он попал в ящик с апельсинами?
-Как он оказался в магазине?
-Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
-Как он оказался в магазине уценённых товаров?
- Какое настроение передад вам писатель в своём произведении?
- Физминутка - слайд 14. Учитель предлагает детям упражнения на релаксацию.
- Словесное рисование картин к произведению.
(Слайд 15 - 21)
- Тестовая работа по содержанию прочитанного (Слайд 22 - 26)
А сейчас постараемся для подготовки к пересказу вспомнить содержание прочитанного по тестовым вопросам. Учитель просит детей читать задание и выбирать правильный ответ буквой - А, Б, В. Правильные ответы также помещаются на карточке - раскраске.
По окончании работы можно организовать по слайду 27 - взаимопроверку.
- Упражнение «Догонялки» ( дети читают самостоятельно 1 минуту, отмечают результат , упражнение повторяется 3 раза и главная задача детей обогнать себя)
III Итоги урока (слайд 28)
-С каким произведением успели познакомиться?
- Понравился ли вам наш главный герой?
- Ребята, как вы думаете все люди знают историю жизни Чебурашки?
- Знаете ребя, я лобывала в наших библиотеках и выяснила , что такой книги там нет.
- Как можно исправить ситуацию?
Предлагаю вам принять участие в нашем постоянном проекте «Моя книга»
- Распределение обязанностей, составление плана работы над проектом.
Почему я всем желаю новых встреч? (Встретиться с героями книги Успенского «Крокодил Гена и его друзья») на следующем уроке.
Предварительный просмотр:
Согласовано на заседании МО учителей начальных классов МБОУ СОШ №2 Руководитель МО _____________ / Идрисова Е.И. Протокол № _____ от «___»_______2013 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______ Ерёмина Н.В. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №2 _____________ / Иванько Е,В, |
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка
по изобразительному искусству «Семицветная радуга» для учащихся 3-го класса.
Составитель : учитель начальных классов Макаева О.И. Рабочая программа рассмотрена на курсах повышения квалификации в
ГБОУ ДПО« Ставропольский институт повышения квалификации работников образования» по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе» 2011г.
Сроки реализации 2013-2014 год
Пояснительная записка.
Любимым занятием детей возраста 7-10 лет является рисование. Дети начинают рисовать ещё тогда, когда не умеют говорить. Рисунок становится символическим выражением речи ребёнка. отражением его внутреннего мира. И так важно поддержать его, создать ребёнку такие условия, где он мог свободно и с интересом развиваться.
Одним из самых доступных и удивительных материалов является бумага, акварель, гуашь, цветные карандаши. Рисование– очень увлекательное занятие. Иногда красивый рисунок получается совершенно неожиданно, а иногда приходится поломать голову, чтобы вышло именно то, что нужно.
Рисование способствует развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии, развивает творческие способности у детей. Работа над рисунком способствует приобретению умений действовать карандашом, кисточкой, познакомит детей с нетрадиционными видами рисования, воспитывая аккуратность, терпеливость. Дети познакомятся с понятие «композиция», откроют тайны композиционного построения рисунка. Выполняя работы с интересом , вдохновением они смогут внести изменения в школьный интерьер, создать уголки красоты и уюта у себя дома.
Творческие способности развиваются от занятия к занятию. Ребёнок постепенно будет продвигаться к вершинам художественного мастерства. Путешествуя в мире искусства, дети познакомятся с многообразием художественных материалов и способами их использования. Развивая творческие способности малышей , развивая его креативность, будем способствовать общему психическому и личностному развитию детей.
Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельности привлекает на занятия всех детей.
Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается маленькое произведение изобразительного искусства.
Цель: развитие творческого потенциала ребёнка, психологических функции: памяти , мышления, воображения и фантазии через занятия по изобразительному искусству.
Задачи:
-развивать интеллектуально-творческие способности, инициативу, самостоятельность;
-развивать познавательную активность учащихся;
-формировать творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.
-учить ребёнка самостоятельно анализировать выполненный рисунок, планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы.
- осознанно выполнять правила безопасности труда;
-развитие глазомера, координации движений.
Ведущие методические принципы:
1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.
3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
Срок реализации 1 год.
Продолжительность занятия 35 минут.
Формы деятельности : кружковая работа.
Методы:
- групповая работа
- индивидуальная работа
- коллективная работа
- проектная деятелбность
Средства:
-иллюстрации и литература
- детские работы
- методические таблицы
- презентации по темам
Содержание программы:
- Введение. Знакомство с инструментами и художественными материалами. (1 час)
- Работа с гуашью .(9 часов)
- Работа с акварелью (5 часов)
- Восковые мелки и флуоресцентные карандаши. ( 5 часов)
- Бархатистая гуашь. Нестандартные приёмы работы .(4 часа)
- Рисуем на наждачной бумаге. (2 часа)
- Живопись на камнях (3 часа)
-Рисование пластилином .(2 часа)
- Выставка работ. Творческий отчёт. (1 час)
Учебно-тематическое планирование
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие.. Техника безопасности. Вводное занятие. Знакомство с инструментами., художественными материалами. Техника безопасности | 1час |
2. | Гуашевое волшебство. Отпечатки. «Лебедь по морю». Свойства гуашевых красок. Вводное занятие.. Техника безопасности | 1 час |
3. | Гуашевое волшебство. Отпечатки..»Белочки –подружки» | 1часа |
4. | Гуашевое волшебство. Отпечатки.. «Злючки- кусачки» | 1 час |
5-6 | Плакат – поздравление « С днем учителя» (коллективная работа) | 2 часа |
7 | Чудеса монотипии. | 1 час |
8 | Чудеса монотипии. «Бабочка- красавица» | 1 час |
9 | Путешествие волшебной капли. Нетрадиционные формы рисования. | 1 час |
10 | Путешествие волшебной капли. Нетрадиционные способы рисования. | 1 час |
11 | Первые шаги акварели. Знакомство с цветами красок и их свойствами. | 1 час |
12 | Первые шаги акварели. Рисование по мокрому листу. «Розовые облака» | 1 час |
13 | Первые шаги акварели. Рисование по мокрому листу . «Синее море» Пейзаж. | 1 час |
14 | Первые шаги акварели. Рисуем по мокрому. «Сверкающие волны . Пейзаж. | 1 час |
15 | Первые шаги акварели. Рисуем по мокрому. Коллективное панно. «Закат солнца», «Цветочный луг», Утро. «Рассвет» | 1 час |
16-17 | Волшебная терапия с помощью восковых мелков и акварели. Расслабляющие упражнения. | 2 часа |
18 | Чудеса с флуоресцентными карандашами. «Золотая рыбка» | 1 час |
19-21 | Восковые карандаши. Красота природы. Времена года. | 3 часа |
22 | Создание осеннего пейзажа. Бархатистая гуашь. | 1 час |
23 | Бархатистая гуашь. «Ваза с цветами» | 1 час |
24 | Творческий проект. Поздравительная открытка к 8 марта . | 2 часа |
25 | Рисуем на наждачной бумаге. «Рыбка» Нетрадиционные формы рисования. | 1 час |
26 | Рисуем на наждачной бумаге. «Мой котенок» | 1 час |
27 | Живопись на камне. Презентация. Знакомство с акриловыми красками. Техника безопасности. | 1 час |
28 | Творческий проект. Живопись на камне. | 1 час |
29 | Творческий проект. Живопись на камне. | 1 час |
30 | Наш любимый пластилин. Рисование пластилином. | 1 час |
31 | Наш любимый пластилин. Коллективное панно. | 1 час |
32 | Выставка творческих работ. | 1час |
Методическое обеспечение .
Формы занятий: практическое выполнение рисунков, выполнение проекта, беседа. объяснения учителя.
основные методы организации учебного процесса связаны с практическими методами обучения. На занятиях используются объяснительно- иллюстративный , репродуктивный, поисково- исследовательский методы.
Дидактический материал, техническое обеспечение занятий:
мультимедийное оборудование, программное обеспечение, иллюстрации, таблицы.
гаушь, акварельные краски, восковые мелки, карандаши, акриловые краски, кисти, баночки с водой, тампоны, пластилин.
Формы подведения итогов занятий: выставка работ учащихся, выполнение проектов.
список Литературы.
- Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.
- Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».
3. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. Москва. 1998г.
4.КузинВ.С. Основы обучения изобразительному исскуству в школе. Пособие для учителя. 2-е изд., доп., М.Просвещение,1997г.
5.Кожихина С.К.,Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества.»Луч» Ярославль., 2007.
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие кружка «Закулисье» .
Проект №4. Сказка «Теремок»
Тема проекта : Кукольный театр «Теремок»
Цель проекта: раскрытие творческих потенциалов детей средствам
и художественного труда через проектную деятельность, совершенствование
практических умений, развитие мелкой моторики рук, формирование умения
планировать последовательность выполнения действий , взаимодействовать
в группе, принимать мнения других и высказывать своё мнение, уважение к
партнёрам,
Оборудование: куклы ( лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь), деко-
рации к сказке ( теремок, деревья, травка, грибы, ягоды,
бабочки), музыка ( появление героев сказки, собыбия).
Ход занятия.
1 Организационный момент .
- проверка готовности декораций
- дети рассаживаются по местам
- звучит сказочная музыка
2 Сообщение темы занятия.
Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех сейчас.
Ведь давно ждала я вас.
Вот пришел и сказки час.
И зовет в театр он нас.
Всем ли видно, всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки
Мы пойдем сейчас все в сказку.
_ Сегодня мы заканчиваем нашу длительную работу над проектом .
- Сказку которую мы выбрали называлась «Теремок» .
- Целью нашего проекта было создание кукольного театра по сказке «Теремок»
3. Работа над темой занятия.
а) Повторение этапов работы над проектом.
- Для того чтобы поставить кукольный театр мы мого потрудились. Давайте вспомним , что мы для этого сделали?
Дети называют этапы работы:
- прочитали сказку
- выделили главных героев
- изготовили декорации
- провели много репетиций спектакля
- Мы с вами работали в двух группах.
- Поднимите руку кто входил в группу художников декораторов? актеров?
-б) Загадки о героях сказки «Теремок» 2 Серенький шарик под полом шарит (мышка)
2) По земле скачет, по воде плывет (Лягушка)
3) Маленький беленький по лесочку прыг-прыг ,по снежочку тык-тык. (заяц)
4) Хитрая плутовка всех обманет ловко.
Знают все её в лесу - рыжехвостую - лису
5) Неуклюжий он, лохматый
спит зимою он, ребята.
Может громко он реветь
Потому что он - медведь
Серый, зубатый, злой и лохматый . волк
-Ну а теперь пора и сказку сказывать .
- Попрошу актёров занять свои места, остальные садитесь поудобнее и наслаждайтесь
- в) Постановка кукольного театра «Теремок».
(Музыка 15 )
Где-то в сказочном лесу,
Где нет тропок и дорог,
Где с цветочков пьют росу
И пчела, и мотылёк,
Там, под старою сосной –
Теремочек небольшой…
В нём окошечки резные,
Ставни чудо - расписные!
Комнатками полон дом –
Не живёт никто лишь в нём…
(Музыка Мышка) 3
Мимо Мышка бежала,
Теремочек увидала…
МЫШКА:
Вот так терем! Просто чудо!
Появился он откуда?
Сколько раз тут пробегала –
Теремочка не видала!
Встану на завалинку,
Постучу я в ставенку…
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
(Музыка Выход весны)
СКАЗОЧНИК:
Только тишина в ответ…
МЫШКА:
Что же, здесь хозяев нет?
Видно, так тому и быть –
Стану в теремочке жить!
(Музыка русская народная)
СКАЗОЧНИК:
Мышка песенки поёт,
Веничком полы метёт.
Хорошо ей в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…
(Музыка лягушки)
… Светит солнышко в оконце…
Из соседнего болотца
Вдруг Лягушка прискакала,
Теремочек увидала.
ЛЯГУШКА:
Кто же в теремке живёт?
Кто там песенки поёт?
Прыгну на завалинку,
Постучу я в ставенку…
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт? 4
МЫШКА:
Я Мышка-Норушка,
Мышка-Веселушка!
А ты кто?
ЛЯГУШКА:
Я Лягушка-Квакушка!
Буду я тебе подружкой!
Можно мне с тобою жить?
Стану воду я носить,
Мыть полы, бельё стирать –
Во всём буду помогать.
МЫШКА:
Что же, заходи скорей!
Вместе будет веселей!
(Музыка русская народная)
СКАЗОЧНИК:
Мышка песенки поёт,
Веничком полы метёт.
Ей Лягушка помогает:
Моет пол, бельё стирает.
Хорошо им в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…
…Вот однажды… прыг да скок!
Скачет Заинька-Дружок.
(Музыка зайки)
ЗАЙКА:
Много раз я здесь бывал –
Ничего тут не видал!
Откуда домик появился?
Кто в теремочке поселился?
Стану на завалинку,
Постучу я в ставенку…
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
МЫШКА:
Я Мышка-Норушка,
ЛЯГУШКА: 5
Я Лягушка-Квакушка!
А ты кто?
ЗАЙКА:
Я Зайчик-Побегайчик,
Серенький Кафтанчик!
Разрешите с вами жить?
Стану хворост в дом носить,
Чтобы печку топить,
Кашу сладкую варить…
Я весёлый серый Зайка –
Есть с собою балалайка!
ЛЯГУШКА:
Что же, заходи скорей!
Вместе будет веселей!
(Музыка русская народная)
СКАЗОЧНИК:
Мышка песенки поёт,
Веничком полы метёт.
Ей Лягушка помогает:
Моет пол, бельё стирает.
Зайка хворост собирает,
В балалаечку играет!
Хорошо им в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…
(Музыка Лисы)
… По лесу Лиса гуляла,
Теремочек увидала…
ЛИСА:
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог?
Кто живёт в нём? Любопытно…
Никого вокруг не видно…
Нужно в домик постучать –
Кто хозяева узнать.
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
6
МЫШКА:
Я Мышка-Норушка,
ЛЯГУШКА:
Я Лягушка-Квакушка!
ЗАЙКА:
Я Зайчик-Побегайчик,
Серенький Кафтанчик!
А ты кто?
ЛИСА:
А я Рыжая Лисица –
На все руки мастерица!
Можно с вами стану жить?
Буду вам супы варить,
Печь могу я плюшки,
Пироги, ватрушки,
Кашу сладкую в печи,
А на праздник – куличи!
ЗАЙКА:
Что же, заходи скорей!
Вместе будет веселей!
(Музыка русская народная)
СКАЗОЧНИК:
Мышка песенки поёт,
Веничком полы метёт.
Ей Лягушка помогает:
Моет пол, бельё стирает.
Зайка хворост собирает,
В балалаечку играет!
А Лисичка-повариха
Суп и кашу варит лихо,
Пироги печёт и плюшки.
Сыты, счастливы зверушки!
Хорошо им в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…
(Музыка Волка)
… Вот однажды Серый Волк
Увидал наш теремок…
7
ВОЛК:
Я в лесу все знаю тропки,
Каждый кустик мне знаком! –
Это подтвердят все волки! –
Но не видел этот дом…
Что за чудо-теремок?
Поселиться кто здесь мог?
Кто хозяин? Знать хочу!
Ну-ка, в дверь я постучу…
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
МЫШКА:
Я Мышка-Норушка,
ЛЯГУШКА:
Я Лягушка-Квакушка!
ЗАЙКА:
Я Зайчик-Побегайчик,
Серенький Кафтанчик!
ЛИСА:
А я Рыжая Лисица –
На все руки мастерица!
А ты кто?
ВОЛК:
Я Волк –
В заплатах бок!
Можно стану с вами жить?
Дом ваш буду сторожить,
Могу рыбу ловить…
С вами дружно буду жить!
ЛИСА:
Что же, заходи скорей!
Вместе будет веселей!
(Музыка Русская Народная)
СКАЗОЧНИК:
Мышка песенки поёт, 8
Веничком полы метёт.
Ей Лягушка помогает:
Моет пол, бельё стирает.
Зайка хворост собирает,
В балалаечку играет!
А Лисичка-повариха
Суп и кашу варит лихо,
Пироги печёт и плюшки.
Сыты, счастливы зверушки!
Ну, а Волк – в заплатах бок,
Сторожит наш теремок!
В речной рыбе толк он знает,
Рыбкой всех он угощает!
Хорошо им в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…
…Прослыхал про то Медведь,
Пошёл терем поглядеть…
(Музыка Медведя)
Идёт лесом, ковыляет,
Ветки, сучья все сшибает…
Увидал он теремок –
Стукнул по стене разок…
Стёкла все задребезжали…
Звери в доме задрожали…
МЕДВЕДЬ:
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
МЫШКА:
Я Мышка-Норушка,
ЛЯГУШКА:
Я Лягушка-Квакушка!
ЗАЙКА:
Я Зайчик-Побегайчик,
Серенький Кафтанчик!
ЛИСА:
А я Рыжая Лисица –
На все руки мастерица!
9
ВОЛК:
А я Волк –
В заплатах бок!
А ты кто?
МЕДВЕДЬ:
Бурый я Лесной Медведь!
Люблю громко я реветь!
Могу лапами махать
И чего-нибудь сломать…
В теремочек вы пустите!
Дверь скорее отоприте!!!
(Музыка Сникерс)
МЫШКА:
Что кричишь так, Косолапый?
Не стучи так сильно лапой!
Теремочек не ломай,
Нас, зверушек, не пугай!
Не пройдёшь ты в нашу дверь!
Очень ты большой, поверь…
Здесь тебе не поместиться –
Домик может развалиться!
Не сердись уж, Батюшка…
МЕДВЕДЬ: Да я только с краешку…..
СКАЗОЧНИК:
В дверь хотел – дверь маловата…
И в окно - всё ж тесновато…
Через крышу лезть он стал…
Теремочек затрещал…
А зверюшки испугались
И по лесу разбежались!
На крышу всё же Медведь взобрался…
И теремочек враз сломался!...
Сидит Мишка на дровах,
Громко стонет
ОХ! Да АХ!
(Музыка Сникерс)
МЕДВЕДЬ: 10
Ох! И Ах!...
Что ж я натворил лохматый?!
Дом, и правда, маловатый.
Не по мне был теремок…
Думал: с краю… хоть чуток…
(Музыка веселая)
СКАЗОЧНИК:
А все звери во лесочке
Спрятались за пни да кочки.
За кусточками сидят
И друг другу говорят:
«Нужен новый теремок,
Чтобы жить в нём каждый смог:
И Медведь, Лягушка, Мышка,
Волк, Лисица и Зайчишка,
И другой народ лесной…»
А Медведь всё: «Ох!» да «Ой!»…
МЫШКА:
В твоих стонах что за прок?
Нужен новый теремок!
Хватит, Мишенька, реветь!
Сколько можно так сидеть?
Нужно строить новый дом –
Заживём все дружно в нём!
(Музыка Выход Весны фольклор)
СКАЗОЧНИК:
Вместе принялись за дело,
И работа закипела!
Кто-то пилит, кто строгает,
Кто-то гвозди забивает.
День, другой идёт работа,
Звери трудятся с охотой…
Вот и снова под сосной –
Терем, но уже большой!
В нём окошечки резные,
Ставни чудо - расписные,
Комнатами полон дом
И для всех есть место в нём!
Звери дружно там живут.
В теремке покой, уют… 11
Дело каждый своё знает
И другому помогает!
Мышка песенки поёт,
Веничком полы метёт.
Ей Лягушка помогает:
Моет пол, бельё стирает.
Зайка хворост собирает,
В балалаечку играет!
А Лисичка-повариха
Суп и кашу варит лихо,
Пироги печёт и плюшки
Сыты, счастливы зверушки!
Ну, а Волк – в заплатах бок,
Сторожит наш теремок!
В речной рыбе толк он знает,
Рыбкой всех он угощает!
Медведь пасеку завёл
И теперь разводит пчёл.
Для друзей есть мёд душистый,
Вкусный, сладкий, золотистый!
Хорошо им в теремочке
В сказочном лесу-лесочке…
(Музыка Русская народная)
4. Подведение итогов проекта.
- Понравился ли вам спектакль?
- Представляем наших актёров.
- Кто из актёров вам особенно понравился сегодня? Почему?
- Чему можно поучиться у героев этой сказки?
- У вас в руках два кружочка. Посмотрите внимательно на них. Если сегодня вам спектакль доставил удовольствие поднимите кружок с улыбкой, если вы остались равнодушны поднимите другой кружочек,
- Работа над сказкой «Теремок» закончена, но впереди нас ждут много новых интересных сказок.
12
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2.
Педагогический проект.
Тема: «Формирование навыка полноценного
чтения младших школьников»
Разработчик:
учитель начальных классов
Макаева Ольга Ивановна
с. Труновское
2012 г.
Введение
Актуальность проблемы обусловлена рядом противоречий: между
возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык. Поэтому перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него.
В процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается
устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать. Беглость чтения влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребенок читает, тем легче воспринимает прочитанное. Полноценный навык чтения – это база для орфографически грамотного письма, дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации и даже способ общения.
Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых детей уходит из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями.
Еще В.А. Сухомлинский сказал: «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельного мозга». Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей зависит и умственная работоспособность.
Составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания является орфографическая грамотность. Именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. Глубина и прочность навыков учащихся определяются всей системой обучения и зависят от методов и приемов работы, от подбора эффективных и целенаправленных упражнений, от умелого проведения самостоятельных работ, от развития орфографической зоркости у учащихся и привития им навыков самопроверки и самоконтроля, от знания ими теоретического материала, на основе которого формируются орфографические навыки, от повторения грамматического и орфографического материала.
Управлять процессом формирования навыков чтения можно при соблюдении следующих условий:
– при формировании навыков чтения необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
– навык чтения значительно укрепляется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение и письмо.
– формировать полноценный навык чтения необходимо не только на уроках чтения, но и на уроках математики, русского языка, окружающего мира и др.
Исходя из вышеизложенного мы определяем, что цель нашего проекта:
– разработка и поиск различных подходов к обучению, ориентированной на повышение грамотности обучающихся, развитие познавательных способностей.
- Проблема, цель проекта определяют конкретные задачи:
- Разработать методику организации учебной деятельности обучающихся в рамках проекта.
- Разработать дидактический материал для уроков обучения грамоте.
- Подобрать различные тренировочные упражнения
- Вовлечение детей в проектную деятельность
- Разработать темы проектов
- Пропаганда чтения среди родителей
- Подбор технологий обучения
Методологическая база проекта
Теоретические основы обучения чтению
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”. Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели».
Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет.
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, как надо прочитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и заданий при однократном прочтении, научить вычленять главное в учебном тексте? Как сделать урок чтения и сам по себе процесс чтения радостью для учащихся?
Как правило, выделяют три функции чтения: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.
Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности (читать, чтобы знать).
Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области (читать, чтобы уметь).
Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его логичности, повышению его культурного уровня (читать, чтобы эмоционально наслаждаться).
Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:
- необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память и мышление.
- параллельно с навыком чтения развивать и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.
- формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального урока – урока чтения, но и как одну из задач других уроков.
- занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.
- технические упражнения по формированию навыка следует выносить на отдельный короткий этап урока (как устный счет на математике) и для этого использовать тексты, не имеющие большой художественной направленности, а основное время отводить чтению и работе над художественным произведением как над произведением искусства.
Приемы работы над правильностью и беглостью чтения
Правильность
Причина ошибочного чтения учащихся заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания читаемого. На синтетическом уровне чтение осуществляется по смысловой догадке, и это является причиной неправильного восприятия, а затем и произношения.
Дети чаще искажают те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая связь между восприятием и осмыслением)
В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:
- выяснять перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затрудненно;
- предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
- создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов
- предварительное чтение текста про себя;
- систематический контроль со стороны учителя за чтением учащихся;
- Методически верное исправление ошибки в зависимости от её характера.
Исправляются ошибки следующим образом:
- ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика.
- ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного чтения или вопроса к прочитанному;
- ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;
- к исправлению ошибок связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.
Беглость не является самоцелью, но, поскольку от неё зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.
На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учитель должен заранее планировать работу на уроке так, чтобы выполнялись различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.
Наиболее эффективные резервы обучения чтению:
- Частота упражнений
- «Жужжащее» чтение
- Ежеурочные пятиминутки чтения.
- Чтение перед сном
- Развитие оперативной памяти
- Режим щадящего чтения
- Коллективные комплексные упражнения
- Стимулирование желания читать.
Эта работа может не давать положительных результатов, если в них не верит сам учитель и работа ведется от случая к случаю.
Обучение сознательному и выразительному чтению
Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно глубоко понять содержание текста. Это умение зависит от понимания значений отдельных слов, смысла предложений и установлений логической связи между частями прочитанного.
Сознательное чтение основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро.
Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и по ответам на вопросы.
Выразительность --- это качество громкого чтения, проявляющееся в умении с помощью интонации передать замысел писателя. Интонация--- это совокупность элементов звучащей речи: ударение, темп, тембр, ритм, паузы, громкость голоса. Эти элементы взаимодействуют, дополняют друг друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения.
Условия, необходимые для овладения основами выразительной речи:
- Умение распределить дыхание;
- Овладение навыками правильной артикуляции;
- Владение нормами литературного произношения.
Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как:
- соблюдение знаков препинания
- соблюдение логических и психологических пауз
- соблюдение логического ударения и интенсивности речи (силы голоса),
- умение менять темп и ритм
Подготовку к выразительному чтению можно условно разделить на три этапа:
- Выяснения конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п.
- Разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения.
Обучение выразительному чтению должно присутствовать на всех этапах урока.
Выразительность чтения характеризует его сознательность. Сознательность и выразительность чтения взаимообуславливают друг друга.
Реализация проекта
В своей работе я использую следующие упражнения:
- упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
- упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
- упражнения, развивающие оперативное поле чтения, память;
- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст.
Большую роль в развитии четкости произношения играют фонетические и речевые зарядки на уроках чтения и письма в букварный период. Если ежедневно проводить фонетические зарядки на изучаемый звук по 20 минут на одном уроке и столько же на другом (чтении и письме), причем на письме этот же материал проработать с детьми письменным шрифтом, то:
-формируется культура звуковой речи, т.е. четкая артикуляция, правильное дыхание, чистое произношение;
- вырабатывается зрительная память, формируется умение сливать звуки в слоги, получать слова;
- вырабатывается скорость чтения и умение читать без напряжения
На первых уроках особое внимание уделяю гласным звукам, их образованию, артикуляции, произношению, умению выделять ударный слог долготой звучания и силой голоса.
Урок обычно начинается с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания:
- вдох носом, выдох через рот;
- вдох, задержать дыхание, выдох;
- вдох, выдох по порциям
Эта работа сопровождается заданиями типа:
- доктор смотрит горло, девочка баюкает куклу (на доске запись А-а-а-а)
- игра в «паровоз» ( У-у-у-у!)
- ауканье в лесу (Ау! Ау! Ау!)
- плач маленького ребенка (Уа! Уа! Уа!)
- зубная боль (О-о-о!)
На следующих уроках при изучении согласных звуков и букв объем материала для фонетического упражнения увеличивается.
Знакомство с новым звуком начинаю с заданий:
- «Кто внимательный?»
- Назови, что изображено на рисунках. Найди одинаковый звук в словах: василек, дверь, волк, телевизор
- Загадки
В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко. Шьет, вышивает и колется колко, А называют кораблик? Иголка | Паук |
- «Звук заблудился»
«На пожелтевшую траву бросает лев (лес) свою листву» и т.д.
Затем выделяем в слове изучаемый звук, мягкий или твердый традиционным аналитико-синтетическим методом.
Нина Ни-на Ни | синтез | Н Ни Ни-на Нина | Анализ |
а) Запись на доске а о Н у ы и | Учащиеся читают на но ну ны ни ан он ун ын ин | ||||||
б) Запись на доске а а о о у Н у Н ы ы и и | Учащиеся читают нан нон нун нын нин Чтение слева направо и справа налево (показываю ход чтения указкой) | ||||||
в) Эффективным является упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий | |||||||
Запись на доске на – на-на но – но-но ну – ну-ну ны – ны-ны ни – ни-ни | на-на – на но-но – но ну-ну – ну ны-ны – ны ни-ни - ни | на-на-на – но-но-но – ну-ну-ну – ны-ны-ны – ни-ни-ни - | |||||
Чтение слогов столбиком (хором по колонкам, по рядам, по одному). Ударный слог в записи выделяется постановкой ударения и более длинной чертой, обозначающий длительное произношение. | |||||||
г) Игра «Добавь до слова» | |||||||
Запись на доске а ш -м о Ра -с н у ль ы л и з | Учащиеся дополняют до слова. Количество слогов увеличивается по мере знакомства с гласными я, е, ё, ю | ||||||
д) Возможны различные варианты логопедических упражнений | |||||||
п – б | |||||||
ба бу | бу ба | ба бу | аба убу | папа-баба па-ба апа-аба | па-пу-па ба-бу-ба апа-па аба-ба | паба бапа пубу бупу | |
т – д - н | |||||||
у-та у-то | у-да у-до | То-ма во-да | та-да то-до ту-ду | ата-ада ато-адо ату-аду | на та но то ну ту | ан ат он от ун ут | тат тот тут |
При подготовке к каждому уроку я просматриваю текст, который будут читать учащиеся, выбираю все слитные сочетания, представляющие сложность при чтении и вношу их в содержание фонетической зарядки. Например, в «Азбуке» встретятся слова: строитель, строить, стройка. Подготовительные упражнения будут включены в фонетическую зарядку.
а) Запись на доске а о у стр ы и е | Учащиеся читают:
| |
б) Запись на доске | ||
стра – стра-стра стро – стро-стро стру – стру-стру | стра-стра – стра стро-стро – стро стру-стру - стру | стра-стра-стра – стро-стро-стро – стру-стру-стру – |
в) Запись на доске а о стр у н ы и | Учащиеся читают
| |
г) Запись на доске а на о ка у на ко-стр ы и жи е ла | Учащиеся дополняют -на страна -ка строка -на струна костры -жи стрижи -ла стрела |
Учащиеся уточняют значение каждого слова, обращаю внимание на его правописание, устно составляют предложения с каждым из слов.
В содержание фонетической зарядки ввожу материал, подготавливающий к изучению правил правописания, например, гласных после шипящих, сочетаний –чк, -чн, -нч, - и др.)
Запись на доске жи-ши-и чу-шу-у ча-ща-а ча-ча-ча ща-ща-ща | Учащиеся подбирают слова жираф, ландыши чищу, стучу чаща и т.д. задача роща, пищал |
С данными словами учащиеся составляют предложения, которые записывают под диктовку с комментированием.
«Грамматические задачи»
Кабан – ан + лук = ?
Большую пользу в развитии правильной артикуляции, темпа речи, выразительности приносят речевые зарядки. Материалом для речевых зарядок служат чистоговорки, скороговорки, народные потешки. При проведении речевых зарядок особое внимание уделяю силе голоса (громко, тихо, шепотом), причем показываю усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (способом дирижирования)
Са-са-са, са-са-са вот бежит – бежит лиса,
Со-со-со, со-со-со лиса катит колесо.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы хвост красивый у лисы,
Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису!
Скороговорки читаются в темпе речи, но не очень быстро, т.к. у учащихся еще не выработано правильное произношение.
Наш Полкан попал в капкан (громко)
Шесть мышат в камышах шуршат (шепотом)
После речевых зарядок даю упражнение на дыхание, и учащиеся переходят к работе с книгой.
Развитию внимания, зрительной памяти способствует также, так называемое, «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке – «сфотографировать». Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» дается команда «Фотографируем!»
В первом классе по мере того, как дети знакомятся с буквами и учатся читать, можно предлагать следующие задания:
- Найди лишнюю букву (фотографируем):
а о в у н
- Найди лишний слог:
бо но ро мы со ко
- Найди лишнее слово:
река слон мала
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
ручеек
- Раздели слово на две группы:
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ежик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
Отслеживая технику чтения своих учеников, заметила некоторые факторы, мешающие быстрому чтению:
- Регрессия – возвратные движения глаз.
- Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца, например, за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае – слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3-х. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит «шире глядеть», т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов
- Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.
Для развития периферического зрения использую следующую таблицу
х п о м я и с м и т ь б ф ы в а п р | Двигаясь взглядом по вертикальной центральной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях |
Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Щульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке учащиеся считывают их за 4-5 секунд. Таблицы изготавливают сами дети на уроках труда или с помощью родителей (в 1-м классе). У каждого ученика карточка, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 10 до 20 (1-й класс) и от 1 до 25 (2-ой-3-ий классы)
По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученики считывают про себя, указывая карандашом цифры (или буквы). В работе с таблицей я использую памятку.
Памятка
- Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
- Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.
- Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю ее целиком.
Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнения: «чтение-спринт», чтение со счетом слов. Эти упражнения ввожу во втором классе.
Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают «про себя» незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после чтения отвечают на вопросы к тексту.
Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно все».
Это упражнение проводится перед чтением текста вслух.
Перед чтением следует подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении «чтению-спринт» пользуюсь следующей памяткой.
Памятка
- Плотно сожми губы и зубы
- Читай только глазами
- Читай как можно быстрей
- Ответь на вопросы к тексту
Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая «про себя» слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Цель этого упражнения - загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст «про себя». Они приучаются читать только глазами. К этому упражнению применяю следующую памятку.
Памятка
- Плотно сожми губы и зубы
- Читай только глазами
- Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста
- Ответить на вопросы к тексту.
Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2%, хорошим - удовлетворительным -5 – 10%, при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста. Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, пары, а на уроках русского языка можно предлагать прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.
Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом и т.д.
Считаю, что ценность данных упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).
Наряду с основными упражнениями использую и другие:
- Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники читают глазами незнакомый текст, а после прочтения отвечают на вопросы по содержанию.
- Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 3 буквы слева, потом 3 буквы справа. Учащиеся догадываются, о чем там написано.
- Чтение в парах, групповое чтение (слабо читающему ученику помогает «чтение за диктором» (учителем или хорошо читающим учеником)).
-Чтение с убыстрением темпа
«Жужжащее» чтение
Одновременно с работой над скорочтением стремлюсь развивать память и воображение учащихся:
- Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это хорошо развивает долговременную память учащихся.
- При изучении стихотворных произведений стараюсь, чтобы учащиеся уже на уроке заучивали четверостишие.
- Игра «Синонимы» («Антонимы») хорошо развивает как память, так и воображение. Суть игры в том, что дети подбирают синонимы (антонимы) к словам, которые я называю из изучаемого на уроке текста.
- Игра «А ну-ка, выручи поэта – досочини стихи про это». Например, по данной рифме предлагаю сочинить стихотворение:
…… не обижаю
…… приглашаю
…… угощаю
…… играю
- Задания – шарады (не произнося ни слова, показать строку стихотворения так, чтобы ее узнали).
На уроках организовываю общение читателей с произведением?
Чтобы заинтересовать новым произведением, ставлю перед ребятами небольшую проблему. Например, рассказ Н. Сладкова «Неслух».
Цель урока: пробудить интерес к жизни животных; укрепить навыки выборочного пересказа.
- Сегодня, дети, вы прочитаете рассказ «Неслух». Давайте произнесем это слово. Подумайте, какой у него «характер»? А кого бы мы назвали этим словом? Узнать можно только из книги. (На доске пишу начало вопроса: «Кого…?) Что еще хотелось бы узнать? (Кто назвал? Почему назвал?) (на доске пишу: «Кто…? Почему…?)
- Прочитайте первые два абзаца, найдите ответы на эти вопросы.
Чтобы заинтересовать дальнейшим чтением, задаю вопрос:
- Из многих лесных зверей писатель выделил медвежонка. Почему? Чем он привлек автора? Нам тоже интересно это узнать. Какой вопрос вы зададите писателю? (Каким был медвежонок?) Учащиеся читают самостоятельно I часть и отвечают на вопрос.
Вдумчивое отношение к чтению развивается уже с первого года обучения в школе. У маленького рассказа М. Пришвина «Глоток молока» заглавие обыденное, бытовое. Как возбудить интерес к его прочтению?
- Беседа при закрытых книгах
- Как тебя лечили во время болезни? Да, таблетки и уколы помогают выздороветь. Но есть еще одно лекарство от всех болезней, волшебное. У него очень доброе название. Прочитаем рассказ и узнаем об этом лекарстве.
- Чтение с выявлением основных мыслей отрывка
- Прочитайте две строки. О ком рассказал писатель? Что узнали о собаке? (на доске запись: Больная Лада не хотела есть.)
Прочитав четыре строки, дети говорят, что узнали нового: «Хозяин приласкал Ладу». После третьего и четвертого абзаца записываю на доске со слов детей: Лада стала есть. Ласка спасла ей жизнь.
- Подвожу итог проделанной работе
-На какой вопрос искали ответ у писателя? Наши ли?
-Прочитайте этот ответ в записях на доске.
Дети делают вывод: «Главное лекарство для больного – ласка, забота».
- Повторное чтение с опорой на запись.
Дети читают на доске предложение и находят развитие этой мысли в рассказе. При чтении третьего отрывка отмечаем: как хозяин говорил с больной. Отсюда возникает вопрос о хозяине Лады: как относился он к животным?
- Объяснение смысла заглавия: без пищи, без первого глотка собака
могла погибнуть. Чтобы приучать к чтению «про себя» даю задание отметить доказательства, что Лада оживала понемногу: «подняла головку», «забила прутом», «жизнь заиграла». Эти наблюдения вносим в пересказ.
- Пересказ по частям с опорой на мысли, записанные на доске.
С первого класса приучаю детей к постановке перед собой маленьких аналитических задач и обращаться с вопросами к книге, к себе, к товарищам. Для этой цели использую следующие задания:
- Спроси о том, чего ты не понял;
- Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание отрывка (главы)?
- Поставь и свой вопрос о причине поступка героя;
- О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы;
- Что хотел бы ты выяснить (объяснить) при повторном чтении расска-за;
- Прочитай вопросы учебника, какого вопроса недостает?
Готовясь к урокам, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ребенок активно, творчески мыслил в течение всего урока. Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать. Например:
-Чей план из написанных на доске более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным, основным? Докажите. Чему можно научиться из этого рассказа?
Я стараюсь, чтобы дети могли в знакомом, по первоначальному чтению тексте, открывать что-то для себя новое, ранее незамеченное, сосредоточивали свое внимание на главном, важном. Это является хорошим средством достижения сознательного чтения.
Творческое умение ребенка – это, в сущности, способность сделать какое-то новое для себя открытие, пусть и незначительное и для кого-то не новое. Например, знакомясь с содержанием сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», дети первый раз и не заметили, какой из братьев-месяцев оказался самым строгим к Падчерице. Затем, глядя на ее поведение и трудолюбие, и этот братец стал снисходительным и добрым к ней. А почему? Дети долго думали, искали слова, характеризующие каждого героя. А затем сделали вывод.
На каждом уроке чтения использую доску. Работа по совершенствованию навыка чтения предполагает выделение в новом тексте слов, которые по своему значению могут оказаться трудными для учащихся. Эти слова, как правило, выписываю на доске с графическими пометками, усвоенными детьми. На уроках чтения большую пользу в работе с текстами произведений оказывают вот такие опорные таблицы-задания.
Задание
- Прочитай стихотворение.
- Подумай, какие чувства автора в нем выражены? Чем можно объяснить эти чувства?
- Какими образными словами автору удалось выразить чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
- Подумай, какие картины можно нарисовать к этому стихотворению.
- Приготовься к выразительному чтению.
Задание
- Разбей рассказ на части. Мысленно нарисуй картину к каждой части.
- Озаглавь каждую часть. Запиши заголовок.
- Приготовься по плану связно пересказать прочитанное, используя яркие выражения из текста.
- Кратко перескажи прочитанное.
Задание
- Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.
- Попытайся представить прочитанное.
- Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
- Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударения.
С большим интересом работают ребята над иллюстрированием художественных произведений. Такой творческой работой класс занимается тогда, когда текст изучен, «вычитан» ими. Дети внимательно читают текст «про себя», отмечая карандашом его части. Далее, отбираем существенное из каждой части, рисуется словесная картина, затем подбираем подпись к кадру. Потом дети рисуют иллюстрации к каждой части, коллективно выбираем наиболее удачный рисунок и подписываем его отрывком из произведения. Таким образом, у нас получается иллюстрированное произведение. Итогом работы над художественным произведением является проект «Моя книга». Книги, изготовленные детскими руками, мы передали в фонд школьной и детской библиотеки села Труновского. Начиная со второго класса, дети совместно с родителями под моим руководством работают над выпуском детского литературного журнала «Шалунишка» (в течение двух лет)
Для того чтобы судить о результативности моей работы по формированию полноценного навыка чтения учащихся, ежемесячно я провожу отслеживание техники чтения. Данный мониторинг ведется по следующим параметрам: скорость чтения, выразительность, правильность, осмысление прочитанного. Определив состояние техники чтения, я вычерчиваю для каждого ученика индивидуальный график, где по горизонтали отмечаю даты проведения наблюдений, а по вертикали – количество слов, прочитанных за минуту. Кроме этого, на графике цифрой дополнительно фиксирую число ошибок, допущенных учащимися, цветом отмечаю выразительность чтения (кружок закрашиваю каким-либо цветом, например, красный кружок – чтение выразительное, синий - требуется работа над выразительностью, знаком «+» или (-) отмечаю осмысленность чтения, умение отвечать на вопрос, рассказывать о прочитанном). Индивидуальный график отражает темп и качество чтения ученика за 1 год.
Капушева Алина 4 кл, 2010--2011 уч. год |
Этот индивидуальный график техники чтения показывает, что ученик относится к числу сильных учащихся. Его чтение соответствует нормативным требованиям первого полугодия. Чтение выразительно и осознанно. Ученик отвечает на вопросы, выделяет главную мысль, умеет пересказывать. Однако ученик допускает ошибки при чтении. Для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником определяю качество ошибок (в окончаниях слов, повторы, постановка ударения и др.) Это можно сделать на обороте того же графика.
Подобная деятельность помогает мне не только стабилизировать технику чтения, но и улучшить ее, помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно начать план коррекции.
А как радуются дети, рассматривая график и убеждаясь, что он идет ввысь. Как они довольны, если уменьшилось число ошибок. Ведь это показатель их труда.
Но что делать с ребенком, который овладевает навыком чтения с трудом? На помощь мне приходит тот же график, только в этом случае я закладываю другую цену деления. Например, на графике, отражающем технику чтения ученика, умеющего быстро читать и постоянно повышающего этот уровень, цена деления будет равна пяти или десяти словам. А школьник, который не делает головокружительных успехов в чтении, получит свой график, на котором цена деления будет равна одному слову. Все это активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения. Если техника чтения не растет, применяю троекратный замер техники скорости чтения за одну проверку, или поощряю слабого, но старающегося ученика изменением цвета в кружке, характеризующем выразительность чтения (например, не закрашенный кружок означает «читает не выразительно, но старается»). Это и будет маленьким поощрением.
Итак, вооружившись графиком, я намечаю соответствующую работу с каждым учеником, стимулирую его продуктивную деятельность, подбираю методы и приемы, адекватные его потребностям, провожу беседы с родителями, привлекая тем самым к проблемам ребенка. Едва ли не первое родительское собрание – это собрание «О воспитании у детей интереса к чтению». На этом собрании организовываю выставку детских книг для ознакомления с ними родителей. Беседу с родителями строю таким образом, чтобы они имели представление не только о том, для чего ребенку необходимо в достаточной степени овладеть навыком чтения, но и как привить ребенку любовь к книге. Большую помощь мне в этом оказывают различные памятки для родителей, анализ некоторых психологических ситуаций в семье. Интерес к чтению развиваю не только на уроках чтения, но и во внеклассной работе. Провожу такие мероприятия, как: экскурсия в библиотеку, КВН по сказкам А.С. Пушкина, «Путешествие в Читай - город», игра-викторина «Наш любимый Буратино» и т.д.
Литература
- «Начальная школа», №8, 1994г. «Рекомендации к проведению речевых и фонетических зарядок в букварный период»
- «Начальная школа», №11, 1994г., «Обучение динамическому чтению» из опыта работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Э. Успенский «Чебурашка» по учебнику Л.Ф. Климановой «Родная речь»
Знакомство детей с творчеством Э.Н.Успенского...
Урок литературного чтения в 1 классе по учебнику Л.Ф.Климановой « Родная речь » Е. Чарушин « Теремок »
Познакомить с произведением Е. Чарушина «Теремок»учиться работать с текстом, продолжать работу над навыками чтения: правильностью, скоростью,активизировать « вдумчивое чтение »,развивающие:развивать у...
Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1. Образовательные:- повторить, что такое прямая ...
Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»
Цели:- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;- продолжить работу по формированию у учащихся разгов...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...