календарно - тематическое планирование по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рашкевичус Татьяна Александровна

КТП 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование, 4 А класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Часы

уч.вр.

Плановые сроки

прохождения

Планируемые результаты

Что подлежит

контролю

и виды контроля

усвоения учебного

материала в ходе

данного  урока.

факт

план

предметные

метапредметные,

личностные

Книга в мировой культуре  (5ч)

 Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание рассказывать о

прочитанной книге;

творческое отношение к составлению «Энциклопедии книги»;

— понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «писчий», «одноимённое», «дикорастущий», «писало», «податливый», «рельефный», «орнамент», «энциклопедия», «плаха деревянной мостовой», «доселе», «письменный источник», «ныне», «феодал», «духовенство», «лыко», «культура», «книга как предмет культуры», «книга в мировой культуре», «литературные жанры», «биографическая», «отраслевая», «региональная», «тематическая», «узкоотраслевая», «универсальная», «статья», «энциклопедическая статья», «энциклопедия», «Энциклопедия книги» и использовать их в активном словаре;

— определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение;

— определять объекты, которые являются предметом культуры, и обосновывать своё мнение;

— определять порядок составления энциклопедии и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания для создания «Энциклопедии книги».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебные задания, используя алгоритм, план;

ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— строить понятные для партнёра высказывания;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или группе;

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

• Рассказывать о книгах Древнего мира и современных книгах.

• Составлять диалог на тему «Книга в нашей жизни».

• Оформлять отзыв на прочитанную книгу, используя план.

• Писать сочинение - рассуждение на тему «Роль книги в компьютерном мире».

• Составлять и писать статью для «Энциклопедии книги».

Создавать и представлять «Энциклопедию

книги

1

Роль книги в мировой культуре

1

05.09

Знать и употреблять в речи понятия: библиотека, каталог, аннотация

Текущий

2

Р.Р. Устное сочинение на тему: «Книга в нашей жизни»

1

07.09

Уметь составлять устное сочинение на тему книги, использую в речи средства художественной выразительности: описание, эпитеты, метафоры и т.д.

  • проявлять интерес к изучению темы;
  • проявлять желание помочь Ване составить «Энциклопедию книги»;
  • группировать высказывания по темам, отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.

Текущий

3

Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М.Горький. О книгах.

1

12.09

Рассказ о старинных и современных книгах

Текущий

4

История книги. Удивительная находка. Пересказ текста

1

14.09

Уметь пересказывать прочитанные книги

Текущий

5

Экскурсия в библиотеку.  

1

15.09

Уметь находить книгу по описанию, определять ее жанр.

Текущий

Истоки литературного творчества (10ч)

 Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

• Проявлять интерес:

— к изучению темы;

— к фольклорным жанрам;

— к древнерусским былинам;

— к мифам (славянским, древнегреческим).

• Проявлять желание:

— читать библейские притчи;

научиться определять порядок проведения исследования «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»;

— осознавать собств
нные достиж
ния при изучении темы.

Познавательные умения:

  • раскрывать значение понятий «фольклор», «потешка», «поговорка», «небылица», «скороговорка», «пословица», «колыбельная», «загадка», «закличка», «притча», «предание», «завет», «не замышляй», «ближний», «приставник», «повелитель», «доколе», «нежели», «воздаёт», «злословит», «лукавый», «гонение», «суета», «поучать», «сеятель», «законник», «иудей», «самарянин», «милосердный», «уважаемая книга», «пробуждающий чувства», «былина», «сказка», «вдоволь», «сиднем», «калики», «горница», «пшеница белояровая», «палица», «застава», «наряд», «дозор», «росстань», «сие», «надписочка», «повысечена», «эпитет», «миф», «Ярило», «Троя», «жрец», «чрево», «оборонить», «лазутчик», «агора», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «Слово Божие», «добрая почва», «равнодушные люди», «бесполезные люди», «ленивые люди», «радушные люди», «заботливые люди», «добрые люди», «проявить инициативу», «трудилась душа», «щедрая душа», «душа похорошела» и использовать их в активном словаре;
  • определять смысл библейских высказываний и обосновывать своё мнение;
  • определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение;
  • определять реальность событий мифа и обосновывать своё суждение;
  • определять устойчивые эпитеты и устаревшие слова в мифе, былине и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания для определения порядка проведения исследования по теме «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;
  • проводить самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания;
  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • соотносить результат выполнения задания с поставленной целью.

• Определять жанры УНТ и приводить примеры.

• Расставлять ритмическое ударение в тексте былины.

• Проводить исследование текста мифа, библейской притчи и оформлять результат в виде таблицы.

Определять порядок проведения исследования по теме «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

6

Содержание  раздела Пословицы разных народов.

1

19.09

Сравнивать пословицы и поговорки разных народов

Объяснять смысл пословиц, группировать пословицы по темам

Притча, сказка, миф, былины

Входной

7

Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).              

1

21.09

Обсуждать высказывания из Ветхого Завета

Стимулировать интерес и желание читать притчи.

Осмысление понятия притча, пословиц о дружбе, трудолюбии и добре.

Актуализировать умения:

— описывать картину по плану;

— проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Притча, сказка, миф, былины

8

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

22.09

Составить сказку по аналогии с данной сказкой

Выявлять особенности притч.

Анализ текстов библии, поиск необходимой информации в книге

Объяснять нравственный смысл притч.

Составлять  и писать фразу - конструкт;

— проводить исследование произведений искусства на библейские сюжеты;

— формулировать мнение в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления

Текущий

9

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

26.09

Выявлять особенности былинного текста Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине.

.Находить постоянные эпитеты, которые в былине используются.

• Научить:

— раскрывать значение слов «былина», «сказка», «вдоволь», «сиднем», «калики», «горница», «пшеница белояровая», «палица», «застава», «наряд», «дозор», «росстань», «сие», «надписочка», «повысечена», «эпитет» и выражения «устойчивый эпитет» и использовать их в активном словаре;

— определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение;

— определять структуру былины и обосновывать своё мнение

Рассказывать о картине

Воспитание чувства гордости за Родину, ее историю, народ

Текущий

10

Былина. Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины Устное сочинение по картине В.Васнецова «Богатырский скок»

1

28.09

 Выявлять особенности мифа

Выявлять особенности славянских мифов и мифов  древней Греции

Осмысление понятия притча, мифы, легенда, былины

Проявление  бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Текущий

11

Славянский миф.

Особенности мифа

Мифы древней Греции

1

29.09

Проводить  исследование характера героя и оформлять результат в виде таблицы;

— писать творческую работу по теме;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Анализ  прочитанного текста, выделение главной мысли.

Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Адекватно  взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Проверять себя и оценивать свои достижения

Текущий

12

Тайская народная сказка. Болтливая птичка.                         Р.р. Создание( сочинение) сказки по аналогии

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Составление сценария к сказке. Подготовка к спектаклю

1

03.10

Составлять сказку по аналогии

Инсценировать произведение

Формирование системы нравственных ценностей

Проявлять  интерес к изучению темы;

проявлять желание научиться проводить исследование.

Текущий

13

Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча Шрамы на сердце. Притча

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

1

05.10

Составлять  подробный и краткий пересказ, пересказывать произведение; выполнять учебное задание по алгоритму.

Стимулировать желание писать сценарий и инсценировать сказку.

 Актуализировать умения:

  • работать с текстом сказки;
  • читать текст выразительно по ролям;
  • выполнять учебное задание, используя алгоритм;
  • адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Строить  понятные для партнёра высказывания.

Определять  качества характера, помогающие дружить, и обосновывать своё мнение;

— определять качество написания сценария и обосновывать своё мнение;

— предлагать совет для героини сказки «Болтливая птичка»;

— составлять подробный план и пересказывать сказку;

— выбирать пословицу, которая соответствует главной мысли сказки;

— писать сценарий, используя алгоритм;

— инсценировать сказку «Три бабочки»

Текущий

14

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Р.р. Сочинение по картине В.Васнецова «Богатыри» Обобщение по разделу

1

06.10

Умение описывать картину по алгоритму

Умение работать сообща, в группе

Текущий

15

Контрольная работа по разделу «Истоки литературного творчества»

1

10.10

Установить степень освоения данной темы, а именно умения:

называть жанры УНТ и приводить примеры;

писать имена былинных героев;

называть имена мифологических героев.

Использовать  речевые средства для представления результата деятельности.

Тематический

О Родине, о подвигах, о славе (10 ч)

 Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать произведения о Родине;

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «Родина», «Отечество», «ностальгия», «Отчизна», «бесценный», «рать», «внемли», «ливонец», «латы», «дружина», «смятение», «единение», «почитаемый», «тачал», «келья»,

• Работать с текстом произведения.

• Определять смысл высказывания о Родине и представлять его.

— эмоционально-ценностное отношение к героям произведений о Великой Отечественной войне;

желание составлять совет, который поможет Человеку обрести счастье;

— осознание собственных достижений при изучении темы.

 «сшиблись», «воскресли», «россы», «держава», «строптивый», «мещет», «доколе», «Ленинград», «реквием», «патриотизм», выражений «испокон веку», «Старое. Новое. Вечное», «дух держать единый», «голова кабанья», «верность свята», «змеем лютым в Русь летит», «бранный жар», «фугасные бомбы», использовать их в активном словаре;

— определять главную мысль текста и обосновывать своё мнение, опираясь на текст произведения;

— определять смысл пословицы и обосновывать свой выбор;

— раскрывать смысл поступка героя и обосновывать своё мнение;

— определять проблему взаимоотношений героев произведения и обосновывать своё мнение, используя текст произведения;

использовать приобретённые знания для составления сове_ та, который поможет Человеку обрести счастье.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм или план;

— проводить самопроверку, самооценку и корректировку при выполнении учебного задания;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания;

соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

— в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

• Выполнять творческий проект «Музыкально-литературный вечер „Моя Родина“», используя план.

• Проводить устный журнал по теме «Славные страницы истории России».

• Составлять летопись края об основных этапах Великой Отечественной войны.

Составлять полезный совет, который поможет Человеку обрести счастье.

16

К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество Н.Языков. Мой друг! Что может быть милей… А.Рылеев Пейзаж с рекой

1

12.10

Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина»

Подбирать близкие по смыслу  слова к слову «Родина»

Поступок, подвиг

17

. С.Романовский. Русь

Святитель Филарет Московский Святая Русь

Александр Невский.            В.Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом

1

13.10

Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Подготовка сообщения о святом Александре Невском

Сравнивать произведения литературы и живописи

Русь. Ледовое побоище.

Текущий

18

Дмитрий Донской. Куликовская битва

Историческая песня Ф.Глинка. Солдатская песнь.

1

17.10

Подготовка сообщения о Дмитрии Донском

Сравнивать произведения литературы и живописи. Выполнять творческий пересказ

Куликовская битва

Текущий

19

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р.Рождественский. Реквием.

А.Приставкин. Портрет отца. Р.р.Устное сочинение по картине В.Костецкий. Возвращение.

1

19.10

Называть особенности исторической песни

Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения

Великая Отечественная война, реквием.

20

Е.Благинина. Папе на  фронт. Р.р.Устное сочинение по картине В.Лактионов. Письмо с фронта                                   Д.з. Составление письма отцу на фронт.

1

20.10

Группировать  книги по подтемам

Представлять книгу

Историческая песня

Текущий.

21

Мы идем в библиотеку. Историческая литература для детей

1

24.10

Представлять книгу

Фотография, информация

22

С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В.Орлов. Разноцветная планета.

1

26.10

Группировать книги по подтемам

Представлять книгу

Текущий.

23

Ф.Семяновский. Фронтовое детство.

1

27.10

Выбирать произведение для заучивания наизусть

Представлять книгу

Письмо, фронт

24

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Группировать книги по подтемам

Представлять книгу

Выставка, тема

25

Контрольная работа по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»

1

Тематический.

Жить по совести, любя друг друга (14час)

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать произведения А. Толстого, И. Сурикова

А. Гайдара, М. Зощенко;

— творческое отношение к составлению текста-рассуждения на тему «Настоящий друг»;

— понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

 раскрывать значение слов «вожатый», «затеял», «мочало» «аккордеон», «консерватория», «замшелой», «эскадра», «дивизион», «красноармеец», «кавалерия», «комиссар», «атаман», «верстак», «башлык», «купец», «прерии», выражений «трусливый мальчик», «иметь смекалку», «держать ухо востро», «юмористическое произведение», «текст рассуждение» и использовать их в активном словаре;

— определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

— определять особенности текста-рассуждения и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для создания текста-рассуждения на тему «Настоящий друг».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

— соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 Работать с текстом произведения.

 Составлять план и кратко пересказывать текст.

 Составлять текст-рассуждение.

 Формулировать совет.

 Проводить исследование поступков героя.

 Писать текст-рассуждение на тему «Настоящий друг».

26

А.Толстой. Детство Никиты.

1

31.10

Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях

Читать вслух и про себя

Ответственность. Совесть.

2 четверть

27

А.Толстой. Детство Никиты

1

09.11

Характеризовать героев рассказа, называть их качества

Объяснять смысл поступков героев

Ответственность. Совесть .

Текущий.

28

И.Суриков. Детство.

1

14.11

Сравнивать поэтические и прозаические тексты на одну и ту же тему

Объяснять смысл поступков героев

Ответственность совесть.

Текущий.

29

А.Гайдар. Тимур и его команда.

1

16.11

Объяснять смысл поступков героев

Ответственность. Смелость.

30

А.Гайдар. Тимур и его команда

1

17.11

Составлять текст  по аналогии с данным

Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях

Ответственность. Смелость .

31

М.Зощенко. Самое главное.

1

21.11

Составлять текст по аналогии с данным

Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях

Ответственность. Совесть.

Текущий.

32

И.Пивоварова. Смеялись мы – хи-хи

1

23.11

Соотносить содержание текста и пословицу.

Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.

Ответственность. Совесть, пословица

текущий

33

Н.Носов. Дневник Коли Синицына

1

24.11

Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом

Юмор

Текущий.

34

Мы идем в библиотеку

1

28.11

Различать жанры художественного произведения

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом

Писатель, выставка

35

Самостоятельное чтение Н.Носов. Метро.

1

30.11

Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание

Юмор.

36

В.Драгунский. …бы.

1

1.12

Текущий.

37

Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома.

1

5.12

Распределять роли

Осознавать  успешность при изучении темы.

Инсценирование

38

Маленькие и большие секреты страны Литературии                     Р.р. Сочинение. Рассказ о том, как мне удалось простить обиду.

1

7.12

Умение применять средства художественной выразительности

Личностные:

— творчески относиться к составлению текста-рассуждения на тему «Рассказ о том, как мне удалось простить обиду».

Познавательные:

— использовать приобретённые знания для создания текста-рассуждения .

Регулятивные:

— соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные:

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

— писать текст-рассуждение на тему  «Рассказ о том, как мне удалось простить обиду».

Текущий.

39

Контрольная работа по теме «Жить по совести, любя друг друга»

1

8.12

Соотносить  результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности.

Тематический.

Литературная сказка (20 час)

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать литературные сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена;

— эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

— творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке;

— понимание успешности при изучении тем
.

Познавательные умения:

 раскрывать значение слов «высокомерная», «псарь» «парламент», «достоинство», «добродетель», «веретено», «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражений «собиратели сказок», «жить в своё удовольствие», «подённая работа», «сорные травы» и использовать их в активном словаре;

— определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

— определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

— определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке.

Регулятивные умения:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

 соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

 формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

 договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 Работать с текстом сказки:

— проводить исследование текста сказки;

— составлять описание литературного героя.

 Писать сценарий и инсценировать сказку.

 Писать сказку о предмете.

 Оформлять отзыв о прочитанной сказке.

40

Вводный урок  по содержанию раздела

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Толстой, А.Толстой

1

12.12

Писать отзыв на книгу

Выявлять особенности русской сказки

Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки

Отзыв на книгу, переводная литература

41

Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов

1

14.12

Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро

Текущий

42

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов.

1

15.12

43

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки.

Мальчик-с –пальчик.

1

19.12

Сравнивать сказки разных писателей

Текущий

44

Шарль Перро.  Спящая красавица

1

21.12

Выявлять особенности поэтического текста

Текущий

45

Сказки Г.-Х. Андерсена           Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди

1

Характеризовать героев сказки , называть качества героев сказки. Раскрывать  значение слов «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражений «жить в своё удовольствие», «подённая работа», использовать их в активном словаре;

— определять авторскую сказку и обосновывать своё мнение;

— определять причину спасения героев сказки и обосновывать своё мнение;

Участвовать в работе группы, оговариваться друг с другом

46

Р.р.Составление аннотации на книгу.Г.-Х. Андерсен Дикие лебеди

1

22.12

Составлять аннотацию на книгу

Сравнивать сказки разных писателей

Текущий

47

Р.р. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

1

26.12

 Составлять каталог на определенную тему

Составлять каталог на определенную тему

Текущий

48

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка

1

28.12

Характеризовать героев сказки, называть качества героев сказки

Составлять каталог на определенную тему

Текущий

49

Г.-Х. Андерсен. Чайник

1

29.12

Составлять аннотацию на книгу

Сравнивать сказки разных писателей

3 четверть

50

Р.р.Создание( сочинение) сказки по аналогии

1

11.01

Составлять каталог на определенную тему

Сравнивать сказки разных писателей

Текущий

51

Мы идем в библиотеку. Сказки зарубежных писателей

1

16.01

Выявлять особенности поэтического текста сказки

Сравнивать сказки разных писателей

52

И.Токмакова. Сказочка о счастье

1

18.01

Характеризовать героев сказки, называть качества героев сказки

Сравнивать сказки разных писателей

Текущий

53

С.Аксаков. Аленький цветочек

1

19.01

Выявлять особенности поэтического текста сказки

Сравнивать сказки разных писателей

Текущий

54

Особенности литературной сказки

1

23.01

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой

Выявлять особенности поэтического текста сказки

Текущий

55

С.Аскаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и Чудовище

1

25.01

Сравнивать сказки разных писателей

Составлять каталог на определенную тему

Текущий

56

Э.Хогарт. Мафин печет пироги

1

26.01

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Текущий

57

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Р.р. Построение научно-познавательного рассказа на основе сюжета сказки Г-Х Андерсена «Пятеро из одного стручка» с.70 № 7

1

30.01

Определять  главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; определять смысл понятия «сорные травы», соотносить его с человеческими качествами и обосновывать своё мнение.

Составлять каталог на определенную тему

58

Маленькие и большие секреты страны Литературии Р.р.Составление краткой аннотации к сборнику сказок Г-Х Андерсена

1

1.02

Представлять книгу в группе, давать ей оценку

Определять тему и название выставки книг

Текущий

59

Контрольная работа по разделу «Литературная сказка»

1

2.02

Сравнивать сказки разных писателей

Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро

Тематический

Великие русские писатели – (25час.)

60

Вводный урок по содержанию раздела Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки 

1

6.02

Читать наизусть понравившиеся произведения

Читать вслух и про себя

Средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение

61

К.Паустовский. Сказки А.С.Пушкина

1

8.02

Выбирать из статьи информацию, необходимую для  подготовки сообщения по теме

Выбирать стихи для выразительного чтения

Текущий

62

Р.р. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С.Пушкина»

1

8.02

Сравнивать сюжет народной сказки  и литературной

Характеризовать героев сказки

Текущий

63

А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

В Жуковский. Спящая красавица

1

13.02

Сравнивать литературные сказки

64

А.С.Пушкин. Осень. Е.Волков. Октябрь.

1

15.02

Текущий

65

А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами…

Ф.И.Тютчев. Еще земли печален вид… А.Куинджи, ранняя весна

1

16.02

Сравнивать произведения живописи и литературы

Текущий

66

И.Козлов. Вечерний звон. И.Левитан. Вечерний звон

1

20.02

Находить в тексте средства художественной выразительности

Употреблять средства художественной выразительности в речи.

Текущий

67

Р.р.Сочинение по картине И.Левитана «Вечерний звон»

1

22.02

Сравнивать произведения живописи и литературы

Текущий

68

М.Лермонтов. Рождение стихов

Горные вершины. Гете. Перевод  В.Брюсова.

1

27.02

Текущий

69

М.Лермонтов. Тифлис. Дары  Терека.

М.Лермонтов. Крестовая гора. Утес.

1

1.03

Выбирать информацию , необходимую для подготовки сообщения

Выбирать стихи для выразительного чтения

70

М.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

1

2.03

71

М.Лермонтов. Бородино.

1

6.03

Текущий

72

Л.Толстой. Maman.

Л.Толстой. Ивины

1

9.03

Сравнивать произведения живописи и литературы

Текущий

73

И.Никитин.  Вечер ясен и тих…

И.Никитин. Когда закат прощальными лучами… И.Левитан. Тишина.

1

13.03

Выявлять особенности исторической песни

Текущий

74

И Бунин Гаснет вечер, даль синеет..…

1

15.03

Сравнивать художественный и исторический тексты

Выразительное чтение стихотворений

Текущий

75

И.Бунин. Еще холодно и сыро

1

16.03

 Характеризовать героев рассказа

Выразительное чтение

Текущий

76

Н.Некрасов. Мороз, красный нос

1

20.03

Текущий

4 четверть

77

Л.Толстой. Был русский князь Олег.

1

5.04

Текущий

78

Л.Толстой.  Басни Л.Толстого

1

6.04

Составлять рассказ по картине

Текущий

79

Л.Толстой. Петя Ростов.

 

1

10.04

Пересказывать тексты  подробно и кратко

Участвовать в работе групп

Текущий

80

Л.Толстой. Петя Ростов.

1

12.04

Выразительно читать басни

Участвовать в работе групп

81

И.Крылов. Ворона и лисица

1

13.04

Текущий

82

Р.р. Написание аннотации к одной из сказок

1

17.04

83

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1

19.04

Текущий

84

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели»

1

20.04

Тематический

Литература как искусство слова  Обобщение по курсу литературного чтения.(5 часов)

85

Обобщение. Ритм. Рифма.

1

24.04

Текущий

86

Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе.

1

26.04

87

Обобщение. Понятие «Художественная литература»

1

27.04

Текущий

88

Самостоятельная работа по рассказу И.Тургенева «Воробей»

1

3.05

Текущий

89

Обобщение по теме. Рекомендации на лето.

1

4.05

Итоговый

Резервные уроки (13 ч.)  Чтение отечественной и зарубежной литературы 

90

91

Лазар Лагин. «Старик Хоттабыч».

2

8.05

10.05

Использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста.

Умение использовать простейшие виды анализа: делить текст на части, составлять простой план

Умение работать с информацией

Активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.

Овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами

Комплексный

92

93

Валентин Катаев «Сын полка».

2

11.05

15.05

94

95

96

Комплексная итоговая работа за курс начальной школы

3

17.05

18.05

22.05

97

98

Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес»

2

24.05

25.05

99

102

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

2

29.05

31.05

 

Календарно – тематическое планирование 4 Б класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Часы

уч.вр.

Плановые сроки

прохождения

Планируемые результаты

Что подлежит

контролю

и виды контроля

усвоения учебного

материала в ходе

данного  урока.

факт

план

предметные

метапредметные,

личностные

Книга в мировой культуре  (5ч)

 Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание рассказывать о

прочитанной книге;

творческое отношение к составлению «Энциклопедии книги»;

— понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «писчий», «одноимённое», «дикорастущий», «писало», «податливый», «рельефный», «орнамент», «энциклопедия», «плаха деревянной мостовой», «доселе», «письменный источник», «ныне», «феодал», «духовенство», «лыко», «культура», «книга как предмет культуры», «книга в мировой культуре», «литературные жанры», «биографическая», «отраслевая», «региональная», «тематическая», «узкоотраслевая», «универсальная», «статья», «энциклопедическая статья», «энциклопедия», «Энциклопедия книги» и использовать их в активном словаре;

— определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение;

— определять объекты, которые являются предметом культуры, и обосновывать своё мнение;

— определять порядок составления энциклопедии и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания для создания «Энциклопедии книги».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебные задания, используя алгоритм, план;

ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— строить понятные для партнёра высказывания;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или группе;

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

• Рассказывать о книгах Древнего мира и современных книгах.

• Составлять диалог на тему «Книга в нашей жизни».

• Оформлять отзыв на прочитанную книгу, используя план.

• Писать сочинение - рассуждение на тему «Роль книги в компьютерном мире».

• Составлять и писать статью для «Энциклопедии книги».

Создавать и представлять «Энциклопедию

книги

1

Роль книги в мировой культуре

1

04.09

Знать и употреблять в речи понятия: библиотека, каталог, аннотация

Текущий

2

Р.Р. Устное сочинение на тему: «Книга в нашей жизни»

1

06.09

Уметь составлять устное сочинение на тему книги, использую в речи средства художественной выразительности: описание, эпитеты, метафоры и т.д.

  • проявлять интерес к изучению темы;
  • проявлять желание помочь Ване составить «Энциклопедию книги»;
  • группировать высказывания по темам, отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.

Текущий

3

Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М.Горький. О книгах.

1

11.09

Рассказ о старинных и современных книгах

Текущий

4

История книги. Удивительная находка. Пересказ текста

1

13.09

Уметь пересказывать прочитанные книги

Текущий

5

Экскурсия в библиотеку.  

1

15.09

Уметь находить книгу по описанию, определять ее жанр.

Текущий

Истоки литературного творчества (10ч)

 Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

• Проявлять интерес:

— к изучению темы;

— к фольклорным жанрам;

— к древнерусским былинам;

— к мифам (славянским, древнегреческим).

• Проявлять желание:

— читать библейские притчи;

научиться определять порядок проведения исследования «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»;

— осознавать собственные достиж
ния при изучении темы.

Познавательные умения:

  • раскрывать значение понятий «фольклор», «потешка», «поговорка», «небылица», «скороговорка», «пословица», «колыбельная», «загадка», «закличка», «притча», «предание», «завет», «не замышляй», «ближний», «приставник», «повелитель», «доколе», «нежели», «воздаёт», «злословит», «лукавый», «гонение», «суета», «поучать», «сеятель», «законник», «иудей», «самарянин», «милосердный», «уважаемая книга», «пробуждающий чувства», «былина», «сказка», «вдоволь», «сиднем», «калики», «горница», «пшеница белояровая», «палица», «застава», «наряд», «дозор», «росстань», «сие», «надписочка», «повысечена», «эпитет», «миф», «Ярило», «Троя», «жрец», «чрево», «оборонить», «лазутчик», «агора», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «Слово Божие», «добрая почва», «равнодушные люди», «бесполезные люди», «ленивые люди», «радушные люди», «заботливые люди», «добрые люди», «проявить инициативу», «трудилась душа», «щедрая душа», «душа похорошела» и использовать их в активном словаре;
  • определять смысл библейских высказываний и обосновывать своё мнение;
  • определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение;
  • определять реальность событий мифа и обосновывать своё суждение;
  • определять устойчивые эпитеты и устаревшие слова в мифе, былине и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания для определения порядка проведения исследования по теме «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;
  • проводить самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания;
  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • соотносить результат выполнения задания с поставленной целью.

• Определять жанры УНТ и приводить примеры.

• Расставлять ритмическое ударение в тексте былины.

• Проводить исследование текста мифа, библейской притчи и оформлять результат в виде таблицы.

Определять порядок проведения исследования по теме «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

6

Содержание  раздела Пословицы разных народов.

1

18.09

Сравнивать пословицы и поговорки разных народов

Объяснять смысл пословиц, группировать пословицы по темам

Притча, сказка, миф, былины

Входной

7

Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).              

1

20.09

Обсуждать высказывания из Ветхого Завета

Стимулировать интерес и желание читать притчи.

Осмысление понятия притча, пословиц о дружбе, трудолюбии и добре.

Актуализировать умения:

— описывать картину по плану;

— проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Притча, сказка, миф, былины

8

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

22.09

Составить сказку по аналогии с данной сказкой

Выявлять особенности притч.

Анализ текстов библии, поиск необходимой информации в книге

Объяснять нравственный смысл притч.

Составлять  и писать фразу - конструкт;

— проводить исследование произведений искусства на библейские сюжеты;

— формулировать мнение в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления

Текущий

9

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

25.09

Выявлять особенности былинного текста Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине.

.Находить постоянные эпитеты, которые в былине используются.

• Научить:

— раскрывать значение слов «былина», «сказка», «вдоволь», «сиднем», «калики», «горница», «пшеница белояровая», «палица», «застава», «наряд», «дозор», «росстань», «сие», «надписочка», «повысечена», «эпитет» и выражения «устойчивый эпитет» и использовать их в активном словаре;

— определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение;

— определять структуру былины и обосновывать своё мнение

Рассказывать о картине

Воспитание чувства гордости за Родину, ее историю, народ

Текущий

10

Былина. Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины Устное сочинение по картине В.Васнецова «Богатырский скок»

1

27.09

 Выявлять особенности мифа

Выявлять особенности славянских мифов и мифов  древней Греции

Осмысление понятия притча, мифы, легенда, былины

Проявление  бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Текущий

11

Славянский миф.

Особенности мифа

Мифы древней Греции

1

29.09

Проводить  исследование характера героя и оформлять результат в виде таблицы;

— писать творческую работу по теме;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Анализ  прочитанного текста, выделение главной мысли.

Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Адекватно  взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Проверять себя и оценивать свои достижения

Текущий

12

Тайская народная сказка. Болтливая птичка.                         Р.р. Создание( сочинение) сказки по аналогии

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Составление сценария к сказке. Подготовка к спектаклю

1

2.10

Составлять сказку по аналогии

Инсценировать произведение

Формирование системы нравственных ценностей

Проявлять  интерес к изучению темы;

проявлять желание научиться проводить исследование.

Текущий

13

Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча Шрамы на сердце. Притча

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

1

4.10

Составлять  подробный и краткий пересказ, пересказывать произведение; выполнять учебное задание по алгоритму.

Стимулировать желание писать сценарий и инсценировать сказку.

 Актуализировать умения:

  • работать с текстом сказки;
  • читать текст выразительно по ролям;
  • выполнять учебное задание, используя алгоритм;
  • адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Строить  понятные для партнёра высказывания.

Определять  качества характера, помогающие дружить, и обосновывать своё мнение;

— определять качество написания сценария и обосновывать своё мнение;

— предлагать совет для героини сказки «Болтливая птичка»;

— составлять подробный план и пересказывать сказку;

— выбирать пословицу, которая соответствует главной мысли сказки;

— писать сценарий, используя алгоритм;

— инсценировать сказку «Три бабочки»

Текущий

14

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Р.р. Сочинение по картине В.Васнецова «Богатыри» Обобщение по разделу

1

06.10

Умение описывать картину по алгоритму

Умение работать сообща, в группе

Текущий

15

Контрольная работа по разделу «Истоки литературного творчества»

1

09.10

Установить степень освоения данной темы, а именно умения:

называть жанры УНТ и приводить примеры;

писать имена былинных героев;

называть имена мифологических героев.

Использовать  речевые средства для представления результата деятельности.

Тематический

О Родине, о подвигах, о славе (10 ч)

 Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать произведения о Родине;

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «Родина», «Отечество», «ностальгия», «Отчизна», «бесценный», «рать», «внемли», «ливонец», «латы», «дружина», «смятение», «единение», «почитаемый», «тачал», «келья»,

• Работать с текстом произведения.

• Определять смысл высказывания о Родине и представлять его.

— эмоционально-ценностное отношение к героям произведений о Великой Отечественной войне;

желание составлять совет, который поможет Человеку обрести счастье;

— осознание собственных достижений при изучении темы.

 «сшиблись», «воскресли», «россы», «держава», «строптивый», «мещет», «доколе», «Ленинград», «реквием», «патриотизм», выражений «испокон веку», «Старое. Новое. Вечное», «дух держать единый», «голова кабанья», «верность свята», «змеем лютым в Русь летит», «бранный жар», «фугасные бомбы», использовать их в активном словаре;

— определять главную мысль текста и обосновывать своё мнение, опираясь на текст произведения;

— определять смысл пословицы и обосновывать свой выбор;

— раскрывать смысл поступка героя и обосновывать своё мнение;

— определять проблему взаимоотношений героев произведения и обосновывать своё мнение, используя текст произведения;

использовать приобретённые знания для составления сове_ та, который поможет Человеку обрести счастье.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм или план;

— проводить самопроверку, самооценку и корректировку при выполнении учебного задания;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания;

соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

— в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

• Выполнять творческий проект «Музыкально-литературный вечер „Моя Родина“», используя план.

• Проводить устный журнал по теме «Славные страницы истории России».

• Составлять летопись края об основных этапах Великой Отечественной войны.

Составлять полезный совет, который поможет Человеку обрести счастье.

16

К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество Н.Языков. Мой друг! Что может быть милей… А.Рылеев Пейзаж с рекой

1

11.10

Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина»

Подбирать близкие по смыслу  слова к слову «Родина»

Поступок, подвиг

17

. С.Романовский. Русь

Святитель Филарет Московский Святая Русь

Александр Невский.            В.Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом

1

13.10

Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Подготовка сообщения о святом Александре Невском

Сравнивать произведения литературы и живописи

Русь. Ледовое побоище.

Текущий

18

Дмитрий Донской. Куликовская битва

Историческая песня Ф.Глинка. Солдатская песнь.

1

16.10

Подготовка сообщения о Дмитрии Донском

Сравнивать произведения литературы и живописи. Выполнять творческий пересказ

Куликовская битва

Текущий

19

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р.Рождественский. Реквием.

А.Приставкин. Портрет отца. Р.р.Устное сочинение по картине В.Костецкий. Возвращение.

1

18.10

Называть особенности исторической песни

Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения

Великая Отечественная война, реквием.

20

Е.Благинина. Папе на  фронт. Р.р.Устное сочинение по картине В.Лактионов. Письмо с фронта                                   Д.з. Составление письма отцу на фронт.

1

20.10

Группировать  книги по подтемам

Представлять книгу

Историческая песня

Текущий.

21

Мы идем в библиотеку. Историческая литература для детей

1

23.10

Представлять книгу

Фотография, информация

22

С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В.Орлов. Разноцветная планета.

1

25.10

Группировать книги по подтемам

Представлять книгу

Текущий.

23

Ф.Семяновский. Фронтовое детство.

1

27.10

Выбирать произведение для заучивания наизусть

Представлять книгу

Письмо, фронт

2 четверть

24

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

10.11

Группировать книги по подтемам

Представлять книгу

Выставка, тема

25

Контрольная работа по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»

1

13.11

Тематический.

Жить по совести, любя друг друга (14час)

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать произведения А. Толстого, И. Сурикова

А. Гайдара, М. Зощенко;

— творческое отношение к составлению текста-рассуждения на тему «Настоящий друг»;

— понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

 раскрывать значение слов «вожатый», «затеял», «мочало» «аккордеон», «консерватория», «замшелой», «эскадра», «дивизион», «красноармеец», «кавалерия», «комиссар», «атаман», «верстак», «башлык», «купец», «прерии», выражений «трусливый мальчик», «иметь смекалку», «держать ухо востро», «юмористическое произведение», «текст рассуждение» и использовать их в активном словаре;

— определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

— определять особенности текста-рассуждения и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для создания текста-рассуждения на тему «Настоящий друг».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

— соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 Работать с текстом произведения.

 Составлять план и кратко пересказывать текст.

 Составлять текст-рассуждение.

 Формулировать совет.

 Проводить исследование поступков героя.

 Писать текст-рассуждение на тему «Настоящий друг».

26

А.Толстой. Детство Никиты.

1

15.11

Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях

Читать вслух и про себя

Ответственность. Совесть.

27

А.Толстой. Детство Никиты

1

17.11

Характеризовать героев рассказа, называть их качества

Объяснять смысл поступков героев

Ответственность. Совесть .

Текущий.

28

И.Суриков. Детство.

1

20.11

Сравнивать поэтические и прозаические тексты на одну и ту же тему

Объяснять смысл поступков героев

Ответственность совесть.

Текущий.

29

А.Гайдар. Тимур и его команда.

1

22.11

Объяснять смысл поступков героев

Ответственность. Смелость.

30

А.Гайдар. Тимур и его команда

1

24.11

Составлять текст  по аналогии с данным

Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях

Ответственность. Смелость .

31

М.Зощенко. Самое главное.

1

27.11

Составлять текст по аналогии с данным

Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях

Ответственность. Совесть.

Текущий.

32

И.Пивоварова. Смеялись мы – хи-хи

1

29.11

Соотносить содержание текста и пословицу.

Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.

Ответственность. Совесть, пословица

текущий

33

Н.Носов. Дневник Коли Синицына

1

1.12

Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом

Юмор

Текущий.

34

Мы идем в библиотеку

1

4.12

Различать жанры художественного произведения

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом

Писатель, выставка

35

Самостоятельное чтение Н.Носов. Метро.

1

6.12

Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание

Юмор.

36

В.Драгунский. …бы.

1

8.12

Текущий.

37

Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома.

1

11.12

Распределять роли

Осознавать  успешность при изучении темы.

Инсценирование

38

Маленькие и большие секреты страны Литературии                     Р.р. Сочинение. Рассказ о том, как мне удалось простить обиду.

1

13.12

Умение применять средства художественной выразительности

Личностные:

— творчески относиться к составлению текста-рассуждения на тему «Рассказ о том, как мне удалось простить обиду».

Познавательные:

— использовать приобретённые знания для создания текста-рассуждения .

Регулятивные:

— соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные:

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

— писать текст-рассуждение на тему  «Рассказ о том, как мне удалось простить обиду».

Текущий.

39

Контрольная работа по теме «Жить по совести, любя друг друга»

1

15.12

Соотносить  результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности.

Тематический.

Литературная сказка (20 час)

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать литературные сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена;

— эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

— творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке;

— понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

 раскрывать значение слов «высокомерная», «псарь» «парламент», «достоинство», «добродетель», «веретено», «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражений «собиратели сказок», «жить в своё удовольствие», «подённая работа», «сорные травы» и использовать их в активном словаре;

— определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

— определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

— определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

— определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке.

Регулятивные умения:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

 соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

 формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

 договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 Работать с текстом сказки:

— проводить исследование текста сказки;

— составлять описание литературного героя.

 Писать сценарий и инсценировать сказку.

 Писать сказку о предмете.

 Оформлять отзыв о прочитанной сказке.

40

Вводный урок  по содержанию раздела

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Толстой, А.Толстой

1

18.12

Писать отзыв на книгу

Выявлять особенности русской сказки

Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки

Отзыв на книгу, переводная литература

41

Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов

1

20.12

Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро

Текущий

42

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов.

1

22.12

43

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки.

Мальчик-с –пальчик.

1

25.12

Сравнивать сказки разных писателей

Текущий

44

Шарль Перро.  Спящая красавица

1

27.12

Выявлять особенности поэтического текста

Текущий

45

Сказки Г.-Х. Андерсена           Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди

1

29.12

Характеризовать героев сказки , называть качества героев сказки. Раскрывать  значение слов «приноровились», «тщедушная», «смиренно», «ободрить» и выражений «жить в своё удовольствие», «подённая работа», использовать их в активном словаре;

— определять авторскую сказку и обосновывать своё мнение;

— определять причину спасения героев сказки и обосновывать своё мнение;

Участвовать в работе группы, оговариваться друг с другом

3 четверть

46

Р.р.Составление аннотации на книгу.Г.-Х. Андерсен Дикие лебеди

1

10.01

Составлять аннотацию на книгу

Сравнивать сказки разных писателей

Текущий

47

Р.р. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

1

12.01

 Составлять каталог на определенную тему

Составлять каталог на определенную тему

Текущий

48

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка

1

15.01

Характеризовать героев сказки, называть качества героев сказки

Составлять каталог на определенную тему

Текущий

49

Г.-Х. Андерсен. Чайник

1

17.01

Составлять аннотацию на книгу

Сравнивать сказки разных писателей

50

Р.р.Создание( сочинение) сказки по аналогии

1

19.01

Составлять каталог на определенную тему

Сравнивать сказки разных писателей

Текущий

51

Мы идем в библиотеку. Сказки зарубежных писателей

1

22.01

Выявлять особенности поэтического текста сказки

Сравнивать сказки разных писателей

52

И.Токмакова. Сказочка о счастье

1

24.01

Характеризовать героев сказки, называть качества героев сказки

Сравнивать сказки разных писателей

Текущий

53

С.Аксаков. Аленький цветочек

1

26.01

Выявлять особенности поэтического текста сказки

Сравнивать сказки разных писателей

Текущий

54

Особенности литературной сказки

1

29.01

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой

Выявлять особенности поэтического текста сказки

Текущий

55

С.Аскаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и Чудовище

1

31.01

Сравнивать сказки разных писателей

Составлять каталог на определенную тему

Текущий

56

Э.Хогарт. Мафин печет пироги

1

2.02

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Текущий

57

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Р.р. Построение научно-познавательного рассказа на основе сюжета сказки Г-Х Андерсена «Пятеро из одного стручка» с.70 № 7

1

5.02

Определять  главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; определять смысл понятия «сорные травы», соотносить его с человеческими качествами и обосновывать своё мнение.

Составлять каталог на определенную тему

58

Маленькие и большие секреты страны Литературии Р.р.Составление краткой аннотации к сборнику сказок Г-Х Андерсена

1

7.02

Представлять книгу в группе, давать ей оценку

Определять тему и название выставки книг

Текущий

59

Контрольная работа по разделу «Литературная сказка»

1

9.02

Сравнивать сказки разных писателей

Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро

Тематический

Великие русские писатели – (25час.)

60

Вводный урок по содержанию раздела Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки 

1

12.02.

Читать наизусть понравившиеся произведения

Читать вслух и про себя

Средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение

61

К.Паустовский. Сказки А.С.Пушкина

1

14.02

Выбирать из статьи информацию, необходимую для  подготовки сообщения по теме

Выбирать стихи для выразительного чтения

Текущий

62

Р.р. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С.Пушкина»

1

16.02

Сравнивать сюжет народной сказки  и литературной

Характеризовать героев сказки

Текущий

63

А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

В Жуковский. Спящая красавица

1

19.02

Сравнивать литературные сказки

64

А.С.Пушкин. Осень. Е.Волков. Октябрь.

1

21.02

Текущий

65

А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами…

Ф.И.Тютчев. Еще земли печален вид… А.Куинджи, ранняя весна

1

26.02

Сравнивать произведения живописи и литературы

Текущий

66

И.Козлов. Вечерний звон. И.Левитан. Вечерний звон

1

28.02

Находить в тексте средства художественной выразительности

Употреблять средства художественной выразительности в речи.

Текущий

67

Р.р.Сочинение по картине И.Левитана «Вечерний звон»

1

2.03

Сравнивать произведения живописи и литературы

Текущий

68

М.Лермонтов. Рождение стихов

Горные вершины. Гете. Перевод  В.Брюсова.

1

5.03

Текущий

69

М.Лермонтов. Тифлис. Дары  Терека.

М.Лермонтов. Крестовая гора. Утес.

1

7.03

Выбирать информацию , необходимую для подготовки сообщения

Выбирать стихи для выразительного чтения

70

М.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

1

9.03

71

М.Лермонтов. Бородино.

1

12.03

Текущий

72

Л.Толстой. Maman.

Л.Толстой. Ивины

1

14.03

Сравнивать произведения живописи и литературы

Текущий

73

И.Никитин.  Вечер ясен и тих…

И.Никитин. Когда закат прощальными лучами… И.Левитан. Тишина.

1

16.03

Выявлять особенности исторической песни

Текущий

74

И Бунин Гаснет вечер, даль синеет..…

1

19.03

Сравнивать художественный и исторический тексты

Выразительное чтение стихотворений

Текущий

75

И.Бунин. Еще холодно и сыро

1

21.03

 Характеризовать героев рассказа

Выразительное чтение

Текущий

4 четверть

76

Н.Некрасов. Мороз, красный нос

1

4.04

Текущий

77

Л.Толстой. Был русский князь Олег.

1

6.04

Текущий

78

Л.Толстой.  Басни Л.Толстого

1

9.04

Составлять рассказ по картине

Текущий

79

Л.Толстой. Петя Ростов.

 

1

11.04

Пересказывать тексты  подробно и кратко

Участвовать в работе групп

Текущий

80

Л.Толстой. Петя Ростов.

1

13.04

Выразительно читать басни

Участвовать в работе групп

81

И.Крылов. Ворона и лисица

1

16.04

Текущий

82

Р.р. Написание аннотации к одной из сказок

1

18.04

83

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1

20.04

Текущий

84

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели»

1

23.04

Тематический

Литература как искусство слова  Обобщение по курсу литературного чтения.(5 часов)

85

Обобщение. Ритм. Рифма.

1

25.04

Текущий

86

Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе.

1

27.04

87

Обобщение. Понятие «Художественная литература»

1

2.05

Текущий

88

Самостоятельная работа по рассказу И.Тургенева «Воробей»

1

4.05

Текущий

89

Обобщение по теме. Рекомендации на лето.

1

7.05

Итоговый

Резервные уроки (13 ч.)  Чтение отечественной и зарубежной литературы 

90

91

Лазар Лагин. «Старик Хоттабыч».

2

11.05

14.05

Использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста.

Умение использовать простейшие виды анализа: делить текст на части, составлять простой план

Умение работать с информацией

Активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.

Овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами

Комплексный

92

93

Валентин Катаев «Сын полка».

2

16.05

18.05

94

95

96

Комплексная итоговая работа за курс начальной школы

3

21.05

23.05

25.05

97

-102

Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес»

2

28.05

30.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская

Для учителей, работающий в системе РО по учебникам Г.Н. Кудиной, З.Н.Новлянской, предлагаю наш вариант календарно- тематического планирования. Правда в этом году на литературу в 4 классе выделено всег...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...