Литературное чтение 4 кл. технологическая карта урока по теме Обобщение по разделу "Делу время - потехе час".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Чебунина Елена Николаевна

Литературное чтение 4 кл. технологическая карта урока по теме Обобщение по разделу "Делу время - потехе час" с тестом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».           

ФИО учителя: Чебунина Елена Николаевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 УМК «Школа России» Литературное чтение Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Тип урока :обобщение и систематизации знаний и умений учащихся

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, урок проходит дистанционно.

Тема: обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

 Цели

Образовательные: обобщить знания учащихся по данному разделу; развивать память, учить находить слова в тексте, которые помогают дать характеристику героев, активизировать словарь учащихся, развивать навыки выразительного чтения.

Развивающие: развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: задавать вопросы по прочитанным произведениям, находить на них ответы в тексте, оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке; анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль, находить в тексте выразительные средства

Метапредметные:

Познавательные: осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как часть русской национальной культуры.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока.  

Коммуникативные: объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности

Личностные: самостоятельно выполнять задания учителя; проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в тесте.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Найдите строчки, в которых говорится о том, как кондуктор догадалась, что мальчик не пошел в школу

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку по ролям

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

– Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя… правильно, время! Не будем терять ни минуты. Урок литературного чтения посвятим обобщению произведений в разделе «Делу – время, потехе – час». Проверим, насколько вы были внимательны, что вы узнали из этого раздела. В конце урока подведем итог, кто же внимательнее всех читал произведения, кто лучше знает материал

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Актуализация знаний.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведений.

– Как вы думаете, можно ли дать разделу «Делу – время, потехе – час» другое название? Например?

– Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

  Выбирают название
разделу:

•  Скучен день до вечера, коли делать нечего.

•  Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

•  Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

•  Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Подбирают пословицы к рассказам:

•  Поздно поднялся – день потерял.

•  В молодости не учился – жизнь потерял.

•  Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня.

•  Не тот грамотен, кто читать умеет, А тот, кто слушает и разумеет.

 

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

 IV. Обобщение и систематизация знаний и умений

Организует работу по тесту

– Мы прочитали с вами много интересных произведений на тему «Делу время – потехе час», героями которых были ваши ровесники, простые мальчишки и девчонки.  

- открываем файлы с тестами и работаем самостоятельно.  

Самостоятельно работают. Выполняют тест на компьютере.

   

 Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осущестлять анализ объктов. Формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

V. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Придумать свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время – потехе час», начиная со слов: «однажды я...»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VI. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке, продолжив предложения.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают предложения:

•  Мне на уроке было…

•  Я понял (а)…

•  Особенно мне понравилось…

•  Мне было трудно (легко)…

Теперь я знаю (умею)…

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Тест по разделу «Делу время-потехе час».

А1. Укажи произведение, которое принадлежит перу В.В.Голявкина?

 1) «Главные реки»                                  2) «Сказка о потерянном времени»

 3) «Никакой горчицы я не ел»                  4) «Что любит Мишка»

А2. Укажи автора рассказа «Главные реки»

 1) Е.Л.Шварц                                   2) В.Ю.Драгунский

 3) В.В.Голявкин                                  4) М.М.Зощенко

А3. Укажи, кого не было из школьников в «Сказке о потерянном времени»

1) Пети Зубова                                   2) Маруси Поспеловой

3) Наташи Воробьёвой                           4) Васи Зайцева

В 1. Укажи фамилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю.Драгунского

 1) Кораблёв                                   2) Слонов

 3) Горбушкин                                  4) Воробьёв

В 2. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю.Драгунского «Что не любит Мишка?»

 1) рассказы о животных                           2) рассказы о природе

 3) юмористические рассказы                 4) рассказы о подвигах

        

С1. Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой горчицы я не ел»

 1) Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

 2) Если за день ничему не научился, зря прожил день.

3) Готовь сани с весны, а колёса с осени.

4) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Д1.Узнайте произведение по предметам:

счеты, сено, мячик, часы.-______

Д2.Узнайте произведение по предметам:

музыка, торт, бананы, слоненок.-________

Д3.Узнайте произведение по предметам:

Экскаватор, трамвай, метла, машина.________

а. «Сказка о потерянном времени».

б. «Никакой горчицы я не ел».

в. «Что любит Мишка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока на тему "Будущее время глагола" 3 класс

Технологическая карта урока на тему "Будущее время глагола" 3 класс...

Технологическая карта урока по теме "Делу - время, потехе - час"

Интегрированный урок окружающего мира и математики по теме "Делу - время, потехе - час". 4 класс, программа "Начальная школа  XXI века"....

Технологическая карта урока по теме - А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (Литературное чтение, 4 класс)

Урок открытие новых знаний. Цель: создать условия для знакомства с историческим произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Задачи: Образовательная: познакомить с ...

Технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме «Части речи»"

Технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме «Части речи»" 2 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс тема обобщение по разделу "И в шутку и в серьез"

Цель урока: обобщение знаний учащихся по разделу «И в шутку и всерьез»;Дидактические:1. Умение ориентироваться в прочитанных произведениях2. Формирование умения анализировать текстРазвиваю...

Технологическая карта по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс по теме: Л. Яхин "Пятое время года", " Силачи"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока:  Ознакомление обучающихся с произведением Л. Яхнина “Пятое время года”; «Силачи»;формирование эмоционально-...