Тема урока: Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Устьянцев Дмитрий Андреевич
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_cht_3_klass.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 30.01.2024 г.

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 3

Время: 15:45 Кабинет: 213

Студент: Устьянцев Дмитрий Андреевич

Группа: 35

Учитель: Кузнецова Вероника Викторовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведение Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..»; работа над языком произведения; выразительное чтение.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о стихотворении как литературном жанре;

2) учить выразительно читать стихотворение Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?».

Предметные:

1) учиться прогнозировать содержание произведения;

2) учиться выразительно читать стихотворение, отражая настроение;

3) учиться находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Развивающие:

1) развивать память, речь, образное мышление учащихся;

2) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение

Личностные:

1) освоение личностного смысла учения, способность к самооценке;

2) научится выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного рассказа.

Воспитательные:

1) воспитывать бережное отношение к птицам и животным;

2) воспитывать уважительное отношение к сверстникам через парную и групповую работу

УМК: УМК «Школа России» учебник литературное чтение 3 класс 2 часть / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Головакина

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации 

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Дмитрий Андреевич. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Ребята, представьте, что на ваши ладошки села снежинка. Такая нежная, хрупкая и очень красивая. Наберите воздух. Сдуньте ее нежно с руки. Повторяем 3 раза.

- Переверните карточку под номером 1.  Сейчас мы проведем речевую разминку.

Совята у Совушки

Умные головушки:

На каждый Савушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

-Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

-Отлично! Прочитайте с интонацией удивления.

-Прочитайте с сердитой интонацией.

-Прочитайте с веселой интонацией.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Раздаточный материал.

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Итак, ребята, какой раздел вы начали изучать?

- С каким автором вы уже познакомились?

- Что вы помните об авторе?

- Переверните карточки под номером 2, это утверждения про автора. Ваша задача написать, верно оно, или нет.

Карточка номер 2

  1. Он родился в Одессе.
  2. Саша Черный – это его настоящее имя и фамилия.
  3. Саша Черный хотел, чтобы все дети на земле были счастливы.

- Давайте проверим, сейчас я буду говорить правильные ответы, слушайте внимательно и отмечайте у себя, правильно ли вы выполнили задание.

- Оцените себя, если вы выполнили работу правильно, то показываем палец вверх, если неправильно, то палец вниз.

1.Отвечают на вопросы учителя

- «Поэтическая тетрадь».

- С Сашей Чёрным.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Раздаточный материал.

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Проверка домашнего задания.

- А сейчас мы с вами проверим домашнее задание. Что было задано?

- Давайте прочитаем этот стих выразительно. (первые 4 четверостишья читают хорошо читающие дети, а последнее плохо читающий)

- Отлично! Мы проверили домашнее задание.

- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы мне скажите, какая тема нашего урока. (Учитель загадывает загадку)

Загадка

Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
может плавать и нырять,
как его родная мать.

- Верно, это утенок.

- А как утенок связан с нашей темой?

- Определим цели урока, используя опорные слова на экране.

Опорные слова

Познакомиться …

Учиться…

Высказывать…

- Сегодня на уроке будем учиться выразительно читать.

- Итак, цели мы с вами.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Саша Черный «Воробей»

- Утенок

Познакомимся с произведением С. Черного «Что ты тискаешь утенка?»

Будем учиться выразительно читать.

Высказывать свою точку зрения.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

- Предположите, о чем будет стихотворение.  

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Что ты тискаешь утёнка?», а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

- - Поставьте указательный пальчик на начало предложения и следите за чтением.

СТИХОТВОРЕНИЕ

Что ты тискаешь утенка?

Он малыш, а ты — большой.

Ишь, задравши головенку,

Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку, —

Если б толстый бегемот

Захотел с тобой от скуки

Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать,

Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,

Пусть идет купаться в пруд, —

Лапы мальчика не шутка,

Чуть притиснешь — и капут.

- Какую картину вы себе представили?

- Чему учит поэт в стихотворении?

- К кому обращено стихотворение Саши Черного? Почему вы так решили?  

- Какой совет даёт поэт?

1. Внимательно слушают стихотворение, представляю картину, описанную автором в стихотворении.

2. Отвечают на вопросы учителя.

- Не мучить животных, птиц, относиться к ним бережно.

- К детям

- Отнести утенка к утке в пруд.

Учебник стр. 46

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Все слова и выражения были вам понятны?

Тискать – давить, прижимать.  

Притиснешь – прижмешь.

Брыкаться – бить, отбивать ногами.

Капут – конец, гибель.

Рвется прочь – вырывается.

В свой черед – в свою очередь, когда придет время.

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение в парах друг другу.

 - Ребята, как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шута, чуть притиснешь – и капут»?

- На сколько строф можно поделить это стихотворение?

- Какие две темы обсуждаются в стихотворении?

- Сейчас я предлагаю отдохнуть.

1.Отвечают на вопросы учителя:

- Лапы – только у животных, а у мальчика – руки. Но для утенка – находиться в руках мальчика опасно. Поэт сравнивает руки мальчика с лапами зверя.

- На 4

- 1, взаимоотношение мальчика и утенка (1 и 4)

- 2, взаимоотношение бегемота и мальчика (2 и 3)

УУПД: объединять объекты по определённому признаку             УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Физкультминутка «Утята»

Раз-Два – шли утята, (шагаем на месте)

Три-четыре – шли домой. (прыжки на месте)

Вслед за ними плелся пятый, (хлопаем в ладоши)

Впереди бежал шестой, (топаем ногами)

А седьмой от всех отстал – (шагаем на месте)

Испугался, закричал: (хлопаем в ладоши)

- Где вы, где вы? (прыжки на месте)

- Не кричи! Мы тут рядом, поищи! (топаем ногами)

Самостоятельная работа с самопроверкой Выполняют работу

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Внешний контроль

1. Организует групповую работу

- Мы с вами немножко отдохнули, а теперь я предлагает вам поработать.

- На ваших столах лежит карточка с заданием под номером 3.

Вам нужно дополнить название стихотворения С. Чёрного, восстановить последовательность событий и доказать их строчками из текста. На выполнение задания вам дается 1,5 минуты. Можете приступать.

Дополни название: «Что ты тискаешь...»

Восстановите последовательность:

А. Толстый бегемот играет с тобой от скуки

Б. Утенок всей душой рвется прочь

В. У мальчика лапы не шутки

- Кто закончил, сделайте домик из рук.

- Первая группа, прочитайте как вы выполнили первое задание.

Если у всех групп так, покажите палец вверх.

- Вторая группа, прочитайте какая последовательность стихотворения у вас получилась.

Если у всех так покажите палец вверх.

- Третья группа, докажите последовательность стихотворения в тексте.

- Молодцы, вы успешно выполнили задание.

Оцените себя, как вы поработали в группах

- Ребята, вы сможете определить главную мысль стихотворения? Что хотел нам сказать автор?

- Главная мысль стихотворения не обижать слабых. Обдумывать свои поступки.

Выполняют работу

 

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Подготовка к выразительному чтению

- Как мы будем читать стихотворение? Давайте поделим его на части.

- Как мы будем читать первую строчку?

- Как будем читать следующие три строчки?

- А как следующие четыре?

- А как мы будем читать эти строчки:

Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать,

Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

- А как будем читать последние строчки?

- А теперь пробуем читать. (спросить 3х учеников)

- Но перед чтением обратите на критерии оценивания.

Критерии

  1. громкость;
  2. правильность;
  3. выразительность.

- Какую оценку можно поставить вашему однокласснику? Почему?

- А теперь читаем стихотворение друг – другу в парах.

- Оцените вашего соседа по парте.

- Записываем домашнее задание, прочитать выразительно стихотворение Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка?» на странице 46.

- Будем читать вопросительно.

- Назидательно, как наказ. Негромко.

- Чуть громче. Рассудительно.

- Укоризненно

- Настойчиво

УУРД: корректировать свои учебные действия               УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Рефлексия

- Теперь каждый оценить свою работу на уроке, возвращаемся к нашим задачам.

- Мы с вами в начале урока поставили цели, кто считает, что все цели достигнуты, покажи палец вверх, если нет –палец вниз. Мне понравилось, как работали все. Я ставлю оценки следующим.

- Спасибо за урок! До свидания!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

УУРД:

Оценивать свою работу

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?

Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный "Что ты тискаешь утенка?"...

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.."

Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку литературного чтения  по теме: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.." (3 класс)....

Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон».

Ознакомить учащихся с новым разделом, с произведениями Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»; обучать правильному чтению стихов; разви...

Рабочий лист по литературному чтению (Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка", "Слон")

Рабочий лист поможет проанализировать произведения Саши Чёрного  (объяснить лексическое значение слов, дать характеристику героям, составить план, поработать со средствами выразительности, опреде...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?" (УМК "Школа России" - 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с биографией Саши Черного и с его стихотворением «Что ты тискаеш...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме"Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?"" 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение выразительно читать данное стихотворение, повторить художественные приёмы в стихотворении.Задач...