Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки»"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dik_krasnye_yabloki.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение, 2 класс
Тема урока: Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки».
Цель урока: Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.
Задачи:
Осознать необходимость сострадания, сопереживания.
Учить определять авторский замысел.
Работать над речью учащихся: уместность, ясность, правильность.
ХОД УРОКА
- Организация начала урока.
- Проверка домашнего задания.
- Что необходимо было сделать? (выучить стихотворение наизусть)
- Значит , что будем оценивать? (выразительность и правильность чтения)
- Соглашаемся или нет?
- Итог по домашнему заданию.
3 Подготовка к основному этапу урока .
– Более точно поможет определить тему сегодняшнего урока высказывание «Вперёд чужой беде не смейся, голубок!» Слайд 1
– Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой)
– Беда – что означает это слово? (Горе, несчастье, боль)
– А если с вами случалась беда, что вы чувствовали?
– А чужая беда. Как вы это понимаете?
– Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие сопереживать беде)
– Подберите антоним к слову «равнодушие». Какое качество проявляется у человека, который умеет сопереживать? (Сопереживание)
– Какие два различных качества появились у нас? (Равнодушие и сопереживание)- карточка.
– И где мы можем увидеть эти два качества на уроке чтения? (В произведении)
– Произведение, с которым мы сегодня познакомимся – это литературное произведение Иосифа Ивановича Дика «Красные яблоки». Слайд 2
Учитель рассказывает о писателе. Слайд 3 ( портрет)
– И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.
Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60. Слайд 4
Все его произведения о ребятах, ваших сверстниках, об их делах и интересах. Меня удивило то, что главные герои И.Дика – мальчики. Слайд 5
– Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)
– Слово «сопереживание» иногда заменяют близким по значению словом – сострадание. ( карточка)
– Можно ли смеяться над чужой бедой?
– Какой возникает вопрос? Слайд 6
(Почему нельзя смеяться над чужой бедой?)
– Это самый главный вопрос нашего урока.
Я предлагаю вам сесть по группам и поразмышлять над этим вопросом.
Работа в группах. Звучит музыка. «Дорогою добра».
Затем слушаются ответы детей.
*Это не этично.
*Человеку неприятно.
*С тобой может случиться такая же беда.
– Меня радует, что вы нашли столько вариантов ответов. Все они верные, но сегодня из всех этих вариантов мы выберем самый точный ответ, который подойдёт к ситуации, сложившейся в рассказе «Красные яблоки».
4. Усвоение новых знаний и способов действий
– И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки». Слайд 7
-Попробуйте предположить, о чём он будет? (высказывания детей).
– Чтобы проверить все ваши предположения, нам нужно его прочитать.
- Мы знакомимся с новым произведением. Какие задачи стоят перед нами? (прочитать произведение, выяснить жанр, поработать над содержанием).
- Перед тем как мы с вами окунёмся в мир произведения, давайте подготовимся, чтобы показать себя достойными читателями.
Задания перед чтением:
Читай слова слитно. Слайды 8,9
ПО_ ДО_КОН_НИК_ ПОДОКОННИК
ЗА_КА_ТЫ_ ВА_ЛИСЬ_ ЗАКАТЫВАЛИСЬ и т.д.
Читай целыми словами. Слайд10
СКОЛЬЗКО_ СКОЛЬЗНУЛ _ ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ
ХОД – ПОДХОД _ ПОДХОДИВШАЯ
Слайд11
Читай внимательно.
ВАЛЯЛИСЬ - ВАЛИЛИСЬ
МОРОЗА - МОРОЗЦА
Перед чтением проводится словарная работа над словами: ?
Карточка- задание. Работа в группе
- Рассмотреть картинки.
- Узнать, что на них нарисовано
- Соединить иллюстрацию со словом – названием
Проверка выполнения задания
Балансировать Слайд 12- сохранять равновесие с помощью телодвижений,
Авоська Слайд 13- сумка,
Наледь - Слайд 14,
Парадное- . Слайд 15
Вентель- Слайд 16
Труха- Слайд 17
4. Чтение рассказа учителем целиком.
-Понравилось ли вам произведение?
- Что это за жанр? Докажите, что это - рассказ.
- Оправдались ли ваши предположения, о чём это произведение?
5. Первичная проверка понимания.
– Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде.)
– Как бы вы поступили на их месте?
– Какую игру придумали мальчики? (Игру-соревнование на очки)
– Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не толкали прохожих. Но нам всё-таки неприятно такое видеть.
– Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)
– Что они должны были сделать?
– Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?
ФИЗМИНУТКА
6. Повторное чтение и литературно- художественный анализ. Закрепление знаний и способов действий
– Почему Валерка, когда пришла мама «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал»?
– Что произошло с Валеркой? (Он изменился)
– В какой момент произошло это изменение? (Когда он понял, что эта женщина похожа на его маму)
– А изменился ли Севка? Почему? (Его не коснулась чужая беда)
– Он остался каким? (Равнодушным)
– Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение Валерки к людям? А Севки?
- Смогут ли мальчики по-прежнему дружить? Почему?
- А какие отношения связывают ребят: дружеские или приятельские?
- Как вы понимаете, кто друг, а кто приятель? (карточки)
Прочитайте определение этих слов по словарю ( 2 ученика зачитывают определение слов по словарю).
- Так кто же является другом по определению из словаря?
Слайд18 - Какими качествами должен обладать друг?
ЧЕСТНЫЙ ЖЕСТОКИЙ ЗЛОЙ ЧУТКИЙ РАВНОДУШНЫЙ ОТЗЫВЧИВЫЙ
- Так мальчики были друзьями или приятелями?
- С кем из них вы бы хотели дружить? Почему?
– Почему рассказ называется «Красные яблоки»? Слайд 19.
(Красный цвет – это цвет тревоги, опасности. Красные яблоки на снегу – это как свет, вспышка. Мальчик Валерка понял, что они с Севкой вели неправильную игру)
– О чём самом главном хотел сказать автор своим произведением? (Умейте сопереживать чужому горю)
Работа в паре с пословицами: Слайд 20
ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ В БЕДЕ
ПО ИГРЕ И ДРУЗЕЙ УЗНАЮТ
НЕ БРОСАЙ ДРУГА В БЕДЕ
ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК - ДРУЗЬЯМИ
-Прочитайте предложенные вам пословицы. Подумайте, какие из них подходят к данному литературному произведению.
Приготовьтесь представить свою точку зрения на обсуждение класса.
– Вернёмся к нашему главному вопросу: Слайд 21
– Почему нельзя смеяться над чужой бедой? (С тобой и близкими может случиться такая же беда)
– А, если беда всё-таки случится с каким-нибудь человеком, как вы можете помочь ему? (Пожалеть словом, приобнять, просто побыть рядом, погладить по голове)
– Посмотрите, какие простые приёмы. Но они действительно могут помочь человеку в трудную минуту.
6. Подведение итогов
– Решили мы с вами задачу, которую ставили в начале урока?
– Какой вывод сделал каждый из вас после этого урока?
Оценивание детей.
7. Информация о домашнем задании. Слайд 22
Творческое задание.
Разноуровневое домашнее задание:
1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
2. Подобрать пословицы и поговорки.
3. Написать письмо-обращение к Севке.
Благодарю детей за работу.
Музыка «Дорогою добра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения 4 класс по теме "Мир семьи в произведении Ю.Яковлева "Мама"
Урок литературного чтения в 4 классе по системе Л.В.Занкова по произведению Ю.Яковлева "Мама"...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС....
Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)
Цели и задачи урока : 1. Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...
Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
Конспект арт-урока литературного чтения 2 класс. Тема: «Образ матери в художественных произведениях». Ю. Я. Яковлев «Мама»
Технологическая карта урока/занятия Предметкурс В. А. Лазаревой «Литературное чтение» 2 классКласс2 классТип урока/занятияарт-урокТехнология построения урока/занятияобучение, воспита...