Урок литературного чтения. Добро и Зло в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях
план-конспект урока по чтению на тему
Урок литературного чтения. Добро и Зло в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya._dobro_i_zlo_v_skazke_o_mertvoy_tsarevne_i_7_bogatyryah.docx | 55.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе.
Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.
Цели урока.
- Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
- Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.
Эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.
Ход урока
1.Организационный момент ( проверка готовности к уроку).
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
- Речевая разминка.
Начинаем наш урок с речевой разминки:
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
М. Пляцковский
-Прочитайте, начиная медленно.
-Теперь с ускорением.
-А сейчас шёпотом, постепенно увеличивая силу голоса.
А теперь с вопросительной интонацией, с радостью.
3. Проверка домашнего задания (дети перечитывали сказку).
-Сегодня на уроке мы будем работать по группам, так как работа в группах более эффективная и интересная.
-Задача каждой группы отвечать на вопросы и выполнять задания правильно.
-Ваше домашнее задание было познакомиться с текстом сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
-Давайте проверим как вы запомнили содержание сказки. Для этого я вам предлагаю на карточках, которые находятся у вас на партах расположить эпизоды сказки по порядку (расставить нумерацию в хронологическом порядке).
1) Расположите эпизоды сказки по порядку каждой части.
5 | «Вот Чернавка в лес пошла” |
3 | “А царевна все ж милее…” |
2 | “Но царевна молодая… между тем росла…” |
1 | “Царь женился на другой…” |
10 | “Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…” |
9 | “В руки яблочко взяла…” |
8 | “… нищая черница ходит по двору с клюкой…” |
4 | “Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить” |
7 | “Будь нам милая сестрица” |
12 | “Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили” |
11 | “Гроб разбился. Дева вдруг ожила” |
6 | “За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет” |
Оцените друг друга.
2) Демонстрация слайдов.
- А сейчас проверим как вы знаете текст и умеете читать выразительно.
Дети находят строки, соответствующие иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому слайду.
-Учитель отмечает наиболее активных детей, оценивает их работу.
Все очень хорошо поработали, я очень рада , что ни одной мелочи из сказки вы не упустили.
4. Постановка учебной задачи.
А сейчас послушайте притчу. Её расскажет мой помощник, ваш одноклассник.
Подготовленный ученик рассказывает притчу.
- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.
- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
5. Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели.
- Как вы думаете, так ли это?
- Отвечают.
- Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С. Пушкина.
7.Работа по теме урока:
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель: Можем ли мы четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?
Предлагаю составить группам кластер «Положительные герои сказки».
(Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным )
Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: Царевны и царицы.
Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу - стр.78-79 , царевну - стр.79.
А чтобы более точно представлять образы героинь предлагаю заполнить таблицу и записать все характерные эпитеты для каждой героини из сказки.
Напомните, что такое эпитет?
Эпитет – это слово, которое придает последующему слову выразительность, образность.
| Царица -мачеха | Царевна |
Внешность | высока стройна бела | белолица черноброва |
Поведение характер | горда ломлива своенравна ревнива злая | красавица-душа милая приветливая |
Цвет | черный | белый красный |
Учитель: - А теперь проверим.
Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной на слайде.
Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить
Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.
Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Ученики зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”
Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
А сейчас обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.
7.Рефлексия
Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.
-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?
Для того, чтобы нам сделать вывод по поставленной проблеме предлагаю сделать совместную работу, а именно составить синквейн. Напомните, что это?
Ученики: Синквейн (сенкан) в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Тема «Добро». Из представленных вам слов выберите самые подходящие.
А теперь все хором прочитаем. С какой интонацией? Выбирайте.
8. Итог урока. Что было трудным на уроке? О чём хочется продолжить разговор?
Кого из одноклассников можете похвалить? Довольны ли вы своей работой на уроке?
9. Дом. задание. Выбрать для чтения наизусть понравившийся отрывок. (Границы отрывка дети определяют самостоятельно).
Приложение 2.
| Царица - мачеха | Царевна |
Внешность | ||
Поведение характер | ||
Цвет |
| Царица - мачеха | Царевна |
Внешность | ||
Поведение характер | ||
Цвет |
Приложение 1.
«Вот Чернавка в лес пошла” | |
“А царевна все ж милее…” | |
“Но царевна молодая… между тем росла…” | |
“Царь женился на другой…” | |
“Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…” | |
“В руки яблочко взяла…” | |
“… нищая черница ходит по двору с клюкой…” | |
“Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить” | |
“Будь нам милая сестрица” | |
“Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили” | |
“Гроб разбился. Дева вдруг ожила” | |
“За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет” |
«Вот Чернавка в лес пошла” | |
“А царевна все ж милее…” | |
“Но царевна молодая… между тем росла…” | |
“Царь женился на другой…” | |
“Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…” | |
“В руки яблочко взяла…” | |
“… нищая черница ходит по двору с клюкой…” | |
“Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить” | |
“Будь нам милая сестрица” | |
“Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили” | |
“Гроб разбился. Дева вдруг ожила” | |
“За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет” |
Приложение 3.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ СКАЗКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения "Добрый сказочник К.И.Чуковский" УМК "Гармония"
Урок сопровождается презентацией с иллюстрациями и фоно материалом. Урок насыщен разными видами деятельности учащихся....
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....
урок литературного чтения во 2 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. Дети знакомились с нравственными...
Конспект урока литературного чтения, УМК "Перспектива", 2 класс "Сказки К. Чуковского. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности сказки»"
Цели деятельности учителя: ознакомление с творчеством К. Чуковского и его произведением «Приключения Бибигона. Я начинаю любить Бибигона».Планируемые результатыПредметные:...
урок литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник входит в систему «Школа России» Авторы: Л. Ф. Климанова
урок литературного чтения потеме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическимпланированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник ...