Конспект урока литературного чтения, УМК "Перспектива", 2 класс "Сказки К. Чуковского. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности сказки»"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Хабибуллина Ксения Александровна

Цели деятельности учителя: ознакомление с творчеством К. Чуковского и его произведением «Приключения Бибигона. Я начинаю любить Бибигона».

Планируемые результаты

Предметные:                                        

-уметь прогнозировать содержание произведения;

-уметь воспринимать на слух художественный текст;

- знать сведения об авторе;

- уметь читать стихотворения выразительно, передавая настроение.

Личностные:

- проявление познавательных интересов и активности на уроке;                                                                        

- оценка поступка героя с точки зрения общечеловеческих норм;

- формирование умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 15.02.2019                                                                                                                ФИО учителя: Миронова Е.Н.

Школа: №104                                                                                                                        ФИ студента: Хабибуллина К.

Класс:         2а                                                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 207

Конспект урока литературного чтения

Тема: «Сказки К. Чуковского. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности сказки»

Цели деятельности учителя: ознакомление с творчеством К. Чуковского и его произведением «Приключения Бибигона. Я начинаю любить Бибигона».

Планируемые результаты

Предметные:        

-уметь прогнозировать содержание произведения;

-уметь воспринимать на слух художественный текст;

- знать сведения об авторе;

- уметь читать стихотворения выразительно, передавая настроение.

       Личностные: 

-проявление познавательных интересов и активности на уроке;                                                                        

-оценка поступка героя с точки зрения общечеловеческих норм;

-формирование умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Литературное чтение: 2 кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г.Горецкий -М.: Просвещение\ Учебник, 2012.-Ч.1.; презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный:

 слово

учителя,

психологический

настрой

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Ксения Александровна. Садитесь. Проверьте, все ли готово у вас к уроку?

- Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

 А мы время не теряем - и урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно, чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе, все конечно молодцы!

 - Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики.

- И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Здороваются.

Садятся.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П: воспринимать речь учителя.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: 

Беседа

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

-  Сейчас мы с вами проведем речевую разминку. Прочитайте стихотворение на

доске про себя.

Бревно: Лежало на пути бревно.

Мешало путникам оно.

Один сказал: - Нехорошо!

Сказал

И знай себе пошел.

Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно

Перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был и хил, и мал.

Он молча скинул полушубок

И в сторону бревно убрал.

Прочитайте:

- прочитайте шепотом

- прочитайте весело

- прочитайте с

ускорением

- прочитайте

выразительно

- Замечательно, размялись!

- Следующее задание. На столе у вас лежит карточка с заданием, которое вы должны выполнить с товарищем по парте. Главное условие - работать дружно и не мешать другим! Все слова в таблице связаны с опорным словом. Соедините буквы в слова и узнаете, о чем мы будем говорить на уроке. Приступаем.

- Какие слова вы нашли? Как связаны эти

слова?

- Кого вы нашли?

- А все ли герои сказок Чуковского в таблице вам хорошо знакомы?

- Из каких они сказок?

- Ребята, а все ли нашли слово, выделенное красным цветом?

- Как вы думаете, почему вы не смогли его найти?

- А хотите узнать?

Читают стихотворение разными способами.

 

Выполняют задание.

Чуковский-фамилия

писателя,

другие слова- имена литературных героев из его сказок.

Федорино горе, Краденое солнце, Телефон, Айболит, Мойдодыр.

Нет. Мы не знаем кто такой или что такое «Бибигон».

Да.

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественны.

П: построение речевого высказывания.

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

подводящий диалог

4-5м

- Предположите тему нашего урока.

- Тема нашего урока «Сказки К. Чуковского. Из книги «Приключения Бибигона».

- Какие цели поставим на урок?

Предположения детей.

Познакомиться с жизнью и творчеством К. Чуковского.

Узнать в какой сказке есть герой Бибигон, выяснить кто это такой.

П: подведение под понятие.

П: построение речевого высказывание.

Р: целеполагание.

IV. Открытие нового знания

Практический: слушание и чтение Т

2 мин

Что писал К. Чуковский?

С какими произведениями вы знакомы?

А что вы знаете о самом авторе?

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя.

Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

31 марта 2019 года ему бы исполнилось 137 лет.

Каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал.

Дети, которые его знали, считали его великаном, настоящим добрым волшебником из сказки: громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот какой одарённый и близкий к детям человек – Корней Иванович Чуковский!

- Ребята, что вы запомнили?

- Откройте учебник на странице 32 и прочитайте название.

- Что необычного в этом названии?

Как вы думаете, о чем это произведение?

Кто такой Бибигон?

А почему называется «Я начинаю любить Бибигона»? Получается, что автор не любил его раньше?

Бывает ли, что мы сразу начинаем любить человека? Или мы сначала лучше узнаем его, а потом начинаем любить или дружить с ним?

- А кто такие «лилипуты»?

- Давайте послушаем отрывок из произведения К.И. Чуковского «Я начинаю любить Бибигона», и проверим наши предположения. Вы следите по тексту.

- Сбылись наши предположения? В чём?

- Какие чувства вы испытали при чтении?

- Какие слова и выражения вам были не понятны?

Литературные сказки, стихи.

Ответы детей.

Слушают учителя.

Ответы детей.

«Я начинаю любить Бибигона».

Ответы детей.

Лилипут.

Да.

Ответы детей.

Лилипут - человек неестесвенно маленького роста, карлик.

Ответы детей.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания.

П: воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление

Практический: чтение и анализ Т.

5 мин

- Сейчас будем читать по цепочке. Не забывайте следить.

- О чем это произведение? 

- Понравилось ли вам произведение? Чем? 

- Какое настроение в этом произведении? 

- От чьего лица ведется рассказ? 

- Как вы думаете, к какому жанру оно относится?

- Почему это сказка? Докажите.

- Кто главный герой?

- Какое приключение с ним произошло?

- Как его звали?

Читают по цепочке.

О Бибигоне.

Оно веселое и смешное.

Веселое.

От лица автора.

Сказка.

Потому что в сказке есть приключения, что-то волшебное, необычное.

Бибигон.

Он сразился со своим бешеным врагом – индюком.

Брундуляк.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации.

К: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Динамическая пауза

 «Карлики-великаны»

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Вы должны на слово «великаны» поднимать руки вверх, а на слово «карлики» - приседать. А я буду пытаться вас запутать.

Выполняет упражнение.

Приседают.

Поднимают руки вверх.   

Л: установка на здоровый образ жизни.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: выборочное чтение

Частично-поисковый: выборочное чтение

Практический: работа с учебником

7-8мин

- Сейчас мы поработаем со сложными словами в тексте.

Честное, вперегонки, Брундуляк, зафыркал, смертельная, взмахнувши, свершилось.

- Произнесите слово так, как оно пишется. - А теперь произнесите его, так как мы говорим обычно.

- Молодцы! Мы хорошо поработали со словами и можем работать дальше.

  • - Как выглядит Бибигон? Докажите свои слова строчками из текста.

Тоненький он, 
Словно прутик, 
Маленький он 
Лилипутик. 

Ростом, бедняга, не выше 
Вот этакой маленькой мыши.

  • - А какой у него характер? Докажите.

А он, поглядите, какой боевой: 
Бесстрашно и дерзко бросается в бой. 

Со всеми, со всеми 
Готов он сразиться 
И никогда 
Никого 
Не боится. 

Он весел и ловок, 
Он мал, да удал, 
Другого 
Такого 
Я век не видал. 

  • - Посмотрите, на экран, выберите черты характера, которые подходят Бибигону?  
  • - Что означает «мал, да удал»?
  • - А почему индюк говорит: «Брундулю! Брундулю!».
  • - Перечитайте эпизод сражения Бибигона с индюком. Помогает ли он нам представить бесстрашного Бибигона?
  • - Если бы вы превратились в маленького человечка, смогли бы преодолеть трудности, в которые попадает Бибигон?
  • Вы бы испугались индюка? Почему?
  • Как вы понимаете «смертельная гибель» в строчках: 
    И всем показалось, 
    Что в эту минуту 
    Смертельная гибель 
    Грозит лилипуту.
  • - А что случилось с индюком? С кем сравнивает его автор?

И чудо свершилось: огромный индюк, 
Как мокрая курица, съёжился вдруг, 

Попятился к лесу, 
За пень зацепился 
И вниз головою 
В канаву свалился.

  • - А почему свершилось чудо?
  • - С какой интонацией надо прочитать слово съёжился?
  • - Какое отношение было сперва у автора к Бибигону?
  • - Почему он начал любить его? Подтвердите свои слова, прочитав отрывок из текста.
  • - Как вы думаете, почему Чуковский написал эту сказку? О чем она заставила задуматься? 

Называют значение слов.

Читают слова.

Приводят примеры строк из текста.

Примеры по тексту.

  • Бибигон: хвастливый, весёлый, добрый, капризный, злой, храбрый, умный, могучий.
  • Это значит, что, несмотря на маленький рост, он очень сильный.
  • Потому что его зовут Брундуляк.

Ответы детей.

Это значит, что он чуть не погиб, сражаясь с индюком.

  • Потому что Бибигон победил индюка.

Удивленно, радостно.

Вначале совсем не любил лилипута.

  • Должно быть, люблю я его оттого: что очень мне жалко глядеть на него.

Она смешная. Оказывается, что есть маленькие люди и им бывает трудно.  Всем надо быть внимательным друг к другу, надо помогать.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осмысленное чтение худож. текста

VII.Включение в систему знаний

Практический: рисование иллюстраций

Практический: выборочное чтение, чтение в парах анализом, поиск авторских оценок

Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой

4-6мин

 Итак, теперь мы хорошо знаем сюжет нашей сказки, и я предлагаю вам выполнить задание по карточкам. Вам нужно дополнить предложения из сказки, при выполнении задания вы можете пользоваться учебником.

  • Работать вы будите в группах по 4 человека. Вам даётся 5 минут.

Упражнение «Дополни предложение».

  1. Ростом бедняга, не выше 
    Вот этакой маленькой…
  2. А он, поглядите, какой боевой:
    Бесстрашно и дерзко бросается в… 
  3. Зафыркал индюк, запыхтел он ужасно,
    И нос у него стал от ярости…
  4. И, шпагой взмахнувши своей боевою,
    На индюка он помчался…
  5. И все закричали:
    - Да здравствует он,
    Могучий и храбрый … 
  • Посмотрите на слайд и проверьте, всё ли вы выполнили правильно. У кого также, поставьте «+», у кого были ошибки «?».

Выразительное чтение.

  • - Что значит прочитать выразительно? 
  • - Найдите из текста, где надо читать жалобно и с лаской.

Тоненький он, 
Словно прутик, 
Маленький он 
Лилипутик. 

Ростом, бедняга, не выше 
Вот этакой маленькой мыши. 

И каждая может ворона 
Шутя погубить Бибигона. 

  • - Где строки, показывающие гордость за Бибигона.

И, шпагой взмахнувши своей боевою, 
На индюка он помчался стрелою. 

И все закричали: 
- Да здравствует он, 
Могучий и храбрый 
Боец Бибигон! 

  • А где строки, показывающие тревогу?

И всем показалось, 
Что в эту минуту 
Смертельная гибель 
Грозит лилипуту. 

  • С какой интонацией надо прочитать слова индюка?
  • Сейчас вы будете выразительно читать в парах друг другу. Сначала один прочитает, потом другой. Ребята, читать будете в полголоса, чтобы не мешать остальным. Можете начинать.
  • Кто хочет выразительно прочитать всему классу?

Мыши.

Бой.

Красный.

Стрелою.

Боец Бибигон.

  • Это значит «действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.

Гордо, злобно.

Читают друг другу в парах.

Читает выразительно для класса.

К: контроль действий партнера

К: взаимодействие в группе

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

К: планирование учебного сотрудничества

П: построение речевого высказывания;

VIII. Рефлексия деятельности

2-4мин

- Что вы изучали на уроке?

- С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Что вы запомнили о его жизни и творчестве?

- Кому захотелось прочитать всю книгу «Приключения Бибигона»?

- Теперь вас нужно оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

- Молодцы. Спасибо за урок.

Сказку "Приключения Бибигона».

К. Чуковского.

Ответы детей.

Ответы детей.

Оценивают свою работу.

П: осуществление синтеза.

Р: осуществление итогового контроля.

Понял (а) значение словарных слов

Сделал(а) описание главного героя

Прочитал(а) выразительно

Понял(а) тему и мысль текста

Работа на уроке:

- активно

- не активно

Оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»

Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...

План- конспект урока литературное чтение, русский язык "Азбука первая учебная книга", Пропись -первая учебная тетрадь"

предлагаю конспект первого урока интегрированного литературное чтение русский язык, расписаны метапредметные результаты , составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни  4 классЦель:  анализ литературного произведения сказки  П.П. Бажова «...

Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема: «В мире книг. Разноцветные страницы. Ю.Тувим «Про пана Трулялинского». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении: Ю.Тувим «Про пана Трулялинского».Планируемые результатыПредметные: Знать-содержание произведения «Про пана Трулялинског...