Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Тема: Э. Шим «Глухарь».Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».Проверь себя.
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животных, для развития умения выделять в тексте особенности, характерные для того или иного животного, для
развития умения прогнозировать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе
Тема: Э. Шим «Глухарь».Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».Проверь себя.
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животных, для развития умения выделять в тексте особенности, характерные для того или иного животного, для
развития умения прогнозировать текст.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: доска, мел, сюжетные картинки, индивидуальные тексты для чтения, учебник.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;
метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия, оценивают правильность выполнения действий, высказывают предположения, коммуникативные - сравнивают разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться высказывать суждения о произведениях.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности.
УУД, формирующиеся на данном этапе.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Тем , кто любит приключенья,
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
«Жужжащее» чтение по методике Зайцева.
-Положили перед собой текст для дополнительного чтения.
-Опустили глазки.
-Читаем.
-Стоп! Поставили метку. Отложили текст на край стола.
2.Актуализация знаний.
УУД, формирующиеся на данном этапе
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция ;
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
-Произведения какого раздела учебника мы читаем?
-Вспомним их: Е.Чарушин «Томкины сны», М.Пришвин «Ёжик», 1.Из С. Михалков «Аисты и лягушки».
2. Из Ю. Коваль «Бабочка».
3.Из Е. Чарушин « Томкины сны».
4.Из М. Пришвин «Ёжик».
5.Из М. Пришвин «Норка и Жулька».
6.Из Э. Шим «Глухарь».
7.Из Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».
-Отгадав загадку,вы сможете понять про кого мы сегодня будем читать:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?Угадали? Это... (птица).
IV.Определение темы и цели урока.
УУД, формирующиеся на данном этапе
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
-Как Вы думаете, о ком пойдет речь в новых произведениях?
Да, правильно.
Какую цель мы ставим сегодня перед собой на уроке литературного чтения?
( Прочитать новые произведения о птицах, узнать интересные факты из жизни птиц.)
-Про кого будем читать?(про птиц)
-Перед тем , как мы познакомимся с первым произведением проведем
-Какие задачи?( узнать новое об авторе; узнать интересные сведения о глухаре; расширять читательский интерес)
3. Слово об авторе.
Эдуард Юрьевич Шим(Шмидт) родился в Ленинграде. Вырос в детском доме. С 16 лет работал,переменив множество занятий. Писал для детей, преимущественно о природе. В произведениях чувствуется любовь к окружающему миру.
4. Целевой вопрос.
-За что люди назвали глухаря глухарём?
5. Чтение учителем.
6. Ответ на целевой вопрос. Работа в тетради
7. Закрепление во внешней речи. Чтение детьми по цепочке. 1.Словарная работа перед чтением.
-Приготовились читать глазками слова, а первый ряд читает вслух, по моей команде, сначала плавно, а затем целым словом.
ГЛУ-ХАРЬ ГЛУХАРЬ
-1 и 3-ий ряд глазками, а 2-ой ряд вслух.
ПО-СЛУ-ШАЙ-ТЕ ПОСЛУШАЙТЕ
-1 и 2-ой глазками, а 3-ий внимательно вслух.
ВЫ-РУ-ЧИ-ЛА ВЫРУЧИЛА
-Ребята, а как Вы понимаете смысл слова: выручила?
-Прочитав слова, можно ли предположить о чем или о ком будет идти речь в новом тексте?
-А теперь откройте учебник на стр. 59 и прочитайте заглавие текста.
-О чем или о ком, по Вашему мнению, пойдет речь в этом рассказе?
-А кто автор этого рассказа?
Учитель: Да, ребята, Эдуард Шим. Давайте прочитаем и подтвердим или опровергнем наше предположение.
V.Чтение и анализ произведения.
УУД, формирующиеся на данном этапе
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Физминутка.
8. Включение нового знания в систему знаний. Беседа по содержанию. 3.Работа в тетрадях.
1 и 2 задание .
• Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц назвали именно так. (Изображения птиц представлены на слайдах.)
• Кукушка. (Из-за звуков, которые она подаёт.)
• Горихвост. (Сама птица чёрно-белая, а хвост - рыжий.)
• Поползень. (Ползает по стволу вверх-вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.)
.
9. Анализ произведения.
-За что глухарь поблагодарил сороку?
-Найдите и прочитайте.
-Как понимаете эти слова?
-Какими словами заканчивается сказка?
-Как вы понимаете слова глухаря: была бы спета моя песенка?
10. Рефлексия.
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животных, формирования понятия о жанрах (стихотворение, сказка), для развития умения выражать и формулировать свое отношение к героям произведений.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;
метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия, оценивают правильность выполнения действий; познавательные - используют модели для моделирования обложки к произведению Э. Шима «Глухарь», высказывают предположения, преобразуют модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; коммуникативные - сравнивают разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), придумывать истории с героями изученных произведений, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться высказывать суждения о произведениях.
Упражнения для развития выразительности чтения. Вот у тёплой печки кот Песенку свою поёт: «День сегодня за окошком Хмур, хмур, хмур... Подремлю в тепле немножко Мур, мур, мур...»
И. Полянская
- Прочитайте «птичьим базаром»; с сердитой интонацией; с весёлой; с грустной; теперь быстро; выразительно.
Упражнения для развития сознательного чтения.
- Какое слово лишнее?
- Баран, индюк, корова, лошадь.
- Ёж, белка, жук, медведь.
- Бегемот, слон, жираф, кошка.
ГЛУХАРЬ – большой лесной петух. Летом, когда созревает черника, брусника, голубика, глухарь кормится ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками. Весной, когда сойдёт снег в лесу, глухари начинают токовать – петь свои весенние песни. Глухарь ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом. В конце песни глухарь глохнет, потому его и называют глухарём.
- Шумят, галдят птицы, кричат с утра до вечера. Угадайте, кто как голос подаёт.
- Синь-синь! (Синица.)
- Чи-чи! (Чиж.)
- Гра-гра! (Грач.)
- Ку-ку! (Кукушка.)
- Тэке-тэке! (Глухарь.)
- О чём в сказочной форме рассказал вам Э. Шим?
- VII.Работа над произведением для дополнительного чтения.
- УУД, формирующиеся на данном этапе
- Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
- Познавательные:
- общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
- УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Игра «Прилетели птицы».
- Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.
Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Мухи и стрижи... (Дети хлопают.)
- Что неправильно, почему? (Мухи - насекомые.)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают.)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети хлопают.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают.) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки Даже совы-сплюшки, Лебеди, скворцы... Все вы молодцы!
2. Словарная работа
Давайте прочитаем слова, которые у каждого из вас на карточке.
ИЗОГ-НУ-ТЫ-МИ ИЗОГНУТЫМИ
НЕ-УК-ЛЮ-ЖЕ НЕУКЛЮЖЕ
ПОД-ШИБ-ЛЕН-НА-Я ПОДШИБЛЕННАЯ
ДО-КО-ВЫ-ЛЯ-ЛА ДОКОВЫЛЯЛА
РАС-ПАХ-НУ-ЛА РАСПАХНУЛА
ВЫ-НЕС-ЛАСЬ ВЫНЕСЛАСЬ
ПО-ЧУ-ДИ-ЛОСЬ ПОЧУДИЛОСЬ
3.Чтение и анализ произведения.
Как вы думаете, о какой птице пойдёт речь в этом рассказе? А какая она эта птица?
Давайте прочитаем рассказ и увидим, правильно ли мы предположили?
Чтение рассказа учителем, дети следят.
- Что вы узнали о стрижах из этого рассказа?
- Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.
Дополнительное чтение. Рассказ Г. Скребицкого «Самые быстрые крылья».
- Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.
Чтение рассказа по абзацам.
- Что вы узнали о стрижах из этого рассказа?
Выборочное чтение по вопросам 1, 2 учебника.
3. Третья часть урока: «Контрольная работа «Проверь себя».
Работа по учебнику: выполнение заданий рубрики «Проверь себя».
- Прочитайте вопросы и задания рубрики. Поставьте «+» рядом с теми вопросами и заданиями, на которые вы знаете ответы.
- Какие произведения вы уже читали сегодня? Какие хотите перечитать? Какие произведения вам особенно понравились? Почему?
Выразительное чтение понравившихся произведений.
- Какое задание вы не смогли выполнить? (Задание 8, надо взять книгу из библиотеки.)
Работа по индивидуальной таблице.
Повторение произведений о животных. Работа со схемой.
- Приведите примеры произведений о животных разных жанров. Укажите автора и название.
Выполнение контрольной работы в тетради.
- Знакомство с работой (учащиеся могут пользоваться учебником и учебной хрестоматией).
- Выполнение заданий под руководством учителя: чтение текста задания вслух; обсуждение алгоритма действий (прочитай, подумай, найди решение); самостоятельное выполнение.
- Проверка работы: один ученик читает и объясняет, а остальные проверяют, исправляя зеленой ручкой. Если всё правильно, то ставят «+», а если есть ошибки, то исправляют или дописывают.
4) Самооценка: «У меня всё правильно», «У меня ... ошибки» и т. д.
III. Итог урока.
- Какая часть урока, на ваш взгляд, была самой трудной? самой интересной? Что особенно понравилось? запомнилось? Получился праздник?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"
Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....