Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
УМК «Перспектива»;
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. В 2-х частях
Допущено министерством образования и науки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_chteniyu.docx | 120.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru
Рассмотрено на заседании | Согласовано на заседании | Утверждаю: |
Методического объединения | Педагогического Совета | |
учителей | Протокол №1 | Директор ГБОУ Школа №2051 |
Протокол №1 от | от | Семенова Е.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
(обучение грамоте) 1 класс
УМК «Перспектива»
Составили: Беляева Л.А.
| |
Москва, 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1класса
на 2017-2018 учебный год
(УМК «Перспектива»;
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. В 2-х частях
Допущено министерством образования и науки)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Основные содержательные линии курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Содержание тем учебного курса 1 класс (40 ч)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира
- «Книги — мои друзья» (7 часов)
Знакомство с учебником. Загадки, пословицы о книге. С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?». Читалочка-обучалочка ( чтение скороговорок) Экскурсия «Мы идем в библиотеку». А. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) — «У лукоморья дуб зеленый» Сказка К. Чуковского «Айболит». К. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Маленькие и большие секреты страны Литературии».
Возникновение письменности С. Маршак. «Новому читателю».
- «Радуга-дуга» (4 часа)
Загадки. Пословицы, поговорки. Песенки народов разных стран. Читалочка-обучалочка. « Потешки» Английские народные песенки «Рифмы Матушки Гусыни»,«Перчатки». «Шутки-минутки»
- «Здравствуй, сказка!» (9 часов)
Г. Юдин. «Почему «А» первая». Читалочка-обучалочка. И. Гамазкова. «Живая азбука». Т. Коти. «Катя и буквы». Читалочка-обучалочка».Н. Кончаловская. «Козлята». В. Лунин «Волк».Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны» «Курочка Ряба»(р.н.с.).С Маршак «Курочка Ряба и десять утят» Русская народная сказка. «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев. «Две лягушки». Татарская народная сказка «Три дочери». «Два лентяя»,«Заяц и черепаха» (сравнение сказок). С. Михалков. «Сами виноваты». (Инсценировка.) «Лиса и рак», «Лисица».
- «Люблю все живое» (8 часов)
В. Лунин. «Никого не обижай».Е. Благинина. «Котенок». И. Токмакова. «Лягушки». И. Токмакова. «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета».Читалочка-обучалочка И. Пивоварова. «Всех угостила». С. Михалков. «Зяблик». Н. Сладков. «Без слов». Л. Толстой. «Обходиться добром со всяким»,«Не мучить животных»,«Пожарные собаки» С. Маршак. «В зоопарке». Б. Житков.«Вечер».Ю.Тувим. Стихотворения о животных С. Маршак. «Волк и лиса». В. Берестов. «Лягушата». «Лягушка».
- «Хорошие соседи, счастливые друзья» (5 часов)
С. Михалков. «Песенка друзей». Е. Пермяк. «Самое страшное». В. Осеева. «Хорошее». Э. Шим. «Брат и младшая сестра». Стихи В. Лунина, Е. Благининой, И. Токмаковой. Стихотворения Е. Благининой, В. Лунина.М. Пляцковский. «Солнышко на память».Ю. Мориц «Это — да! Это — нет!». В. Сутеев. «Чей же гриб?» Л. Толстой. «Не лениться», «Косточка». Песня «Когда мои друзья со мной». А. Барто. «Сонечка».
- «Край родной, навек любимый(7 часов)
П. Воронько. «Лучше нет родного края».А. Плещеев. «Весна» С. Есенин. «Черемуха». С. Дрожжин.«Пройдет зима холодная...». И. Суриков. «Лето». Н. Греков. «Летом». А. Пушкин. «За весной, красой природы...»; А. Плещеев. «Миновало лето...». И. Суриков. «Зима» Сказка «Четыре сестры». В. Берестов. «Любили тебя без особых причин...».Г. Виеру. «Сколько звезд...»; Н. Бромлей. «Какое самое первое слово?». А. Митяев. «За что люблю маму». Л. Толстой. «Мальчик и отец».В. Берестов. «Стихи для папы».
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны научится:
- слушать сказки, рассказы, стихотворения;
- читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;
- знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
- самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
- работать с доступными книгами — справочниками и словарями.
Читательские умения:
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
- различать книги по темам детского чтения.
К концу обучения в 1 классе учащиеся получат возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его
поступкам
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Ученик научится: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
Получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
Начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
Освоит: восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
Полюбит: чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
Приобретет: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
Ученики овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Ученики научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Ученики овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Ученик научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Ученик получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения.
Литературоведческая пропедевтика
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)
Оценка результатов
Оценка предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Измерители качества выполнения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- устные ответы обучающихся,
- письменные работы,
- тесты,
- контрольные работы,
- комплексная оценка результатов обучения, включающая сформированность УУД,
- портфель достижений (накопительная оценка, полученная в ходе текущего и промежуточного оценивания).
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Календарно-тематическое планирование: Обучение грамоте (чтение) 1 класс (85ч) | ||||||||||||||||
Тема раздела (количество часов) | № урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Возможные формы контроля | Дата (планируемая) | Дата (фактическая) | |||||||||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||||||||||||
Подготовительный период обучения ( 10 часов) Давайте знакомиться! | Давайте знакомиться! Мир общения. Мы – хорошие друзья. Мои любимые книжки. Первый школьный звонок. | Понимание процесса, форм и способов общения. Правила позитивного общения. Язык жестов, мимика, движения. Речь, фраза, слово. Жесты, мимика, поза, интонация, темп речи. | Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | умение общаться; различать цель и результат общения; ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе;, классифицировать предметы. | Сентябрь 2 | |||||||||||
Жест и его значение. Слова и жесты в общении. Мимика и её роль в общении. Интонация, ее роль в общении. | различать многозначность жеста; использовать жесты в речевом общении; высказывать своё мнение | Устный опрос | 4 | |||||||||||||
Слова или предметы? Общение с использованием посредников, меток и предметов как указателей чего-либо. Общение с использованием рисунков и условных обозначений. | Понятия «слово» и «предмет». Роль предмета и слова в общении. Значение знаков в общении. Слово, знак, знак | Личностные: осознание важности использования знаков символов при взаимодействии с окружающим миром. Регулятивные: формирование способов использования знаков. Познавательные: осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости). Коммуникативные: использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. | быстро находить слова для обозначения окружающих предметов; классифицировать предметы; сравнивать предметы по размеру, форме, количеству; составлять устные рассказы. | Устный опрос | ||||||||||||
Знаки на дорогах. Условные знаки в городе и дома. «Путешествие по Цветочному городу». Знаки в лесу и в парке | выделять звуки; различать звуки;; проводить звуковой анализ слов; | |||||||||||||||
Загадочное письмо. Мир полон звуков. Слушаем звуки речи. | выделять звуки; различать звуки;; проводить звуковой анализ слов; | |||||||||||||||
Мир полон звуков. Слушаем звуки речи. Гласные и согласные звуки | Отличие речевых и неречевых звуков. Различие звуков окружающего мира и звуков человеческой речи. Звуки речевые и неречевые, схема, звук-символ. | Личностные: осознание значимости мира звуков для человека. Регулятивные: освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Познавательные: осмысление особенностей звуков и их свойств. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать | выделять звуки; различать звуки;; проводить звуковой анализ слов; | |||||||||||||
Обозначение гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Узнай сказки | выделять звуки; различать звуки;; проводить звуковой анализ слов; | |||||||||||||||
Звучание слова и его значение Упражнения в звуковом анализе слов. Слог. Деление слов на слоги. Ударение в слове | Понятие «слог». Понятие «ударение». Понятие «предложение». Предложение и слово. Понятие «речь». Слово, слог, ударение, предложение, речь. | Личностные: осознание значимости правильного произношения слов. Регулятивные: освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения. Познавательные: осмысление слоговой структуры слова. Коммуникативные: использование интонации для постановки смыслового ударения в фразе | выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; | |||||||||||||
Слово и предложение. | выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; | |||||||||||||||
Записываем слова и предложения. Речь. | выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; | |||||||||||||||
Основной (букварный) период обучения (54 часа) Веселое путешествие от А до Я | Звуки [а], [о]; буквы Аа; Оо | Соотнесение буквы и звука. Деление слова на слоги. Выделение звука из слова. Определение ударного слога. Ха"рактеристика звука в каждом слоге. Гласный звук, буква, слоги ударный и безударный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. | выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; | ||||||||||||
Звук [у], буква Уу | выделять звуки; различать звуки; обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; работать самостоятельно; анализировать выполненную работу; | |||||||||||||||
Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы. | выделять звуки; различать звуки; проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать. | |||||||||||||||
Звук [э], буква Ээ | выделять звуки; проводить звуковой анализ слов; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать. | |||||||||||||||
Повторение изученных букв А, О, У, И, Э, ы | выделять звуки; обозначать звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||||
Звуки [м], [м’], буква Мм | Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Введение понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука. Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | Знание о согласных и их свойствах; читать по схемам; отгадывать ребусы; анализировать; слова и предложения. | |||||||||||||
Звуки [с], [с’], буква Сс | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||||
Звуки [н] и [н’]. Буква Нн | выделять звуки; проводить звуковой анализ слов; читать слова | |||||||||||||||
Звуки [л] и [л’]. Буква Лл | проводить звуковой анализ слов; читать слова; | |||||||||||||||
Повторение. Игры со словом. Чтение предложений и текста. | выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради. | |||||||||||||||
Звуки [т], [т’]. Буква Тт | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||||
Звуки [к] и [к’]. Буква Кк | Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Введение понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||
Закрепление изученных букв М, С, Н, Л, Т, К | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||||
Звуки [р] и [р’]. Буква Рр | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||||
Звуки [ в] и [в’]. Буква Вв | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме в тетради. | |||||||||||||||
Звуки [п] и [п’]. Буква Пп | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||||
Звуки [г], [г’] и буква Гг | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||||
Сравнение звуков [г] и [к] | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||||
Закрепление изученных букв (Р, П, Г, К) | . | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | ||||||||||||||
Буква Ее в начале слова и после гласной | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||||
Буква Ëё в начале слова и после гласной | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||||
Буквы е, ё после согласной | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме.. | |||||||||||||||
Повторение изученных букв: Р, В, П, Г, Е, Ë. | проводить звуковой анализ слов; объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме. | |||||||||||||||
Звуки [б] и [б’]. Буква Бб. Парные звуки [б] и [п], [б’] и [п’] | Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Введение понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||
Звуки [з] и [з’]. Буква Зз Парные звуки [з] и [с], [з’] и [с’] | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Закрепление изученных букв З, Б | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Звуки [д] и [д’]. Буква Дд. Сравнение звуков [д] — [т], [д’] [т’] | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. . | |||||||||||||||
Звук [ж], буква Жж | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Упражнения в чтении | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Буквы (З, Б, Д, Ж) | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. . | |||||||||||||||
Буква Яя | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Буква я после согласных | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Повторение буквы Я | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Звуки [х] и [х’]. Буква Хх | Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Введение понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||
Знакомство с буквой ь | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Звук [й’]. Буква Йй | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. . | |||||||||||||||
Упражнения в чтении | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Буква Юю | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Буква ю после согласных | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Упражнения в чтении слов с изученными буквами | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Звук [ш] . Буква Шш | Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Введение понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. . | |||||||||||||
Упражнения в чтении слов с изученными буквами | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Звук [ч’]. Буква Чч | проводить звуковой анализ слов; объяснять значения слов; выделять ударный слог; читать тексты. | |||||||||||||||
Звук [щ’]. Буква Щщ | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||||
Закрепление изученных букв Ш, Ч, Щ. | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||||
Звук [ц] . Буква Цц | Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Введение понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||
Звуки [ф] и [ф’]. Буква Фф | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||||
Чтение слов с изученными буквами | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||||
Разделительный ъ и ь | проводить звуковой анализ слов проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||||
Упражнение в чтении | Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Введение понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||
Повторение изученных букв Ц, Ф. | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;.. | |||||||||||||||
Алфавит | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;.. | |||||||||||||||
Повторение – мать ученья | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;.. | |||||||||||||||
Слово и его значение | Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Введение понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;.. | |||||||||||||
Упражнения в чтении | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||||
Старинные азбуки | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;.. | |||||||||||||||
Чтение текстов из старинных текстов | Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Введение понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;.. | |||||||||||||
Произведения Л.Толстого, К.Ушинского | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;.. | |||||||||||||||
С. Маршак «Про все на свете» | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умени выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||||
С чего начинается общение? | проводить звуковой проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||||
Умеет ли разговаривать природа? | Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Введение понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||
Книга природы | проводить звуковой анализ слов; читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; читать тексты; озаглавливать текст; умение работать в парах;. | |||||||||||||||
Моя вообразилия. | ||||||||||||||||
Что, где, когда и почему? | выразительно читать; составлять рассказы | |||||||||||||||
Удивительное рядом. | выразительно читать; составлять рассказы по своим картинкам; | |||||||||||||||
Чтобы представить слово. | ||||||||||||||||
Послебукварный период обучения | Об одном и том же по-разному. | проводить звуковой анализ слов; умение читать слова и предложения; умение объяснять значения слов; выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; | ||||||||||||||
Книга природы.. | выразительно читать; составлять рассказы по своим картинкам; | |||||||||||||||
Сравни и подумай. | Зрительный образ буквы. Буквы в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Введение понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный. | Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности. Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука. Познавательные: осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать. | выразительно читать; составлять рассказы по своим картинкам; | |||||||||||||
Большие и маленькие секреты. | выразительно читать; составлять рассказы по своим картинкам; | |||||||||||||||
Волшебство слова. | выразительно читать; составлять рассказы; | |||||||||||||||
Считалочки в стране Считалия. | выразительно читать; составлять рассказы; | |||||||||||||||
Сказки. Присказки. | выразительно читать; составлять рассказы; | |||||||||||||||
Загадки. | ||||||||||||||||
Как хорошо уметь читать! Обобщающий урок. | выразительно читать; составлять рассказы; |
Календарно-тематическое планирование: Литературное чтение 1 класс (37 ч)
Тема раздела (количество часов) | № урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Возможные виды контроля | Дата (планируемая) | Дата (фактическая) | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||||
«Книги — мои друзья» (6часов) | Знакомство с учебником. С. Маршак. «Новому читателю». | Книги в жизни человека. Возникновение книги. Построение книги. Писатель и читатель. Книга — читатель — писатель; способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер. | Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге. Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации. Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой. | Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова | ||||
Загадки, пословицы о книге. Возникновение письменности. | ||||||||
С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?». Читалочка-обучалочка ( чтение скороговорок) | Устный опрос | |||||||
А. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) — «У лукоморья дуб зеленый». | ||||||||
Сказка К. Чуковского «Айболит». | Устный опрос | |||||||
К. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Маленькие и большие секреты страны Литературии». | ||||||||
«Радуга-дуга» (3 часа) | Загадки. Пословицы, поговорки. | Произведения малых фольклорных жанров. Произведения устного народного творчества разных стран. Фольклор, пословица, поговорка, загадка, загадка_описание, загадка_сравнение, колыбельная песенка. | Личностные: формирование позитивного отношения к чтению. Регулятивные: освоение способов работы с книгой. Познавательные: умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения. Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках. | Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения | ||||
Песенки народов разных стран. Читалочка-обучалочка. « Потешки». Английские народные песенки «Рифмы Матушки Гусыни»,«Перчатки». | Устный опрос | |||||||
«Шутки-минутки» | ||||||||
«Здравствуй, сказка!» (8часов) | Г. Юдин. «Почему «А» первая». Читалочка-обучалочка. И. Гамазкова. «Живая азбука». | Авторские и народные сказки. Главный герой. Сказочный герой (функции сказочного героя). Сказка, народная сказка, авторская сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи. | Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации. Познавательные: умение отличать сказку от других литературных произведений, совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой. | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения | Устный опрос | |||
Т. Коти. «Катя и буквы». Читалочка-обучалочка».Н. Кончаловская. «Козлята». В. Лунин «Волк».Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны» | ||||||||
«Курочка Ряба»(р.н.с.).С Маршак «Курочка Ряба и десять утят» | ||||||||
Русская народная сказка. «Лиса, заяц и петух». | ||||||||
Л. Пантелеев. «Две лягушки». | ||||||||
Татарская народная сказка «Три дочери». | Устный опрос | |||||||
«Два лентяя», «Заяц и черепаха» (сравнение сказок) | ||||||||
С. Михалков. «Сами виноваты». (Инсценировка.) | ||||||||
«Лиса и рак», «Лисица». Обобщающий урок. | Устный опрос | |||||||
«Люблю все живое» (7 часов) | В. Лунин. «Никого не обижай».Е. Благинина. «Котенок». И. Токмакова. «Лягушки». | Приём звукописи как средство создания образа. Работа с книгой. Взаимоотношения человека и природы. Диалог героев, звукоподражательные слова, прозаический текст, поэтический текст, общение, диалог. | Личностные: формировать умение представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах. | сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) | ||||
И. Токмакова. «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета».Читалочка-обучалочка. | ||||||||
И. Пивоварова. «Всех угостила». С. Михалков. «Зяблик». | Устный опрос | |||||||
Н. Сладков. «Без слов». | ||||||||
Л. Толстой. «Обходиться добром со всяким»,«Не мучить животных»,«Пожарные собаки». | ||||||||
С. Маршак. «В зоопарке». Б. Житков.«Вечер».Ю.Тувим. Стихотворения о животных. | . | |||||||
С. Маршак. «Волк и лиса». В. Берестов. «Лягушата». «Лягушка». | ||||||||
25. | Обобщающий урок | |||||||
«Хорошие соседи, счастливые друзья» (5 часов) | С. Михалков. «Песенка друзей». Песня «Когда мои друзья со мной». А. Барто. «Сонечка». | Характеристика героя (речь, поступки). Автор произведения и его герой. Одна тема — два произведения. Произведения словесного и изобразительного искусства. Рассказ, герой рассказа, главная мысль произведения | Личностные: представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах | слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт | Устный опрос | |||
Е. Пермяк. «Самое страшное». В. Осеева. «Хорошее». | ||||||||
Э. Шим. «Брат и младшая сестра». Стихи В. Лунина, Е. Благининой, И. Токмаковой. | ||||||||
Стихотворения Е. Благининой, В. Лунина.М. Пляцковский. «Солнышко на память».Ю. Мориц «Это — да! Это — нет!». | ||||||||
. В. Сутеев. «Чей же гриб?» Л. Толстой. «Не лениться», «Косточка». Обобщающий урок. | ||||||||
«Край родной, навек любимый» (6 часов) | П. Воронько. «Лучше нет родного края».А. Плещеев. «Весна» | Стихи, рифма. | Личностные: представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. | Определять настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов; сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. | Устный опрос | |||
С. Есенин. «Черемуха». С. Дрожжин.«Пройдет зима холодная...». И. Суриков. «Лето». Н. Греков. «Летом». | ||||||||
А. Пушкин. «За весной, красой природы...»; А. Плещеев. «Миновало лето...». И. Суриков. «Зима» | ||||||||
Сказка «Четыре сестры». | ||||||||
В. Берестов. «Любили тебя без особых причин...».Г. Виеру. «Сколько звезд...»; Н. Бромлей. «Какое самое первое слово?». А. Митяев. «За что люблю маму». | ||||||||
Л. Толстой. «Мальчик и отец».В. Берестов. «Стихи для папы». Обобщающий урок. | Итоговая форма контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) УМК "Перспектива" 1 класс
Азбука Л.Ф. Климанова , С.Г. Макеева...
Рабочая программа по литературному чтению(обучение грамоте) для учащихся 1 класса по УМК Перспектива
Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса начальной школы на основе программы Образовательной системы «Перспектива». Тематическое планирование содержит так же уроки внеклассного чтения....
Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс.
Рабочая программа разработана на основе УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса (система Л.В.Занкова)
Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.В.Нечаевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...
Рабочая программа по литературному чтению/обучение грамоте 1 класс
Рабочая программа составлена по УМК Планета знаний...
Рабочая программа по литературному чтению (обучению грамоте) 1 класс
quot;Школа России"...