Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс.
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_i_azbuka.doc | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» (1-4 класс).
Структура документа: | |
1. Специфика программы | Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка. После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного). Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников. В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX-XX вв., а также современных авторов. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). |
2. Основные содержательные линии курса | Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), пересказ, рассказ по иллюстрациям. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя произведения. Герой рассказа: мир ценностей героев, основанный на общечеловеческих ценностях. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика исторического героя — защитника Отечества. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей) пересказ. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана - в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. Круг детского чтения Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту; предназначенные для младшего школьного возраста; книги, изучение которых предполагается в средней школе. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность учащихся Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). |
3. Требования к уровню подготовки | В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется умениями:
работать со справочно-энциклопедическими изданиями. |
Виды и форма организации познавательной деятельности в учебном процессе | Виды: урок, экскурсия. Формы: фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников); индивидуальная форма. |
1. Учебный комплект | Родная речь. Учебник для 1 класса. В 2 частях. Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий. Москва. «Просвещение» |
Родная речь. Учебник для 2 класса. В 2 частях. Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий. Москва. «Просвещение» | |
Родная речь. Учебник для 3 класса. В 2 частях. Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий. Москва. «Просвещение» | |
Родная речь. Учебник для 4 класса. В 2 частях. Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий. Москва. «Просвещение» |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1 КЛАСС
(ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) – 92ЧАСА
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип | Элементы содержания | Требования | Вид | УУД | Дата | |||||
план | факт | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
Подготовительный этап 16 часов (4 недели) | |||||||||||||
1 | Мой первый учебник «Русская азбука». (Общее представление о речи) | 1 | Урок-праздник ТСО | Автор, раздел, содержание, слушание, ответы на вопросы | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака | Беседа | Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении | ||||||
2 | Предложение и слово | 1 | Комбинирован ный | Графическое изображение слова, предложения | Знать отличия предложения от слова | Устный опрос | Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении | ||||||
3 | Слог, ударение | 1 | Урок-игра | Составление предложений | Уметь делить слова на слоги. Находить ударный слог | Текущий | Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Наблюдать: определять количество слов в предложении – контроль | ||||||
4 | Предложение и слово. Слог, ударение | 1 | Комбинирован ный | Работа по иллюстрации в учебнике | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака | Индивидуаль ный опрос | Составлять текст по серии сюжетных картинок | ||||||
5 | Звуки в речи | 1 | Урок-сказка ТСО | Выделение звуков из слов | Уметь отличать гласные и согласные | Текущий | Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком | ||||||
6–7 | Слияние согласного звука с гласным. Внеклассное чтение Игры, песенки, потешки. | 2 | Комбиниро ван ный | Звукобуквенный анализ слов | Уметь определять количество звуков в слове | Индивидуаль ный опрос | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения Включаться в групповую работу, связанную с общением | ||||||
8 | Слогообразующая роль гласных. | 1 | Урок-игра | Постановка живых картин | Уметь свободно высказываться на основе вопроса учителя | Беседа | Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения | ||||||
9 | Алфавит | 1 | Комбиниро ван ный | Буквы как знаки звуков | Уметь отличать сравнивать буквы и звуки | Творческая Сочинение загадки | Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) | ||||||
10 | Слияние согласного звука с гласным | 1 | Комбиниро ван ный | Различение на слух гласных и согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака | Творческая работа. Сочинение загадки | Включаться в групповую работу, связанную с общением | ||||||
11 | Гласный звук [а], буквы А, а Внеклассное чтение Народные сказки | 1 | Комбиниро ван ный | Выделение звука [а] из речи. Звукобуквенный анализ | Уметь озвучивать буквы, подбирать слова с заданным звуком, находить соответствия между произносимыми словами и предъявленными звукобуквенными схемами-моделями | Индивидуаль ный опрос | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Составлять текст по серии сюжетных картинок | ||||||
12 | Гласный звук [о], буквы О, о | 1 | Урок-игра | Выделение звука [о] из речи. Звукобуквенный анализ | Беседа | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а) | |||||||
13 | Гласный звук [и], буквы И, и | 1 | Комбиниро ван ный | Выделение звука [и] из речи. Звукобуквенный анализ | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слова | Чтение слогов | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слов. Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Составлять текст по серии сюжетных картинок | ||||||
14 | Гласный звук [ы], буква ы. | 1 | Комбиниро-ван ный | Выделение звука [ы] из речи. Звукобуквенный анализ | Знать признаки гласных звуков | Индивидуаль ный опрос | Составлять текст по серии сюжетных картинок |
15 | Гласный звук [у], буквы У, у. Внеклассное чтение Сказки современных писателей. | 1 | Урок-сказка | Выделение звука [у] из речи. Звукобуквенный анализ слова | Уметь выделять гласный звук | Индивидуаль ный опрос | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (и-у) | ||||||||
16 | Гласные звуки и буквы | 1 | Обобщение | Слогообразующая роль гласных. Звукобуквенный анализ слова | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака | Беседа | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Анализировать: подбирать слова с заданным ударным гласным звуком - контроль | ||||||||
Букварный этап 66 часов (16 недель) | |||||||||||||||
17– 18 | Звуки [н], [н’], буквы Н, н Чтение слов и слогов с буквой Н. | 2 | Комбинирован ный | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Чтение слогов | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) | ||||||||
19– 20 | Звуки [с], [с’], буквы С, с. Внеклассное чтение Сказки о животных. Чтение слов и слогов с буквой С. | 2 | Урок -сказка | Звукобуквенный анализ слова. Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Пересказ по кар- | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове - контроль Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи | ||||||||
21– 22 | Звуки [к], [к’], буквы К, к Чтение слов и слогов с буквой К. | 2 | Комби нирован ный | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слова | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Индивидуаль ный опрос | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) | ||||||||
23– 24 | Звуки [т], [т’], буквы Т, т Внеклассное чтение Загадки. Чтение слов и слогов с буквой Т. | 2 | Урок-игра | Звукобуквенный анализ слова. Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Чтение слогов, слов | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи | ||||||||
25– 26 | Звуки [л], [л’], буквы Л, л Чтение слов и слогов с буквой Л. | 2 | Урок-игра. Комбиниро ван ный | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Чтение слогов, слов | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета | ||||||||
27-28 | Звуки [р], [р’], буквы Р, р Внеклассное чтение Рассказы о детях. Чтение слов и слогов с буквой Р. | 2 ИКТ | Комбиниро ван ный | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Чтение слогов, слов | Сравнивать: соотносить звук и соответст- вующую ему букву. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку) - контроль | ||||||||
29-30 | Звуки [в], [в’], буквы В, в Чтение слов и слогов с буквой В. | 2 ИКТ | Урок-сказкаКомбиниро ван ный | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | Уметь давать характеристику звукам; узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Индивидуаль ный опрос | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (р-л). Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове – контроль | ||||||||
31- 32 33 | Буквы Е, е. Внеклассное чтение Стихи о Родине. Чтение слов и слогов с буквой Е. Буква Е – показатель мягк, предшествующего согласного в слоге-слиянии. | 3 ИКТ | Урок –игра. Комбиниро ван ный | Буква Е – показатель мягкости, предшествующего согласного в слоге-слиянии | Знать, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука [й], [э]. Уметь обозначать м-ть согл. звука после е | Индивидуаль ный опрос | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов. Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы Читать выразительно текст: использовать интонацию | ||||||||
34– 35 | Звуки [п], [п’], буквы П, п. Чтение слов и слогов с буквой П. Внеклассное чтение Сказки русских писателей | 2 ИКТ | Комбиниро ван ный Обощающий. | Работа с текстом. Звукобуквенный анализ слова. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов | Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение | Чтение предложений | Подбирать слова с заданным звуком. Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного) |
36– 37 | Звуки [м], [м’], буквы М, м Чтение слов и слогов с буквой М. | 2 ИКТ | Комбинированный | Сознательное, правильное слоговое чтение | Уметь характеризовать звуки | Чтение | слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н – м). Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания | ||
38– 39 | Звуки [з], [з’], буквы З, з Чтение слов и слогов с буквой З. Внеклассное чтение Литературные сказки разных народов | 2 ИКТ | Урок-игра | Звукобуквенный анализ слова. Сознательное, правильное слоговое чтение | Уметь читать по слогам, характеризовать изучаемые звуки | Беседа | Подбирать слова с заданным звуком.. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – з). Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы | ||
40-43 | Звуки [б], [б’], буквы Б, б Чтение слов и слогов с буквой Б (2). Чтение слов и предло-жений с буквой Б. Внеклассное чтение Литературные сказки разных народов. | 4 ИКТ | Комбиниро ван ный Урок-игра | Сознательное, правильное слоговое чтение. Звукобуквенный анализ слова | Уметь узнавать графический образ буквы; читать сочетания букв, слогов | Чтение предложений | Подбирать слова с заданным звуком. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного). Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания | ||
44– 47 | Звуки [д], [д’], буквы Д, д. Чтение слов и слогов с буквой Д. (2) Чтение предложений и текстов. Внеклассное чтение Литературные сказки русских писателей. | 4 ИКТ | Комбиниро ван ный Урок-игра. Урок-сказка | Сознательное, правильное слоговое чтение | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки | Беседа | Подбирать слова с заданным звуком – контроль. Читать слоги с изменением буквы гласного | ||
48– 50 | Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа].Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Чтение слов и предложений с буквой Я. Внеклассное чтение Рассказы о природе | 3 ИКТ | Комбиниро ван ный Урок-игра | Буква Я – показатель мягкости предш. согл. в слоге-слиянии.Чтение текстов, скороговорок. Ответы на вопросы. Соотн-ие картинок и слов. Зв.букв. анализ | Знать, что буква Я обозначает два звука (в начале слова и после гласного звука). Уметь обозначать мягкость согласного звука после я | Индивидуаль ный опрос | Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу ( функцию) гласной буквы как показателя мягкости предшествующего согласного) Анализировать: подбирать слова с заданным количеством слогов – контроль Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания |
51– 52 | Звуки [г], [г’], буквы Г, г Чтение слов и слогов с буквой Г. | 2 ИКТ | Комбиниро ван ный Урок-игра | Звукобуквенный анализ слова. Сравнение произношения и написания слов | Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение | Беседа | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Читать слоги с изменением буквы гласного Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы | |||||||||
53- 55 | Звук [ч’], буквы Ч, ч Чтение слов и слогов с буквой Ч (2). Внеклассное чтение Рассказы о природе | 3 ИКТ | Комбиниро ван ный Урок-игра | Чтение текстов, скороговорок. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов | Уметь работать с текстом; находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение | Чтение предложе ний | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) – контроль. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (и-ч) | |||||||||
56– 58 | Буква Ь. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Чтение предложений и текстов. Внеклассное чтение Стихи современных поэтов. | 3 ИКТ | Комбиниро ван ный Урок-сказка | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь. Работа с текстом. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов. Звукобуквенный анализ слова | Уметь читать слова с Ь – показателем мягкости согласных звуков. Понимать, что Ь не обозначает звука | Чтение предложе ний | Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки». Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения Объяснять функцию буквы ь. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи | |||||||||
59– 61 | Звук [ш], буквы Ш, ш Чтение слов и предложений с буквой Ш. Сочетание ши. | 3 ИКТ | Комбиниро ван ный Урок-игра | Чтение тестов, шуток, скороговорок. Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения | Знать Зв. и глух. парн. согласные. Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; | Чтение наизусть | Группировать (классифицировать) слова по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (с-ш) – контроль. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – ш) Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. | |||||||||
62–63 64 | Звук [ж], буквы Ж, ж.Чтение слов и предлож. с буквой Ж. Внеклассное чтение Стихи современных поэтов. Чтение слов, предложений с буквами Ж, Ш. Сочетания жи-ши. | 2 ИКТ 1 ИКТ | Комбинирован ный | Дифференцирование шипящих твердых согласных звуков [ж] и [ш]. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Знать звонкие и глухие парные согласные. Уметь работать с текстом | Беседа по вопросам | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки» - контроль. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (ш-ж, з-ж) | |||||||||
65– 66 | Буквы Ё,ё, обозначающие два звука [йо]. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного. | 2 ИКТ | Комбинирован Ный Урок-сказка | Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Чтение скороговорок, загадок, шуток. Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения | Знать, что буква Ё обозначает два звука (в начале слова и после гласного звука). Уметь обозначать мягкость согласного после ё | Чтение наизусть | Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения | |||||||||
67 | Звук [й], Буква й Внеклассное чтение Сказки в стихах. | 1 ИКТ | Комбинирован ный | Чтение текстов о транспорте. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й]; находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение | Беседа по вопросам | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’] Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (х-ж) Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме - контроль | |||||||||
68– 69 | Звуки [х], [х’], буквы Х, х Чтение предложений и текстов с буквами Х,х. | 2 ИКТ | Комбинирован ный Ур.-игра | Чтение текстов. Составление устного рассказа по теме «Хлеб» | Уметь анализировать слова, производить звукобуквенный анализ | Чтение предложе ний | ||||||||||
70-71 | Буквы Ю, ю. Буква Ю – показатель мягкости Внеклассное чтение Сказки в стихах. | 2 ИКТ | Комбинированный Ур.-сказка | Буква Ю – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Чтение загадки-шутки. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь понимать, что буква Ю обозначает два звука (в начале слова и после гласного звука) | Беседа по вопросам | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания | |||||||||
72- 73 | Звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение предложений и текстов с изученными буквами. | 2 ИКТ | Комбинирован Ный Урок-игра | Чтение произведений К. И. Чуковского. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров | Уметь понимать, что звук [ц] всегда твердый и глухой. Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение | Чтение текста | Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия) количеству слогов и месту ударения – контроль. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям | |||||||||
74– 75 | Звук [э], буквы Э, э Чтение предложений и текстов с изученными буквами Внеклассное чтение Произведения о мамах и детях | 2 ИКТ | Комбинированный | Чтение текстов с буквой Э. Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения | Знать, что буква Э не пишется после согласных Ч, Ш, Ц, Ж | Чтение наизусть | Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Читать орфоэпически правильно | |||||||||
76– 77 | Звук [щ’], буквы Щ, щ Чтение предложений и текстов с изученными буквами | 2 ИКТ | Комбинированный Урок-сказка | Сопоставление вымысла и реальности. Дифференцирование шипящих мягких согласных звуков [ч] и [щ] | Знать, что [щ’] глухой мягкий непарный звук | Индивидуаль ный опрос | Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения | |||||||||
78-79 | Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф Чтение предложений и текстов с изученными буквами Внеклассное чтение Сказки о детях | 2 ИКТ | Комбинированный | Сопоставление парных звонких и глухих согласных | Уметь работать с текстом | Текущий | Включаться в групповую работу, связанную с общением. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. орфоэпически правильно. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия) - контроль | |||||||||
80 | Буквы Ь, Ъ Внеклассное чтение Стихи зарубежных писателей | 1 ИКТ | Комбинированный | Чтение текстов. Роль Ь и Ъ знаков в речи. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Знать, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков | Беседа по вопросам | Объяснять функцию буквы ъ и ь. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов Обосновывать собственное мнение | |||||||||
81- 82 | Алфавит | 2 ИКТ | Урок-игра, урок-загадка | Алфавит. Чтение текстов, стихов. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов | Знать алфавит. Уметь работать с текстом | Чтение наизусть | Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов | |||||||||
83 | К. Ушинский «Наше отечество» Внеклассное чтение Поучительные рассказы. | 1 ИКТ | Комбинирован ный | Чтение текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Индивидуаль ный опрос | Включаться в групповую работу, связанную с общением | |||||||||
84 | В. Куприн «Первоучители словенские». «Первый букварь» | 1 | Комбинирован ный | Работа с текстом. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); читать осознанно текст худож-го произв-я «про себя» (без учёта скорости) | Чтение текста | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя | |||||||||
85 | А. С. Пушкин «Только месяц показался» | 1 ИКТ | Урок-сказка | Творчество А. С. Пушкина. Осозн-е чт- е доступных по объему и жанру произв-й. | Текущий | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком | ||||||||||
86 | Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский о детях | 1 | Комбинирован ный | Работа с текстом. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров | Уметь осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст | Индивидуаль ный опрос | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя | |||||||||
87 | К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон». «Путаница». Внеклассное чтение Произведения К.И.Чуковского. | 1 ИКТ | Урок-сказка | Творчество К. И. Чуковского. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений | Проверка техники чтения | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения | ||||||||||
88 | В. В. Бианки «Первая охота» | 1 | Комбинирован ный | Творчество В. В. Бианки. Чтение текста. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять | Фронтальная беседа | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком | |||||||||
89 | С. Я. Маршак «Угомон». «Дважды два» | 1 ИКТ | Урок-игра | Творчество С. Я. Маршака. Чтение стихов. Герои произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений | небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Чтение наизусть | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения - контроль | |||||||||
90 | М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока» | 1 ИКТ | Комбиниро-ванный | Творчество М. М. Пришвина. Чтение Рассказов о природе. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Уметь с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам | Индивидуаль ный опрос | Читать выразительно текст, используя интонацию, силу голоса, темп речи | |||||||||
91 | А. Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» С. В. Михалков «Котята» Внеклассное чтение Весёлые стихи. | 1 ИКТ | Комбинирован ный | Творчество А. Л. Барто. и С. В. Михалкова. Чтение стихов. Иллюстрации в книге и ее роль в понимании произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Чтение текста. Чтение наизусть | Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком - контроль | |||||||||
92 | Б. В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука» Стихи | 1 ИКТ | Урок-игра | Творчество Б. В. Заходера и В.Д. Берестова Чтение стихов. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Умение ставить вопросы по содержанию прочитан. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему; читать выразительно наизусть Уметь различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); отвечать на вопросы | Чтение наизусть | Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы |
Требования к учащимся в конце обучения в 1 классе по программе «Литературное чтение»:
- Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов. (Темп чтения – 30-40 слов в минуту при чтении незнакомого текста)
- Понимать содержание прочитанного
- Уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку
- Находить заглавие текста, называть автора произведения
- Различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение (жанры)
- Помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений
- Знать наизусть не менее 5 стихотворений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) УМК "Перспектива" 1 класс
Азбука Л.Ф. Климанова , С.Г. Макеева...
Рабочая программа по литературному чтению(обучение грамоте) для учащихся 1 класса по УМК Перспектива
Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса начальной школы на основе программы Образовательной системы «Перспектива». Тематическое планирование содержит так же уроки внеклассного чтения....
Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса (система Л.В.Занкова)
Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.В.Нечаевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...
Рабочая программа по литературному чтению/обучение грамоте 1 класс
Рабочая программа составлена по УМК Планета знаний...
Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс УМК "Перспектива"
УМК «Перспектива»;Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. В 2-х частяхДопущено министерством образования и науки...
Рабочая программа по литературному чтению (обучению грамоте) 1 класс
quot;Школа России"...