« Буквы Д, д, обозначающие звуки [д], [ д' ]»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

 Урок обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sogl.zv_._dd.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект урока.

Учитель: Михеева О.В

Возраст обучающихся: 6,5 - 7, лет

УМК «Школа России

       Тема: « Буквы Д, д, обозначающие звуки  [д], [ д' ]»

Цель урока:

-познакомить учащихся с новыми буквами  Д, д,  обозначающими согласные

звуки [ д], [ д' ]

Задачи:

- продолжить формирование умения  давать характеристики звукам;

- способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти;

 - формировать навык правильного, плавного, выразительного, сознательного чтения;

- расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой

Ход  урока

1 этап - организационный.

Игра «Найди буквы, которые спрятались»

( На рисунке, как в паутинке, спрятались изученные буквы)

2 этап - актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках.

Учитель работает в диалоге с классом.

- В каком городе живут буквы? («Азбука»).

- В этом доме живут гласные буквы. Почему буквы живут на разных этажах?

а о у ы э
я ё ю и е

(На первом этаже живут буквы, обозначающие мягкость согласных звуков, а на втором этаже - буквы, обозначающие твердость согласных звуков).

- В этих двух домах живут согласные буквы. Какие согласные поселились в этом двухэтажном доме?  

( В этом доме живут буквы, которые обозначают парные согласные звуки)

- А какие согласные живут в этом домике?

( Буквы, которые обозначают непарные звонкие звуки)

3 этап - сообщение темы урока.

- Сегодня в этом городе появится новый житель. Кто он, и на какой улице будет жить, мы и должны узнать. А помогать нам будет весёлый домовёнок. Хотите узнать, как его зовут?

Помогут в этом картинки. Из первых звуков, нарисованных на них предметов, можно сложить его имя домового. (Учитель показывает картинки: кошка, утка, зебра, мак, арбуз)

- Имя домового Кузьма.

4 этап – работа над новым материалом

-Домовой хочет рассказать вам, ребята, о себе. Вот дом, в котором он живёт. Вот диван, на котором он любит отдыхать. Какая из схем подходит для слова домик? Какая из схем подходит для слова диван?

 (Учитель показывает картинки и схемы к словам «домик» и «диван»)

 1. Работа со звуко-буквенными схемами слов.  Анализ артикуляционно-акустического образа звуков [ д], [ д' ].

(Учитель показывает картинки и схемы к словам «домик» и «диван»)

- Сколько слогов в слове «домик»?

- Какой первый слог? Какой второй? Какой слог ударный? Сколько звуков в первом слоге? Какой звук первый?

- Произнесите звук [ д] . Губы разомкнуты. Язычок стучит по верхним бугоркам за верхними зубами. Чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя?  Воздух отталкивает язык и получается шум. Сейчас узнаем: голосовые связки работают или нет? Положите ладошку на горло и произнесите: [ д] . Голосовые связки колеблются, значит звук [ д] - звонкий. Повторим: звук [ д] произносится звонко, с шумом, мгновенно.

- Кто может дать характеристику звуку [ д]  ?

- Звук [ д] - согласный, звонкий, твёрдый.

- Сколько слогов в слове «диван»?

- Какой первый слог? Какой второй? Какой слог ударный? Сколько звуков в первом слоге? Какой звук первый?

-  Язык опустим на нижние бугорки,  получается мягкий звук [ д' ] .

- Кто может дать характеристику звукам [ д] , [ д' ] ?

  -Звук [ д' ] - согласный, звонкий, мягкий.

2. Развитие фонематического слуха, развитие внимания при выделении звуков [ д] , [д' ] в словах. Выделение звуков из начала и середины слова, дифференциация звуков на материале слов со звуками [ д] , [ д'] .

- Вместе с веселым Домовенком поиграем: поставьте руки на столы, хлопните в ладоши. Вот так вы будете хлопать, если услышите в слове звуки [ д] , [ д'' ] . Домовенок наблюдает за вами и потом скажет, кто выиграл. Слушаем: “КОЛОДЕЦ, ВОДА, ЛИСА, БАДЬЯ, ЗАЯЦ, ДИВАН, ПОМИДОР, ДЯТЕЛ”.

- Кто выиграл, что сказал Домовенок?

- Молодцы! Никто не ошибся, все выиграли.

- А теперь покажем Домовому, как вы различаете на слух твердый звук [ д] и мягкий звук [ д'] . Приготовили карточки: синюю и зеленую. Синяя - какой звук обозначает? (Твердый). А  зеленая? (Мягкий звук). Поднимите соответствующий сигнал, если услышите мягкий звук [ д' ] или твердый звук [ д] в стихах, которые сочинил для вас Кузьма:

Дятел дерево долбил,
Домового разбудил.
Дождик, дождик, подожди,
Домового не мочи.
Домовой идет домой,
Дрова тащит за собой.

5 этап – физкультминутка.

Солнце спит, небо спит,  даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало, всем лучи свои послало,

Вдруг повеял ветерок, небо тучей заволок

И деревья раскачал, дождь по крыше застучал,

Барабанит дождь по крыше, солнце клонится всё ниже,

Вот и спряталось за тучи, ни один не виден лучик.

6 этап - восприятие визуального образа буквы, визуальное узнавание буквы, выделение буквы и слогов с буквой Д из текста.

- Согласные звуки[ д] , [ д' ]  на письме обозначаются буквой Д.

 (Представление буквы заранее подготовленными учениками)

-Этот домик - буква Д,
В домике - окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.

-Весёлый клоун- буква  Д

Жонглирует шарами.

Привет ей шлёт наш 1 «Б»:

- Давай учиться с нами!

-Перед вами лежат карточки с весёлым стихотворением, в котором очень часто встречается буква Д. У кого из вас на карточке нарисован синий кружочек- подчёркивают все буквы Д, которые есть в стихотворении. А у кого на карточке нарисован красный кружочек- одной чертой подчёркивают буквы Д, обозначающие твёрдый звук [ д], а двумя чертами буквы Д, обозначающие мягкий  звук [ д' ].

Текст на карточке:

По дороге мы идем.
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом постоим.
Посидим, отдохнем,
Потом дальше пойдем.

- Вы научились произносить звуки [ д] , [ д' ] , научились слышать их. Познакомились с буквой Д, научились видеть и узнавать её. А где же живет буква Д?  (В городе Азбука.)

- В каком домике она будет жить? ( В домике парных согласных)

7 этап- чтение слогов, слов с буквой Д.

Работа по слоговой таблице, расширяющей поле зрения, а так же упражнения, способствующие совершенствованию навыка портретного распознавания букв, слогов, слов.

«Пирамида»

              Д    а                                                                                     до      м

        Д                о                                                                         да                 ры

    Д                         ы                                                               ду                            бы

 Д                                 и                                                        ди                                    ван                                            

Д                                     е                                                  де                                                ти

Д                                      у                                              ды                                                       ня

                                                       

Дети читают (хором и индивидуально) слоги, слова ритмично, без длительных остановок.

« Найди лишнее»

На доске закрыт столбик одинаковых слов, среди которых одно отличается от остальных какой-либо буквой. Слова открываются на несколько секунд, за это время ученики должны найти лишнее слово для этого столбика.

Доска                               Дом                           двери

Доска                               дом                            звери

Доска                               ком                             двери

Тоска                               дом                             двери

8 этап - физкультминутка. Дети встают и выполняют движения в соответствии с текстом физкультминутки:

На горе стоит лесок.

Он не низок, не высок.

Удивительная птица

Подаёт нам голосок.

По тропинке два туриста

Шли домой издалека.

Говорят: « Такого свиста

Не слыхали мы пока».

- Дорога привела нас к нашему другу - учебнику.

9 этап - работа с учебником.

 Идет работа по иллюстрации на тему: "Морские сокровища".

- Назовите слова, в которых есть звуки [ д] , [ д' ]

- Кто догадался, о ком мы будем читать?

1) Дифференцированная работа. Индивидуальный подход с учетом особенностей навыков чтения у детей. Учитель называет детей по именам и дает индивидуальные задания.

Хорошо читающие дети  читают пословицы  и стихи на карточках. Остальные дети работают с учителем, чтение слов по единицам чтения: по слогам, целым словам.

2) Разбор смыслового значения новых слов.

- Эти слова встретятся нам в рассказе:

Водопад - стремительно падающий с высоты поток воды.

Подводные - находящиеся под поверхностью воды.

Опоры - место, на котором можно укрепить что-нибудь, для придания прочного постоянного положения.

 Чтение рассказа «птичьим базаром».

- О ком прочитали?

- Почему работа водолазов трудна?

 Рассказ учителя:

-Люди давно хотели посмотреть, что делается на дне моря. Но как это сделать? Ведь под водой нельзя дышать! Самый первый “водолаз” опустился на дно в … бочке. Потом появились водолазные костюмы, к которым по резиновым шлангам с берега накачивали воздух. Чтобы водолаз не всплывал, на ноги ему одевали тяжелые свинцовые ботинки. Работать в таком костюме было опасно и тяжело, так как воздушный шланг часто запутывался, и водолаз погибал. Сейчас у водолазов есть легкие резиновые костюмы. За спиной по два баллона с жатым кислородом. В таких костюмах водолазы ремонтируют корабли, достают со дна затонувшие сокровища и даже снимают кино. ( Рассказ иллюстрируется слайдами)

Проверка индивидуальных заданий:

1)Чтение детьми стихотворения о водолазе.

Жил да был неустрашимый
Знаменитый водолаз.
И акулы, и дельфины
С ним здоровались не раз.
С кем он только не встречался
Под водою голубой,
Потому что погружался,
Потому что погружался
Он в работу с головой.

2)Хорошо читающие дети читают пословицу: “ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА”.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- О каких добрых делах можете рассказать вы? (Рассказы детей)

10 этап подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Где живет буква Д ?

- Какие звуки обозначает буква Д?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Как вы думаете, доволен ли вами Домовой Кузьма?

       

В 1 б классе 11 мальчиков и16 девочек. На данный момент дети имели различный уровень знаний и навыков (от читающих по слогам 24% до читающих целыми словами и по слогам 76%).Уровень речевого развития, произвольного внимания тоже различен, поэтому на уроке необходимы для учащихся и общие задания, и задания с дифференциацией материала по степени их сложности  именно для этой подгруппы.

Возраст детей от 6,5 до 7, лет. В этом возрасте для развития активности, любознательности, концентрации внимания актуально применение игровых технологий, использование обширной наглядности, сюрпризных моментов.

Использование здоровъесберегающих методик необходимо не только детям с ослабленным здоровьем, которые есть в классе, но и всем учащимся для формирования мотивации к сохранению и укреплению здоровья. На уроке обязательны динамические разминки, зрительная гимнастика, быстрая смена деятельности, использование упражнений на снятие напряжений с мышц.

        Представленный урок соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся класса.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки [йэ]

1.Тип урока          Урок открытия нового знания.2.Цели урока       Учить звуковому и сравнительному анализу слов;          ...

Конспект урока чтения в1классе по теме"Буквы З,з, обозначающие звуки [з] , [з,]"

Конспект урока обучения  чтению в 1 классе. УМК "Школа России"...

Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]

Авторская разработка урока обучения грамоте "Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]"...

Буквы Й, й обозначающие звук [й]

Урок-ознакомление с новым материалом выстроен в игровой форме....

Конспект урока "Буквы Б, б, обозначающие звуки [б ], [б, ]

Урок построен так, чтобы развивать навыки плавного и осознанного чтения....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....