« Буквы Д, д, обозначающие звуки [д], [ д' ]»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Учитель: Михеева О.В
Возраст обучающихся: 6,5 - 7, лет
УМК «Школа России
Тема: « Буквы Д, д, обозначающие звуки [д], [ д' ]»
Цель урока:
-познакомить учащихся с новыми буквами Д, д, обозначающими согласные
звуки [ д], [ д' ]
Задачи:
- продолжить формирование умения давать характеристики звукам;
- способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти;
- формировать навык правильного, плавного, выразительного, сознательного чтения;
- расширять кругозор, воспитывать любознательность.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой
Ход урока
1 этап - организационный.
Игра «Найди буквы, которые спрятались»
( На рисунке, как в паутинке, спрятались изученные буквы)
2 этап - актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках.
Учитель работает в диалоге с классом.
- В каком городе живут буквы? («Азбука»).
- В этом доме живут гласные буквы. Почему буквы живут на разных этажах?
а о у ы э
я ё ю и е
(На первом этаже живут буквы, обозначающие мягкость согласных звуков, а на втором этаже - буквы, обозначающие твердость согласных звуков).
- В этих двух домах живут согласные буквы. Какие согласные поселились в этом двухэтажном доме?
( В этом доме живут буквы, которые обозначают парные согласные звуки)
- А какие согласные живут в этом домике?
( Буквы, которые обозначают непарные звонкие звуки)
3 этап - сообщение темы урока.
- Сегодня в этом городе появится новый житель. Кто он, и на какой улице будет жить, мы и должны узнать. А помогать нам будет весёлый домовёнок. Хотите узнать, как его зовут?
Помогут в этом картинки. Из первых звуков, нарисованных на них предметов, можно сложить его имя домового. (Учитель показывает картинки: кошка, утка, зебра, мак, арбуз)
- Имя домового Кузьма.
4 этап – работа над новым материалом
-Домовой хочет рассказать вам, ребята, о себе. Вот дом, в котором он живёт. Вот диван, на котором он любит отдыхать. Какая из схем подходит для слова домик? Какая из схем подходит для слова диван?
(Учитель показывает картинки и схемы к словам «домик» и «диван»)
1. Работа со звуко-буквенными схемами слов. Анализ артикуляционно-акустического образа звуков [ д], [ д' ].
(Учитель показывает картинки и схемы к словам «домик» и «диван»)
- Сколько слогов в слове «домик»?
- Какой первый слог? Какой второй? Какой слог ударный? Сколько звуков в первом слоге? Какой звук первый?
- Произнесите звук [ д] . Губы разомкнуты. Язычок стучит по верхним бугоркам за верхними зубами. Чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Воздух отталкивает язык и получается шум. Сейчас узнаем: голосовые связки работают или нет? Положите ладошку на горло и произнесите: [ д] . Голосовые связки колеблются, значит звук [ д] - звонкий. Повторим: звук [ д] произносится звонко, с шумом, мгновенно.
- Кто может дать характеристику звуку [ д] ?
- Звук [ д] - согласный, звонкий, твёрдый.
- Сколько слогов в слове «диван»?
- Какой первый слог? Какой второй? Какой слог ударный? Сколько звуков в первом слоге? Какой звук первый?
- Язык опустим на нижние бугорки, получается мягкий звук [ д' ] .
- Кто может дать характеристику звукам [ д] , [ д' ] ?
-Звук [ д' ] - согласный, звонкий, мягкий.
2. Развитие фонематического слуха, развитие внимания при выделении звуков [ д] , [д' ] в словах. Выделение звуков из начала и середины слова, дифференциация звуков на материале слов со звуками [ д] , [ д'] .
- Вместе с веселым Домовенком поиграем: поставьте руки на столы, хлопните в ладоши. Вот так вы будете хлопать, если услышите в слове звуки [ д] , [ д'' ] . Домовенок наблюдает за вами и потом скажет, кто выиграл. Слушаем: “КОЛОДЕЦ, ВОДА, ЛИСА, БАДЬЯ, ЗАЯЦ, ДИВАН, ПОМИДОР, ДЯТЕЛ”.
- Кто выиграл, что сказал Домовенок?
- Молодцы! Никто не ошибся, все выиграли.
- А теперь покажем Домовому, как вы различаете на слух твердый звук [ д] и мягкий звук [ д'] . Приготовили карточки: синюю и зеленую. Синяя - какой звук обозначает? (Твердый). А зеленая? (Мягкий звук). Поднимите соответствующий сигнал, если услышите мягкий звук [ д' ] или твердый звук [ д] в стихах, которые сочинил для вас Кузьма:
Дятел дерево долбил,
Домового разбудил.
Дождик, дождик, подожди,
Домового не мочи.
Домовой идет домой,
Дрова тащит за собой.
5 этап – физкультминутка.
Солнце спит, небо спит, даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало, всем лучи свои послало,
Вдруг повеял ветерок, небо тучей заволок
И деревья раскачал, дождь по крыше застучал,
Барабанит дождь по крыше, солнце клонится всё ниже,
Вот и спряталось за тучи, ни один не виден лучик.
6 этап - восприятие визуального образа буквы, визуальное узнавание буквы, выделение буквы и слогов с буквой Д из текста.
- Согласные звуки[ д] , [ д' ] на письме обозначаются буквой Д.
(Представление буквы заранее подготовленными учениками)
-Этот домик - буква Д,
В домике - окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.
-Весёлый клоун- буква Д
Жонглирует шарами.
Привет ей шлёт наш 1 «Б»:
- Давай учиться с нами!
-Перед вами лежат карточки с весёлым стихотворением, в котором очень часто встречается буква Д. У кого из вас на карточке нарисован синий кружочек- подчёркивают все буквы Д, которые есть в стихотворении. А у кого на карточке нарисован красный кружочек- одной чертой подчёркивают буквы Д, обозначающие твёрдый звук [ д], а двумя чертами буквы Д, обозначающие мягкий звук [ д' ].
Текст на карточке:
По дороге мы идем.
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом постоим.
Посидим, отдохнем,
Потом дальше пойдем.
- Вы научились произносить звуки [ д] , [ д' ] , научились слышать их. Познакомились с буквой Д, научились видеть и узнавать её. А где же живет буква Д? (В городе Азбука.)
- В каком домике она будет жить? ( В домике парных согласных)
7 этап- чтение слогов, слов с буквой Д.
Работа по слоговой таблице, расширяющей поле зрения, а так же упражнения, способствующие совершенствованию навыка портретного распознавания букв, слогов, слов.
«Пирамида»
Д а до м
Д о да ры
Д ы ду бы
Д и ди ван
Д е де ти
Д у ды ня
Дети читают (хором и индивидуально) слоги, слова ритмично, без длительных остановок.
« Найди лишнее»
На доске закрыт столбик одинаковых слов, среди которых одно отличается от остальных какой-либо буквой. Слова открываются на несколько секунд, за это время ученики должны найти лишнее слово для этого столбика.
Доска Дом двери
Доска дом звери
Доска ком двери
Тоска дом двери
8 этап - физкультминутка. Дети встают и выполняют движения в соответствии с текстом физкультминутки:
На горе стоит лесок.
Он не низок, не высок.
Удивительная птица
Подаёт нам голосок.
По тропинке два туриста
Шли домой издалека.
Говорят: « Такого свиста
Не слыхали мы пока».
- Дорога привела нас к нашему другу - учебнику.
9 этап - работа с учебником.
Идет работа по иллюстрации на тему: "Морские сокровища".
- Назовите слова, в которых есть звуки [ д] , [ д' ]
- Кто догадался, о ком мы будем читать?
1) Дифференцированная работа. Индивидуальный подход с учетом особенностей навыков чтения у детей. Учитель называет детей по именам и дает индивидуальные задания.
Хорошо читающие дети читают пословицы и стихи на карточках. Остальные дети работают с учителем, чтение слов по единицам чтения: по слогам, целым словам.
2) Разбор смыслового значения новых слов.
- Эти слова встретятся нам в рассказе:
Водопад - стремительно падающий с высоты поток воды.
Подводные - находящиеся под поверхностью воды.
Опоры - место, на котором можно укрепить что-нибудь, для придания прочного постоянного положения.
Чтение рассказа «птичьим базаром».
- О ком прочитали?
- Почему работа водолазов трудна?
Рассказ учителя:
-Люди давно хотели посмотреть, что делается на дне моря. Но как это сделать? Ведь под водой нельзя дышать! Самый первый “водолаз” опустился на дно в … бочке. Потом появились водолазные костюмы, к которым по резиновым шлангам с берега накачивали воздух. Чтобы водолаз не всплывал, на ноги ему одевали тяжелые свинцовые ботинки. Работать в таком костюме было опасно и тяжело, так как воздушный шланг часто запутывался, и водолаз погибал. Сейчас у водолазов есть легкие резиновые костюмы. За спиной по два баллона с жатым кислородом. В таких костюмах водолазы ремонтируют корабли, достают со дна затонувшие сокровища и даже снимают кино. ( Рассказ иллюстрируется слайдами)
Проверка индивидуальных заданий:
1)Чтение детьми стихотворения о водолазе.
Жил да был неустрашимый
Знаменитый водолаз.
И акулы, и дельфины
С ним здоровались не раз.
С кем он только не встречался
Под водою голубой,
Потому что погружался,
Потому что погружался
Он в работу с головой.
2)Хорошо читающие дети читают пословицу: “ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА”.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- О каких добрых делах можете рассказать вы? (Рассказы детей)
10 этап – подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Где живет буква Д ?
- Какие звуки обозначает буква Д?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Как вы думаете, доволен ли вами Домовой Кузьма?
В 1 б классе 11 мальчиков и16 девочек. На данный момент дети имели различный уровень знаний и навыков (от читающих по слогам 24% до читающих целыми словами и по слогам 76%).Уровень речевого развития, произвольного внимания тоже различен, поэтому на уроке необходимы для учащихся и общие задания, и задания с дифференциацией материала по степени их сложности именно для этой подгруппы.
Возраст детей от 6,5 до 7, лет. В этом возрасте для развития активности, любознательности, концентрации внимания актуально применение игровых технологий, использование обширной наглядности, сюрпризных моментов.
Использование здоровъесберегающих методик необходимо не только детям с ослабленным здоровьем, которые есть в классе, но и всем учащимся для формирования мотивации к сохранению и укреплению здоровья. На уроке обязательны динамические разминки, зрительная гимнастика, быстрая смена деятельности, использование упражнений на снятие напряжений с мышц.
Представленный урок соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки [йэ]
1.Тип урока Урок открытия нового знания.2.Цели урока Учить звуковому и сравнительному анализу слов; ...
Конспект урока чтения в1классе по теме"Буквы З,з, обозначающие звуки [з] , [з,]"
Конспект урока обучения чтению в 1 классе. УМК "Школа России"...
Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]
Авторская разработка урока обучения грамоте "Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]"...
Буквы Й, й обозначающие звук [й]
Урок-ознакомление с новым материалом выстроен в игровой форме....
Конспект урока "Буквы Б, б, обозначающие звуки [б ], [б, ]
Урок построен так, чтобы развивать навыки плавного и осознанного чтения....
Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".
В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....
Технологическая карта по теме: "Гласные буквы «О,о», обозначающие звук [ о ]. Буква «О» в именах собственных"
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте). 1 класс....