Буквы Й, й обозначающие звук [й]
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Урок-ознакомление с новым материалом выстроен в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_y.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока
Предмет - обучение грамоте
Класс – 1 «б»
Учитель – Горбачёва Марина Алексеевна
Тема: «Буквы Й, й, обозначающие согласный звук [й]»
Цели урока:
Образовательные
- познакомить с согласным звуком [й] и буквами, обозначающими этот звук;
- отрабатывать навык чтения;
- расширять словарный запас учащихся;
- совершенствовать речевые способности учащихся.
- учить словесно формулировать содержание и виды собственных учебных действий на основных структурных этапах урока.
Развивающие
- развивать фонематический слух, представление, память, внимание, логические операции сравнения, соответствия, классификации.
Воспитательные
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать культуру поведения в транспорте, на дороге.
Тип урока - изучение нового материала
Форма урока – урок-путешествие
Программа «Школа России»
Оборудование урока:
1. Схемы предложений
2. Карточки с текстами для чтения.
3. Карточки со словами.
4. Дорожные знаки.
5. Рисунки с изображением транспорта.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Как вы уже успели заметить у нас сегодня гости.
- К вам домой приходят гости?
- Как вы готовитесь к их встрече?
- Угощением для наших гостей будет ваша работа на уроке. Так что работайте быстро, дружно, будьте внимательными.
- А для того чтобы было интересно и гостям и вам я предлагаю отправиться в путешествие.
II. Мобилизующий этап
- Послушайте стихотворение.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед.
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке,
Волки на кобыле, Львы – в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике, жаба на метле.
Едут и смеются, пряники жуют.
- Из какого стихотворения этот отрывок?
- Кто его автор?
- Какие виды транспорта в нём упоминаются? (см. Приложение № 1)
- Какой вид транспорта «лишний»? Почему?
- Какой вид транспорта не наносит вреда окружающей среде? Почему?
- А какой вид транспорта вредит окружающей среде? Почему?
- В путешествие мы с вами отправимся на транспорте, которого нет в нашем посёлке, но в его названии есть новый звук, с которым мы сегодня познакомимся. Что же это за транспорт?
- Какой новый звук услышали в этом слове?
III. Мотивация
- Сформулируйте тему урока.
- Поставьте перед собой цель. Чему вы хотите научиться?
- Для чего вам это нужно?
IV. Изучение нового материала
1. Слого-звуковой анализ слова
- Произнесите слово трамвай, выделяя последний звук.
- Что можете о нём сказать?
- Где мы с ним уже встречались?
- А что можно сказать о слове трамвай?
- Составьте схему этого слова.
- На доске две схемы. Составьте предложения с новым словом. (см. Приложение № 2)
2.Упражнение на развитие фонематического слуха в сочетании с физминуткой
- Представьте, что мы с вами входим в трамвай. Как это надо делать?
- Что должен приобрести каждый пассажир?
- Билетом у нас будут слова, в которых встречается звук [й]. Будьте внимательны и вовремя приобретайте его. Я буду называть слова, если в них встречается звук [й], то вы должны присесть.
(каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, лейка, аптека)
- А теперь назовите свои слова с новым звуком. Я вам мяч, вы мне слово.
3. Работа с текстом. (Развитие речи)
- Но, к сожалению, есть такие, кто норовит проехать бесплатно. Прочитайте.
(см. Приложение № 3)
Ехал заяц на трамвае
Без билета. Ай-ай-ай!
Остановка и вторая.
Контролёр вошёл в трамвай.
Спрыгнул зайчик и упал –
И под колесо попал.
Поиграй-ка зайка, поиграй со мной.
Отвечает зайка: «Не могу, больной. Ой-ой-ой».
- Кто из зверей решил проехать бесплатно?
- Как он за это сам себя наказал?
- Я иногда слышу такое выражение «проехал зайцем». Никак не могу догадаться, что оно обозначает. Помогите мне.
- Не будьте такими зайцами! Оплачивайте свой проезд, тогда вам некого будет бояться.
4. Знакомство с буквой й
- С каким звуком мы сегодня путешествуем?
- Кто из вас знает, какой буквой обозначается этот звук?
- На какую букву она похожа? А чем отличается?
«И» глядит украдкой
На сестрицу краткую
Ей понравился берет
У неё такого нет!
- Куда поселим букву и краткое? Как вы думаете, почему эту букву так назвали?
Физминутка с заданием
- Долго ехали пора и отдохнуть.
- Посмотрите вокруг себя и прочитайте только названия транспорта.(см. Приложение № 4)
5. Словарная работа
- Много интересного можно увидеть из окон трамвая. А что именно?
- А кто знает, как называется проезжая часть дороги, т.е. та часть, по которой едет транспорт?
- Давайте поработаем с эти словом. Какие задания можно выполнить с ним?
- Можно ли играть на мостовой? Почему нельзя выходить на проезжую часть? (см. Приложение № 5)
6. Упражнение в чтении
- А я знаю очень интересную историю о весёлом мяче, которую написал С.Я. Маршак. Хотите познакомиться?
- Откройте учебник на с. 160. Здесь напечатан отрывок, Давайте его прочитаем.
- Как вы думаете, что потом случилось с мячом?
- Вам задание: найти книгу и прочитать стихотворение до конца.
- Найдите слова в тексте с буквой Й.
7. Работа в парах
- Прочитайте призыв авторов учебника.
- А какие правила без знаков дорожного движения. Работаем в парах. На доске знаки. Читайте первое стихотворение и ищите соответствующий знак.
- На доске остался ещё один знак. О нём нет стихотворения. Как вы думаете, почему? (см. Приложение № 6)
V. Итог урока
- Наша поездка в трамвае закончилась.
- Какой звук и какая буква сопровождали нас?
- Чему научились в нашем трамвае?
- Какие правила поведения на улице вы знаете?
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки [йэ]
1.Тип урока Урок открытия нового знания.2.Цели урока Учить звуковому и сравнительному анализу слов; ...
Конспект урока чтения в1классе по теме"Буквы З,з, обозначающие звуки [з] , [з,]"
Конспект урока обучения чтению в 1 классе. УМК "Школа России"...
Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]
Авторская разработка урока обучения грамоте "Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]"...
Конспект урока "Буквы Б, б, обозначающие звуки [б ], [б, ]
Урок построен так, чтобы развивать навыки плавного и осознанного чтения....
Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".
В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....
Технологическая карта по теме: "Гласные буквы «О,о», обозначающие звук [ о ]. Буква «О» в именах собственных"
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте). 1 класс....
Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.
Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...