Буквы Й, й обозначающие звук [й]
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Урок-ознакомление с новым материалом выстроен в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_y.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока

Предмет - обучение грамоте

Класс – 1 «б»

Учитель – Горбачёва Марина Алексеевна 

Тема: «Буквы Й, й, обозначающие согласный звук [й]»

Цели урока:

 Образовательные

- познакомить с согласным звуком [й] и буквами, обозначающими этот звук;

- отрабатывать навык чтения;

- расширять словарный запас учащихся;

- совершенствовать речевые способности учащихся.

- учить словесно формулировать содержание и виды собственных учебных действий на основных структурных этапах урока.

Развивающие

- развивать фонематический слух, представление, память, внимание, логические операции сравнения, соответствия, классификации.

Воспитательные

- воспитывать культуру речи;

- воспитывать культуру поведения в транспорте, на дороге.

Тип урока - изучение нового материала

Форма урока – урок-путешествие

Программа «Школа России»

Оборудование урока:

1. Схемы предложений

2. Карточки с текстами для чтения.

3. Карточки со словами.

4. Дорожные знаки.

5. Рисунки с изображением транспорта.


Ход урока

I. Организационный момент.

- Как вы уже успели заметить у нас сегодня гости.

- К вам домой приходят гости?

- Как вы готовитесь к их встрече?

- Угощением для наших гостей будет ваша работа на уроке. Так что работайте быстро, дружно, будьте внимательными.

- А для того чтобы было интересно и гостям и вам я предлагаю отправиться в путешествие.

II. Мобилизующий этап

- Послушайте стихотворение.

                                          Ехали медведи на велосипеде,

                                          А за ними кот задом наперед.

                                          А за ним комарики на воздушном шарике,

                                          А за ними раки на хромой собаке,

                                          Волки на кобыле, Львы – в автомобиле.

                                          Зайчики в трамвайчике, жаба на метле.

                                          Едут и смеются, пряники жуют.

- Из какого стихотворения этот отрывок?

- Кто его автор?

- Какие виды транспорта в нём упоминаются? (см. Приложение № 1)

- Какой вид транспорта «лишний»? Почему?

- Какой вид транспорта не наносит вреда окружающей среде? Почему?

- А какой вид транспорта вредит окружающей среде? Почему?

- В путешествие мы с вами отправимся на транспорте, которого нет в нашем посёлке, но в его названии есть новый звук, с которым мы сегодня познакомимся. Что же это за транспорт?

- Какой новый звук услышали в этом слове?

III. Мотивация

- Сформулируйте тему урока.

- Поставьте перед собой цель. Чему вы хотите  научиться?

- Для чего вам это нужно?

IV. Изучение нового материала

1. Слого-звуковой анализ слова

- Произнесите слово трамвай, выделяя последний звук.

- Что можете о нём сказать?

- Где мы с ним уже встречались?

- А что можно сказать о слове трамвай?

- Составьте схему этого слова.

- На доске две схемы. Составьте предложения с новым словом. (см. Приложение № 2)

2.Упражнение на развитие фонематического слуха в сочетании с физминуткой

 - Представьте, что мы с вами входим в трамвай. Как это надо делать?

- Что должен приобрести каждый пассажир?

- Билетом у нас будут слова, в которых встречается звук [й]. Будьте внимательны и вовремя приобретайте его. Я буду называть слова, если в них встречается звук [й], то вы должны присесть.

   (каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, лейка, аптека)

- А теперь назовите свои слова с новым звуком. Я вам мяч, вы мне слово.

3. Работа с текстом. (Развитие речи)

- Но, к сожалению, есть такие, кто норовит проехать бесплатно. Прочитайте.

(см. Приложение № 3)

                                           Ехал заяц на трамвае

                                           Без билета. Ай-ай-ай!

                                           Остановка и вторая.

                                           Контролёр вошёл в трамвай.

                                           Спрыгнул зайчик и упал –

                                           И под колесо попал.

                                           Поиграй-ка зайка, поиграй со мной.

                                           Отвечает зайка: «Не могу, больной. Ой-ой-ой».

- Кто из зверей решил проехать бесплатно?

- Как он за это сам себя наказал?

- Я иногда слышу такое выражение «проехал зайцем». Никак не могу догадаться, что оно обозначает. Помогите мне.

- Не будьте такими зайцами! Оплачивайте свой проезд, тогда вам некого будет бояться.

4. Знакомство с буквой й

- С каким звуком мы сегодня путешествуем?

- Кто из вас знает, какой буквой обозначается этот звук?

- На какую букву она похожа? А чем отличается?

                                            «И» глядит украдкой

                                             На сестрицу краткую

                                             Ей понравился берет

                                             У неё такого нет!

- Куда поселим букву и краткое? Как вы думаете, почему эту букву так назвали?

Физминутка с заданием

- Долго ехали пора и отдохнуть.

- Посмотрите вокруг себя и прочитайте только названия транспорта.(см. Приложение № 4)

5. Словарная работа

- Много интересного можно увидеть из окон трамвая. А что именно?

- А кто знает, как называется проезжая часть дороги, т.е. та часть, по которой едет транспорт?

- Давайте поработаем с эти словом. Какие задания можно выполнить с ним?

- Можно ли играть на мостовой? Почему нельзя выходить на проезжую часть? (см. Приложение № 5)

6. Упражнение в чтении

- А я знаю очень интересную историю о весёлом мяче, которую написал С.Я. Маршак. Хотите познакомиться?

- Откройте учебник на с. 160. Здесь напечатан отрывок, Давайте его прочитаем.

- Как вы думаете, что потом случилось с мячом?

- Вам задание: найти книгу и прочитать стихотворение до конца.

- Найдите слова в тексте с буквой Й.

7. Работа в парах

- Прочитайте призыв авторов учебника.

- А какие правила без знаков дорожного движения. Работаем в парах. На доске знаки. Читайте первое стихотворение и ищите соответствующий знак.

- На доске остался ещё один знак. О нём нет стихотворения. Как вы думаете, почему? (см. Приложение № 6)

V. Итог урока

- Наша поездка в трамвае закончилась.

- Какой звук и какая буква сопровождали нас?

- Чему научились в нашем трамвае?

- Какие правила поведения на улице вы знаете?

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки [йэ]

1.Тип урока          Урок открытия нового знания.2.Цели урока       Учить звуковому и сравнительному анализу слов;          ...

Конспект урока чтения в1классе по теме"Буквы З,з, обозначающие звуки [з] , [з,]"

Конспект урока обучения  чтению в 1 классе. УМК "Школа России"...

Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]

Авторская разработка урока обучения грамоте "Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]"...

Конспект урока "Буквы Б, б, обозначающие звуки [б ], [б, ]

Урок построен так, чтобы развивать навыки плавного и осознанного чтения....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....

Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.

Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...