Технологическая карта урока по литературному чтению, 2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Технологическая карта урока по литературному чтению по программе "Школа России", 2 класс. Тема урока: Обобщение по разделу "Люблю природу русскую! Весна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 45.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Захарова Надежда Владимировна
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 2 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий М.:Просвещение (Учебник, 2013 г.)
Тема урока: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Весна».
Тип урока: Обобщение и систематизация изученного.
Цель:
1. Проверить и обобщить знания учащихся по теме раздела.
2. Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность.
3. Формировать умение работать самостоятельно.
4. Развивать память, внимание, мышление, речь учащихся.
5. Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.
6. Воспитывать умение высказывать свою точку зрения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения.
Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение самостоятельно работать с учебником; обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведения.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать произведения в стихотворной форме, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; групповая.
Образовательные ресурсы: карточки с заданиями, рисунки учащихся, листы А-4, фломастеры.
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение 2 класс» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; Москва, Просвещение, 2013 г).
2. Тетрадь по литературному чтению 2 класс (Бойкина М. В.).
3. Проектор для презентации к уроку по теме «Люблю природу русскую. Весна».
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1. | I.Организационный момент. 1. Приветствие. (1 минута) 2.Проверка домашнего задания. (2 минута) 3.Читательская разминка. (1 мин.) | -Добрый день, уважаемые гости, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке литературного чтения. Надеюсь наша встреча принесёт нам всем радость общения и хорошее настроение. -Ребята, посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам? -Давайте улыбнёмся солнышку. А теперь повернёмся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье. Эмблемой нашего урока я выбрала солнце, как вы думаете, почему я выбрала именно солнце? -Сядьте, ребята , правильно, красиво. Дома вам нужно было выполнить одно из предложенных заданий: нарисовать иллюстрацию к стихотворению, приготовить отрывок из него или приготовить отрывок из стихотворения татарских поэтов. Давайте послушаем, что вы приготовили. - Прежде чем мы начнем работать, проведем читательскую разминку. ( Слайд). Гори, солнце, ярче, - Прочитайте про себя это четверостишие. Что это за произведение? - Кто сочинял такие песни? - Зачем? -А сейчас прочитаем песенку хором, с радостью, как скороговорку. | -Солнышко. Учащиеся улыбаются солнышку, гостям. Настраиваются на работу. Дети прикрепляют на доску свои рисунки и рассказывают к какому стихотворению они нарисовали. Называют автора произведения. Песенка-закличка. Русский народ. Зазывал весну. Чтобы появилось весеннее настроение. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: развивать умение высказывать своё мнение в рисунке. Выражать свои эмоции. Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения. |
2. | II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. 1.Эмоциональный настрой на работу. ( 2мин.) Работа по учебнику (1 мин.) Тема урока Цели | Звучит музыка и идут слайды. На фоне музыки учитель читает: Небо льется синим цветом, «Весна – красна, приходи! Просим тебя, Весна – красна девица!», - издавна ласково звали красавицу Весну и взрослые, и дети. Весна – необыкновенное время года, по- своему загадочное, волшебное и красивое. Мы на празднике Масленицы тоже зазывали весну играми, песнями, знакомились с русскими весенними обрядами. Нам было весело и интересно. Многие поэты очень сильно любили это время года. Пока я говорила, вы слушали музыкальное произведение Феликса Мендельсона. Скажите, что вы услышали в музыке? Смог ли автор передать весеннее пробуждение природы после долгой зимней спячки? -А в каких стихах мы это слышали? -Ребята, откройте учебник на стр. 107. Скажите, какие цели ставили перед изучением этого раздела? Мы достигли этих целей? - Тогда почему же мы опять говорим о произведениях, с которыми мы уже познакомились? - Попытайтесь сформулировать тему урока. - Обучающий урок по теме «Люблю природу русскую. Весна». Какие же цели мы поставим на сегодняшнем уроке?
Работать мы будем в группах. Какое главное правило при такой форме работы? | Учащиеся прослушивают музыкальные отрывки. - Мы услышали звуки капели, журчание ручейка, щебет прилетевших птиц. Радостное настроение, ведь скоро будет тепло, распустятся листочки, зацветут цветы. - «Весенние воды», «Весна», «Сельская песенка», «На лугу», «Снег теперь уже не тот..» Открывают учебники. - Мы познакомимся…. - Мы научимся….. -Да! Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока. - Обобщить и систематизировать знания по теме раздела. - Один за всех и все за одного! Нужно прислушиваться к мнению всех участников команды. Ответы детей. | Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах. Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
III.Актуализация опорных знаний Игра ( 3 мин.) | -Ребята, скажите. о чем были стихотворения, которые мы читали в этом разделе? - Каким настроением были проникнуты эти стихотворения? Почему? Почему русский народ всегда любил весну? (уходит тяжелое холодное зимнее время года и наступает теплая весна, природа оживает, все как бы просыпается) - А сейчас немного поиграем. Перед вами будут появляться картинки, а вы попробуйте подобрать к ним строки из изученных стихотворений. Слайд Слайд
Слайд Слайд -Ребята, как можно увидеть красоту окружающего мира: - в художественном слове - в красках - и в звуках Сегодня мы будем развивать в себе эти способности! | - О весне. Ответы детей. - Весна в окно стучится и гонит со двора… (Тютчев) – Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною… (Плещеев) – И на вербах серебром светятся сережки… (Маршак) – Ласточка с весною в сени к нам летит…) (Плещеев) | Познавательные УУД обобщение знаний о признаках весны (межпредметная связь); построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию | |
IV. Обобщение и систематизация знаний. Работа в группах 1 задание: (5-7 минут) 2 задание : (5 минут) 3 задание : (3 минуты) 1 минута | -У вас на столе лежат задания. Вы должны распределить задания между собой так, чтобы они были выполнены за очень короткое время. После окончания работы мы все вместе обсудим то, что у вас получится. Во время выполнения задания, учитель является координатором работы детей. Помогает быстро распределить обязанности в команде для успешного выполнения задания в короткий срок. Задание 1 группе: описать весну, используя тексты произведений в учебнике . Задание 2 группе: используя произведения учебника, составить небольшой рассказ об изменениях в природе с наступлением весны. Проверка: Во втором задании первой группе необходимо было описать весну, используя тексты произведений в учебнике. Проверяем задание у второй группы, вам надо было составить небольшой рассказ об изменениях в природе. Задание 1 группе: - Поэт пишет о Зиме и Весне в стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится, как о живых существах. Что это за литературный приём? (олицетворение) -О чём говорится в этом стихотворении? (Слайд) Задание 2 группе: - Какие приметы весны можно увидеть, а какие – услышать? -О чём говорится в стихотворении Плещеева «Сельская песенка»? (Слайд)
Физкультминутка для глаз. | Класс делится на 2 группы . Каждая группа получает задание: Плещеев «Весна», Тютчев «Весенние воды» прочитать выразительно стихотворение, подготовить словесную картину к стихотворению, нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению. От каждой команды выступает один ученик, остальные члены команды дополняют ответы. Ученик из 1 группы: (Молодая, прекрасное дитя, румяная, милая, звонкая…) Ученик из 2 группы: (С наступлением весны тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче, прилетели птицы…) Олицетворение присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым, часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. -О борьбе зимы с весной. Увидеть можно: прилёт птиц, таяние снега, как бегут ручьи, ярко светит солнце… Услышать: журчание ручейков, пение птиц… -О прилёте птиц. | Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, умение выражать свои мысли. Познавательные: умение самостоятельно работать с учебником; обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведения. Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать произведения в стихотворной форме, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию. | |
V.Применение знаний и умений в новой ситуации. 1.Дифференцированные задания « Проба пера» (5минут) | (Раздаю конверты, пока дети отдыхают под музыку) . - В каждом конверте задания трёх уровней сложности: 1) На красном листке – высокий уровень сложности*** Вы все молодцы! А вы сами не хотите ли попробовать себя в роли поэта? На листочках вы видите строчки, попробуйте подобрать рифму. Сочините свои стихи. Какие знания помогут вам в этой работе? 2) На жёлтом листке – средний уровень сложности** Надо разделить эти произведения на 2 группы и дай общее название каждой группе. Лиса и тетерев. ___________ __________ Весенние воды. ___________ __________ Сельская песенка. ___________ __________ Лиса и журавль. ___________ __________ На лугу. ___________ __________ Каша из топора. ___________ __________ 3) На зелёном листке – базовый уровень сложности* Соедини автора и отрывок из его стихотворения: Снег теперь уже не тот, Почернел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи…. А.Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, А.Блок И лес оденется листвою…
Леса вдали виднее, Синее небеса. Заметней и чернее На пашне полоса, С.Маршак И детские звончее Над лугом голоса. Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Ф.Тютчев Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят….. Выберите , то задание, которое Вам по силам. | Знание примет весны. Главное правильно подобрать слово, чтобы оно оказалось в рифму с предыдущей строкой. Дети делят произведения на 2 группы, дают название каждой группе. | ||
VI.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 1.Проверка созданных стихов (2 минуты) Проверка на жёлтом листке – средний уровень сложности ( 1 минута) ** Проверка на зелёном листке – базовый уровень сложности (1 минута) * Физминутка (1 минута) Тест ( 5 минут). | Слайд № Давайте попросим выйти чтецов! Остальные слушают очень внимательно, ведь выступающим трудно - они волнуются. Мы с вами должны быть благодарными слушателями. -Молодцы! Слайд № Посмотрите, какое у меня получилось стихотворение: Солнце греет всё сильней, Теплая водица. Сел на камень воробей, Чтоб воды напиться. Легко ли вам было выполнять задание? Слайд Надо было разделить произведения на 2 группы и дать общее название каждой группе. Русские народные сказки Лиса и тетерев. Лиса и журавль. Каша из топора. Люблю природу русскую. Весна. Весенние воды. Сельская песенка. На лугу. Слайд Снег теперь уже не тот, Почернел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи…. С.Маршак
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою… А.Плещеев
Леса вдали виднее, Синее небеса. Заметней и чернее На пашне полоса, И детские звончее Над лугом голоса. А.Блок Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят….. Ф.Тютчев Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - рукой она умылась, Два - изящно покружилась, Три- нагнулась и присела, На четыре – улетела. - Вот добрались мы до самой ответственной части нашего урока. Мы уже повторили и вспомнили все, что изучили в разделе «Люблю природу русскую. Весна». Нужно проверить, как хорошо вы это запомнили. - Как вы думаете, почему в разделе «Люблю природу русскую. Весна» включены стихотворения :Бунина Ивана Алексеевича «Матери», Плещеева Алексея Николаевича «В бурю», Благининой Елены Александровны «Посидим в тишине», Мошковской Эммы Эфраимовны «Я маму мою обидел»? -А произведение С Васильева «Белая берёза»?
| Дети: (пример созданных стишков) -Трудно было подобрать рифму. Дети проверяют самостоятельно по слайду. Выполняют тест. Проверка. - Потому что в начале весны мы празднуем Международный женский день 8 Марта. Весной мы празднуем День Победы. | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4..Экологическое воспитание. 5. Эстетическое воспитание. | |
VII. Домашнее задание. (2 минуты) | -Откройте учебник на стр.123. Здесь вам предложены темы проектов для домашнего задания. Проект посвящён «Дню Победы- 9 мая», на этой странице подробно описан план по которому вы будете работать, я вам предлагаю проявить своё творчество. -Предлагаю вашему вниманию презентацию, которую выполнила Даша для конкурса «Защитники Отечества», где стала победителем и награждена дипломом. | Дети смотрят д/з, рассматривают план работы. Просмотр презентации «Мой прадедушка». | ||
VIII. Итог урока. Рефлексия. (3 минуты) | - В начале урока мы поставили цели: - обобщить и систематизировать знания по этому разделу, - развивать свои творческие способности. -Добились ли мы этих целей? -Откройте тетради на стр. 75, отметьте в последнем задании, что вы хорошо усвоили изучив этот раздел. – На протяжении всего урока вы рисовали лучики солнцу за каждый правильный ответ. – А теперь все поднимите и покажите мне свои солнышки? (Ставим оценки.) С каким настроением мы заканчиваем урок? Поднимите:
Хорошо, ребята, вы сегодня поработали на уроке. Задания выполнили в основном все правильно. И в заключении я хочу вам прочитать стихотворение: Ты, человек, любя природу, | -Да. Дети работают в тетради. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....