Урок литературного чтения в 4 классе по теме Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Цель: Учить давать характеристику героям рассказа, отрабатывать навык правильного выразительного чтения

Задачи:

Образовательные:

  • Учить доказывать свою точку зрения.
  • Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

 Развивающие:

  • Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • Развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
  • Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
  • воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам;
  • воспитывать интерес к русскому языку;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.n.mamin-sibiryak_priyomysh.docx102.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме:

Д. Н. Мамин-Сибиряк « Приемыш»

Цель: Учить давать характеристику героям рассказа, отрабатывать навык правильного выразительного чтения

Задачи:

Образовательные:

  • Учить доказывать свою точку зрения.
  • Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

 Развивающие:

  • Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • Развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
  • Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
  • воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам;
  • воспитывать интерес к русскому языку;

УУД:

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; разграничивать слова.

Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку, оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Регулятивные УУД: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

Оборудование: выставка книг Д.Н.Мамина – Сибиряка для детей, “Толковый словарь”,  компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент
(Задача этапа: эмоционально настроить обучающихся на учебную деятельность.)

Учитель:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться 
И ответную искру зажечь!
Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, всем гостям и поздороваемся.
Садитесь поудобнее!
Мы начнем урок!

2.Проверка домашнего задания

«Мозговой штурм»

С произведениями каких писателей  вы уже знакомы?

Мы знакомы с произведениями Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Зощенко, Толстого, Паустовского….

А теперь – “Мозговой штурм”

- Узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.

Даётся одно задание на группу. Дети читают его и обсуждают.

1. Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел крушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер-Джонатан Свифт).

2. Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка. (Барон Мюнгаузен-Рудольф Эрих Распе).

3. Этот мальчик в наказание за невежливость был превращён гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей.(Нильс- Сельма Лагерлёф)

4.Эта героиня побежала за белым кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране.( Алиса- Льюис Кэрролл)

5 . Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн - Джеймс  Мэтью  Барри)

3. Пятиминутка чтения

1) Работа над скороговоркой  (Слайд 2)
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ. (!,?, выделяя голосом каждое слово)


2) Самостоятельное чтение (текст «Лебеди»)
- посчитайте,  сколько предложений вы прочитали, о чем прочитали…
- а что вы знаете об этой птице?
Гордые и величественные птицы, верные, умные, понятливые. Живут только парами. Если один из пары погибает, то от тоски может погибнуть и второй. Об этих удивительных птицах написано много произведений и песен. Может, кто - то слышал песню « Лебединая верность»? Это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. Как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.(9)

 Актуализация знаний
- О чем скороговорка? (о лебедях)
-О чем читали рассказ на пятиминутке чтения? (о лебедях)
-Почему об этой птице? 
(встретится этот герой в произведении)


4.Подготовка к восприятию нового материала

Постановка цели: Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством уже  известного  вам писателя Д.Н. Мамина - Сибиряка и его произведением « Приемыш»  (Слайд 3)

Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш? (приют, сирота, детский дом, одиночество)

 -Какой же вывод следует?

Приёмыш – сирота, которого взяли на воспитание чужие люди

- И сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении?

Сведения об авторе:

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.

 Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», - говорил он.

Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших». Советую всем вам её прочитать. (демонстрация книги

« Аленушкины сказки»)    (Слайд 4)

5. Работа по теме урока        

а)Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)

Обсуждение прочитанного:

Почему хозяина избушки не оказалось дома?(отправился на озеро)

- Где происходит событие, которое описал автор?(Действие происходит на Светлом озере.) 

- Назовите главных героев (Тарас, Соболько, Приемыш) (Слайд 5)

- Кто такой Соболько? (собака)
- Кто такой Приемыш ?  ( Лебедь) 
- Почему ему дали такое имя? ( Тарас приютил его у себя) 

- Как лебедь оказался у Тараса? (Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой) с.77 

Словарно-лексическая работа.

-Какие слова были не понятны?  

Объясните значение слов:

        ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема;

2) узкая соединительная полость, канал.

САЙМА - рыбацкая стоянка.

б) Чтение 2 части самостоятельно.

Работа с текстом после чтения:

- Прочитайте, как Тарас говорил о лебеде?(с.78)

- Какой питомец жил еще у Тараса?

- Прочитайте отрывок, как Соболько дружил с Приемышем?(с.78)

- Давайте сравним этих двух питомцев.( Слайд 6)

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/02/06/v_5a7a03473434a/99709024_1.png

В) Чтение   3 части

- Почему отлет Приемыша опечалил старика? (боялся, что не долетит) 
- Почему он приютил лебедя? ( У него доброе сердце)

 В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака – преданные, умные, умеющие любить, дружить

Словарно-лексическая работа.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения. .

 МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

 Вопросы по впечатлению. 
- Определите жанр (рассказ)
- Понравился ли вам рассказ? 
- Какое впечатление произвел на вас прочитанный рассказ? Какие чувства вы испытывали во время чтения?

7. Физкультминутка ( Слайд 7)

8.Работа по содержанию

К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

+

2

Умная

     +

           +

3

Лучший друг человека

           +

4

Гуляка

     +

5

Бобыль

          +

6

Князь князем

          +

7

Божья тварь

     +

8

Гордая

     +

9

Настоящая

     +

10

Царская

     +

11

Старый

        +

12

Утомлённый

        +

13

Дряхлый

        +

14

Жалкий

        +

Проверка.

9.Итог урока
- Как закончился рассказ? (Печально)
- А правильно ли поступил Тарас? ( Правильно.) 

Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?

- Кто думает, что вернётся, становитесь с одной стороны класса, а кто думает, что не вернётся, становитесь с другой стороны.

- А теперь спорьте, доказывайте, но уважайте, пожалуйста, друг друга, давайте время высказаться своим товарищам, умейте выслушать собеседника.( Дети спорят, доказывают)

Класс делится на 2 динамичные группы, в которых дети меняются местами в зависимости от мнения. Вывод делают сами учащиеся.

Какова же основная мысль произведения?
Каждый должен жить так, как предназначила природа.
Грубое вмешательство человека в природу, не понимание её ценности, приводит к трагедиям. Просто людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое! Учит нас доброте.
Доброта — это богатство, щедрость души человека.

- Какие пословицы можно применить к данному произведению?

Жизнь дана на добрые дела.

Свет не без добрых людей.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Добра желаешь, добро и делай.

10. Рефлексия

 Я даю вам несколько минут, а вы подумайте, как бы вы поступили?

 (Слайд 8 )

а) поступить с лебедем так, как это сделал Тарас ? 
б) подрезать крылья птице и навсегда ее сделать ручной?
 
в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой –нибудь стае лебедей? 
А  как бы вы поступили?

Звучит песня « Лебединая верность».

11.Домашнее задание: 

Придумать продолжение рассказа. 

На следующем уроке дети получают карточки с предложениями из текста, некоторые слова изменены. Дети должны определить, есть такое в тексте или нет. Если есть,  они ставят ПЛЮС, если нет, они ставят МИНУС.

       

Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день.

+

+

Встретила героя рыжая собачонка.

   -

-

Собачонку звали Соболько.

+

+

Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом.

+

+

В избушке героя встретил хозяин.

-

-

Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке.

-

-

Хозяина избушки звали Тарас.

+

+

Он плыл, стоя на ногах, и ловко работая вёслами.

+

-

Перед его лодкой плыла дикая утка.

-

-

Ступай домой, гуляка!

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...