Технологическая карта отркытого урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приемыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Абасова Татьяна Николаевна

Технологическая карта отркытого урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приемыш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе

Дата: 02.марта 2018г.

Учитель: Абасова Т.Н..

Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приёмыш»

Цель: создать условия для знакомства учащихся с произведением «Приёмыш»  Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.

Задачи:

Воспитательные: формирование норм нравственно – этического поведения, личностного отношения к окружающей действительности, воспитание коммуникативности, умения давать оценку собственной деятельности,

Метапредметные: развитие навыка работы с текстом, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи, расширение словарного запаса учащихся,

Предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, знакомство с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения.

Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Формирование УУД.

Регулятивные: целеполагание, самооценка.

Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра.

Оборудование: электронная презентация к уроку, интерактивный тест

Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ технология

       

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный

(1 мин)

- Итак, друзья, внимание –

- Ведь прозвенел звонок.

- Садитесь поудобнее –

- Начнем скорей урок! Слайд 1

Регулятивные

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

Опрос-актуализация

 (1 мин)

Домашним заданием было повторить стихи из раздела «Поэтическая тетрадь»

Задание «Стихотворение ищет свое название» (Определить автора стихотворения, его название)

Мне опять приснились дебри,   Слайд 2

Глушь пустынь, заката тишь.

( В.Я.Брюсов «Опять сон»).  

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

(М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»).

И сидим мы еле дышим

Время к полночи идет.

(С.А.Есенин «Бабушкины сказки»),

Ах, этот мир и счастье быть на свете   Слайд 3

Еще не взрослый передаст ли стих?

(М.И.Цветаева «Наши царства»).

Раз, два, три, четыре, пять,

Бегом тени не догнать.

(В.Я.Брюсов «Детская»).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические – анализ объектов

Целеполагание (выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве с детьми) (1 мин)

- Прослушав стихотворение Н.А. Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения следующего раздела.

                       Птицы, рыбы, звери

                      В душу людям смотрят.

                       Вы их жалейте, люди!

                       Не убивайте зря!

                       Ведь небо без птиц – не небо,

                       А море без рыб – не море,

                       А земля без зверей – не земля.

- Чему будут посвящены произведения? (Природе…)

- Сегодня приступаем к изучению нового раздела, который называется так : «Природа и мы» Слайд 4

- Как вы понимаете это название? О чем и о ком будут произведения, которые нам предстоит изучить?

- Чему мы должны будем научиться, прочитав эти произведения?

(человек тесно связан с природой, ее надо беречь и охранять)

Изучая произведения  этого раздела мы окунёмся в неповторимый и удивительный мир природы, проявляя любовь ко всему, что нас окружает

А еще на уроке мы будем совершенствовать читательские умения, понаблюдаем за выразительными средствами языка, обогатим словарный запас, будем учиться высказывать своё мнение и слушать мнение других.

Регулятивные:  способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действия, целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:  общеучебные  - умение структурировать знание, определять способы действия.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с  учителем и сверстниками по определению учебной задачи.

Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия учителя и учащихся

(2 мин)

Стадия осмысления

а) Чтение произведения детьми и учителем

( 1 мин)

б) Организация диалога, основанного на  вопросах учителя  и рассуждениях учащихся

(20 мин)

(1 мин)

Создание проблемной ситуации ( 1 мин)

Физминутка (1 мин)

Автора произведения вы определите сами, посмотрев и прочитав выставку уже известных вам книг. Прочитайте названия…Слайд 5
Кто является автором этих произведений? Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк.
Сведения об авторе.  Сообщение делают подготовленные ученики.
Слайд 6

У1: - Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.

 Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Учитель: - Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!»

У2: - Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.

«Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам её прочитать.

Учитель:  - Прелестью данных книг является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».

- С каким произведением мы будем работать на уроке, вы узнаете, зачеркнув в ряду буквы а, у.  Слайд 7

у п а р и а у ё м у а ы у ш а

-Выпишите неподчёркнутые буквы. Что за слово получилось?

- Назовите произведение.(Приёмыш)

Тема нашего урока: Д.Н.Мамин- Сибиряк «Приемыш». Слайд 8

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово – приёмыш? (сирота, которого взяли на воспитание чужие люди) Какие чувства вызывает у вас это слово? (жалости, сочувствия, доброты, милосердия, любви)  Слайд 9

- В словаре Ожегова говорится так: Приёмыш – приёмный сын или дочь.
- А хотели бы вы узнать о каком приемыше идет речь в нашем произведении.

Работа с текстом

А) Составление плана исследования

- О чем бы вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?

( Кто такой приемыш, кто герои, охарактеризовать их и т.д.)

- Я предлагаю вам план работы над произведением: Слайд 10

Д, Н,Мамин –Сибиряк «Приемыш»

                           План  работы

Прочитав произведение

-познакомиться с героями

-определить, кто такой приемыш

-охарактеризовать главных героев

- выяснить главную мысль

-высказать свое отношение

Б)   Словарная работа    (Слайд 11) т.к Мамин – Сибиряк писал давно ещё в 19 веке, то при чтении встретятся слова и выражения, смысл, которых мы постараемся объяснить

  • Церемония  - торжественный обряд, порядок совершения чего-то
  • Дескать – то есть
  • Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение
  • Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая  два водоёма
  • Сайма - рыбацкая стоянка
  • Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением
  • Увечить - физически расправляться, калечить
  • Бобылём - в одиночестве
  • Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания
  • Божья тварь - всё живое, созданное  Богом
  • Схиреет - заболеет, зачахнет

Первичное чтение текста по частям и работа над его содержанием.

1 часть                Слайд 12

*Где происходят события?

* Кто герои?  

2 часть                 Слайд 13

Внимание на слайд

*Кто оказался Приемышем?

*Как «Приемыш» оказался в избушке у Тараса?

Какие слова в учебнике характеризуют «Приемыша»?

-Оказывается, приемыш-это не только человек, в рассказе это кто?

-Почему лебедь -сирота?

3 часть                 Слайд 14

выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь.

Что вы узнали о жизни Тараса?

(жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем, очень старый)

Мы дали характеристику двум героям, кому?

А что можете сказать о Соболько? Является главным героем? Слайд 15

- Для характеристики Соболько на карточках выберите «+» подходящие слова.

Индивидуальная работа Время – 1 минута  (карточки у каждого на парте

Слова из текста

Соболько

бобыль

 

пёстрый

 

князь князем

 

лучший друг человека

 

гордая

 

умный

 

дружелюбный

 

ласковый

 

Слайд 16 (проверка)

Соболько – пестрый, лучший друг человека, умный, ласковый

Прогнозирование     Слайд 17

Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

4 часть                         Слайд 18

-Совпало ваше мнение с авторским?

-А мог ли Тарас не отпустить птицу? ( Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли.…)

-Что же Мамин-Сибиряк  хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? ( дети приходят к выводу, что подружиться легко, а расставаться тяжело).

Слайд 19

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

 Ножками потопали, ручками похлопали.

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри. 

Вверх потянемся, пройдёмся, 

И за парты вновь вернёмся

Познавательные: формирование  навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативные: формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Закрепление изученного материала

(6 мин)

Работа в группах  

-А сейчас мы выполним задание объединившись в группы.

- Давайте повторим правила работы в группе  Слайд 20

1 гр. Составить рассказ Тараса о лебеде.

План.

1.  Как маленький лебедь оказался в избушке Тараса?

2.  Почему Тарас называл Приемыша умной птицей?

3.  Почему не стал подрезать крылья?

2 гр. Подготовить пересказ- извлечение, используя план.

Дружба Приемыша  и Соболько.

План.

1.  Как подружились Приемыш и Соболько?

2. Как они вместе ходили на прогулку?

3. Как играли лебедь и собака.

4.  Как тосковал Соболько об улетевшем Приемыше.

3 гр. Подготовить рассказ о Тарасе.

План.

1.  Внешний облик Тараса, возраст его.

2.  Прошлое Тараса.

3. Жизнь его на Светлом озере (работа, избушка, хозяйство, одиночество).

4. Любовь к природе, понимание ее красоты.

4 гр. Подготовить рассказ «Как Приемыш покинул своих друзей».

План.

1.  Почему лебедь затосковал?

2.  В чем выражалась тоска лебедя?

3.  Как Приемыш пристал к стаду лебедей?

4.  Как улетел Приемыш?

«Авторский стул»  Слайд 21

-Какая группа была успешна в этой деятельности и почему? (обсуждение в группах).

Регулятивные:  умение организовать, контролировать и оценивать  учебную деятельность.

Личностные: формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе.

Подведение итогов урока  (2 мин)

- Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока -слайд Д, Н,Мамин –Сибиряк «Приемыш» Слайд 22

                           План  работы

Прочитав произведение

-познакомится с героями

-определить, кто такой приемыш

-охарактеризовать главных героев

- выяснить главную мысль

-высказать свое отношение

Познавательные: умение систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные: высказывать суждения по результатам сравнения.

Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения. Анализ личностного изменения в процессе учения.  

Рефлексия (2 мин)

- Я предлагаю высказать свое мнение в следующих предложениях     Слайд 23

Закончи предложения:

Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось …

Учитель: Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям

- На парте лежат  бумажные лебеди: белые и черные. Если вам понравился урок, вы достигли цели, поставленной вначале- « пустите плавать на озеро белого лебедя»

Регулятивные:  оценка достижений на уроке.

Домашнее задание

 (1 мин)

 Слайд 24 Выразительное чтение рассказа,

По выбору: Написать сказочное продолжение этой истории или подготовить небольшое сообщение о лебедях

   Слайд 25   Оценки за работу получают…..

                       Прозвенел  уже звонок,

                       Значит,  кончился урок.

Личностные:

формирование уважительного отношения к  учебному труду.

Регулятивные:

умение адекватно оценивать свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «Знакомство с Муми-семейством» (Т. Янссон «Шляпа Волшебника», 1-я часть)

Данный урок предназначен для первичного ознакомления с писательницей Туве Янссон и её героями из книги "Шляпа волшебника". Разработан по критериям ситемно-деятельностного подхода....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "В.Маторин "Дмитрий Донской"

Технологическая карта представляет собой обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.Обучение с использованием ...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата".

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата"....

Технологическая карта к уроку по литературному чтению. К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

Эта технологическая карта получила одобрение педагогов кафедры начального образования Академии постдипломного образования СПб в 2015 году....

Конспект,презентация,технологическая карта открытого урока по литературному чтению по произведению В.Г. Сутеева "Под грибом"

Конспект  урока по литературному чтению Под грибом" В.Г. Сутеевва с применением  ИКТ....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского"

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского" для 2 и 4 классов...