Обобщающий урок по разделу "Природа и мы"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок с презентацией был показан на семенаре молодых учителей. Дети самостоятельно (лист самооценки) оценивали каждый этап своей работы, получая за это житон. Применялись парная и групповая виды работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок по разделу "природа и мы" | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок - конкурс по теме: «Природа и мы».
Подготовила учитель нач. классов Абасова Татьяна Николаевна
Конкурс знатоков.
ЦЕЛИ УРОКА: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»; развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. Учить работать в группах.
Планируемые результаты:
предметные :умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слрв для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;
личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Ι. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.
-Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть оно разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. У нас сегодня гости. Поприветствуем наших гостей.
ΙΙ. 1. Речевая разминка. Слайд 1
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
У:- Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения. Что вы прочитали?
У: - Какие слова, по вашему мнению, являются главными в этом стихотворении?
Д: (любите, храните, не жгите, не ломайте, не сыпьте, даст)
У: - А теперь прочитаем это стихотворение выделяя главные слова
ΙΙΙ.Актуализация знаний.
У: -Ребята, какова главная мысль этого стихотворения?
Д: о бережном отношении к природе.
У: -Сегодня у нас обобщающий урок раздела «Природа и мы». Слайд 2
Урок «Обобщение»
Даёт нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
У: - Каковы цели нашего урока?
Д: Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел.
У: - А еще на уроке мы будем совершенствовать читательские умения, будем учиться высказывать своё мнение и слушать мнение других
У: Сегодня мы выясним, кто из вас лучше всех усвоил этот раздел учебника и готов дальше изучать новые произведения. Урок проведем в форме игры «Конкурс знатоков». Слайд 3
За правильные и быстрые ответы вы получите жетончики. Свою работу вы оцениваете сами.
ΙV. «Конкур знатоков»
1 этап – игры «Угадай героя» Слайд 4
У: Почти в каждом прочитанном произведении этого раздела действующим героем являются животные. Ваша задача: выслушав описание, которое я зачитаю, угадать животное и поднять цифровую карточку с правильным номером. Учитель читает описание.
- «Весёлая эта собачка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». (Вьюшка) 4
- «Летом этот пёс с головы до конца хвоста был унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи, а потом, высохнув, превращались в сотни коричневых болтающихся сталактитов». (Барбос) 2
- «Пёстрая собачонка только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала».
(Соболько) 1
- «Она принадлежала к породе маленьких собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость». (Жулька) 3
- «Гордая, настоящая царская птица. Помани его кормом, да не дай другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…» (Приёмыш) 6
- «Из всей семьи она вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». (Выскочка) 5
-У: С какой целью мы провели этот этап конкурса?
Д: Вспомнили героев прочитанных произведений.
Оцените свою работу
У: А теперь мы вспомним авторов произведений, которые писали об этих животных.
И мы переходим ко второму этапу игры.
II этап игры «Узнай, кто это?» Слайд 5
У: В этом конкурсе я зачитаю вам некоторые отрывки биографии каждого писателя. Ваша задача определить о каком авторе идет речь и поднять соответствующий номер.
2 Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Семья этого писателя жила довольно скромно, но в доме было много книг, и любовь к чтению, интерес к литературе уже в детстве был привит мальчику во многом под влиянием отца. За свою жизнь он написал около 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей, самые интересные из них написаны на Урале и посвящены уральской жизни.
4 Виктор Петрович Астафьев
Детство и юность этого писателя прошли за Полярным кругом – в детском доме посёлка Игарка. После Великой Отечественной войны работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником. На высшие литературные курсы поступил только в возрасте 35 лет.
3 Евгений Иванович Чарушин
Этот писатель разносторонне одарённый: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. Он был не только писателем, но и художником. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
5 Александр Иванович Куприн
На заре воздухоплавания этот писатель одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.
1 Михаил Михайлович Пришвин.
Этот писатель получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Он был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.
У: - С какой целью мы провели этот конкурс
Д: Вспомнили авторов, которые писали о бережном отношении к природе.
Оцените свою работу
У: - Переходим к следующему этапу конкурса. Я предлагаю вам поработать в группах Повторим правила работы в группах) Выберите капитана группы..(дети выбирают капитанов)
Этот конкурс мы проведем с капитанами. Возьмите сигнальные карточки.
3 этап «Бюро находок».Слайд 6,7,8 Конкурс капитанов (Капитаны используют сигнальные карточки)
-Узнайте, из каких произведений эти предметы? (Рисунки предметов).
Норка (« Стрижонок Скрип»).
Рога («Кабан»). (2 щелчка)
Хвост («Выскочка»).
Миска («Барбос и Жулька»). (2 щелчка)
Лодка («Приёмыш»).
Метла («Кабан»).
Капитаны получают жетон
4 этап «Здоровья» Физминутка Слайд 9
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Шеей крутим осторожно -
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
Вверх потянемся, прогнёмся,
И за парты вновь вернёмся
У: - Работа в группах.
- Вскройте желтый конверт и выполните задание., (используйте сигнальные карточки)
5 этап«Назови произведение».Слайд 10,11
-В этом произведении сорока лишилась хвоста. ( М.М.Пришвин «Выскочка»).
-Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»).
-Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. ( Е.И. Чарушин «Кабан»).
-Этому герою пришлось учиться жить самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»).
-Они были разными, но дружба их – крепкой. (А.И.Куприн «Барбос и Жулька»).
-Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. ( Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»).
У: - Какую цель мы преследовали выполняя это задание?
Д: (совершенствовали умения работать в группах, вспомнили названия произведений из раздела )
6 сектор «Это интересно». Слайд 12, 13
У: - Ребята, можно ли сказать, что человек и природа это одно целое(природа нам дает еду, одежду, жилище..)
-Человек и природа – это единое целое, поэтому часто человека – его внешность, манеру поведения, характер – сравнивают с животными и растениями. Сейчас проверим, какие вы наблюдательные. Вскройте серый конверт и выполните задание. Про кого так говорят:
Длинноногий, как…(журавль).
Мудрый, как…(сова, ворон).
Надутый, как…(индюк).
Голосистый, как…(соловей).
Болтливый, как…(сорока).
Стройный, как…(кипарис)
Слова для справок: сорока, индюк, соловей, журавль, кипарис,сова.
7 сектор « Народная мудрость.» Слайд 14,15 Розовый конверт
Учитель: Перед вами пословицы о природе. Ваша задача: подобрать к началам пословиц их вторые части. Если вы всё сделаете правильно, то из буквенных сочетаний, расположенных возле вторых частей, составится фраза.
Худо лето, у поля - глаза РО
Одна ласточка зима - подбериха. ПРИ
Лето - припасиха, – не делает весны. БИ
У леса есть уши, а лень портит ДУ!
Труд кормит, когда солнца нету. ЛЮ
У: Какая фраза у вас получилась? ?
Д: Люби природу!
Чему учит нас народная мудрость?
Оцените свою работу
V. Итог урока.
У: - Какой главный смысл произведений, которые включены в раздел «Природа и мы»? (Любить и охранять природу)
У: - Верно, ребята. Каждый автор этого раздела донёс до нас идею большой любви к природе.
- А какие конкретные дела может каждый из нас сделать для охраны природы:
Д: - Сбор макулатуры.
- Бережное отношение к бумаге, мебели.
- Подкормка птиц.
- Участие в посадке деревьев и кустарников около школы и дома.
У: - Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей. Но самая большая ценность, которую человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»!
-Послушайте, пожалуйста, притчу: (дети в роли животных и растений)
«Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеют?» Что же ответили растения и животные?
С. 16 Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью.
С.17. Кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.
С. 18. Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.
С. 19. Высокая стройная берёза ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокость – это путь к болезни и гибели.
С. 20. По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся».
-Какой вывод вы сделали для себя?
Д: Даже растения и животные нас призывают жить в гармонии с природой
- Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы!
VI. Рефлексия.
VII. Авторский стул
- Как вы считаете, какая группа работала лучше
-Наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали на уроке.
-Подсчитайте свои жетончики. Укажите количество жетонов в листе самооценки.
Началась весна. Давайте оденем наше дерево в зелёный наряд.
Прикрепите листочки на ту ветку, которая соответствует вашим знаниям на сегодняшнем уроке. (Олеся)
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
VΙ. Домашнее задание. Слайд 13
-Я советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов с нашей выставки.
Составьте по два интересных вопроса по произведениям данного раздела, задайте их соперникам.
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы в конце нашей игры вы прочитали замечательные слова Константина Георгиевича Паустовского из повести «О лесах».
Эти слова являются хорошим напутствием вам, ребята. Слайд 14
«Что воспитывает широту духа, как не эта природа! Её нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им!» К.Г.Паустовский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения в 3 классе. Тема: Обобщающий урок-соревнование по разделу: «Природа»
Конспект урока природоведения в 3 классе по программе "Школа России"...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)
Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания частей А, Б, B, C....
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Тема урока: "Комплексная работа с текстом предложения.Обобщающий урок."
Урок дан на семинаре учителей начальных классов. Тема семинара: " Рефлексивные технологии на уроке развития критического мышления"...
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
Технологическая уарта урока по литературному чтению во 2 классе....
Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...
Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья". В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...