Урок по литературному чтению"Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А.Бунина;
развивать умение анализировать стихотворение о природе;
развивать речь ,память, мышление, воображение;
воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой -4 класс;
презентация с фрагментами урока; рисунки учащихся ;
кленовые листочки.
Ход урока
I.Орг.момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Улыбнитесь и тихонечко садитесь.
II.Введение в тему.
Художница взмахнула кистью,
Жёлтым окрасила лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.
-О какой «художнице» идёт речь?(слайд №1)
-Как вы догадались?
III .Проверка домашнего задания.
-А теперь вы представите свою осень. Домашним заданием у вас было подобрать отрывок стихотворения об осени и проиллюстрировать его.
(Учащиеся читают отрывки из стихотворений, рисунки вывешиваются на доску)
-Ребята, у вас прекрасные работы, каждый из вас по-своему видит осень.
IV. Речевая разминка.
-Сегодня мы продолжим знакомство с картинами нашей «художницы».
-Прочитайте стихотворение шёпотом и подумайте, какое слово пропущено. (слайд№2)
Вот и осень наступила,
Вслед за летом,точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок
Листья стайками летят
В нашем парке……(листопад)
-Как образовалось слово листопад?
-1 ряд прочитайте медленно.
-2 ряд- быстро.
-3 ряд - с восклицательной интонацией.
Творческая работа. В нашем классе сегодня тоже листопад.У вас на партах лежат листья.Обведите один листик в своей тетради и напишите в нём свои впечатления о листопаде. 1-2 предложения. (зачитываются несколько предложений).
V.Сообщение темы урока.
-А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и попытаться представить то, о чём я буду читать.
(Учитель читает стихотворении И.А.Бунина «Листопад»)
-Ваши впечатления.
-Что вы представили ?
-Может кто-нибудь знает автора этих замечательных строк?
(На доске тема урока и портрет Бунина)
VI.Работа по теме урока.
- Сообщение ученика об И,А,Бунине.
- Физкультминутка (Слайд 3)
- Работа над содержанием стихотворения.
-Прочитайте ещё раз стихотворении самостоятельно и подумайте,что напомнил осенний лес поэту?
Какие языковые средства использует автор для описания леса?(слайд4)
-Давайте прочитаем первые 4 строчки.(читает ученик)
-Какие слова были непонятны?
-Подберите синонимы к ловам: (слайд5)лиловый- сиреневый,фиолетовый
золотой-жёлтый
багряный- красный
Работа в парах
-У вас на партах лежат листочки со стихотворением ,подчеркните сравнения в первых 4-х строчках.
-С чем сравнивает Бунин лес?(с теремом)
-Что такое терем? (слайд6)
-Чем отличается от простой избы?
-Зачитайте доказательство,что осенний лес похож на терем.
-Назовите эпитеты.
-Давайте прочитаем следующие 6 строчек.
-Как поэт изображает берёзы?
-Подберите синоним к слову :лазурь-светло-синий цвет
-С чем сравнивает ёлочки? Подчеркните .
-Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу?(клёны)
-Что между ними синеет?(просветы)
-А что это такое?
-Подчеркните сравнение.
-Почему Бунин говорит «оконца», а не окна?
-Поэт не только использует краски в описании осени,но он обращает наше внимание на запахи.
-Зачитайте ,чем пахнет лес у Бунина.
-Прочитайте следующие 2 строчки.
-Почему слово « Осень» написано с большой буквы?
-С кем сравнивает её поэт?Подчеркните.
-Кто такая вдова?
-Как понимаете строки «….тихою вдовой вступает в терем свой»
-Какой приём использует автор? (олицетворение)
-Прочитайте следующие 4 строчки.
-Где оказался автор?
-Что он увидел здесь?
-А когда осенью бывает много паутины?
-Найдите сравнения в этом отрывке.
-Давайте прочтём кого ещё увидел Бунин на поляне.
-Кто такой мотылёк?
-Какое сравнение придумал для него автор?
-Какие слова помогают поэту показать, что в лесу тишина?Зачитайте.
-А почему о тишине автор говорит.что она «мёртвая».
-Прочтите последнюю строчку стихотворения.
-Как вы понимаете её смысл?
-Объясните значение слова «заворожённый»
4.Работа над выразительностью
-Какое настроение вы передадите при чтении? Почему?
-Как будем читать стихотворение: быстро, медленно, не торопясь?(слайд 7)
5.Знакомство с картиной И.И.Левитана «Золотая осень»
-Осень –это немного грустное,но и прекрасное время года.Его красотой восхищались не только поэты,но и художники.
-Перд вами картина известного хадожника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».(Слайд8)
-Рассмотрите внимательно картину.
-Почему она так называется?
-Что изображено на картине?
-Какие цвета использовал художник?
-А какие цвета использовал в своём стихотворении И.А.Бунин?
-Художник и поэт изобразил похожие картины осени. Как вы думаете почему?
VII.Домашнее задание
(слайд 9)
- Выучить наизусть всё стихотворение.
- Выучить отрывок до слов «И осень тихою вдовой…»
- Подготовить выразительное чтение.
VIII.Итог урока.Рефлексия.
-С каким произведением познакомились на уроке?
Что хотел сказать Бунин своим читателям?
-У вас на столах лежат 2 кленовых листочка: красный и жёлтый. Если на уроке вам было всё понятно, интересно, поднимите красный листок. Если были трудности-жёлтый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»
Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»...
Урок по литературному чтению."Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина "
Урок по литературному чтению. Тема: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина" Стихотворение "Опрятней модного паркета", уч. Свиридовой ОС Л.В. Занкова...
Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"
В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работ...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Образ одиночества в стихотворении М. Лермонтова "Парус""
Данная презентация служит сопровождением к уроку....
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) "Анализ стихотворений Ю.Мориц"Хвостики", "Букет".Поход в "Музейный дом"
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС....
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...