Урок по литературному чтению"Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Захарова Светлана Владимировна

Конспект урока по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении   И.А.Бунина     «Листопад»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А.Бунина;

            развивать умение анализировать стихотворение о природе;

            развивать речь  ,память, мышление, воображение;

            воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой -4 класс;        

                             презентация с фрагментами урока;  рисунки учащихся ;

                              кленовые листочки.      

Ход урока

I.Орг.момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Улыбнитесь и тихонечко садитесь.

II.Введение в тему.

Художница взмахнула кистью,

Жёлтым окрасила лёгкие листья,

Небо пронзила сизо-лиловым,

Речку покрыла лаком свинцовым.

Из пёстрых узорчатых листьев клёна

Ковёр расстелила на фоне зелёном.

-О какой «художнице» идёт речь?(слайд №1)

-Как вы догадались?

III .Проверка домашнего задания.

-А теперь вы представите свою осень. Домашним заданием у вас было подобрать отрывок стихотворения об осени и проиллюстрировать его.

(Учащиеся читают отрывки из стихотворений, рисунки вывешиваются на доску)

-Ребята, у вас прекрасные работы, каждый из вас по-своему видит осень.

IV. Речевая разминка.

-Сегодня мы продолжим знакомство с картинами нашей «художницы».

-Прочитайте стихотворение шёпотом и подумайте, какое слово пропущено. (слайд№2)

Вот и осень наступила,

Вслед за летом,точно в срок,

И в садах позолотила

 Каждый маленький листок

Листья стайками летят

В нашем парке……(листопад)

-Как образовалось слово листопад?

-1 ряд прочитайте медленно.

-2 ряд- быстро.

-3 ряд - с восклицательной интонацией.

 

Творческая работа. В нашем классе сегодня   тоже листопад.У вас на партах лежат листья.Обведите один листик в своей тетради и напишите в нём свои впечатления  о листопаде. 1-2 предложения. (зачитываются несколько предложений).

V.Сообщение темы урока.

-А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и попытаться представить то, о чём я буду читать.

(Учитель читает стихотворении И.А.Бунина «Листопад»)

-Ваши впечатления.

-Что вы представили ?

-Может кто-нибудь знает автора этих замечательных строк?

(На доске тема урока и портрет Бунина)

VI.Работа по теме урока.

  1. Сообщение ученика об И,А,Бунине.
  2. Физкультминутка (Слайд 3)
  3. Работа над содержанием стихотворения.

-Прочитайте ещё раз стихотворении самостоятельно и подумайте,что напомнил осенний лес поэту?

Какие языковые средства использует автор для описания леса?(слайд4)

-Давайте прочитаем первые 4 строчки.(читает ученик)

-Какие слова были непонятны?

-Подберите синонимы к ловам: (слайд5)лиловый- сиреневый,фиолетовый

                                                                      золотой-жёлтый

                                                                           багряный-    красный

Работа в парах

-У вас на партах лежат листочки со стихотворением ,подчеркните сравнения в первых 4-х строчках.

-С чем сравнивает Бунин лес?(с теремом)

-Что такое терем? (слайд6)

-Чем отличается от простой избы?

-Зачитайте доказательство,что осенний лес похож на терем.

-Назовите эпитеты.

-Давайте прочитаем следующие 6 строчек.

-Как поэт изображает берёзы?

-Подберите синоним к слову :лазурь-светло-синий цвет

-С чем сравнивает ёлочки? Подчеркните .

-Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу?(клёны)

-Что между ними синеет?(просветы)

-А что это такое?

-Подчеркните сравнение.

-Почему Бунин говорит «оконца», а не окна?

-Поэт не только использует краски в описании осени,но он обращает наше внимание на запахи.

-Зачитайте ,чем пахнет лес у Бунина.

-Прочитайте следующие 2 строчки.

-Почему слово « Осень» написано с большой буквы?

-С кем сравнивает её поэт?Подчеркните.

-Кто такая вдова?

-Как понимаете строки «….тихою вдовой вступает в терем свой»

-Какой приём использует автор? (олицетворение)

-Прочитайте  следующие 4 строчки.

-Где оказался автор?

-Что он увидел здесь?

-А когда осенью бывает много паутины?

-Найдите сравнения в этом отрывке.

-Давайте прочтём кого ещё увидел Бунин на поляне.

-Кто такой мотылёк?

-Какое сравнение придумал для него  автор?

-Какие слова помогают поэту показать, что в лесу тишина?Зачитайте.

-А почему о тишине автор говорит.что она «мёртвая».

-Прочтите последнюю строчку стихотворения.

-Как вы понимаете её смысл?

-Объясните значение слова «заворожённый»

4.Работа над выразительностью

-Какое настроение вы передадите при чтении? Почему?

-Как будем читать стихотворение: быстро, медленно, не торопясь?(слайд 7)

5.Знакомство с картиной И.И.Левитана  «Золотая осень»

-Осень –это немного грустное,но и прекрасное время года.Его красотой  восхищались не только поэты,но и художники.

-Перд вами картина известного хадожника Исаака Ильича  Левитана «Золотая осень».(Слайд8)

-Рассмотрите внимательно картину.

-Почему она так называется?

-Что изображено на картине?

-Какие цвета использовал художник?

-А какие цвета использовал в своём стихотворении И.А.Бунин?

-Художник и поэт изобразил похожие картины осени. Как вы думаете почему?

VII.Домашнее задание

(слайд 9)

  1. Выучить наизусть всё стихотворение.
  2. Выучить отрывок  до слов «И осень тихою вдовой…»
  3. Подготовить выразительное чтение.

VIII.Итог урока.Рефлексия.

-С каким произведением познакомились на уроке?

Что хотел сказать Бунин своим читателям?

-У вас на столах лежат 2 кленовых листочка: красный и жёлтый. Если на уроке вам было всё понятно, интересно, поднимите красный листок. Если были  трудности-жёлтый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»

Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»...

Урок по литературному чтению."Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина "

Урок по литературному чтению. Тема: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении   А.С.Пушкина"  Стихотворение "Опрятней модного паркета", уч. Свиридовой ОС Л.В. Занкова...

Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"

В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работ...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) "Анализ стихотворений Ю.Мориц"Хвостики", "Букет".Поход в "Музейный дом"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС....

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...