Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работы учителя на уроках с подобным содержанием - вызвать эмоциональный отклик в сердце ученика, помочь понять ребёнку, как важно для человека не терять связь с местом, где он родился.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2
р. п. Красные Баки»
Разработка
урока литературного чтения.
3 класс.
Система развивающего обучения Л. В. Занкова.
Тема: Образ родины в художественных произведениях.
Роберт Бёрнс « В горах моё сердце».
Разработала Трусова Н. А.
учитель начальных
классов.
Красные Баки
2015 год
Урок литературного чтения в третьем классе.
Система развивающего обучения Л. В. Занкова.
Тема: Роберт Бёрнс « В горах моё сердце».
Цель: создание условий для эмоционального восприятия художественного произведения; развитие способности выражать свои чувства и отношение к прочитанному.
Задачи:
- формирование навыка анализа литературного произведения;
- формирование умения выделять строфы (смысловые единицы) в
стихотворном тексте;
- и определять чувства автора;
- воспитание патриотизма, уважительного отношения к родине;
- формирование учебного действия целеполагания, сравнения, анализа,
коммуникативных навыков,
- Ход урока:
- Организационный момент.
Любознательные дети
Много знать хотят о свете.
Чтобы многое узнать,
Нужно много нам ….. (читать)
- Подготовка к работе.
1.Проверка домашнего задания.
— Как называется раздел учебника, над которым мы сейчас работаем?
СЛАЙД № 1.
— Как можно по-другому сказать то же самое?
( Родная сторона – родина, отчизна, отечество, матушка Россия…)
Слова записываются на доске в столбик.
Несколько человек читают письменный ответ на вопрос «Что такое Родина?»
Обучающиеся высказывают свои мнения по данному вопросу.
2. Конкретизация смысла слова «родина».
— Почему наш край мы называем по-разному?
( Родина, так мы здесь родились, здесь говорят родным языком;
Отечество и Отчизна, потому что в ней жили наши отцы, деды;
и как мать родина бережёт нас, защищает нас от врагов.)
СЛАЙД № 2.
3. Известный писатель Вольтер (псевдоним, Франсуа́-Мари́ Аруэ́) однажды написал так, прочитайте его
Слова на слайде № 2.
( Отчизна это край, где пленница душа…)
— Как вы понимаете слова Вольтера? О чём он сказал?
- Работа над новым материалом.
1.Тема урока, цель, задачи.
СЛАЙД № 3.
—Сегодня на уроке мы узнаем, как другой поэт рассказал, что такое
Родина.
Итак, Роберт Бёрнс « В горах моё сердце».
Цель нашей работы с текстом стихотворения это…Помогите назвать
их.
( Понять, о чём хотел рассказать автор, его чувства, мысли, научиться
выразительно читать стихотворение, узнать что-то новое.)
2. О поэте. СЛАЙД № 4. Роберт Бёрнс шотландский поэт родился 25
января
1759 года.
Жизнерадостная, мудрая поэзия Бёрнса привлекла Самуила
Яковлевича Маршака. Он перевёл стихи на русский язык. «Много
чудесных часов и минут провёл я за этой работой…», — писал потом
С.Я.Маршак. В его стихах гордая независимость, сыновняя
преданность своей родине, уважение к честному труду, умение
любить и быть другом, хотя жили в бедности, его отец был пахарем,
арендовал небольшой участок земли.
СЛАЙД № 5 – дом , в котором жил Роберт Бёрнс.
Став взрослым, Роберт Бёрнс тоже обрабатывал землю выращивал
зерно и овощи на продажу, чтобы прокормить семью ( у него было
пятеро детей) , но при этом он писал удивительные стихи.
3. Чтение стихотворения Роберта Бёрнса « В горах моё сердце» (
Читает учитель). СЛАЙД № 6.
4. Пауза. (Ученики после осознания услышанного текста и своих
ощущений должны иметь возможность высказаться.)
5. Беседа по содержанию.
— Что для поэта значит родина?
— Какое воспоминание из детства есть в стихотворении?
(Перечитайте первую строфу.)
(В детстве поэт любил бегать по горным тропинкам, где ходят
олени, он везде побывал, заглянул во все уголки, всё в этих
местах родное.)
— В чём признаётся поэт? ( Если человек говорит, что его сердце
осталось с кем-то, то в чём он признаётся? )
(Он признаётся в любви, горы – его любимый край, родные места,
их образ в его сердце.)
— Когда Бёрнс пишет это стихотворение, он дома, на родине или
обращается к ней издалека? Прочитайте вторую строфу, найди
слова, которые вам помогут правильно ответить.
(Поэт пишет «По белому свету судьбою гоним…», значит он
Далеко от дома.)
— Что ещё поэт пишет о своей родине и о своих чувствах к ней?
(«Отечество славы и доблести край…», значит его родной край –
место, где живут отважные, храбрые люди. Поэт гордится своей
страной и называет себя её сыном. Гордость и уважение.)
— Какие чувства вызывает у поэта воспоминание о горном северном
крае? Прочтите строфу, которая поможет ответить на вопрос.
( Поэт восхищается красотой родного края.)
— Прочитайте последнюю строфу. Что заметили?
(Повторяется первая строфа. Поэт снова говорит о любви к
родному
краю. )
В ходе беседы на доске появляется запись:
любовь
гордость
восхищение красотой
любовь
— Хотите понять, почему Роберт Бёрнс так любит свою родину
гордится и восхищается ею?
Посмотрите фотографии с видами Шотландии, при этом
постарайтесь назвать соответствующие строки стихотворения.
СЛАЙДЫ № 7-11.
- Продолжение анализа стихотворения. Работа в группах.
Задания для работы групп.
1 группа. Какие строки говорят, что между поэтом и его родиной расстояние,
он не дома, и пока не может вернуться ? Какие строки повторяются в
тексте. О чём они говорят?
Приложение № 3.
2 группа. (Повыш. сложн.). Прочитайте другой перевод стихотворения.
Сравните их. Найдите отличия. СЛАЙД № 12.
Приложение № 2.
3 группа. В каких строках понятно, что по своей воле поэт никогда бы
не покинул родину.
Приложение № 1.
Работа групп проходит по плану:
- члены группы выбирают чтеца, записывающего, выступающего;
- чтец читает задание (члены группы, если нужно, читают задание ещё раз «про себя»)
- обсуждение, выбор варианта ответа, записывающий заносит итоговый ответ на карточке (варианты ответов, если необходимо, тоже)
- Подведение итогов работы групп. Выступающие от каждой группы читают вопрос и ответ, обучающиеся высказывают своё мнение, дополняют ответ.
- Подведение итогов работы.
Что из урока запомнилось больше всего, удивило? Что лучше получалось?
Что понравилось делать? Что для вас было самым главным, пригодится в жизни?
Домашнее задание (выбрать):
- подготовить выразительное чтение стихотворения;
- выучить стихотворение наизусть;
- найти и подготовить чтение другого перевода стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390156-1390637830.jpg)
Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"
Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-300453-1379861406.jpg)
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-379974-1391061271.jpg)
Разработка урока литературного чтения по теме: «Квартет» И. А. Крылов. Инсценирование произведения. «Перспектива», 3 класс (С применением Сингапурских технологий)
.Цели:-уяснить с учащимися жанровую особенность произведения;- определить характеры героев, увидеть положительные и отрицательные их стороны.Задачи:- познакомить учащихся с литературным тропом «аллего...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641549-1433848209.jpg)
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/18/picture-1047197-1531940418.jpg)
презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. Под творческой работой понимают особ...
Разработка урока литературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс
Подробная разработка технологической карты урокалитературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-349054-1384866960.jpg)
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...