Конспект урока литературного чтения по теме "М.М.Зощенко "Ёлка" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения, 4 класс, УМК "Школа России", тема: "М.М.Зощенко "Ёлка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
УМК «Школа России»
4 класс
Учитель: Дубова Ольга Анатольевна
МОУ Лицей г.Истры
Московской области
Тема: М.М.Зощенко «Ёлка»
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым произведением;
- отрабатывать навык выразительного чтения.
Развивающие:
- корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
- развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка к первичному восприятию
1. Сообщение о жизни писателя.
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде.Э то случилось в 1958г. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
2.Анализ выставки книг.
III. Первичное восприятие текста с целевым вопросом
1.Беседа.
-У вас есть любимые праздники? Какие?
-Многие из вас назвали Новый год. А чем этот праздник вам нравится?
-Какой он?
-У Зощенко есть рассказ, который так и называется «Ёлка».
-Послушайте рассказ и ответьте на вопрос:
«Что хотела подарить мама Миньке?»
Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (прослушивание текста – 7 мин.)
2. Словарно-лексическая работа
- Золотушный ребенок – больной ребенок
- Длинновязая – высокая
- Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
- Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение
IV. Проверка первичного восприятия
– Понравился рассказа?
– Кто главные герои рассказа?
– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?
– А рассказ получился весёлым?
– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?
V. Повторное чтение по частям с анализом каждой части
(по вопросам с выборочным чтением + составление плана)
1 часть.
-От чьего имени ведётся повествование?
-В каком возрасте был рассказчик, когда рассказал нам эту историю?
-Кто был очень внимательным и услышал, какая цифра называлась актёром?
-Почему он отошёл от текста?
-Сколько лет было герою, когда произошли события?
-Какие чувства испытывал мальчик, ожидая праздник?
-Заглавие. «Ожидание праздника»
2.часть
-Чем наряжали ёлку в те времена?
-В каком рассказе мы уже встречались с традицией ёлочных украшений?
-Что предложила Лёля?
-Какое угощение съела Лёля и сколько?
-А чем поживился Минька?
-Почему Минька полез на стул?
-Что произошло с фарфоровой куклой?
-Заглавие «Испорченные украшения»
Составление характеристики главных героев:
Работа в парах
На каждой парте листок с вопросами.
| ||
| Леля | Минька |
Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет |
Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста |
Характер | Исключительно бойкая | Тихий |
Что могут достать? | Могла высоко достать | Ничего нельзя достать |
Как ест? | Моментально съедает | Откусываю |
Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел |
-Кто больше повинен в том, что случилось? Почему?
-Можно ли снять вину с Миньки?
3.часть
-Как мама одаривала детей, которые пришли на праздник?
-В какой момент Лёля и Минька могли спасти праздник?
-А как они поступили?
-Какое наказание придумала мама для Миньки? А для Лёли?
-Заглавие «Наказание»
4.часть
-Что предсказала обиженная мама Миньке?
-Почему?
-Какая пословица используется в речи героев? Как вы её понимаете?
-Чему удивилась мама?
-Почему гости ушли?
-Почему мама так поступила? Это было правильно или нет?
Заглавие «Мы остаёмся одни»
5.часть
-Кто из родителей оказался прав?
-Почему нельзя было допустить, чтобы дети выросли жадными и злыми?
-Какое наказание придумал папа?
Заглавие «Решение папы»
Пересказ + чтение по ролям
-Для чего мы составляем план?
-Какой вид пересказа вы можете предложить?
-От лица каких героев можно пересказать этот текст.
-От чьего лица нужно пересказать весь текст? А от лица Лёли?
А от лица мамы? Папы? Других мам?
-А если мы будем пересказывать одну из частей, к какой части лучше применить подробный пересказ?
-А какую часть лучше вообще не пересказывать, а применить к ней другой вид работы?
-Какое задание для 2 части ? (прочитать по ролям)
-Сколько человек назначаем? За кого они будут читать?
-Как ещё можно работать с диалогом? (разыграть)
-Сколько человек нужно выбрать?
-Кого не будет?
-А как же обойтись без автора? (показывать жестами)
-Как называется жанр литературного произведения, который ставится в театре?
Два московских театра РАМТ и Эрмитаж имеют в своём репертуаре спектакли, поставленные по рассказам Зощенко «Лёля и Минька».
-Кто смотрел один из спектаклей? Расскажите о своих впечатлениях.
Работа с иллюстрацией. Выборочное чтение.
К рисунку найдите в тексте соответствующие слова.
- 1 рисунок – стр.60
- 2 рисунок – стр.60
- 3 рисунок – стр.62
- 4 рисунок – стр.62
- 5 рисунок – стр.63
- 6 рисунок – стр.64
VI.Обобщающая беседа
-Почему долгожданный праздник был испорчен?
-Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?
-Почему они так поступали?
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
– Чему учит этот рассказ?
VII. Итог урока
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.(Михаил Зощенко)
-А вот из какого они произведения, узнайте сами. Прочитайте ещё рассказы этого замечательного писателя.
VIII. Домашнее задание
- Приготовить пересказ от лица одного из героев.
- Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
VIII. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения УМК «Планета знаний» 2 класс «Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе»
Конспект урока...
Конспект урока литературного чтения " Сивка-бурка" для з класса.
Программа ,,Школа России’’. 3 класс . Уровень образования: начальное общее образование.Конспект урока - исследования по литературному чтению.Тема урока ,,Русская народная сказка ,,Сивка- б...
Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".
Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"...
Конспект урока литературного чтения "С.Козлов "Лисичка", 4 класс, ПНШ
Конспект урока чтения...