Использование проектной технологии для формирования читательской компетенции в 4 классе
статья по чтению (4 класс) на тему
Статья о применении проектной технологии во внеклассном чтении для четвероклассников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование проектной технологии для формирования читательской компетенции в 4 классе
Читать — это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое —
вот в чём главное дело.
К. Ушинский
Современная система образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенция. Главное место в этом перечне занимает читательская компетенция. Каждый педагог осознаёт необходимость формирования этих навыков у учащихся. Ведь умение работать с текстом является средством и развития общеучебных умений и навыков, и средством воспитания, развития личности.
Я столкнулась с несколькими противоречиями, которые знакомы , наверное, многим учителям. Во-первых, базовым предметом для формирования читательской компетенции являются уроки литературного чтения. В 4 классе 3 часов , отводимых программой на изучение данного предмета, недостаточно для качественного развития умения читать способом изучающего чтения. Во-вторых, техника чтения у четвероклассников находиться на достаточно высоком уровне, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного. В-третьих, у современных детей есть возможность познакомиться с большим числом удивительных произведений отечественной и зарубежной литературы. Но многие учащиеся ограничиваются чтением только учебника литературы.
Как же сделать так, чтобы ученики полюбили читать? Как же учить осознанному чтению?
Я решила использовать для внеклассного чтения метод проекта. Он привлекает ребят своей творческой, поисковой, активной деятельностью, возможностью проявить самостоятельность, индивидуальные особенности, выразить собственное мнение.
В начальной школе цель литературного чтения – формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение, т.е. осознавать идею произведения и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения.
Цель проекта: создание условий для развития читательской компетенции
Задачи проекта:
- расширение опыта самостоятельной читательской деятельности
- расширение читательского кругозора
- формирование умения решать творческие задачи
- формирование нравственного сознания
- развитие коммуникативных умений
Разрабатывая наш проект «Портфель читателя», я использовала некоторые положения проекта «Успешное чтение». Выбирала элементы, которые соответствуют особенностям данного класса, принесут новизну в работе с произведением, заинтересуют, увлекут ребят.
Сразу скажу, что проект реализовывался в тесном сотрудничестве со школьной библиотекой. Библиотекарь помогала при составлении списка для чтения( учитывалось и наличие данных произведений в библиотеке), организации посещения районной детской библиотеки, проведении некоторых мероприятий.
Именно здесь у нас проходил старт проекта. Ребята знакомились с биографией М.Горького и обсуждали высказывание писателя «Всем хорошим во мне я обязан книгам». В результате учащимися была выдвинута гипотеза: каждого человека может изменить чтение книг. Чтение может повлиять на выбор профессии, на поступки человека, его отношения с другими людьми.
А чтобы можно было сделать вывод, так ли это на самом деле, детям было предложено собирать материалы в папку, которая называется «Портфель читателя».
Изначально она содержала в себе памятку «Как читать книгу» с санитарно-гигиеническими требованиями к чтению, а также рекомендациями как работать с книгой до чтения, во время и после.
А ещё лист с заданиями. В нём были указаны авторы и несколько их произведений для выбора учащимися, формы заданий по прочитанному, сроки выполнения работ.
Постепенно папка пополнялась работами учащихся. Для заданий старалась подобрать нетрадиционные приёмы работы с текстом: составить кроссворд, викторину, рекламу книги, написать отзыв и другие. «Портфель читателя» наполнялся памятками, например: как написать отзыв о книге. Умение выполнять такие задания отрабатывали на уроках литературного чтения при изучении программных произведений. Так памятку для характеристики героя мы разработали коллективно на одном из уроков. Обсуждали, что помогло нам сделать вывод о чертах характера героя: не только его поступки, но и внешний вид, возраст, речь.
Для чтения предлагала ребятам высокохудожественные произведения, способные затронуть их душу и ум, и способные обеспечить развитие комплекса читательских умений и навыков.
В 10 лет у детей появляется повышенный интерес к миру людей, своему внутреннему миру, личностям, историческим событиям, приключениям и путешествиям (особенно к сказочным, фантастическим). Поэтому большинство произведений, включённых в проект, о ребятах-сверстниках, активных, может попавших в ситуацию непростого выбора, близкого ученикам, их отношениях со взрослыми, ровесниками.
Учащиеся читали книги Р.Погодина, В. Крапивина, П. Бажова, А, Линдгрен, В. Осеевой, А Гайдара и др.
Задания по произведениям одного автора рассчитано на месяц. Чтобы заинтересовать ребят книгами нового писателя, проводила викторины, выставки книг, рассказывала о биографии автора, использовала приём «проблемная ситуация»( как бы ты поступил, если… ), используя ситуацию из книги.
По завершению срока работы с книгами одного автора организовывалась выставка работ в классе и библиотеке. Ребята с удовольствием разгадывали кроссворды своих одноклассников, проводили викторины.
Для рефлексии ученикам было предложено на выбор два задания: написать синквейн «Книга» или подобрать высказывание о чтении, книге, которое созвучно с их чувствами, вызванными знакомством с произведениями, пониманием работы над проектом.
Ученики отметили, что читать было трудно(большие тексты по объёму), понравилось выполнять задания ( самим составлять кроссворды и викторины), научились за это время лучше читать , понимать героев. Большинство ребят считают, что чтение книг помогает им в жизни.
Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Надеюсь, что данная форма работы поможет ученикам лучше понимать прочитанное, стать активными, а не пассивными читателями, т.е. появиться желание и умение читать книги по собственному выбору. А развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в дальнейшем действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся"
За 2008 – 2009 учебный год мною были разработаны и реализованы следующие проекты:1.«Моя семья»;2. «Зимующие птицы»;3. «Жердевка – родина моя»;4. «Я и моё здоровье» ...
Современные образовательные технологии по формированию читательской компетенции у школьников.
Этой работой я хочу показать, что читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которо...
Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....
Использование современных технологий для формирования модели выпускника начальных классов в учебно-познавательной компетенции
Презентация к докладу по теме "Использование современных технологий для формирования модели выпускника начальных классов в учебно-познавательной компетенции"...
«Использование технологии продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников в рамках ФГОС »
Обобщение педагогического опыта...
Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе
На примере организации мной проектной работы " Изготовление поделок из бросового материала", мне хотелось показать, что дети через практическую работу находят полезное применение бытовому мусору...
Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения
Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...