Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
методическая разработка (1 класс) по теме
Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskie_kompetencii.docx | 40.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Четвёртый открытый научный форум молодых учёных «Наука и школа»
Тема:
Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
Васильковская Лариса Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 2053
Вахлакова Татьяна Федоровна,
библиотекарь ГБОУ СОШ № 2053
Москва 2013 г.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский.
Введение в тему
У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться.
Поэт, художник, музыкант –
Такими сразу не родятся…
В любом из нас зарыт талант,
Лишь стоит только покопаться.
Учитель должен создавать творческую образовательную среду, в которой дети будут иметь возможность проявить себя, развивать свои природные способности в новых для себя условиях.
Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её. Проектная деятельность, это тот вид деятельности, через который ребёнок сможет себя реализовать в полной мере.
Актуальность
В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.
В современном мире с появлением компьютера отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы педагоги обучаем наших первоклассников работе с различными источниками информации, но нельзя недооценивать роль книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, необходимо как можно раньше приобщать ребёнка к книге.
Поэтому нам, педагогам необходимо вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.
Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач. Вследствие этого формируется не только личность, владеющая современными техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная образованная личность, для которой книга – «источник знаний», источник вдохновения.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту НОО, в первом классе начинают закладываться основы будущей читательской деятельности ребёнка, начинается процесс формирования читательских компетенций. А что же такое читательская компетентность?
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая и коммуникативная и познавательная компетентности.
Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Какие читательские умения формируются в рамках этой компетенции? Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль, умение апеллировать к источнику знаний.
Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение различными основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.
Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.
Процесс формирование читательской компетентности, приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.
Организация проектной деятельности даёт возможность формировать читающего ученика, который владеет необходимым уровнем читательских компетенций.
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1 классов не могут осуществлять проектную деятельность самостоятельно, поэтому мы, педагоги, организуем и направляем эту деятельность.
Более подробно мы расскажем, как была организована исследовательская деятельность учащихся двух 1 классов при создании проекта «Держава детства», посвященного творчеству Сергея Владимировича Михалкова.
На уроках обучения грамоте мы прочитали веселый рассказ «Щенок» и узнали, что написал его Сергей Михалков. Но были среди ребят и такие, кто не слышал и даже не был знаком с произведениями этого автора. Тогда – то и родилась идея глубже познакомиться с творчеством этого писателя, прочитать и другие его произведения.
Именно идея определила цель проекта – глубже познакомиться с творчеством Сергея Владимировича Михалкова и повысить уровень читательской культуры.
Задачи:
-расширение круга чтения учащихся;
-формирование читательской самостоятельности;
-развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к прочитанному;
-учиться работать в команде, делиться своими идеями, предлагать пути их решения;
-формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве.
Предполагаемые результаты:
- повышение интереса к книге;
-расширение кругозора в различных областях знаний;
-создание среды взаимопонимания;
- активизация социального взаимодействие взрослых и детей;
- произойдёт культурное событие, где учащиеся увидят конечный результат своей деятельности, который повысит их самооценку, вызовет желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Тип проекта
Этот проект творческий, т.к. предполагает максимально свободный подход в решении задач.
Межпредметный (интегрированный) – проект, интегрирует тематику нескольких предметов (литературное чтение, ИЗО, технология, музыка, ИКТ), выполняется в урочное и во внеурочное время.
долговременный– 4 месяца
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
На подготовительном этапе работы над проектом был проведён опрос.
В интервью ребятам предложили ответить на два вопроса:
1.Чем любите заниматься в свободное время?
2.Выберите то занятие, которое вам больше нравится, объясните свой выбор.
- рисование
- создание мультфильмов
- чтение и разучивание стихов
- сочнение историй, сказок, стихов…
- участие в театрализованной постановке
Таким образом, дети сами выбрали вид деятельности, который им интересен.
После проведённого опроса ребята приняли решение о создании 5 творческих групп.
1.Группа «Артистёнок» приступила к репетициям сказки «Как старик корову продавал»;
2. Группа «Кинорежиссёры» в программе amove приступила к
созданию мультимедийного фильма с закадровым озвучиванием;
3. «Сценаристы» под руководством Татьяны Фёдоровны, библиотекаря школы, готовили викторину по произведениям С.В. Михалкова;
4. «Оформители» совместно с родителями приступили к выпуску стенгазеты и к подготовке выставки рисунков «Михалков - детям»;
5. Группа «Путешественники», в которую вошли учащиеся 1 и 5 классов, родители, учителя, включились в процесс создания сценария игры –путешествия «По страницам прочитанных книг».
Основной этап
Конкурс чтецов проходил в 3этапа.
1этап-классный
2этап-общешкольный
3этап- окружной
Победители окружного этапа выступили на празднике, который проходил на заключительном этапе работы над проектом.
Конкурс рисунков
Лучшие творческие работы были представлены на выставке рисунков «Михалков - детям». В голосовании принимали участие учащиеся школы, родители, учителя.
Т.Ф. Работа клуба читателя
Основными задачами клуба являются формирование нравственных качеств личности через знакомство детей с миром детской литературы;
создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основная цель занятий: расширение круга чтения учащихся.
Базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры, беседы с элементами тренингов.
Такие формы проведения занятий позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.
Задания, формирующие интерес к чтению:
- Чтение по ролям.
- Придумать к рассказу продолжение.
- Составить вопросы к тексту.
- Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
- Разгадывание и составление кроссвордов. Детям дается для самостоятельного чтения произведение, а затем предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.
Мы составили кроссворды по произведениям Михалкова и провели
викторину.
Защита проекта
Организованное учащимися, родителями и педагогами в актовом зале школы произошло культурное событие. Каждая группа творчески отчиталась о проделанной работе. «Кинорежиссёры» продемонстрировали мультимедийный фильм. Группа «Артистёнок» показала инсценировку сказки С.В.Михалкова «Как старик корову продавал». «Путешественники», учащиеся 5 классов провели игру-путешествие «По страницам прочитанных книг».
Участие в таком культурном мероприятии существенно расширило опыт конструктивного, творческого поведения учащихся в социуме.
Продуктом проекта стала
Литературно-музыкальная композиция «Держава детства».
Критерии успеха
В результате работы над проектом
1.Повысился интерес к чтению
2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
3. Продукт проекта Литературно-музыкальная композиция «Держава детства» может быть использован другими коллективами для проведения внеклассных мероприятий.
4. Информация о ходе работы над проектом широко распространена.
5. Получено удовольствие от своей деятельности.
Мы подготовили для вас буклет, в котором отразили некоторые рекомендации учителям начальных классов по формированию у учащихся навыков читательской деятельности.
1.Не заставляйте, а приглашайте ребенка к сотрудничеству и взаимопониманию, сделайте каждую встречу с книгой праздником.
2.Яркость, эмоциональность и разнообразие – вот три направления, по которым должно проводиться обучение чтению.
3.Вызвать у ребенка желание к самостоятельному поиску, развивать активность его пытливого ума – именно к этому нужно стремиться.
4.Прививая ребенку любовь к книгам, нужно стараться, чтобы чтение было осознанным.
5.Учитывайте индивидуальные особенности школьников, используйте задания различных видов и типов.
Итак, не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал бы творческой личностью. Личностью самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.
Читательская деятельность не только важнейший резерв обучения и развития, но и необходимый фактор становления личности завтрашнего гражданина, которому предстоит наращивать свой интеллектуальный потенциал всю жизнь.
Дети–это национальное достояние любой страны, её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель создаст и организует условия, инициирующие детское творчество учащихся, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу России.
Приложение
1 презентация выступления
2.буклет с рекомендациями для педагогов
3.сборник кроссвордов «Подарок будущему первокласснику»
4.сценарий игры-путешествия «По страницам прочитанных произведений»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...
«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»
Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...
Формирование УУД младших школьников через проектную деятельность
Показан теоретический материал для формирования УУД...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
Доклад на тему "Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность".
В данной школе где я работаю ежегодно проходят публичная защита проектных работ. Что для этого мы делаем, я постаралась представить в соей работе....
Формирование читательской активности младших школьников через проектную деятельность
Проекты по литературному чтению....