Урок внеклассного чтения, посвященный творчеству Л.Ф. Воронковой . ТЕМА. «Родом из детства»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Данный урок позволит расширить литературный кругозор обучающихся, пробудить интерес к личности и творчеству Л.Ф. Воронковой, будет способствовать приобщению детей к чтению. А так же позволит увидеть многогранность творчества Л.Ф. Воронковой, на примере героев рассказов поможет воспитывать у детей такие качества как товарищество, трудолюбие, уважение к старшим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения, посвященный творчеству Л.Ф. ВОРОНКОВОЙ.
ТЕМА. «РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»
Цель: расширить литературный кругозор, пробудить интерес к личности и творчеству Л.Ф. Воронковой, способствовать приобщению детей к чтению.
Задачи :показать многогранность творчества Л.Ф. Воронковой, на примере героев рассказов воспитывать у детей такие качества как товарищество, трудолюбие, уважение к старшим.
Оборудование: портрет Л.Ф. Воронковой, книжная выставка, иллюстрации к произведениям (работы детей).
Ход урока
Учитель: На нашей встрече сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством прекрасной детской писательницы Любови Федоровны Воронковой.
Любовь Федоровна Воронкова родилась в Москве в семье бедных крестьян. Образование будущая писательница получила по тем временам хорошее: сначала окончила начальное городское училище, а после революции – школу- семилетку.
Позднее ее семья переселилась в небольшую подмосковную деревушку. Там, в деревне у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду. Перед ней открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле, людям труда .Много ездила по стране, писала о жизни на селе. В 1020 году занималась журналистикой, работала в детском журнале «Пионер» и, в то же время стала сочинять рассказы, повести. В 1940 году вышли две ее книги – маленькие повести «Летом» и «Шурка», которые и открыли писательнице путь в детскую литературу.
Любовь Федоровна много писала о деревенских детишках и их жизни. Героями целого цикла рассказов стали деревенские ребята Таня, Аленка и Демушка.
Ребята, вы все прочитали рассказы Воронковой. Какая основная тема красной нитью проходит через все произведения ?
Ответы детей.
ВЫ правы. Произведения Любовь Федоровны действительно учат ценить такие замечательные качества как товарищество, взаимопомощь. Учат трудолюбию, уважению к старшим, любви к родному краю, ко всему живому.
Задание 1
1. Перечислите рассказы Воронковой
2. Назовите главных герое рассказов Л. Воронковой. (Таня,Алена, Демушка)
3.Чем занимались эти ребята в свободное время?
4.Кто чуть не сбил Таню рано утром?
- Кто такой Снежок в рассказах Воронковой Л.Ф.
- Как звали вожатого пионерского лагеря? (Ваня Дозоров)
- Почему Рассказ называется «Медок» и «Холодок»
Задание 2 Угадай название и героя рассказа по отрывку.
«…. А одна – рябая, мохноногая – опоздала. Она спешила откуда-то издалека – шею вытянула, крылья распустила – да впопыхах и налетела на Таню. Таня даже покачнулась.
(«Бедовая курица»)
«…Он уже успел сбегать на скотный двор, сунулся в свиную кормушку, промчался на реку к ребятам, которые ловили рыбу, и ухитрился стащить у них из ведра плотицу. Вернувшись, доел в своей плошке вчерашние щи, улегся в холодке и решил вздремнуть….»
(«Снежок»)
«… посадили свои деревца, помяли вокруг них землю, полили их теплой водой из калужины… Светит горячее весеннее солнышко, идут по небу веселые облака, поют скворцы у скворечен, развертываются почки на деревьях. И два новых деревца стоят у ворот, расправляют корешки в теплой земле!»
«Медок и Холодок»
«…-Тань, а нынче куда помогать пойдем? – спросила Аленка, выщипывая семечки.
- Я не знаю,- сказала Таня. – Может, опять на гумно»
(Грушевое яблочко»)
«…Молотилка загудела тише и остановилась. Веялка перестала трещать. Дядя Савелий большой деревянной лопатой подгреб и подровнял ворох намолоченной ржи. Таня и Аленка отнесли грабли под навес…»
( «На току»)
«…Жеребятки паслись недалеко на лужке. Надоело им щипать траву, они и подобрались к риге, хотели попробовать хлеба. Но выскочили из-под навеса Таня и Аленка, закричали на них, замахали руками
«…- Да, как же, голодный! – сказал Демушка. Помидор ему давал – не ест, огурец давал – не ест, брюквину давал – не ест. Вот так голодный!
«Как Демушка Снежка угощал»
« Учительница открыла дверь, и в класс вбежал Снежок. Он увидел Таню и сразу завилял хвостом. Все ребятишки засмеялись, учительница тоже засмеялась и сказала:
-Вот так ученик явился! Ну нет, нам таких учеников не надо!»
«Подружки идут в школу»
Задание 3.
В рассказах Воронковой присутствуют много братьев наших меньших
С помощью загадок попробуем их угадать.
- По двору будильник ходит
Он с хохлаток глаз не сводит
Он в один и тот же час
Утром поднимает нас . (Петух)
- Пробирается к корыту
Оттирая всех бочком,
Покупатель неумытый
С неразменным пятачком. (Поросенок)
- В магазине не была
На базаре не была,
А домой пришла
Молоко принесла
Молоко кому?
Хозяину своему! (Корова)
- Попросил вчера пеструшку
Дать мне перьев на подушку
А пеструшка мне в ответ:
Я б дала, да лишних нет!
И забилась под крыльцо:
Время мол, снести яйцо. (курица)
- Не пахарь, не кузнец, не плотник
А первый на селе работник. (Лошадь)
- Готовит лакомство,
Хотя не повариха
Иголку носит при себе,
А не портниха (Пчела)
- Длинная шея, красные лапки
Щиплет за пятки, беги без оглядки (гуси)
Задание 4
- Ребята, а теперь попробуем разгадать кроссворд:
Вопросы к кроссворду
- Песня, которую учили ребята в рассказе «Снежок»
- Кем работал дядя Тимофей ? (Рассказ Грушевое яблоко. КАРАВАЙ)
- Как звали лошадку, у которой должен был появиться жеребенок?
(Рассказ «Снежок»ЗОРЬКА) - Как назвала свою липу Таня? (Рассказ «Медок и Холодок» МЕДОК)
- Яблоки, которые падают на землю называются (рас сказ Грушевое яблоко ПАДАНЦЫ)
- Как звали брата Аленки (ДЕМУШКА)
- А как назвали липу Алены ХОЛОДОК)
- Назовите фамилию пионерки Ариши (РАДИОНОВА рассказ «Снежок»
- Игрушка, которую схватил Снежок и помчался по улице (КУКЛА рассказ «Снежок»
Учитель: Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Сразу видно, все внимательно прочитали произведения Л.Ф. Воронковой.
А сейчас мы познакомимся еще с один произведением Л.Ф. Воронковой. – «Девочка из города»
Ребята, 70 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы не прошло лет в памяти благодарного человечества никогда не померкнет подвиг, совершенным нашим народом.
История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной второй мировой, мир не знал никогда. Более 56 миллионов человеческих жизней унесла эта война, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей, тысячи детей остались сиротами.
Повесть Л.Ф. Воронковой «Девочка из города» была написана во время войны и вышла в 1943 году посвящена теме войны.
На примере семьи Шалихиных автор показывает, как в суровые годы ВОВ люди сумели сохранить лучшие человеческие качества: доброту, великодушие, сострадание. Повесть переведена на многи языки мира.
Вопросы для обсуждения повести «Девочка из города»
- Как городская девочка в сером капоре появилась в селе Нечаева?
- Сколько лет Валентинке? Что мы узнаем о ней? Почему она оказалась среди беженцев? (Убили ее маму и братишку, отец был на фронте)
- Что почувствовала девочка, когда проснулась в доме Шалихиных?
- Кто в доме принял Валентинку сразу, старался утешить, помочь?(хозяйка дома , мама троих детей)
- Почему мать решила оставить Валентинку у себя в семье? Какой она человек? (Ей стало жаль девочку, которая осталась сиротой)
- Как вначале складывались отношения Валентинки в новой семье с другими детьми? (Таиска устраивала всякие каверзы: спрятала ложку, вместо сахара дала соль)
- Как изменилось отношение Таиски к Вале?(Таиска помогла отбиться, когда на Валю напали мальчишки)
- Почему ребята сначала приняли Валентинку отчужденно?
- Какой сюрприз сделала Валя своей приемной матери к Новому году? (Разукрасила скатерть цветами)
- Какой смелый поступок совершила Валя? (Спасла Романка, когда прыгнула за ним на льдинку)
- Вспомните эпизоды, когда Валя назвала приемную мать мамой?(Когда за ней погнался бык и когда Валя принесла цветы)
- Подумайте чем отличаются эти эпизоды. (В первом случае она испугалась и было непонятно к кому она обращается: к своей настоящей маме или приемной. А когда она дарила цветы, она осознанно назвала приемную мать мамой)
- Как называется печенье, которое пекут на праздник Весны (Жаворонки)
- Как отнесся отец к сообщению в письме о появлении в семье
Вали?
- Стал ли дом Шалихиных для Валентинки по-настоящему родным?
Учитель: Ребята, какое впечатление на вас произвела повесть «Девочка из города» Какие качества людей помогли девочке выжить в годы войны? Сложилась бы судьба девочки лучше, если бы она не осталась в семье Шалихиных.
Ответы детей.
Учитель:Я надеюсь, что вы последуете примеру героев книг Л.Ф. Воронковой Будете любить свою родину, расти трудолюбивыми, воспитанными детьми. Будете уважать старших, помогать друг другу. Одним словом вырастите настоящими людьми.
На этом наш урок внеклассного чтения подошел к концу. Я думаю, что вы после сегодняшнего мероприятия будете чаще посещать библиотеку, знакомится с жизнью и творчеством других замечательных писателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.Есенина.
Урок-мастерская в 4 классе....
Сценарий урока внеклассного чтения по творчеству С.Маршака
Материалы урока внекласного чтения в 1 классе. Подходит для разных УМК....
Урок внеклассного чтения, посвящённого 385- летию Шарля Перро. Тема: "Сказки зарубежных писателей. Любимые сказки Ш.Перро."
В разрабортке представлены: игра "Заморочки из сказочной бочки" (задания по сказкам зарубежных писателей); викторина по сказкам Ш.Перро; ...
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...
Урок внеклассного чтения по творчеству К. Паустовского "Самый мирный писатель на свете"
Цель: систематизировать знания по творчеству К.Г. Паустовского. Задачи:1.Продолжить знакомство с творчеством Паустовского, проследить за авторской позицией, раскрыть своео...
Урок литературного чтения посвященный творчеству В. Даля
Урок литературного чтения посвященный творчеству В. Даля...