Урок литературного чтения. В. Бианки. По следам
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Филипович Татьяна Валерьевна

Урок предназначен для обучающихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.bianki._po_sledam.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

В.Бианки «По следам»

3 класс

Тема:  В.Бианки  «По  следам»

Цели: I Познавательные  цели:

  1. продолжать работу  по  формированию   правильного  сознательного  выразительного  чтения  целыми  словами;
  2. совершенствовать  умение  составлять  цитатный  план;
  3. учить  размышлять  и  делать  открытия  по  прочитанному

произведению.

II Развивающие  цели:

  1. развивать  наблюдательность  при  работе  с  художественным  словом;
  2. способствовать развитию  умения  находить  эмоционально – выразительные  средства  в художественном  произведении;
  3. обогащать  словарный  запас учащихся.

III Воспитательные  цели:

 1) воспитывать  любовь к  родной природе;

 2) воспитывать  чувство  сопереживания, доброты  и любви к    людям.

Ход  урока

I.  Орг. момент

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

         

II.  Проверка  домашнего задания

а) В каком из трёх прочитанных на прошлом уроке стихотворений передаётся ощущение движения?

Б.Пастернак.  «Первый  снег» (Чтение)

б) В каком стихотворении поэту удалось по-детски почувствовать и передать ощущение праздника?

А.Башлачев.  «Рождественская» (Чтение)

 в) К какому стихотворению вы сделали иллюстрации?

Прочитайте   стихотворение Давида Самойлова.

Рассматривание детских рисунков к стихотворению Д. Самойлова. Краткий анализ.

III. Cообщение  темы   урока

- Мы  читали  с  вами  стихотворения  о  зиме  в  городе. А  хочется  ли  вам  совершить  путешествие  в  зимний  лес?

Вместе с автором В. Бианки   мы  с  вами  сегодня  попадём  в зимний  лес.

IV. Актуализация  знаний

 Портрет писателя.

- О  чем  пишет  В.Бианки?

- Какие  его  произведения  вы  читали?

Выставка книг.

- Чему  учат  книги  В.В.Бианки? (Знать  и  любить  природу).

- Откройте  учебник  на  с.66.

- Как  называется  произведение?

- Рассмотрите  иллюстрации.  Кто  его  герои?

- Где  будут  происходить  события? Как  догадались?

- А  хотите  совершить путешествие  по  следам?  Слушайте  внимательно  и дополняйте  мой  рассказ, называя  зверей,  по  чьим  следам  мы  идем.  

  «Кто не знает, тот  говорит,  что зимой  в  лесу  пусто  и  неинтересно. Ну  какая же  тут  пустота? Посмотрите-ка,  сколько  следов! Только  следы  надо  уметь  распознавать,  уметь  «читать» лесную  книгу.

 

1)В стороне на снегу крестики тонких пальцев. (Птицы)

2) Кругом петли-дорожки (Мышь)

  3) Вот кто-то по насту прыгал. Задние ноги у зверя длинные – следок от них тоже длинный. А передние ноги короткие, маленькие, - следок от них точечками. (Белка)

4) А эти следы густо натропили: тут у них и петли, и прыжки. (Зайцы)

5) Что за диковина? Невелика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди. (Барсук)

6) Машистые, словно собачьи следы.» (Волки)

- Понравилась  ли вам лесная  прогулка?

- А сейчас мы  узнаем, по  чьим  же  следам  и  зачем  отправятся  герои

   рассказа  В.Бианки.

- Мы  с  вами  будем читать  рассказ и  по  ходу  чтения  озаглавливать  части словами из текста. Такой план называется цитатный. Почему?

V.  Первичное  чтение и  анализ  частей

а) Чтение  1-й части (про себя)

- Почему  Егорке стало  скучно?

- Где  живут  Егорка  и  папа? Почему?

- Чем  заинтересовали мальчика неизвестные следы? Что  он  решил? Докажите  словами  из  текста.

- Что  еще  узнали  о  Егорке  и  его отце?    

- Какие  у  них  были  взаимоотношения? (Егорка  уважал  и  любил  отца. Отец  воспитывал  мальчика  в  строгости,  многому  его  научил: охотиться, понимать  следы  на  снегу,  трудиться. Отец  очень любит  мальчика, беспокоился  о  его безопасности).

- Объясните, как  вы  понимаете  следующие  слова  и  выражения:  

 стадо  куропачей  (стая  куропаток);

 сапоги  валеные (валенки);

 без дела  валандался (бездельничал);

охота  пуще  неволи  (очень  желать  чего-то);

фузЕя, бердана  (прочитайте  в  тексте).

- Какими  словами  из текста  можно  озаглавить первую  часть?

( «Вот бы  самому  выследить  по следу  диковинного зверя».

  «Охота  пуще  неволи»).    

 

б) Чтение  2-й части.

 - Прочитайте  текст  второй  части про себя  и  подготовьте  вопросы  к  этой  части.

- Когда  лесник  заволновался,  что  сына нет  дома?

-Какие слова и выражения доказывают, что отец беспокоится и ждёт сына?

- Каким мы видим лес? Созвучно ли настроение героя с картиной природы?

- Отчего вздрогнул лесник?

- Почему  отец поспешил в лес?

Вопросы  и задания  учителя:  

- Найдите  слова – действия  отца.

 Отложил,  пошел  починять, кончил стучать, зашел,  поправил, зажег, вынул,

 поел, вышел, прислушался, вздрогнул, заскочил, выбежал, вскинул, слушает, сорвался, подвязал.

Почему  в такой  последовательности  автор  их  использует  в  этой  части?

(Нарастает  напряжение,  волнение).

- Как  озаглавите  эту  часть?

( «… Не  иначе  на Егоркин  след  напали  звери».)

- А  у  вас  напряжение  и  волнение  возросло? Вы волнуетесь за Егорку?

Давайте  отдохнем.

Физкультминутка    

(поморгать глазами)

 (посмотреть  в окно)

 (посмотреть влево – вправо)

 (посмотреть вверх)

 (посмотреть вниз)

 (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

в) Чтение  3-й  части вслух без комментариев.

 - О  чем  говорится  в  этой  части? ( Как  лесник  искал в  ночном  лесу сына.)

- Какие  слова  повторяются  несколько раз?  Чем это  объясняется? ( Тихо. Темно.)

- Что вы  почувствовали, прочитав  эту  часть? О  чем  задумались?

- Озаглавьте  эту  часть.

 ( «Пропал парнишка!»)  

д) Чтение  4-ой  части. ( Чтение  с  комментированием).

    После 1 – го  предложения:

- Как  можно  сказать  по-другому? ( Начало  рассветать).

- Почему  авторский  вариант  удачнее? ( Рассвет  мы  видим  глазами  лесника, который  не  спал  ночью, а ждал,  чтобы  чуть  светлее  стало  в  лесу.)

  После  2–го  абзаца:

- Почему  так  изменился  лесник?

«Приладил лыжи и побежал по следу.»

- Зачем  отправился  лесник  в лес?

«Читает по снегу, как по книге»

- Почему  он    мог  «читать  по  снегу, как  по  книге»?

«Мышковали тут…»

- Какие  птицы  оставляют  следы  крестиком? Что вы  узнали про  сорок?

«А передние ноги короткие…»

-  А  у белки  какие  следы? ( Вытянутые,  продолговатые  следы,  а  за  ними  точки.)

- Что  такое  наст? ( Наст – заледеневшая  корка  на  снегу  после  короткой  оттепели).

«На поляне Егорка…»

- Что  это за  малики?

Пыж, кусок войлока, кожи, картона, которым в охотничьем ружей отделяют порох от дроби или пули.

  Вопросы  и  задания  после  чтения:

- Какие  чувства  испытывает  отец,  идя  по  следу  сына? ( Тревогу, надежду, гордость за  сына.)

- Повторите  путь лесника, по  каким  следам  он  шел. ( Лыжня  сына,  следы  сорок  и  мышей, след  белки,  малики,  следы  куропаток,  обгорелый  пыж.)

- Появилась  ли  уверенность  у  отца,  что сын  жив?

- Озаглавьте  4-ю  часть.

( «Эх, лихой  рос  охотник…»)

- Закончился  ли  путь лесника  по  следам? Куда  они  приведут?

 е) Чтение  5-й  части. ( Читает  учитель).

 - Какие  следы  удивили  лесника? Расскажите, как  они  выглядят.

 - Кто  такой  подранок? (Раненный  охотником  зверь).

 - Почему  эта  часть  кончается двумя  словами: «Ходу! Ходу!»

- Озаглавьте её.

«Ходу! Ходу!»

VI. Итог урока

- Что особенно взволновало вас в рассказе?

- Вам стало страшно за жизнь мальчика? Почему?

-  Рассказ В. Бианки называется «По следам». Что мы узнали из прочитанных частей? (Кто шёл по следам, почему. Но ещё не узнали, куда приведут следы.)

Дом. задание:

  1. Дочитать  рассказ, озаглавить  части.
  2. Ответить  на вопросы после текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения В.Бианки,2 класс

Урок литературного чтения В.Бианки, 2класс, рассказ "Сова"...

Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок"

Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок" 1 класс  УМК "21 век"...

Урок литературного чтения, 1 класс. «По следам» В. Бианки

Цель: Помочь учащимся понять взаимоотношения человека и природы.Задачи:-Познакомить детей с новым произведением «По следам» и биографией писателя В. Бианки.-Раскрыть содержание и идею его сказки; доби...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Бианки "Музыкант"".

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме  "В. Бианки "Музыкант"" ....

Урок литературного чтения В. Бианки Сова

Тема: В. Бианки «Сова».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».Задачи:Предметные:- познакомить учащихся с творчеством и ...