Урок литературного чтения. В. Бианки. По следам
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
В.Бианки «По следам»
3 класс
Тема: В.Бианки «По следам»
Цели: I Познавательные цели:
- продолжать работу по формированию правильного сознательного выразительного чтения целыми словами;
- совершенствовать умение составлять цитатный план;
- учить размышлять и делать открытия по прочитанному
произведению.
II Развивающие цели:
- развивать наблюдательность при работе с художественным словом;
- способствовать развитию умения находить эмоционально – выразительные средства в художественном произведении;
- обогащать словарный запас учащихся.
III Воспитательные цели:
1) воспитывать любовь к родной природе;
2) воспитывать чувство сопереживания, доброты и любви к людям.
Ход урока
I. Орг. момент
- Какой раздел мы сейчас изучаем?
II. Проверка домашнего задания
а) В каком из трёх прочитанных на прошлом уроке стихотворений передаётся ощущение движения?
Б.Пастернак. «Первый снег» (Чтение)
б) В каком стихотворении поэту удалось по-детски почувствовать и передать ощущение праздника?
А.Башлачев. «Рождественская» (Чтение)
в) К какому стихотворению вы сделали иллюстрации?
Прочитайте стихотворение Давида Самойлова.
Рассматривание детских рисунков к стихотворению Д. Самойлова. Краткий анализ.
III. Cообщение темы урока
- Мы читали с вами стихотворения о зиме в городе. А хочется ли вам совершить путешествие в зимний лес?
Вместе с автором В. Бианки мы с вами сегодня попадём в зимний лес.
IV. Актуализация знаний
Портрет писателя.
- О чем пишет В.Бианки?
- Какие его произведения вы читали?
Выставка книг.
- Чему учат книги В.В.Бианки? (Знать и любить природу).
- Откройте учебник на с.66.
- Как называется произведение?
- Рассмотрите иллюстрации. Кто его герои?
- Где будут происходить события? Как догадались?
- А хотите совершить путешествие по следам? Слушайте внимательно и дополняйте мой рассказ, называя зверей, по чьим следам мы идем.
«Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.
1)В стороне на снегу крестики тонких пальцев. (Птицы)
2) Кругом петли-дорожки (Мышь)
3) Вот кто-то по насту прыгал. Задние ноги у зверя длинные – следок от них тоже длинный. А передние ноги короткие, маленькие, - следок от них точечками. (Белка)
4) А эти следы густо натропили: тут у них и петли, и прыжки. (Зайцы)
5) Что за диковина? Невелика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди. (Барсук)
6) Машистые, словно собачьи следы.» (Волки)
- Понравилась ли вам лесная прогулка?
- А сейчас мы узнаем, по чьим же следам и зачем отправятся герои
рассказа В.Бианки.
- Мы с вами будем читать рассказ и по ходу чтения озаглавливать части словами из текста. Такой план называется цитатный. Почему?
V. Первичное чтение и анализ частей
а) Чтение 1-й части (про себя)
- Почему Егорке стало скучно?
- Где живут Егорка и папа? Почему?
- Чем заинтересовали мальчика неизвестные следы? Что он решил? Докажите словами из текста.
- Что еще узнали о Егорке и его отце?
- Какие у них были взаимоотношения? (Егорка уважал и любил отца. Отец воспитывал мальчика в строгости, многому его научил: охотиться, понимать следы на снегу, трудиться. Отец очень любит мальчика, беспокоился о его безопасности).
- Объясните, как вы понимаете следующие слова и выражения:
стадо куропачей (стая куропаток);
сапоги валеные (валенки);
без дела валандался (бездельничал);
охота пуще неволи (очень желать чего-то);
фузЕя, бердана (прочитайте в тексте).
- Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?
( «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя».
«Охота пуще неволи»).
б) Чтение 2-й части.
- Прочитайте текст второй части про себя и подготовьте вопросы к этой части.
- Когда лесник заволновался, что сына нет дома?
-Какие слова и выражения доказывают, что отец беспокоится и ждёт сына?
- Каким мы видим лес? Созвучно ли настроение героя с картиной природы?
- Отчего вздрогнул лесник?
- Почему отец поспешил в лес?
Вопросы и задания учителя:
- Найдите слова – действия отца.
Отложил, пошел починять, кончил стучать, зашел, поправил, зажег, вынул,
поел, вышел, прислушался, вздрогнул, заскочил, выбежал, вскинул, слушает, сорвался, подвязал.
Почему в такой последовательности автор их использует в этой части?
(Нарастает напряжение, волнение).
- Как озаглавите эту часть?
( «… Не иначе на Егоркин след напали звери».)
- А у вас напряжение и волнение возросло? Вы волнуетесь за Егорку?
Давайте отдохнем.
Физкультминутка
(поморгать глазами)
(посмотреть в окно)
(посмотреть влево – вправо)
(посмотреть вверх)
(посмотреть вниз)
(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
в) Чтение 3-й части вслух без комментариев.
- О чем говорится в этой части? ( Как лесник искал в ночном лесу сына.)
- Какие слова повторяются несколько раз? Чем это объясняется? ( Тихо. Темно.)
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть? О чем задумались?
- Озаглавьте эту часть.
( «Пропал парнишка!»)
д) Чтение 4-ой части. ( Чтение с комментированием).
После 1 – го предложения:
- Как можно сказать по-другому? ( Начало рассветать).
- Почему авторский вариант удачнее? ( Рассвет мы видим глазами лесника, который не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу.)
После 2–го абзаца:
- Почему так изменился лесник?
«Приладил лыжи и побежал по следу.»
- Зачем отправился лесник в лес?
«Читает по снегу, как по книге»
- Почему он мог «читать по снегу, как по книге»?
«Мышковали тут…»
- Какие птицы оставляют следы крестиком? Что вы узнали про сорок?
«А передние ноги короткие…»
- А у белки какие следы? ( Вытянутые, продолговатые следы, а за ними точки.)
- Что такое наст? ( Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели).
«На поляне Егорка…»
- Что это за малики?
Пыж, кусок войлока, кожи, картона, которым в охотничьем ружей отделяют порох от дроби или пули.
Вопросы и задания после чтения:
- Какие чувства испытывает отец, идя по следу сына? ( Тревогу, надежду, гордость за сына.)
- Повторите путь лесника, по каким следам он шел. ( Лыжня сына, следы сорок и мышей, след белки, малики, следы куропаток, обгорелый пыж.)
- Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?
- Озаглавьте 4-ю часть.
( «Эх, лихой рос охотник…»)
- Закончился ли путь лесника по следам? Куда они приведут?
е) Чтение 5-й части. ( Читает учитель).
- Какие следы удивили лесника? Расскажите, как они выглядят.
- Кто такой подранок? (Раненный охотником зверь).
- Почему эта часть кончается двумя словами: «Ходу! Ходу!»
- Озаглавьте её.
«Ходу! Ходу!»
VI. Итог урока
- Что особенно взволновало вас в рассказе?
- Вам стало страшно за жизнь мальчика? Почему?
- Рассказ В. Бианки называется «По следам». Что мы узнали из прочитанных частей? (Кто шёл по следам, почему. Но ещё не узнали, куда приведут следы.)
Дом. задание:
- Дочитать рассказ, озаглавить части.
- Ответить на вопросы после текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения В.Бианки,2 класс
Урок литературного чтения В.Бианки, 2класс, рассказ "Сова"...
урок литературного чтения В.Бианки "Как муравей домой спешил"
Урок расчитан для детей 2-3 класса КРО...
Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок"
Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок" 1 класс УМК "21 век"...
Урок литературного чтения, 1 класс. «По следам» В. Бианки
Цель: Помочь учащимся понять взаимоотношения человека и природы.Задачи:-Познакомить детей с новым произведением «По следам» и биографией писателя В. Бианки.-Раскрыть содержание и идею его сказки; доби...
Технологическая карта урока литературного чтения "В. Бианки "Музыкант"".
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "В. Бианки "Музыкант"" ....
Урок литературного чтения В. Бианки Сова
Тема: В. Бианки «Сова».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».Задачи:Предметные:- познакомить учащихся с творчеством и ...