Технологическая карта урока литературного чтения "В. Бианки "Музыкант"".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "В. Бианки "Музыкант"" .
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 2 |
Учитель | Лавренова Светлана Александровна МБОУ СОШ № 63 г. Пензы |
Тип урока | Изучение нового материала |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая, игровая |
Тема | В. Бианки "Музыкант". |
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с творчеством В Бианки; учить их читать выразительно, развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе. |
Основные термины, понятия | "Доброта человека", музыкант. |
Планируемый результат | |
Предметные умения. Видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении. Потребность в систематическом чтении. Осознание значимости чтения для личного развития. Прогнозировать содержание текста по его заглавию. Воспринимать и оценивать содержание текста. Навыки безошибочного, выразительного чтения, анализа литературного текста. Использовать разные виды чтения(смысловое, поисковое, выборочное). Осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев , находить средства худ. выразительности. Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения. Пересказывать произведение, определять последовательность событий. | Личностные УУД: проявлять положительное отношение к процессу познания ; навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность; любовь к природе; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Регулятивные УУД: умение слушать с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять уточнять высказанные мнения по существу полученного знания; использовать речевые средства для решения познавательных задач; осуществлять поиск и выделять информацию; -осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Познавательные УУД: выдвигать гипотезу и обосновывать ее; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; осуществлять поиск и выделять информацию; осуществлять смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свою точку зрения. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная , парная, индивидуальная. | Книгопечатная продукция . Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Литературное чтение». 1 часть. М., «Просвещение», 2012. Технические средства обучения. Компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Постановка цели и задачи урока Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Актуализация знаний. | Активизация соответствующих мыслительных операций. Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. |
Первичное усвоение новых знаний. Работа над содержанием текста. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичное закрепление. Первичная проверка понимания рассказа. Работа над смыслом текста. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Домашнее задание, инструктаж о его выполнении. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, понятия учебной задачи; |
Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока. | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Актуализация знаний. | Предметные:- потребность в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития;- формирование представлений о Родине и ее людях. Личностные:- навыки сотрудничества со сверстниками, самостоятельности, - любовь к природе. Регулятивные: - удерживать учебную задачу; - осуществлять самоконтроль. Познавательные: -осуществлять поиск и выделять информацию; -осуществлять смысловое чтение; -структурирование знаний;- работа с информацией, Коммуникативные: - проявлять активность в решении познавательной задачи. | - Что вы знаете об авторе рассказа? - О чем писал В. Бианки? - Какие произведения Бианки вы читали? - Какая книга у Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета») ( По описанию ребятам предлагается угадать персонажей произведений В.Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка) -На индивидуальных карточках соедините название произведения В. Бианки с соответствующим ему отрывком. -«Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».) - «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт?») - «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».) (Проверка ответов учащихся. ) | Учащиеся вспоминают ранее изученную информацию о творчестве В. Бианки. Индивидуальная работа по карточкам. |
Первичное усвоение новых знаний. Работа над содержанием текста. | Предметные: - умение воспринимать и оценивать содержание текста;- навыки безошибочного, выразительного чтения, анализа литературного текста. Метапредметные (УУД): познавательные: -осуществлять смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); осознанное и произвольное построение речевого высказывания. регулятивные: - умение слушать с целевой установкой;- принимать и сохранять учебную цель и задачу; коммуникативные: - слушать собеседника; - строить понятные для собеседника высказывания. Личностные: - любовь к природе, к родной стране. | Рассказ учителя об авторе. Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году в семье известного учёного, сотрудника зоологического музея. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, специализируясь в области биологии. Некоторое время работал учителем в школе. За 35 лет литературной деятельности Бианки издал 120 книг. Его творческое наследие насчитывает более 300 рассказов и сказок, повестей и очерков. Книги писателя вводят детей в мир живой природы. Первая сказка В. Бианки «Путешествие красноголового воробья» была напечатана в первом номере детского журнала «Воробей». Затем вышли его книги: «Кто чем поёт?», «Первая охота», «Кукушонок», «Чей нос лучше?». (Выставка книг) Чтение рассказа "Музыкант"учителем и учащимися. (После каждой части читается вопрос, на который учащимся предлагается ответить.) -Пойдет ли старик на охоту или нет? -Кто в лесу мог издавать звонкий и ласковый звук? - Как поступит старик с медведем? | Слушают сообщение учителя об авторе. Читают совместно с учителем рассказ, отвечают на вопросы по ходу чтения, прогнозируя дальнейший ход развития событий, ставя себя на место героев. |
Первичное закрепление. Первичная проверка понимания рассказа. Работа над смыслом текста. | Предметные: - осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении; -давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; -находить средства худ. выразительности; - использовать разные виды чтения(смысловое, поисковое, выборочное); -устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения. Метапредметные (УУД): познавательные: - использовать различных способов поиска учебной информации; регулятивные: - удерживать учебную задачу; - осуществлять самоконтроль; коммуникативные:- готовность слушать собеседника и вести диалог, -признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свою точку зрения. | Словарная работа. Завалинка - земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы. Медвежатник - охотник на медведей. Опушка леса - край леса шириной до 100 м Колхозник - человек работающий в колхозе. Обсуждение рассказа. Работа с текстом. - В какое время года происходили события рассказа? -Что делал старик, когда встретил колхозника? Ответьте на вопрос словами из текста. -Выделите строки, которые убедили вас, что старик действительно любил музыку. - Найдите в тексте, в какое время суток старик обнаружил медведя? -Почему так долго пришлось его искать ? -Найдите в тексте рассказа , где сидел медведь. - Почему старик крался из-за елочки? - Познакомимся с медведем поближе. Перед вами на партах лежат карточки с текстом. Прочитаем текст. Медведь – хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазает по деревьям. Один его удар способен погубить другое животное. Ноги у косолапого толстые, голова большая с небольшими ушами и глазами, шерсть длинная, коричневого цвета. Мишка любит полакомиться мёдом, черникой, малиной. -Что вы узнали о медведе из текста? - Задание для класса. К выделенному слову, подберите, пожалуйста, синонимы и подчеркните их. (Что такое синонимы?) Работа в парах. - Удивило ли старика поведение медведя? Почему? Найдите в тексте отрывок, относящийся к иллюстрации на стр 144. | Работают над выяснением смысла непонятных слов. Ведут поиск ответов на вопросы, поставленные учителем непосредственно в тексте. Выявляют литературные приемы, используемые автором , главную мысль текста. Дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Обсуждают повадки медведя. Учащиеся работают в парах , находят синонимы к слову медведь. |
Личностные : - любовь к родной природе. | - С чем автор сравнил щепку? - Послушайте звук гитарной струны (струны балалайки). Охарактеризуйте его, какой он? -Как скрипела щепка? -Каким словом автор называл скрип щепки? -Какие литературные приемы применил автор в своем рассказе? (Сравнение, звукоподражание) - Понравилось ли старику, как медведь играл на щепке? Докажите словами из текста. - А медведю? - Почему старик не стал стрелять в медведя, ведь он - медвежатник? - Кто является главным героем рассказа из этих двух музыкантов? - Каким был старик -медвежатник? - Какие чувства вызвал у вас рассказ В. Бианки "Музыкант"? - Что удивило вас в этом произведении? - Почему В. Бианки так назвал этот рассказ? -Могло ли такое произойти в реальной жизни? - В чем состоит главная мысль рассказа? Работа с пословицами. - Какие пословицы подходят к рассказу "Музыкант" ? Не храбрись, идя на медведя, а храбрись при медведе. Под хорошую музыку и медведи пляшут. Добрым быть - добрым и слыть. Физкультминутка. | Объясняют смысл пословиц, находят ту , которая больше соответствует главной мысли рассказа. Соотносят главную мысль текста с пословицами. Участвуют в беседе по обсуждению характера героя. Устанавливают причинно-следственные связи в произведении. Определяют героев рассказа, дают им характеристику? |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Предметные: -пересказывать произведение; -устанавливать причинно-следственные связи, делить текст на части, -определять последовательность событий. Метапредметные (УУД): познавательные: -использовать речевые средства для решения познавательных задач, - выполнять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); регулятивные: - удерживать учебную задачу; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные:- готовность слушать собеседника и вести диалог, -признавать различные точки зрения и право каждого, иметь и излагать свою точку зрения. | Пересказ текста. - Перескажите текст, используя следующие вопросы: 1. На чем играл старый медвежатник? 2. Что сказал ему колхозник? 3. Зачем медвежатник пошел в лес? 4. Что он услышал, когда отдыхал в лесу? 5. Какую картину увидел старик в лесу? 6. Почему старик не застрелил медведя? Продолжение беседы по рассказу. -Как развернулись бы события в рассказе, если бы медвежатник не был музыкантом? - Какую роль сыграла музыка в жизни героев рассказа? | Пересказывают текст, используя вопросы, следят за последовательностью событий в ходе пересказа. Моделируют развитие событий в рассказе при условии изменений в его содержании. Высказывают свои предположения, свои точки зрения. |
Домашнее задание, инструктаж о его выполнении. | Регулятивные: - выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, понятия учебной задачи. | Подготовить пересказ текста. | Принимают и сохраняют учебную задачу. |
Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. | Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные результаты: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, развитие самостоятельности и личной ответственности; -ценить базовые ценности «добро», «милосердие», «природа»; - ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | На доске пословица: Красив тот, кто красиво поступает. - К какому герою рассказа может подойти эта пословица? - Как вы относитесь к поступку охотника? – Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Оба героя любили музыку. Медведь играл на щепке, такое не часто встречается в природе.) – Что хотел показать нам автор в своим произведением? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.) – Какие качества может воспитать у нас этот рассказ? (Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.) - Нарисуйте смайлик в своей рабочей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока. | Обучающиеся рассказывают о приобретенных на уроке знаниях ,умениях оценивают свою работу. Обучающиеся подводят итоги урока, отвечая на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...