Урок литературного чтения В. Бианки Сова
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Колосова Наталья Николаевна

Тема: В. Бианки «Сова».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».

Задачи:

Предметные:

- познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;

- дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;

- продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора.

Метапредметные:

- закрепить библиографические знания;

- развивать умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную мысль;

- развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

- развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем.

Личностные:

- развитие интереса к чтению;

- воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Связь предметов: литературное чтение – окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

Класс: 2 В.

Учитель: Колосова Н. Н.

Тема: В. Бианки «Сова».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».

Задачи:

Предметные:

- познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;

- дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;

- продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора.

Метапредметные:

- закрепить библиографические знания;

- развивать умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную мысль;

- развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

- развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем.

Личностные:

- развитие интереса к чтению;

- воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Связь предметов: литературное чтение – окружающий мир.

Оборудование:

•        выставка книг В. Бианки;

•        презентация (Приложение);

•        карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);

•        карточки с деформированным планом;

•        аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).

Используемые источники:

1.        Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.

2.        Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

(Звучит музыка – От улыбки станет всем светлей) – Слайд 2.

 Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. (Слайд).

  1. Речевая разминка. (Слайд).

-  Сейчас мы проведем речевую разминку. Для чего мы ее проводим? С какой целью? (Голос должен быть хорошо развит, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)

Прочитайте стихотворение медленно.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

 Рассказы и сказки прочтешь

 И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь. (Слайд)

  • Прочитайте весело.
  • Прочитайте выразительно. Молодцы, ребята!
  1. Проверка домашнего задания.

Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? (Виталий Валентинович Бианки).

 Что вы можете о нем рассказать? (Проверим домашнее задание).

Виталий Валентинович Бианки (Слайд) вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

Когда В.В. Бианки был такого же возраста, как и мы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.

- А какие произведения Бианки вы уже читали? («Музыкант»).

- Покажите иллюстрация к отрывку произведения. Что вы нарисовали?

 - Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).

4. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, что объединяет все произведения В. В. Бианки? (Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие).

- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В. В. Бианки.

Чтобы узнать с каким произведением мы будем знакомиться, вам нужно отгадать загадку.

Всю ночь летает — мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло. (Картина на доске). (Слайд).

  1. Сообщение темы и цели урока.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор? (В. В. Бианки «Сова»). (Слайд)

Какая нам предстоит работа? (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя).

6. Подготовка к восприятию нового материала.

- А что вы знаете об этой птице? (Сообщение ученика).

   Сова – ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад. 

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

- Иногда это слово используют в переносном значении. Совами называют людей, которые привыкли поздно вставать.

7.Работа по теме урока.

1.Первичное чтение

Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать?

О чем, по-вашему, это произведение? Проверим ваши предположения.

2. Чтение слов (запись на доске):

от-ча-ян-на - я – отчаянная;

хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);

сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

рас-сер-ди-лась – рассердилась;

пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;

за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

стар – старик – стариковом.

Раздолье — много места.

Как бы худа не вышло — как бы беды не было.

Чай бе-лить — добавлять молоко в чай.

Откроем словари и прочитаем раздолье – это, хоронишься – это.

8.Первичное знакомство с текстом.

8.1. Чтение текста учителем и учениками.

- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали? К какому жанру относится данное произведение? (Сказка).

8.2.Обсуждение рассказа. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

-Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.) Сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке. Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

Вывод: Сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В.  Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. Теперь будем поподробнее рассматривать познавательную сказку.

- Назовите главных героев сказки.

- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

8.3.Проверка усвоения содержания рассказа.

Перечитайте сказку про себя.

- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).

Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.

1)        Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

2)        Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

3)        Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

9.Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (
Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (
Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (
Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит,
(Присесть.)
Головой вертит,
(Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (
Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.).

10. Закрепление изученного.

10.1.Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.)

Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

- Попробуем восстановить эту цепочку.  Будем работать в группах, для этого развернитесь друг к другу лицом.  

Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними. Поможет вам в этом учебник.

Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.

Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко - чай).

Убедил ли нас писатель в том, что человек связан с природой и зависит от нее? Какой вывод можем сделать? (Животные помогают людям, а человек должен помогать животным).

10.2.Работа с пословицами.

На доске:

  1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. (Вместе все можно сделать, решить тяжелую задачу, с любым делом справиться, а врозь- тяжело).
  3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

- Объясните её значение.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.).

11. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

- С какой интонацией будете читать слова старика?

- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

10.3.Карточка с деформированным текстом.  

- А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________.  ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер).

12.Рефлексия

Закончите предложения:

 «Сегодня я узнал»   «Было интересно»   «Я бы себя похвалил за…»

Возьмите белые перышки те ребята, которые считают, что были активны на уроке и со всеми предложенными заданиями справились, серые перышки возьмите те ребята, кто считает, что немного нужно быть активнее, прикрепите их на наше изображение совы.

13. Подведение итогов урока.

- Какое произведение мы читали сегодня?

- Кто его автор?

- Чему учит нас произведение В. Бианки?

14. Домашнее задание.

1 ряд - Составить рассказ по рисункам на с. 151. (сост.расск.по рис.с.151)

2 ряд - Подготовить пересказ сказки. (с.     пересказ)

3 ряд – Выразительно читать сказку и нарисовать иллюстрацию к ней.(с.  выр.чит.,нарис.иллюстр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения В.Бианки,2 класс

Урок литературного чтения В.Бианки, 2класс, рассказ "Сова"...

Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок"

Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок" 1 класс  УМК "21 век"...

Литературное чтение. "В. Бианки "Сова". 2 класс. Школа России

Урок - исследование. Современные образовательные технологии - РТВ -ТРИЗ. Используются элементы конструктора по формированию читательской компетентности, разработанного А. А. Нестеренко....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «В. Бианки Сова»

Автор учебника:  Л.Ф. Климанова. УМК Школа РоссииЦель  урока:  Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применение ранее сформированных  представ...

Конспект урока по литературному чтению "В.Бианки "Сова"

Конспект урока по литературному чтению "В.Бианки "Сова" для 2 класса УМК Школа России...