Урок литературного чтения В. Бианки Сова
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тема: В. Бианки «Сова».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».
Задачи:
Предметные:
- познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;
- дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;
- продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора.
Метапредметные:
- закрепить библиографические знания;
- развивать умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную мысль;
- развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);
- развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем.
Личностные:
- развитие интереса к чтению;
- воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Связь предметов: литературное чтение – окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения.
Класс: 2 В.
Учитель: Колосова Н. Н.
Тема: В. Бианки «Сова».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».
Задачи:
Предметные:
- познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;
- дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;
- продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора.
Метапредметные:
- закрепить библиографические знания;
- развивать умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную мысль;
- развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);
- развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем.
Личностные:
- развитие интереса к чтению;
- воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Связь предметов: литературное чтение – окружающий мир.
Оборудование:
• выставка книг В. Бианки;
• презентация (Приложение);
• карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
• карточки с деформированным планом;
• аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).
Используемые источники:
1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.
2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.
Ход урока.
- Организационный момент. Создание психологической обстановки.
(Звучит музыка – От улыбки станет всем светлей) – Слайд 2.
Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. (Слайд).
- Речевая разминка. (Слайд).
- Сейчас мы проведем речевую разминку. Для чего мы ее проводим? С какой целью? (Голос должен быть хорошо развит, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)
Прочитайте стихотворение медленно.
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях —
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь. (Слайд)
- Прочитайте весело.
- Прочитайте выразительно. Молодцы, ребята!
- Проверка домашнего задания.
Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? (Виталий Валентинович Бианки).
Что вы можете о нем рассказать? (Проверим домашнее задание).
Виталий Валентинович Бианки (Слайд) вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.
Когда В.В. Бианки был такого же возраста, как и мы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.
- А какие произведения Бианки вы уже читали? («Музыкант»).
- Покажите иллюстрация к отрывку произведения. Что вы нарисовали?
- Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).
4. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, что объединяет все произведения В. В. Бианки? (Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие).
- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В. В. Бианки.
Чтобы узнать с каким произведением мы будем знакомиться, вам нужно отгадать загадку.
Всю ночь летает — мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло. (Картина на доске). (Слайд).
- Сообщение темы и цели урока.
Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор? (В. В. Бианки «Сова»). (Слайд)
Какая нам предстоит работа? (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя).
6. Подготовка к восприятию нового материала.
- А что вы знаете об этой птице? (Сообщение ученика).
Сова – ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад.
С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.
В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.
В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).
- Иногда это слово используют в переносном значении. Совами называют людей, которые привыкли поздно вставать.
7.Работа по теме урока.
1.Первичное чтение
Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать?
О чем, по-вашему, это произведение? Проверим ваши предположения.
2. Чтение слов (запись на доске):
от-ча-ян-на - я – отчаянная;
хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);
сто-ро-нишь-ся – сторонишься;
рас-сер-ди-лась – рассердилась;
пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;
за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;
стар – старик – стариковом.
Раздолье — много места.
Как бы худа не вышло — как бы беды не было.
Чай бе-лить — добавлять молоко в чай.
Откроем словари и прочитаем раздолье – это, хоронишься – это.
8.Первичное знакомство с текстом.
8.1. Чтение текста учителем и учениками.
- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали? К какому жанру относится данное произведение? (Сказка).
8.2.Обсуждение рассказа. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
-Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.) Сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке. Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.
Вывод: Сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. Теперь будем поподробнее рассматривать познавательную сказку.
- Назовите главных героев сказки.
- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?
8.3.Проверка усвоения содержания рассказа.
Перечитайте сказку про себя.
- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)
- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)
- Что мы узнаем о природе из этого предложения?
- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)
- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу?
- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).
- Что же пришлось сделать старику?
- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)
Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).
Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.
1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.
1) Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
2) Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
3) Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
9.Физкультурная минутка «Сова».
В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.).
10. Закрепление изученного.
10.1.Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.
- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.)
Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.
- Попробуем восстановить эту цепочку. Будем работать в группах, для этого развернитесь друг к другу лицом.
Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними. Поможет вам в этом учебник.
Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.
Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко - чай).
Убедил ли нас писатель в том, что человек связан с природой и зависит от нее? Какой вывод можем сделать? (Животные помогают людям, а человек должен помогать животным).
10.2.Работа с пословицами.
На доске:
- Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
- Дружно не грузно, а врозь хоть брось. (Вместе все можно сделать, решить тяжелую задачу, с любым делом справиться, а врозь- тяжело).
- Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.
- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?
- Объясните её значение.
- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.).
11. Работа над выразительностью чтения.
Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.
- С какой интонацией будете читать слова старика?
- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.
10.3.Карточка с деформированным текстом.
- А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.
Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)
Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.
(Старика, мышей, норы, шмели, клевер).
12.Рефлексия
Закончите предложения:
«Сегодня я узнал» «Было интересно» «Я бы себя похвалил за…»
Возьмите белые перышки те ребята, которые считают, что были активны на уроке и со всеми предложенными заданиями справились, серые перышки возьмите те ребята, кто считает, что немного нужно быть активнее, прикрепите их на наше изображение совы.
- Какое произведение мы читали сегодня?
- Кто его автор?
- Чему учит нас произведение В. Бианки?
14. Домашнее задание.
1 ряд - Составить рассказ по рисункам на с. 151. (сост.расск.по рис.с.151)
2 ряд - Подготовить пересказ сказки. (с. пересказ)
3 ряд – Выразительно читать сказку и нарисовать иллюстрацию к ней.(с. выр.чит.,нарис.иллюстр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения В.Бианки,2 класс
Урок литературного чтения В.Бианки, 2класс, рассказ "Сова"...
урок литературного чтения В.Бианки "Как муравей домой спешил"
Урок расчитан для детей 2-3 класса КРО...
Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок"
Презентация к уроку литературного чтения В.Бианки " Лесной Колобок- Колючий бок" 1 класс УМК "21 век"...
Литературное чтение. "В. Бианки "Сова". 2 класс. Школа России
Урок - исследование. Современные образовательные технологии - РТВ -ТРИЗ. Используются элементы конструктора по формированию читательской компетентности, разработанного А. А. Нестеренко....
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «В. Бианки Сова»
Автор учебника: Л.Ф. Климанова. УМК Школа РоссииЦель урока: Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применение ранее сформированных представ...
Конспект урока по литературному чтению "В.Бианки "Сова"
Конспект урока по литературному чтению "В.Бианки "Сова" для 2 класса УМК Школа России...