Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.Начальная школа 21 века.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Павлова Валентина Витальевна

Данная программа   по литературному чтению   составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (основного общего образования, среднего (полного) общего образования),  на основе авторской  программы «Литературное чтение» для начальной школы, разработанной Л. А. Ефросининой в рамках проекта «Начальная школа ХХI века»  (научный руководитель Н. Ф. Виноградова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_chtenie_-_2_klass.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

 города Чебоксары Чувашской Республики

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №27»

 г. Чебоксары

______________ Л.М.Жукова

Приказ № 121-ОД_

от «20 июня»_2017  г.

                

Рабочая учебная программа

по литературному чтению

во 2 классе

на 2017- 2018 учебный год

Составитель: Павлова Валентина Витальевна учитель высшей категории

    Принята на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол № 4          

от «30 мая» 2017 г.

г. Чебоксары,   2017 г. 

Планируемые результаты освоения программы

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

•  читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

•  читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

•  строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

•  слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

•  называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,

•  называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

•  перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

•  определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

•  оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

•  анализировать смысл названия произведения;

•  пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

•  развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

•  устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

•  читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);

•  пересказывать текст небольшого объема;

•  использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

•  привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

•  задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Обучающиеся научатся:

•  различать сказку о животных и волшебную сказку;

•  определять особенности волшебной сказки;

•  различать сказку и рассказ;

•  находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу, звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

•  обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);

•  понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

•  обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающиеся научатся:

•  понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

•  читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

•  эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

•  читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

•  рассматривать иллюстрации в учебнике  и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

•  устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения.

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

•  свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

•  ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент |текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

•  работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

•  работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

•  выполнять работу по цепочке;

б)  в рамках коммуникации как взаимодействия:

•  видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

•  находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

•  подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

•  понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Содержание учебного предмета

Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией — младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учеников о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: обучающиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей – классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о малой родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.

Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, рифма, обращение, сравнение.

  Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.

Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжение произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Календарно-тематическое планирование для 2 класса

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Инструктаж по ТБ.

Стихотворения о Родине. Ф. Савинов «Родина»

И. Никитин «Русь»   (отрывок).

1

Рассказы о Родине. С. Романовский  «Русь» (в сокращении).

1

Литературное слушание. С. Романовский «Слово о русской земле». А. Прокофьев «Родина».

1

Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла». Загадки народные.

1

Литературное слушание. Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал».

1

Былины «Три поездки Ильи Муромца» (в пересказе А. Нечаева и отрывок).

1

Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословица.

1

Обобщение по теме. Рубрики «Проверь себя»,  «Книжная полка».

1

Стихотворения о детях. А. Барто «Катя».

 С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах».

1

Рассказы о детях. С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело».

1

Произведения о детях. Е. Пермяк «Смородинка».

1

Произведения о детях. Н. Носов «Заплатка»

1

Г. Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки.

1

Басни. Крылов И. «Лебедь, Щука и Рак». Л. Толстой «Страшный зверь».

1

Литературное слушание.  М. Зощенко «Самое главное».  

1

Сказки о детях. В. Сутеев «Кто лучше?»   А. Митта «Шар в окошке». Е. Пермяк «Две пословицы».

1

Сказки для детей.  Л. Пантелеев «Две лягушки».  

1

Литературное слушание.  Произведения и книги о детях.  В. Беспальков «Совушка».

1

Произведения  В. Сутеева для  детей.  В. Сутеев «Снежный зайчик».

1

Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки»

1

Сказки  Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».

1

Литературные (авторские) сказки.  Братья Гримм «Семеро храбрецов».  

1

Обобщение по теме. Рубрики «Книжная полка» и «Проверь себя».

1

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», Г. Скребицкий «Осень»

1

Произведения об осени.  Э. Шим «Белка и Ворон». Е. Трутнева «Осень».

1

Произведения об осени.  Н. Сладков «Эхо». Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки». Загадки.

1

 М. Пришвин «Недосмотренные грибы».

1

Литературное слушание. Произведения о природе. Э. Шим «Храбрый опёнок».  К. Бальмонт «Осень».

1

Обобщение по разделу. Рубрики

«Проверь себя» и «Книжная полка».

1

Произведения о зиме. З. Александрова  «Зима».  С. Иванов «Каким бывает снег»,

1

Рассказы о природе. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу». Э. Шим «Всем вам крышка».

1

Ушинский «Мороз не страшен». Русская народная сказка  «Дети Деда Мороза».

1

Произведения о зиме. М. Пришвин «Деревья в лесу». И. Суриков «Детство» (отрывок).

1

Литературные сказки.  В. Даль «Девочка Снегурочка».

1

Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка». Слушание чувашской сказки «Девушка на Луне» (М.Юхма).

1

Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы). Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует».

1

И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?».И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу».

1

Произведения о новогоднем празднике. С. Михалков «В снегу стояла ёлочка».

1

Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок).

1

Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок).

1

Стихотворения о Новом годе. С. Маршак «Декабрь». Книги С. Маршака.

1

Произведения о Новом годе. С. Городецкий. «Новогодние приметы».

1

Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя».

1

Стихи о природе. Рубрика «Книжная полка».

1

Библиотечный урок «Книги чувашских писателей».

1

Урок-утренник «Здравствуй, праздник новогодний!».

1

Произведения о животных. Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка».

1

К. Ушинский «Кот Васька». Считалки. Загадки. Е. Благинина «Голоса леса».

1

Рассказы и стихотворения о животных. М. Пришвин «Старый гриб».

1

Рассказы о животных. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». П. Комаров «Оленёнок».

1

Произведения о животных. В. Бианки «Ёж-спаситель». Скороговорки. М. Дудин «Тары – бары...».  

1

Произведения о животных.   К. Ушинский «Плутишка кот».

1

Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля».

1

Сказки народов России.  Русская народная сказка «Зимовье зверей» (в обработке Л. Толстого).

1

Авторские сказки.  Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (отрывок).  Русская народная сказка «Белые пёрышки».

1

Украинская народная сказка «Колосок».

1

Сказки народов мира.  Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать».

1

Сказки народов мира.  Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе».

1

Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм «Бременские музыканты».

1

Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят».

1

Проверка уровня обученности.  Обобщение. Рубрика «Проверь себя».

1

Произведения о семье.  Л. Толстой «Лучше всех».  Пословицы.  Народная песня «Колыбельная».   М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»

1

Рассказы о детях.  Е. Пермяк «Случай с кошельком». С. Аксаков «Моя сестра».

1

Произведения о детях. В. Осеева «Сыновья».  Пословица.  А. Майков «Колыбельная песня».

1

Литературное слушание.  Л. Толстой «Отец и сыновья».

1

Разножанровые произведения о семье. А. Плещеев «Дедушка». Л. Воронкова «Катин подарок». Ю. Коринец «Март». А. Плещеев «Песня матери».

1

Сказки народов России о семье. Татарская сказка «Три сестры».

1

Стихотворения о семье. В. Солоухин «Деревья».

1

Произведения ко Дню Победы. С. Михалков «Быль для детей».

1

Произведения ко Дню Победы. С. Баруздин «Салют».   Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя».

1

Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная!» А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1

Произведения о весенней природе.  А. Чехов «Весной».А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...».

1

Произведения о весенней природе. Г. Скребицкий «Весна – художник». Н. Сладков «Снег и ветер».

1

С. Маршак «Весенняя песенка». Э. Шим «Чем пахнет весна».

1

Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..».  Ф. Тютчев «Зима недаром злится...».

1

Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец – молодец».

1

Произведения о природе.  Н. Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель.

1

Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок».   Заклички-веснянки. Загадки.

1

В. Жуковский «Жаворонок».  О. Высотская «Одуванчик». М. Пришвин «Золотой луг».

1

Произведения о родной природе. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».

1

Рассказы и стихотворения о природе.  Н. Сладков «Весенний гам». А. Барто «Воробей»

1

Произведения для детей.   М. Пришвин «Ребята и утята».

1

Литературное слушание.  Б. Заходер «Птичья школа».

1

Произведения о природе.  К. Ушинский «Утренние лучи».

1

Стихотворения о природе.  А. Барто «Весна, весна на улице...».

Повторение. «Проверь себя»

1

Промежуточная итоговая аттестация. Итоговое тестирование.

1

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка».

1

Русская народная сказка «Хаврошечка».

С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Волшебные сказки.  Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

Волшебные сказки.  Ш. Перро «Кот в сапогах».

Обобщение по теме. Рубрики «Книжная полка» и «Проверь себя».

1

Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка».

1

Русские народные сказки.

1

Чувашские народные сказки.

1

Сказки народов мира.

1

Сказки народов мира.

1

Резерв.

1

Резерв.

1

Резерв.

1

Материально – техническое обеспечение

Учебник

1.Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 8-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016;

2.Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия

для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2016;

3.Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочие тетради в 2-х

частях для учащихся общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016

 4.Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое  пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению (2 класс) "Начальная школа 21 века"

тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"....

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Начальная школа XXI века" к учебникам "Литературное чтение" и "Учебная хрестоматия. Литературное чтение" Л.Ф.Ефросининой 2010 года с указанием основных...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. "Начальная школа 21 века"

Программа составлена по УМК "Начальная школа XXI века" и содержит календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. "Начальная школа XXI века"

      Рабочая  программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы ...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской про­граммы Л.А. Ефросининой «Литературное...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс «Начальная школа 21 века».

Рабочая программа учителя по курсу литературное чтение для учащихся 3-го класса  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс "Начальная школа XXI века"

Преподавание литературного чтения в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством обра...