Литературное чтение. Басня Крылова. Конспект урока 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: И.А. Крылов «Мартышка и очки»
Учебная цель: расширение знаний о жизни и творчестве И.А. Крылова; уточнение понятия «басня» и ее особенности; обеспечение понимания главной мысли произведения «К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.», совершенствование умений работы с художественным текстом, умение дать характеристику героям, расшифровать иносказательный язык басни.
Планируемые результаты:
Предметные - расширение знаний о жизни и творчестве И.А. Крылова; уточнение понятия «басня» и ее особенности; обеспечение понимания главной мысли произведения «К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.» совершенствование умений работы с художественным текстом, умение дать характеристику героям, расшифровать иносказательный язык басни.
Метапредметные –
Познавательные – формирование умения определять басню как жанр литературы;
Регулятивные – принимать позиции слушателя или читателя в соответствии с учебной задачей; осуществление действия по заданному плану.
Коммуникативные - использование доступных речевых средств для передачи своего впечатления; принятие участия в обсуждении прочитанного;
Личностные – эмоциональное восприятие поступков литературных героев.
Ход урока
Этап | Д/М | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Подготовительная работа | 1 2 3 4 | - Иван Андреевич Крылов (1769-1844 гг.) – известный русский писатель, баснописец и журналист. Родился Иван 13 февраля 1769 года в Москве, в семье отставного офицера. Хорошего образования в детстве он не получил, лишь сам изучал литературу и математику, а также языке – французский и итальянский. Работал в казенной палате чиновником низкого ранга. Юный чиновник решил попробовать себя в драматургии. Затем в 1789 году происходит первая публикация автора – его сатирические послания, которые обличали злоупотребления тогдашних чиновников. И Крылов знал об этом не понаслышке. Далее он начал писать смешные рассказы, которые разоблачали жадных и нечестных политиков. - Откройте страницу в учебнике, с каким произведением Крылова мы сегодня работаем? -Как вы думаете, о чем пойдем речь в басне? Какими чертами обладает такое животное, как мартышка? Что она может делать в этой басне с очками?
-Полдюжины -Темя -Невежда Разбор значения слов. Подбор синонимов. После прочтения басни, мы должны с вами ответить на вопрос: Как вы думаете, какие людские недостатки высмеиваются в басне? | С басней «Мартышка и очки» Ответы детей | Познавательные – формирование умения определять басню как жанр литературы; Коммуникативные - использование доступных речевых средств для передачи своего впечатления; Личностные – эмоциональное восприятие поступков литературных героев. |
Первичный синтез | 5 6 | -Образцовое чтение басни учителем Мартышка и очки Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. "Тьфу пропасть! - говорит она,- и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на-волос нет в них". Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. А теперь прочитаем басню по ролям. | Распределение главных ролей между учениками. | Регулятивные – принимать позиции слушателя или читателя в соответствии с учебной задачей; Коммуникативные - использование доступных речевых средств для передачи своего впечатления; Личностные – эмоциональное восприятие поступков литературных героев. |
Вторичный синтез | 7 8 9 10 | 1. Работа над рассказом -Какие выражения вам не понятны? - Замените следующие слова и выражения строчками из басни:
-Разделите рассказ на части - Дайте характеристику мартышке по следующему плану: 1. Имя героя. Подготовьтесь к выразительному чтению. | и так и сяк проку на волос нет в них невежда Выполняют задание Дают характеристику литературному герою. | Регулятивные –осуществление действия по заданному плану. Коммуникативные - принятие участия в обсуждении прочитанного; Личностные – эмоциональное восприятие поступков литературных героев. |
Тема: С.В. Михалков «Если»
Учебная цель: расширение кругозора о жизни и творчестве С.В. Михалкова, обеспечение понимания главной мысли произведения при помощи жизнелюбия, оптимизма, фантазии, обеспечение умения давать характеристику героям.
Планируемые результаты:
Предметные - расширение кругозора о жизни и творчестве С.В. Михалкова, обеспечение понимания главной мысли произведения при помощи жизнелюбия, оптимизма, фантазии, обеспечение умения давать характеристику героям.
Метапредметные –
Познавательные –осознавать смысл слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;
Регулятивные – читать в соответствии с целью чтения, выразительно;
Коммуникативные – строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
Личностные – развитие воображения; воспитание с помощью стиха добрых чувств;
Ход урока
Этап | Д/М | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Подготовительная работа | 1 2 | Сообщение об авторе Сергей Владимирович Михалков – советский писатель, поэт, драматург, автор многих произведений для детей, а также гимнов Советского Союза и Российской Федерации. Родился 28 февраля (13 марта) 1913 года в Москве, в семье коллежского асессора. Писатель принадлежит к старинному дворянскому роду. Способности к поэзии проявились рано, уже в девять лет у него было несколько стихотворений. С 1927 года семья Михалковых жила на юге России, где и начал печататься юный поэт. Первое стихотворение, «Дорога», было напечатано в 1928 году в Ростове-на-Дону. Окончив школу, он вернулся в Москву, где сначала работал на ткацкой фабрике, а с 1933 года поступил внештатным сотрудником в газету «Известия». Он печатался во многих изданиях, включая журналы «Пионер», «Огонек». Вскоре появился и первый сборник его стихов. Откройте учебник, с каким произведением С.В. Михалкова мы сегодня работаем? Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении? | Со стихотворением «Если» Ответы детей | |
Первичный синтез | 3 4 | Целевой вопрос: что помогло детям скоротать скучный, дождливый день? Образцовое чтение учителя | ||
Вторичный синтез | 5 | Анализ стихотворения по строфам -Чтение строфы -Ответы на вопросы по тексту -Определение настроения -Выразительное чтение | Фронтальная работа учащихся с учителем. |
Тема: А.Л. Барто «В театре»
Учебная цель: расширение знаний о жизни и творчестве А.Л. Барто и ее творчестве; понимания главной мысли произведения.
Планируемые результаты:
Предметные - расширение знаний о жизни и творчестве А.Л. Барто и ее творчестве; понимания главной мысли произведения.
Метапредметные:
Познавательные - формирование умения определять стихотворение как жанр литературы;
Регулятивные - позиции слушателя или читателя в соответствии с учебной задачей; осуществление действия по заданному плану.
Коммуникативные - использование доступных речевых средств для передачи своего впечатления; принятие участия в обсуждении прочитанного;
Личностные – умение отвечать на целевой вопрос; понимание скрытого смысла в произведении.
Ход урока
Этап | Д/М | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Подготовительная работа | 1 2 | Агния Львовна Барто (1906 - 1981) собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее. Однажды какой – то мальчик, позвонив писательнице по телефону сказал с обидой: - Зачем вы про меня написали? Это всё неправда! - Почему ты решил, что это про тебя? - Так в классе все говорят. - А тебе сколько лет? - Десять. - А я эти стихи писала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было… Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но не случалось ли вам узнавать в ее героях себя?.. Откройте страницу в учебнике, над каким произведением мы с вами будем сегодня работать? Как вы думаете, о чем это стихотворение? | Над стихотворением А.Барто «В театре» Ответы детей | Познавательные - формирование умения определять стихотворение как жанр литературы; Коммуникативные - использование доступных речевых средств для передачи своего впечатления; принятие участия в обсуждении прочитанного; |
Первичный синтез | 3 4 | Целевой вопрос: побывали ли на самом деле девочки в театре? Образцовое чтение стихотворения учителем | Регулятивные - позиции слушателя или читателя в соответствии с учебной задачей; осуществление действия по заданному плану. | |
Вторичный синтез | 5 | Анализ стихотворения по строфам -Чтение строфы -Ответы на вопросы по тексту -Определение настроения -Выразительное чтение | Работа вместе с учителем. | Регулятивные - позиции слушателя или читателя в соответствии с учебной задачей; осуществление действия по заданному плану. Коммуникативные - использование доступных речевых средств для передачи своего впечатления; принятие участия в обсуждении прочитанного; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Басни Эзопа и Крылова И.А."
Связь с современностью...
Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"
Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»» разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...
Презентация к уроку литературного чтения "Басни И.А.Крылова"
Данный материал предназначен для использования на уроке литературного чтения при изучении басен Кылова...
Урок отчет по литературному чтению. Басни И.А.Крылова.4 класс.
Воспитывать любовь к басням, желание их читать. ...
Урок по литературному чтению "Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица" 3 класс
Технологическая карта урока по литературному чтению. Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица". 3 класс. По учебнику В. Ю. Свиридовой...
Технологическая карта урока литературного чтения "Басни. Русские баснописцы" 4 класс
quot;Басни. Русские баснописцы"....
Урок литературного чтения по теме "Басни Крылова" в 4 классе
Форма урока: урок - викторинаЦель: повторить произведения И.А. Крылова, воспитывать любовь к литературе.Задачи :- Воспитывать навык самостоятельной работы над басней.-Развивать умение рабо...