«Обозначение звука [й*] с помощью разделительного Ь» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Тема урока: «Обозначение звука [й*] с помощью разделительного Ь»
Цели деятельности учителя: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob.gr_1.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения:
Школа №148 Учитель: Кожевникова Т.И.________
Класс: 1-б Методист: Солопова Т.В.________
Урок № 1 Студентка: Ерзакова З, 43 гр.
Тема урока: «Обозначение звука [й*] с помощью разделительного Ь»
Цели деятельности учителя: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным.
Планируемые результаты:
- Предметные: осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
- Личностные: проявляют интерес к окружающей природе.
- Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Букварь» В.В. Репкина, 1 класс, презентация.
Этапы. Методы и приемы | Время | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
Организационный момент Словесный метод: сл. учителя | 8:15-8:16 | Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку? Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята, Скорей за работу. | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Регулятивные: осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
Практический : Артикуляционные упражнения Наглядный метод: уч. презентация | 8:16- 8:19 | Чтобы выразительно и грамотно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе. Дыхательная гимнастика Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). Интонационная разминка Та-та-та – у нас дома чистота. -Давайте все вместе хором прочитаем чистоговорки. Прочитайте шепотом, шевеля губами. Теперь прочитайте девочки/мальчики, проговаривая каждое слово. Кто хочет прочитать? Первую строчку прочитаем тихо, а вторую громко. | Развивать артикуляционный аппарат Читают чистоговорки | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
Актуализация знаний Практический: чтение букв Наглядный метод: уч. презентация | 8:19-8:25 | -Ребята, на экране вы видите буквы(а, я, о, у, ю, и, ы, э, е, ё). - Разделите буквы на группы и объясните по какому признаку вы это сделали. Можно ли их разделить по-разному?(да) Возможны 2 варианта: 1 – гласные буквы, обозначающие 1 звук и гласные буквы, обозначающие 2 звука. 2 - гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука и гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука.) Молодцы! | Отвечать на вопросы учителя. Делить на группы буквы. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров. Познавательные: |
Постановка учебной задачи Практический: целеполагание | 8:25-8:27 | - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, которая имеет очень необычные свойства. Не зря её называют фокусником. А чтобы узнать, почему ее так называют: -Отгадайте загадку: Зимой и летом одним цветом. (Ель.) Это дерево нам хорошо знакомо. Ель – жительница наших северных краев. А совсем скоро ель можно будет увидеть и в наших квартирах на Новый год. - Давайте произнесём слово медленно. - Произнесём 1 звук, 2 звук, 3 звук. - Охарактеризуйте 1 звук, 2 звук, 3 звук. Ученик у доски – характеризует и ставит соответствующие модели звуков. - Посмотрите на 2-х уровневую схему. [ й ,] [ э ][ л ,] - Ребята, а теперь давайте дополним 2 уровень схемы. Обозначим звуки буквами. Ученик у доски. [ й ,] [ э ][ л ,] Е Л - Давайте теперь прочитаем слово. Что получилось? (Ел). - Ребята, как же так? Ведь у нас согласный [ л ,] – мягкий? - Кто может прояснить ситуацию? (нужна буква «ь»). -Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. -Какие цели мы поставим на урок? Знакомство с буквой. Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. – Скажите, а у этой буквы есть звук?(нет) - Посмотрите, как выглядит буква. - Что вы можете сказать про эту букву? На что она похожа? (половинка буквы Ы, перевёрнутая Р) | Отгадывать загадку. Произносить звуки хором . Характеризовать звуки. Составлять схемы. Читать слово. Формулировать тему и цели урока. Слушать стихотворение. Предполагать как выглядит буква. | Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров. |
Решение частных задач Практический: работа с слого-звуковым анализом Практический: работа со звуковой моделью слова | 8:27-8:33 | Работа с звуковой моделью. - давайте составим звуковую модель слова ружья, появляется звуковая запись [ружй*а]. -Ребята, кто хочет назвать устная характеристику каждого звука. -Запишите слово буквами. -Ребята, давайте посмотрим как записали свои варианты Авосик и Небойсик. Как вы думаете, они правильно записали? - Почему появились разные варианты? -Ребята, запишите правильную позицию на доске. Молодцы! Правильно! - Ребята, сделайте вывод. | Читать слово. Работа над слого-звуковым анализом слова. Работать со звуковой моделью слова. Работать с звуковой моделью слова. Делать вывод | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Динамическая пауза | 8:33- 8:34 | Видеоматериал. | Выполнять соответствующие упражнения | Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров. |
Решение частных задач Практический: работа со словами Практический: анализ слов Практический: чтение рассказа Практический: чтение рассказа по цепочке Практический: анализ и чтение предложений Практический: чтение и разбор пословиц | 8:34- 8:43 | Работа со словами. -Откройте азбуку на стр.60. Давайте с вами хором прочитаем эти слова в столбиках по слогам. В каждом столбике в словах есть одинаковая буква. Какую работу выполняет эта буква в разных словах? Сравните с моделями дядюшки Ага. Сравнить слова Коля и колья. Этот ь знак называется разделительным. Какие орфограммы встретились в словах? Коля, ёжик, ель. Какая работа у буквы ь в слове ель? Работа над лексическим значением слов: маяк-башня с сигнальными огнями на берегу моря курьер - посыльный учреждения для разноски деловых бумаг курьер - должностное лицо для разъездов со специальными поручениями – Назовите слова, которые обозначают один предмет. А теперь назовите слова, которые обозначают много предметов. Молодцы! Послушайте загадку и скажите о какой птичке идёт речь. Мальчишка в сером армячишке, По дворам шныряет , крохи собирает. По полям ночует, коноплю ворует. -Конечно о воробье. -На странице 62 вы видите рассказ. Давайте его прочитаем, начинаем с 1 ряда по предложению, по цепочке. – О ком говорится в рассказе? -Кто нашел слова в тексте , где есть мягкий знак?Кто может их перечислить? (воробьи, только, примелькались, воробьиной, очень, сказать, пролетать, шестьсот, делать, дальше.) Какую работу выполняет буква ь в этих словах? | Слушать установку учителя. Читать хором слова. Отвечать на вопросы. Придумывать пары слов Перечислять месяца с мягким знаком. Слушать установку учителя. Читать по цепочке рассказ. Отвечать на вопросы. Анализировать слова. Работать на лексическим значением слов. Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; действия с учетом выделенных ориентиров. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. |
Итог урока. Рефлексия. Практический: оценка деятельности | 8:43- 8:45 | Какая была тема урока? – Что нового вы узнали на уроке? -Для чего нужен мягкий знак? –– Что вызвало затруднение? Почему? Поднимите руки те, кто :хорошо поработал на уроке, и не возникло трудностей. А теперь, поднимите руки те,кому не всё удалось, иногда возникали трудности. Поднимите руки те, кто: ничего не понял. - Урок окончен. Ребята, до свидания. | Отвечать на вопросы учителя. Оценивать свою деятельность на уроке. | Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме "Обозначение звука [й ] с помощью разделительного мягкого знака" по учебнику В.В. Репкина (система Эльконина- Давыдова).
Конспект урока....
«Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
laquo;Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с формой и названием элементов букв...
«Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
laquo;Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь»Цель деятельности учителя:продолжить изучение способа обозначения звука [ й' ] в позиции – посл...
«Обозначение мягкости согласных звуков. Перевод звуковой записи слова в буквенную.»(Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
laquo;Обозначение мягкости согласных звуков. Перевод звуковой записи слова в буквенную.»Цель деятельности учителя: Формировать представления о способах обозначения мягкого согласного звука пере...
Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е
Цель: познакомить с обозначением звука Й с помощью букв Й, Я,Е,Ё, Ю...
Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е
Цель: познакомить с обозначением звука Й с помощью букв Й, Я,Е,Ё, Ю...
«Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е»
Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему «Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е» ...