Урок обучения грамоте по теме "Обозначение звука [й ] с помощью разделительного мягкого знака" по учебнику В.В. Репкина (система Эльконина- Давыдова).
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1klass._po_teme_oboznachenie_zvuka_y_s_pomoshchyu_razdelitelnogo_myagkogo_znaka.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте. 1 класс . Учебник В. В. Репкина Тема : Обозначение звука [й*] с помощью разделительного ь. Цель: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным.
Задачи: Формировать у учащихся умение находить орфограмму разделительного ь в словах на слух, учить обосновывать свой выбор для обозначения звука [й*] в разных позициях, прививать интерес к учебной деятельности.
Ход урока
- Оргмомент.
К нам на урок сегодня пришли близнецы Маша и Алёша. Они будут учиться вместе с нами.
- 1) Составление звуковой модели слова ружья, появляется звуковая запись [ружй*а]
Устная характеристика каждого звука.
Записать слово буквами (Составление слова из разрезной азбуки) Зафиксировать все варианты . Вынести на доску.
Посмотреть варианты в учебнике Авосика и Небосика.
Почему появились разные варианты ?
Разные варианты написания слова возникли из-за того, что в них по- разному обозначен звук [ й*].
Вспомним, как мы обозначали звук [ й*]?
Дети называют: ,
- Буквой Й, в случае, когда [ й*] не перед гласным.
- Если звук [ й*] перед гласными - его обозначали буквами Я,
Е, Е, Ю.
Одной буквы Я для обозначения звука [й*] в слове ружья недостаточно. Почему?
Дети ставят учебную задачу урока - научиться обозначать звук [й*] в новой позиции - после согласного перед гласным. Возможные варианты обозначения зафиксированы в букваре от имени Авосика и Небосика. Сравнив разные варианты записи , ученики задают вопросы: «А какой же вариант является правильным?» Как люди договорились обозначать звук [й*] в этой позиции. Давайте посмотрим в учебнике, правильная запись расположена на специальной табличке.
Вывод делают дети: буква ь в слове ружья выполняет совершенно новую работу . Она помогает гласной букве Я обозначить звук [й*]
- Чтение слов с доски:
1 группа
Коля, маяк, колья.
2группа лёд, ёжик, льёт
3 группа
салют, юг, польют 4группа
потеря, ель, курьер
5 группа
пули, иглы, ульи
В каждом столбике в словах есть одинаковая буква.
Какую работу выполняет эта буква в разных словах?
Сравните с моделями дядюшки Ага. Сравнить слова Коля и колья. Этот ь знак называется разделительным.
Какие орфограммы встретились в словах? Коля, ёжик, ель.
Какая работа у буквы ь в слове ель?
Работа над лексическим значением слов:
маяк-башня с сигнальными огнями на берегу моря
курьер - посыльный учреждения для разноски деловых бумаг
курьер - должностное лицо для разъездов со специальными
поручениями
Физкультминутка.
IY. Послушайте загадку и скажите о какой птичке идёт речь.
Мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет , крохи собирает.
По полям ночует, коноплю ворует.
Конечно о воробье.
У детей было задание понаблюдать за воробьями.
Что интересного вы заметили?
За этими незатейливыми пернатыми наблюдал и писатель Кочетов.
Послушайте, что написал о них.
И что нового вы узнали о воробьях?
Автор их называет осёдлой птичкой.
Осёдлая - постоянно проживающая на одном месте.
Лексическое значение слова примелькались, мелькать, являться, показываться на короткое время.
600м. - от школы до автостанции.
Найти слова в которых есть буква ь.
Дети находят слова: воробьи, только, примелькались, воробьиной, очень, сказать, пролетать, шестьсот, делать, дальше. Какую работу выполняет буква ь в этих словах?
Y. Итоговая рефлексия.
Какую работу выполняет буква ь?
Способы обозначения звука [й*]. Близнецы Маша и Алёша согласились с учениками нашего класса.
YI. Постановка учебной задачи на следующий урок:
Ну вот, наконец-то мы изучили все буквы, - сказал Авосик, - теперь можем записать любое слово.
- А мне кажется, одна буковка ещё осталась - возразил Небойсик, - я слышал, что их всего 33, а в наших домиках живут только 32 буквы. Какая же буква осталась?
Дети догадываются, что это буква ъ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме: Звуки [г], [г’], [д], [д’] и буквы Г, г, Д, д. Заклички. (Система Занкова)
Цель деятельности учителя: создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [г], [г’], [д], [д’] и познакомить с буквы Г, г, Д, д; способствова...
конспект урока обучения грамоте по теме: "Звуки [д], [д\'] и буква д". 1 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Конспект урока обучения грамоте по программе "Школа 2100"....
Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Звуки ж, ш всегда твердые согласные звуки"
Презентация подходит для уроков обучения грамоте в 1 классе....
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1
Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1...
Технологическая карта урока обучению грамоте "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью э, е" 1 класс, УМК системы Эльконина - Давыдова
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв э, е.Задачи урока: Дидактические:1.Формировать умение ...