Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Алена Владимировна Белоногова

Цель: познакомить с обозначением звука Й с помощью букв Й, Я,Е,Ё, Ю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_2.docx26.71 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx717.16 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема: «Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е»

Класс: 1а

Цель урока:  Познакомить с обозначением звука [й’] с помощью букв й, я, е, ё, ю

Задачи урока:

  • Учиться определять количество букв и звуков в словах по позиции букв я, е, ё, ю;
  • познакомить с новыми требованиями к оформлению записи звукобуквенного анализа слова;
  • Закреплять изученные знания.

Этап урока

Текст

Действия

Примечания

Организационный настрой

-Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Дети стоят, садятся по очереди

Пусть этот урок вам подарит не только новые знания, но и удовольствие.

Итак, отправляемся на встречу к новым, увлекательным открытиям.

Ситуация успеха

Предлагаю урок начать с игры.

Я буду задавать вопросы, а вы, если соглашаетесь со мной, то показывайте знак «+», если нет, то «-».

  • Звуки мы слышим и произносим   (+)
  • Буквы мы видим и пишем (+)
  • Согласные звуки все твердые (-)
  • Гласных букв в русском алфавите 8 (-)

А сколько, ребята? Правильно 10, назовите их.

  • Мягкость согласного звука обозначать не надо (-)
  • Звук [й‘] всегда звонкий и мягкий (+)
  • Гласные буквы А,О,У,Ы,Э обозначают твердость согласного звука (+)

Работа с карточками.

Что мы изучаем на уроках русского языка?

Звуки и буквы. Слова.

Что мы умеем делать? 

Умеем читать, писать, обозначать звуки на письме буквами, умеем записывать слово звуками и буквами

Отлично. Вот сейчас и покажите, как быстро и правильно вы умеете это делать. Готовы? справитесь?

Дети отвечают

На ваших партах лежат звуковые модели слов.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

Отгадку найдите среди звуковых моделей.

Начинаем:

  1. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц этот…(МАЙ)

Покажите мне отгадку: звуковую модель слова МАЙ.

Возьмите ручки. Обозначим буквами каждый звук.

Отлично!

Кто справился, поставьте себе на карточке плюс.

Где встретился звук Й?

в конце слова

Как мы обозначили звук Й?

Буквой Й.

  1. Что надевают люди под свитер, рубашку? (МАЙКА)

Покажите мне отгадку: звуковую модель слова МАЙКА.

Возьмите ручки. Обозначим буквами каждый звук.

Отлично!

Кто справился, поставьте себе на карточке плюс.

Где встретился звук Й в этом слове?

в середине слова, перед согласным звуком

Как мы обозначили звук Й?

Буквой Й.

Вместе с детьми на доске вывешиваю звуковую модель слова МАЙ, обозначаю буквами.

Вместе с детьми на доске вывешиваю звуковую модель слова МАЙКА, обозначаю буквами.

Ситуация разрыва

  1. Великан стоит в порту,

Освещает темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!»

(МАЯК)

Покажите мне отгадку: звуковую модель слова МАЯК.

Возьмите ручки. Запишите буквами это слово самостоятельно

    У детей могут возникнуть следующие варианты написания слова:

МАЯК, МАЙАК, МАЙЯК.

Интересно, только что мы писали с вами слова, у всех все было одинаково. МАЙ, МАЙКА.

А сейчас вы почему-то все написали по-разному.

Что произошло? Что не так?

Какой звук вы обозначили по-разному?

Вместе с детьми на доске вывешиваю звуковую модель слова МАЯК.

Постановка учебно-практической задачи

Так какой звук вызвал у вас проблему?

Звук Й

Сегодня на уроке мы будем решать эту проблему.

Ответы детей

Решение учебно-практической задачи

А разве вчера мы не научились обозначать звук й?

Какой буквой обозначали звук?

Буквой Й

Что изменилось?

Может сосед виноват?

В слове МАЙ какой сосед справа? (конец слова, соседей нет)

В слове МАЙКА? (в середине слова, сосед согласный). Хорошо!

А в слове МАЯК назовите соседа? (гласный).

Получается, что звук й в этих словах занимает разную позицию, т.е место.

Как же все-таки правильно писать это слово? (МАЙАК, МАЙЯК, МАЯК), ведь в русском языке принято только одно написание! Осталось только узнать, какое именно.

Наш уважаемый Дедушка Ус пришел к нам на помощь!

Он показывает правильное написание слова:

МАЯК

Какая работа у буквы Я в этом месте?

Буква Я обозначает два звука:  Й и А.

Звук Й не всегда обозначается буквой Й. Это зависти от позиции.

Ответы детей

Физминутка

Решение частных задач, конкретизация открытия

Как вы думаете, есть ли еще буквы, которые обозначают 2 звука?

Проверим это, понаблюдаем над другими словами.

Запишите звуковую модель слова ЮЛА

Интонируем каждый звук, сверяем с образцом.

Запишем это слово буквами.

Какой первый звук?

Й

Звук й стоит в начале слова и рядом у него гласный.

Значит, понадобится другая буква.

А какая?

(Буква Ю)

Ответы детей

Рефлексия

Какой трудный и важный сегодня был урок. И вы, ребята, справились. Не испугались трудностей. Вы большие молодцы.

А что мы сегодня узнали? и чему научились?

Ответы детей

Тренировочное упражнение

На экране слова:

ДЫНЯ

БАНЯ

ЯМА

БАЯН

ЮБКА

Игра. Задача детей: определить сколько звуков обозначают буквы Я, Ю. Если два звука, то два раза топнуть, если один, то один раз хлопнуть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ма йа к ма йя к МА Я К

Слайд 2

м а я к [ й а ] Я ,

Слайд 3

Ё ЛКИ ВОДО Ё М Я МА КЛ Ю В БА Я Н Ю БКА КЛ Ё Н ВОИН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Закрепление правил обозначения звуков [у], [о], [а] буквами».

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения правильно обозначать звуки [у], [о], [а] буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти....

Конспект логопедического занятия. Тема: «Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь»

Цели:1. Развивать фонематический слух на основе выделения мягкого звука на конце слова.2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.3. Коррекция памяти, внимания, мышления....

«Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

laquo;Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь»Цель деятельности учителя:продолжить изучение способа обозначения звука [ й' ] в позиции – посл...

«Обозначение звука [й*] с помощью разделительного Ь» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

Тема урока: «Обозначение звука [й*] с помощью разделительного Ь»  Цели деятельности учителя: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным....

Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е

Цель: познакомить с обозначением звука Й с помощью букв Й, Я,Е,Ё, Ю...

«Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е»

Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему «Обозначение звука {й} с помощью букв Я, Ю, Ё, Е» ...