Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literatrnomu_chteniyu_4_klass_lebedushka_esenin.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 4б
Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка»
Цели урока: знакомство со стихотворением С. А. Есенина «Лебёдушка», раскрытие в детях таких качеств, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».
Планируемые результаты:
- Предметные - уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
- Личностные - привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине).
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1.Этап самоопределения к деятельности | 1-2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | Приветствовать учителя. | Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. |
2. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод – фронтальная беседа. | 4-5 мин. | - Я рада видеть вас. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране «Поэтическая тетрадь» - С произведениями каких писателей познакомились? ( Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов) - О чём эти произведения? (о природе, временах года) Проверка домашнего задания: чтение стихотворения выразительно Н. М. Рубцов «Сентябрь». | Отвечать на вопросы учителя. Называть авторов. О природе, временах года. Читать стихотворения выразительно. | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. |
3. Постановка учебной задачи Объяснительно-иллюстративный метод – просмотр портрета писателя. | 4- 5 мин. | Чтение стихотворения учителем: Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его - Россия - Земля добра и голубая даль. - Почему с этих строк я начала наш урок? Как вы думаете, кому они посвящены? СЛАЙД (портрет С.Есенина) - Что вы знаете об этом поэте? - Сформулируйте тему и цель урока. | Слушать чтение стихотворения учителем. Отвечать на Вопросы учителя. Формулировать тему и цель урока. | Регулятивные: выполнять учебные задания, используя план. Познавательные: формулировать проблемы. |
4. Открытие нового знания Словесный метод – рассказ о творчестве писателя учителем. Объяснительно-иллюстративный метод – просмотр видеофрагмента. Словесный метод - фронтальная беседа. | 7- 8 мин. | Рассказ о творчестве поэта. Основная тема творчества Сергея Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. Всё – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью. - Ребята, а что вы помните о жизни поэта? ПРОСМОТР видео «Сергей Есенин» (во время просмотра обучающиеся вспоминают стихи поэта, которые изучались ранее). -Вот вы и вспомнили известные всем строки стихотворений поэта, певца природы, собрав чудный букет из Есенинских строк. - А как вы думаете, взрослые часто обращаются к творчеству С.Есенина? - Подумайте, а вы часто любуетесь березкой, которая растет возле вашего дома? Любите ли вы весну? А черемуху? А как вы относитесь к «Черемухе» Сергея Есенина? -Ребята, сколько света, добра и радости в стихах Есенина! Но очень часто бывает, что доброе, чистое, нежное вынуждено бороться со злом, насилием, жестокостью. Вечная тема добра и зла волновала многих людей. Не оставила она равнодушным и С. Есенина, человека чуткого, ранимого, тонко чувствующего настроение окружающего мира. | Внимательно слушать рассказ учителя о творчестве поэта. Отвечать на вопросы учителя. Смотреть видеофрагмент о писателе. Отвечать на вопросы учителя. Слушать речь учителя. | Познавательные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы. Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: участвовать в беседе. |
5. Первичное закрепление во внешней речи Словесный метод – фронтальная беседа. Практический метод - работа со стихотворением. Словесный метод – рассказ. Практический метод – анализ стихотворения. Словесный метод – фронтальная беседа. Физминутка | 5- 7 мин. | Подготовка к восприятию стихотворения. -Сегодня на уроке я познакомлю вас с моим любимым произведением Сергея Есенина «Лебедушка». Это стихотворение написано в жанре сказки-былины. -Легко ли предположить о ком будет это стихотворение? Что вы уже знаете об этой птице? Как вы думаете, почему лебедей называют «необыкновенными птицами»? -Известно 6 видов лебедей. 4 из них населяют территорию России. Со времен глубокой древности лебедь является символом красоты, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью, хотя лебедь не относится к певчим птицам. Он может лишь гоготать. Огромные белые птицы на синем небе - это очень красивое зрелище .Но еще более прекрасным кажется лебедь на озере в глухом лесу. Величаво скользит он по озеру. Но догнать его трудно даже на лодке. -Я хочу, чтобы, прослушав это стихотворение, вы поделились своими мыслями, чувствами, переживаниями. Слайд-шоу (сопровождение стихотворения видео рядом по содержанию). Чтение стихотворения учителем. Анализ восприятия -А теперь я хочу послушать ваше мнение. Я думаю, не осталось равнодушных. Какие же чувства вызвало это стихотворение? Почему у этой сказки-былины такой печальный конец? Почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории? Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения? Почему это стихотворение называют сказкой – былиной? (напевность, неторопливость, ритм как у былины, есть много устаревших слов). -Кто главные герои стихотворения? -Почему автор называет их «лебедушка, лебежатушки»? О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.) Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения. Лебеди летят, Крыльями машут, плавные движения руками с большой амплитудой Прогнулись над водой, Качают головой, наклоны вперед, прогнувшись Прямо и гордо умеют держаться, Тихо-тихо на воду садятся приседания | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Слушать историю о лебедях. Смотреть и слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Напевность, неторопливость, ритм как у былины, есть много устаревших слов. Называет их ласково, с любовью. Выполнять физминутку. | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы. Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод - словарная работа. Практический метод – выборочное чтение. Практический метод - работа над произведением. Словесный метод - фронтальная беседа. Объяснительно-иллюстративный метод – просмотр иллюстрации. Практический метод - работа над произведением. Словесный метод - фронтальная беседа. Практический метод - работа в группах. Практический метод - анализ стихотворения. Словесный метод - фронтальная беседа. Практический метод - анализ стихотворения. Практический метод - игра «Если бы я был волшебником» | 10 - 13 мин. | Словарная работа. - Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний: - покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи; - гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале; - тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением; - молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки; - трава шелковая – нежная; - тихозвонные ручейки - спокойно протекающие; - росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро; - цветы лазоревые - светло-синий тон; - волны пряные - издающие запах; - Ребята, как вы думаете, для чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? -Как они называются в литературе? ( Эпитеты) Работа над произведением. - Прочитайте стихотворение про себя и попробуйте разделить его на части: зачин, завязка, кульминация, развязка. - Прочитайте зачин. На какой тон он настраивает? Какие поэтические средства использованы? - О чем повествует следующая часть? -С какой интонацией ее надо читать? Почему? - Прочитайте эпизод о «надвигающейся туче черной». Почему змее удалось спастись от гибели? - Прочитайте кульминационный момент. Почему с лебедушкой произошла трагедия? - Какие слова из последней строфы уже встречались? - Сопоставьте строчки: Хоронились лебежатушки А под кочками зелеными Под крыло ли материнское Хоронились лебежатушки - Последняя строфа замыкает композицию. Все осталось в природе, но нет лишь лебедушки. И материнское крыло заменено «кочками зелеными » - Проследите по тексту, какое Есенин питает чувство к прекрасной птице. Приведите примеры. - Как автор описал орла? - Как Есенин оценивает происшедшее? - Как нужно читать предпоследнюю строфу? Последнюю? Почему? - Рассмотрите иллюстрацию. Найдите строфы, которые подходят к ним. - Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. - Кто из вас помнит, что такое олицетворение? - Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ. Найдите и отметьте олицетворения. (Дети зачитывают олицетворения) - зорюшка рассыпала, - сосны наряжали, - камыши шепталися, - перешёптывались лилии, - цветы улыбались. - Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая. Работа в группах над содержанием текста - Сейчас поработаем в группах. - Для каждой группы я приготовила задание на карточках. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и дают на него ответ. Анализ стихотворения по содержанию, эмоциональной нагрузке. -Какое место самое трагическое? -Могла ли лебедушка спастись от смерти? - Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним) - О чём говорит поступок матери – лебеди? (Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.) - Такой поступок называется самопожертвованием. - Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей. - Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.) - Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям. Игра «Если бы я был волшебником» - Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории? | Объяснять значение словосочетаний в стихотворении. Отвечать на вопросы. Эпитеты. Читать стихотворение и разделять его на части: зачин, завязка, кульминация. Отвечать на вопросы учителя. Сопоставлять строчки. Отвечать на вопросы учителя. Отвечать на вопросы учителя. Смотреть иллюстрацию. Сопоставлять строфы. Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ. Искать олицетворения с стихотворении. Работать в группах. Анализировать стихотворение. Ради спасения своих детей, ради любви к ним. Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей. Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать. Играть в игру. | Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы . Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: участвовать в беседе. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы. Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы. Познавательны: применять свои знания. |
7. Включение в систему знаний Практический метод –чтение стихотворения | 2 - 3 мин. | Выразительное чтение стихотворения учащимися. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения. | Читать стихотворение выразительно. Записывать домашнее задание. | Познавательны: применять свои знания. |
8. Рефлексия деятельности Аналитический метод – цветотехника. Практический метод - чтение стихотворения. | 1-2 мин. | -Ребята, выскажите свое мнение об этом уроке, о теме нашего урока, о прочитанном стихотворении: -Мне стало жалко… -Мне не понравилось… -Меня восхитило… -Меня возмутило… -Я хочу, чтобы… -А мне хотелось бы закончить урок словами из стихотворения: Друзья, учитесь верности у Лебедей! - Всех благодарю за работу на уроке. - Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания. | Оценивать свою деятельность на уроке. Слушать чтение стихотворения учителем. | Регулятивные: анализировать собственную работу. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: участвовать в беседе. |
Задание для группы № 1.
- Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?
А) картину заката,
Б) картину рассвета,
В) картину жаркого летнего полдня,
Г) картину ясной летней ночи.
- Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?
А) из зарослей камыша,
Б) из зарослей осоки,
В) из – за острова.
- Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?
А) на середину озера,
Б) на заводь тихую,
В) на остров маленький,
Г) на луг пестреющий.
Задание для группы № 2.
- Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?
А) спрятаться,
Б) пощипать траву душистую,
В) поиграть в игру весёлую,
Г) быть подальше от опасности.
- Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?
А) учила их,
Б) кормила их,
В) дозорила, охраняла,
Г) играла.
- Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?
А) змея,
Б) коршун,
В) сокол,
Г) орёл.
Задание для группы № 3.
- Как лебёдушка заметила опасность?
А) услышала крик,
Б) услышала приближающийся шум,
В) увидела отражение крыльев орла в воде,
Г) случайно посмотрела в нужную сторону.
- Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?
А) спрятала их под крылья,
Б) спрятала их в траве,
В) спрятала их под корягой.
- Чем закончилось стихотворение?
А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,
Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,
В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,
г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.
Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Технологическая карта урока Литературное чтение Выполнила студентка 45гр. Сальникова Ирина Проверила: ________ Отметка: ___________ Дата: 07. 03. 18. Челябинск, 2018
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс
Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы.."" 3 класс
УМК"Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Берёза"" 3 класс
УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по литературному чтению на тему : С. А. Есенин "Черемуха"
Конспект урока политературному чтению. С.А. Есенин " Черемуха"...
конспект урока по литературному чтению по теме "С.А. Есенин. Черемуха", 3 класс
данный конспект разработан по теме "С. Есенин. Черемуха". в нем подробно раскрыта работа над произведением...
Конспект урока по литературному чтению по теме «С.А. Есенин «Лебёдушка»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, в процессе работы над стихотворением С. А. Есенина «Лебедушка».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора; о...