Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ветчинникова Ирина Владимировна

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс:

Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка»                

Цели урока: знакомство со стихотворением С. А. Есенина «Лебёдушка»,  раскрытие в детях таких качеств, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».

Планируемые результаты:

  • Предметные - уметь  прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
  • Личностные - привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине).

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин.

 - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствовать учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод – фронтальная беседа.

4-5 мин.

- Я рада видеть вас. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране «Поэтическая тетрадь»

- С произведениями каких писателей познакомились?

( Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов)

- О чём эти произведения? (о природе, временах года)

Проверка домашнего задания: чтение стихотворения  выразительно Н. М. Рубцов  «Сентябрь».

Отвечать на вопросы учителя.

Называть авторов.

О природе, временах года.

Читать стихотворения выразительно.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

3. Постановка учебной задачи

Объяснительно-иллюстративный метод – просмотр портрета писателя.

4- 5 мин.

Чтение стихотворения учителем:

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

- Почему с этих строк я начала наш урок? Как вы думаете, кому они посвящены?

 СЛАЙД (портрет С.Есенина)

 - Что вы знаете об этом поэте?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Слушать чтение стихотворения учителем.

Отвечать на

Вопросы учителя.

Формулировать тему и цель урока.

Регулятивные: выполнять учебные задания, используя план.

Познавательные: формулировать проблемы.

4. Открытие нового знания

Словесный метод – рассказ о творчестве писателя учителем.

Объяснительно-иллюстративный метод – просмотр видеофрагмента.

Словесный метод - фронтальная беседа.

7- 8 мин.

Рассказ о творчестве поэта.

Основная тема творчества Сергея Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. Всё – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

- Ребята, а что вы помните о жизни поэта?

ПРОСМОТР видео «Сергей Есенин» (во время просмотра обучающиеся вспоминают стихи поэта, которые изучались ранее).

-Вот вы и вспомнили известные всем строки стихотворений поэта, певца природы, собрав чудный букет из Есенинских строк.

- А как вы думаете, взрослые часто обращаются к творчеству С.Есенина?

- Подумайте, а вы часто любуетесь березкой, которая растет возле вашего дома? Любите ли вы весну? А черемуху? А как вы относитесь к «Черемухе» Сергея Есенина?

-Ребята, сколько света, добра и радости в стихах Есенина! Но очень часто бывает, что доброе, чистое, нежное вынуждено бороться со злом, насилием, жестокостью.

Вечная тема добра и зла волновала многих людей. Не оставила она равнодушным и С. Есенина, человека чуткого, ранимого, тонко чувствующего настроение окружающего мира.

Внимательно слушать рассказ учителя о творчестве поэта.

Отвечать на вопросы учителя.

Смотреть видеофрагмент о писателе.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать речь учителя.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

5. Первичное закрепление во внешней речи 

Словесный метод – фронтальная беседа.

Практический метод - работа со стихотворением.

Словесный метод – рассказ.

Практический метод – анализ стихотворения.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Физминутка

5- 7 мин.

Подготовка к восприятию стихотворения.

-Сегодня на уроке я познакомлю вас с моим любимым произведением Сергея Есенина «Лебедушка». Это стихотворение написано в жанре сказки-былины.

-Легко ли предположить о ком будет это стихотворение? Что вы уже знаете об этой птице? Как вы думаете, почему лебедей называют «необыкновенными птицами»?

-Известно 6 видов лебедей. 4 из них населяют территорию России. Со времен глубокой древности лебедь является символом красоты, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью, хотя лебедь не относится к певчим птицам. Он может лишь гоготать. Огромные белые птицы на синем небе - это очень красивое зрелище .Но еще более прекрасным кажется лебедь на озере в глухом лесу. Величаво скользит он по озеру. Но догнать его трудно даже на лодке.

-Я хочу, чтобы, прослушав это стихотворение, вы поделились своими мыслями, чувствами, переживаниями.

Слайд-шоу (сопровождение стихотворения видео рядом по содержанию).

Чтение стихотворения учителем.

Анализ восприятия

-А теперь я хочу послушать ваше мнение.

Я думаю, не осталось равнодушных. Какие же чувства вызвало это стихотворение?

Почему у этой сказки-былины такой печальный конец? Почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории? Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения?

Почему это стихотворение называют сказкой – былиной? (напевность, неторопливость, ритм как у былины, есть много устаревших слов).

-Кто главные герои стихотворения?

-Почему автор называет их «лебедушка, лебежатушки»? О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Лебеди летят,

Крыльями машут,

плавные движения руками с большой амплитудой

Прогнулись над водой,

Качают головой,

наклоны вперед, прогнувшись

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся

приседания

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать историю о лебедях.

Смотреть и слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Напевность, неторопливость, ритм как у былины, есть много устаревших слов.

Называет их ласково, с любовью.

Выполнять физминутку.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод - словарная работа.

Практический метод – выборочное чтение.

Практический метод - работа над произведением.

Словесный метод - фронтальная беседа.

Объяснительно-иллюстративный метод – просмотр иллюстрации.

Практический метод - работа над произведением.

Словесный метод - фронтальная беседа.

Практический метод - работа в группах.

Практический метод - анализ стихотворения.

Словесный метод - фронтальная беседа.

Практический метод - анализ стихотворения.

Практический метод - игра «Если бы я был волшебником»

10 - 13 мин.

Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для чего Сергей Есенин использует такие словосочетания?

-Как они называются в литературе? ( Эпитеты)

Работа над произведением.

- Прочитайте стихотворение про себя и попробуйте разделить его на части: зачин, завязка, кульминация, развязка.

- Прочитайте зачин. На какой тон он настраивает? Какие поэтические средства использованы?

- О чем повествует следующая часть?

-С какой интонацией ее надо читать? Почему?

- Прочитайте эпизод о «надвигающейся туче черной». Почему змее удалось спастись от гибели?

- Прочитайте кульминационный момент. Почему с лебедушкой произошла трагедия?

- Какие слова из последней строфы уже встречались?

- Сопоставьте строчки:

Хоронились лебежатушки

А под кочками зелеными

Под крыло ли материнское

Хоронились лебежатушки

- Последняя строфа замыкает композицию. Все осталось в природе, но нет лишь лебедушки. И материнское крыло заменено «кочками зелеными »

- Проследите по тексту, какое Есенин питает чувство к прекрасной птице. Приведите примеры.

- Как автор описал орла?

- Как Есенин оценивает происшедшее?

- Как нужно читать предпоследнюю строфу? Последнюю? Почему?

- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите строфы, которые подходят к ним.

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

Найдите и отметьте олицетворения. (Дети зачитывают олицетворения)

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

Работа в группах над содержанием текста

- Сейчас поработаем в группах.

- Для каждой группы я приготовила задание на карточках. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста.

Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и дают на него ответ.

Анализ стихотворения по содержанию, эмоциональной нагрузке.

-Какое место самое трагическое?

-Могла ли лебедушка спастись от смерти?

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.

Игра «Если бы я был волшебником»

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

Объяснять значение словосочетаний в стихотворении.

Отвечать на вопросы.

Эпитеты.

Читать стихотворение и разделять его на части: зачин, завязка, кульминация.

Отвечать на вопросы учителя.

Сопоставлять строчки.

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Смотреть иллюстрацию.

Сопоставлять строфы.

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

Искать олицетворения с стихотворении.

Работать в группах.

Анализировать стихотворение.

Ради спасения своих детей, ради любви к ним.

Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.

Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.

Играть в игру.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы .

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

7. Включение в систему знаний

Практический метод –чтение стихотворения

2 - 3 мин.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения.

Читать стихотворение выразительно.

Записывать домашнее задание.

Познавательны: применять свои знания.

8. Рефлексия деятельности

Аналитический метод – цветотехника.

Практический метод - чтение стихотворения.

1-2 мин.

-Ребята, выскажите свое мнение об этом уроке, о теме нашего урока, о прочитанном стихотворении:

-Мне стало жалко…

-Мне не понравилось…

-Меня восхитило…

-Меня возмутило…

-Я хочу, чтобы…

-А мне хотелось бы закончить урок словами из стихотворения:

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Слушать чтение стихотворения учителем.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Задание для группы № 1.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

Задание для группы № 2.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.

Задание для группы № 3.

  1. Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

  1. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.

  1. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                                                                                            Выполнила студентка 45гр.

                                                                                                                                             Сальникова Ирина

                                                                                                                                                   Проверила: ________

                                                                                                                                                    Отметка: ___________

                                                                                                                                        Дата: 07. 03. 18.

Челябинск, 2018

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему : С. А. Есенин "Черемуха"

Конспект урока политературному чтению.  С.А. Есенин " Черемуха"...

конспект урока по литературному чтению по теме "С.А. Есенин. Черемуха", 3 класс

данный конспект разработан по теме "С. Есенин. Черемуха". в нем подробно раскрыта работа над произведением...

Конспект урока по литературному чтению по теме «С.А. Есенин «Лебёдушка»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, в процессе работы над стихотворением С. А. Есенина «Лебедушка».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора; о...