Конспект урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы.."" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Коновалова Елена Александровна

УМК"Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.a.esenin_nivy_szhaty_roshchi_goly.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                     Студентки 41 группы

Технологическая карта по литературному чтению

Тема:  «Стихи о природе. С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"».

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления со стихотворением С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы..." способствовать разнообразию умения чувствовать и понимать образный язык стихотворения.

Планируемые результаты:

предметные: 

  • владеют основными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов;
  • определят тон и темп, выделяют рифмующиеся строки и логические ударения;
  • отрабатывают навык выразительного чтения.

личностные:

  • эмоционально "переживают текст" выражают свои эмоции;
  • сохраняют мотивацию к учёбе.

Оборудование: учебник Литературное чтение 3 класс 2ч. "Начальная школа 21 века", рабочая тетрадь ,презентация.

Тип урока: комбинированный

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

Мотивационный

Фронтальная

Слове.: слово учителя, работа с пословицей

= 2

Приветствие учителя

Проверка готовности к уроку.

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

- Проверим готовность к уроку.

 

Приветствовать учителя

Работать с пословицей

К.: настрой на урок, знакомство с учителем.

П.: строят речевое высказывание.

2

3

4

5

6

7

8.

Проверка домашнего задания

Постановка учебной задачи

Практич.: отгадывание загадки

Словес.: определение темы и цели урока

Работа с текстом во время чтения

Словес.: словарная работа

Работа с текстом после чтения

Словсес.: работа с первой строфой

Словес.: работа с первой строфой, анализ

Словес.: работа со второй строфой, анализ

Словес.: работа с третьей строфой, анализ

Самостоятельная работа

Практич.: работа в группах над стихотворением

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы

Домашнее задание.

=30

=5

- А сейчас мы проведём конкурс "Лучший чтец", выразительное чтение наизусть одного из стихотворений С.А. Есенина.

- Я предлагаю вам отгадать загадку. С помощью её мы и сможем предположить тему нашего урока.

- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает,- когда это бывает?(осенью)

- Что же вы знаете об этом времени года?

- Осень- это замечательное время года, которое не оставляет людей равнодушными к своей красоте. Многие писатели и поэты посвятили ему свои произведения.

- Так чему же посвящена тема нашего занятия?

- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении?

- Какие цели поставим перед собой на уроке?(Познакомиться с новым стихотворением, научиться его читать выразительно и получать от этого удовольствие; понимать образный язык произведения, развивать поэтический вкус, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение)

- Что постараемся понять, прочитав стихотворение?(Работая над стихотворением, мы должны доказать, что С.Есенин испытывает глубокую щемящую любовь к родному краю.)

Чтение стихотворения С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы..."

- Понравилось ли вам это стихотворение?

Словарная работа:

  • нивы- обработанное поле, пашня, посевы.
  • взрытая дорога- перекопанная,  канава, чтобы не было проезда.
  • примечталось- думать, представлять себе то, чего нет в настоящем.

- Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение?(Грустит вместе с природой).

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, вполголоса, чтобы представить полную картину, почувствовать красоту есенинского стихотворения.

 1строфа.

- Прочитайте только первую строфу - первые четыре 4 строчки.

- Какое время года описывает поэт?(осень)

- О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?

- Какие слова выбирает автор, чтобы мы представить осень?(Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось)

- Как вы понимаете выражение "рощи голы"?

-Почему у Есенина "солнце тихое"?(светит мало, греет не так, как летом)

- Какие звуки помогают автору изобразить сырость, увядание природы, грусть?(Звуки: о, и, ть, сь, к)

- Найдите эпитет в первой строфе?(Синие горы, солнце тихое)

- Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе?(Медленный)

- А какой он?(напевный, грустный)

- Будем читать громко или тихо?

2 строфа.

- Прочитайте вторую строфу.

- О чём пишет поэт в этой части?(о дороге)

- Почему он написал о дороге? Что такое дорога(это путь)

- Какие звуки помогают понять какая эта дорога?(взр)

- Да, действительно, поэт воспринимает дорогу, как живую. Какие слова говорят об этом?(дорога дремлет, ей примечталось)

- Какой это приём?(олицетворение)

- В каких словах ещё выражено олицетворение?(Зима седая)

- Почему дорога мечтает о зиме?(Уберёт всю грязь)

- Почему поэт 2 раза употребил совсем-совсем? Что он хотел этим сказать?(Скоро придёт зима, которая  укроет землю своим белым пушистым покрывалом, которое по- своему украсит землю)

- Каким тоном будем читать эту строфу?(спокойным, мечтательным)

- Какой темп будем соблюдать?(медленный)

- С какой громкостью прочитаем эту строфу?(тихо)

3 строфа.

- Прочитайте третью строфу.

- Чьё настроение можно почувствовать в этой строфе? Почему?(автора)

- Какие слова вызывают это настроение?(Ах, в чаще звонкой)

- Какие звуки помогают передать это настроение?

- Когда мы говорим "ах"?(Когда удивляемся)

- Он сам удивился и мы удивляемся вместе с ним.

- Давайте вместе все удивимся!- хором

- Какой образ увидел Есенин в тумане?(Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани)

- Можем ли мы увидеть в серой. сырой осени "рыжего жеребёнка"?

- Как вы себе это представляете?

- Какие литературные приёмы использует автор в этой строфе, когда пишет:

Чаша звонкая- метафора

Рыжий месяц- эпитет

Запрягался жеребёнком- олицетворение.

- В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

- А работать над стихотворение мы будем в группах. Послушайте задание.

- Распишите партитуру для выразительного чтения по строфам.

- Что значит прочитать стихотворение выразительно?(Расставить паузы, логические ударения. выбрать нужный темп)

- Надо так приготовить свою часть, чтобы целостный образ осени.

- И один из группы должен около доски прочесть свою часть выразительно.

- А сейчас мы прочитаем это стихотворение все вместе, хором.

- Передал ли Есенин через это стихотворение свою любовь к родной земле, родному краю?

- Затронуло ли это стихотворение струнку вашей души?

- Это и была цель нашего урока.

- Спасибо вам за работу.

 

Рассказывать стихотворение наизусть

Отгадать загадку

Определять тему и цель урока

Слушать  чтение стихотворения

Читать стихотворение

Работать с первой строфой

Отвечать на вопросы  учителя

Работать со второй строфой

Работать с третьей строфой

Работать в группах над стихотворением

Подводить итоги урока

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

П: извлекают необходимую информацию из учебника

К: формулируют ответы и выводы.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р.: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р.: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных ориентиров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс

конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс Школа России ФГОС. Показана групповая работа и работа в парах. Итогом является тест по раздел...

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин.   Ребята и утята.   2 класс....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Как хорошо уметь читать" 1 класс...