ТЕМА: Знакомьтесь – дневник, написанный собакой. С.Черный «Дневник Фокса Микки».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
познакомить учащихся с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 4 класс.
ТЕМА: Знакомьтесь – дневник, написанный собакой.
С.Черный «Дневник Фокса Микки».
Учебно – воспитательные цель и задачи:
познакомить учащихся с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки;
обнаружить, что щенок – автор дневника, что весь мир мы видим его глазами; выяснить, что герой-рассказчик – наблюдательный, сообразительный, немного ворчливый пес, что он гордится своими необычными для собаки умениями, преданно любит свою хозяйку, девочку Зину; развивать умение размышлять над поставленными проблемами, монологическую речь; способствовать воспитанию доброты, внимания ко всему живому.
Оборудование: учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение», презентация «Породы собак», портрет писателя.
Ход урока.
Ι.Оргмомент.
ΙΙ. Обращение к эпиграфу.
-Скажите, пожалуйста, ребята кто из вас справился с поисковым заданием, которое я вам дала на прошлом уроке?
- И что же вы узнали? (Декарт – французский философ, математик, физик, физиолог)
- Прочитайте высказывание Декарта, как вы его понимаете?
Мало иметь хороший ум,
главное - хорошо его применять.
Р. Декарт.
- Сегодня на уроке мы будем думать.
ΙΙΙ. Проверка домашнего задания.
// уч-ся сидят по группам, в зависимости от выполнения домашнего задания.
Дети работали с текстом А.П.Чехова «Белолобый» и выполняли по выбору
следующие задания:
1)Выучить отрывок наизусть.
2)Составить вопросы к тексту.
3)Краткий пересказ текста.
4)Анализ произведения.
- На прошлом уроке каждая группа начала готовить своё задание, одни ребята готовили вопросы к тексту, другие выбирали и учили отрывок наизусть, третьи составляли краткий пересказ текста, а четвертая группа попыталась проанализировать это произведение. Дома вы доработали свои задания, сейчас в группах выберите человека, который будет представлять классу ваше задание.
1. Отчет творческих групп.
2. Микроитог.
- Оцените ответы своих товарищей. Сначала выскажут своё мнение ребята из группы, затем желающие.
- Кто же главный герой этого рассказа?
- Выберите слова, записанные на доске, которые его характеризуют:
ΙV. Формирование новых знаний.
- Введение в тему урока
- Собаки… Сколько их и какие они все разные! (СЛАЙД 1)
Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони, есть великаны. Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других – торчком.
Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они самые верные наши друзья. Самые верные – потому что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.
Собаки живут в наших домах и выполняют свое главное предназначение – быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее.
- Постановка темы и цели урока.
- А говорим о собаках мы неслучайно…
- Прочитайте тему нашего урока
// записана на доске
- Мы начинаем знакомство с «Дневником фокса Микки». Это – повесть, написанная в форме дневника от лица собаки, умеющей писать.
- А что же такое дневник?
- Это слово имеет два значения: 1)ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости; 2)записи о каждодневных делах, текущих событиях ведущиеся изо дня в день.
- А ещё, я не знаю как вы, но меня заинтересовала порода этой собаки, может кто-то знает, что это за порода?
- Я, готовясь к уроку, конечно, нашла, что фокс – это английский фоксхаунд – порода охотничьих собак. Очень сильная и выносливая. А смелости этой породы может позавидовать любая другая собака. Скорости тоже можно позавидовать, голос у английского фоксхаунда громкий, хотя и не фигурный. Чутье у этих собак среднее, поэтому во время охоты эти собаки стараются просто не терять зверя из виду, полагаясь только на свое зрение. На родине породы её используют для охоты на лисиц, а вот в других странах фоксхаунд отлично справляется с охотой на оленей и даже кабана. Ко всему прочему отлично работает и на воде, так что собака по большей части универсальна.
Держать в качестве домашнего любимца не стоит, так как щенки английского фоксхаунда требуют ранней дрессировки, хозяина он признает только как вожака стаи, поэтому у владельца характер должен быть железным.
- А написал это замечательное произведение Саша Чёрный, который знаком нам по таким произведениям как: «Колыбельная», «Плакса».
V. Физминутка.
Чтобы выразительно читать,
Будем голос развивать.
Вот она, игра- наука
Покажите жестом, звуком.
(дети показывают жестами и звуками действия)
В небе самолёт летел, оглушительно ревел,
А внизу так много звуков:
Кто-то пел, а кто – мяукал,
Кто-то хрюкал, кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал,
Кто-то бегал и кричал
И глазищами вращал,
Ну, а кто-то, тихо-тихо!
Был без голоса – молчал.
VΙ. Продолжение работы.
- Чтение главы «О Зине, о еде, о корове»
// чтение текста хорошо читающими детьми.
2. Беседа по вопросам.
- Почему глава названа «О Зине, о еде, о корове»?
- Покажите, обращаясь к тексту дневника, что он действительно написан от лица собаки. (Моя хозяйка Зина…Я умею думать - и это самое главное.. Читать я немножко умею..)
- От какого лица повествуется это произведение? (от 1 лица: я, мне, меня и т.д.)
- Любит ли фокс Микки свою хозяйку Зину?
- Докажите. (фокс сравнивает её с собой, Зина присутствует во всех его размышлениях, и совсем не обязательно говорить «я люблю Зину»)
- А как относится Зина к фоксу?
- Какими недостатками обладают люди, с точки зрения фокса? (много едят, несправедливо обвиняют фокса в том, что он много ест, обладают плохим вкусом, слишком много говорят)
- О чем мечтает фокс Микки?
- Можно ли назвать Микки наблюдательным? ( да, он отмечает в чем ходит Зина, ставит три звездочки, подробно рассказывает, что едят люди, что корова дает много молока, а куры несут много яиц)
- Можно ли его назвать ворчливым? (да, выражает недовольство через повторы)
- А хвастливым? (да, пишу не хуже Зины, я- деликатнее всех собак, потому что породистый)
- Как вы считаете, те слова, которые характеризуют Белолобого, подойдут к Микки? Может быть вы хотите что-то убрать, а что-то добавить?
//добавляют слова: ворчливый, хвастливый.
3. Работа в группах.
- Перечитайте ещё раз рассуждение Микки о корове и курах.
- Как вы относитесь к рассуждениям Микки о корове и курах, считаете ли вы это глупостью, логичностью, или это свежий взгляд на мир? Обсудите свой выбор в группе и постарайтесь представить доказательство.
( 1)Люди, которые смотрят на мир банально и традиционно, посчитали бы рассуждения фокса глупостью.
2)Люди, обладающие подвижным и рациональным складом ума, сказали бы логично.
3)Люди, которые обладают живым поэтическим взглядом на мир, оценили бы необычность чужого восприятия мира, поняли ценность оригинального взгляда на мир и посчитали бы рассуждение Микки свежим взглядом на мир.)
VΙΙ. Итог урока.
- Понравился ли вам фокс Микки? Чем?
- Как вы думаете, эпиграф, который мы взяли, наблюдался у нас в уроке?
- Даже наш главный герой сказал замечательную фразу: «Я умею думать – и это …» (самое главное)
VΙΙΙ. Задание на дом: с. 111 – 114 выразительно читать, составить рассказ от лица своей собаки «Интересный случай в моей жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе.Саша Черный "Дневник фокса Микки"
Урок осердечивания, главной целью которого является воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения....
Главный герой. Его характер. Дневник Фокса Микки. С.Черный.
Разработка урока «Литературное чтение»; 4 класс Учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение.4 класс» ...
Главный герой. Его характер. Дневник фокса Микки. С.Черный.
Презентация к уроку литературного чтения....
Урок литературного чтения в 4 классе «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»
Данный урок литературного чтения «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки» был проведён в 4 классе в рамках областного семинара учителей-занковцев, совместно с учит...
Тест по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» 3 класс ПНШ
Тест по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» 3 класс ПНШ...
Конспект урока по литературе на тему «Саша Черный Дневник фокса Микки» 4 класс УМК "Занков"
Конспект урока по литературе на тему 4 класс«Саша Черный Дневник фокса Микки» УМК "Занков"...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»» 4 класс, УМК Л.В. Занкова, учебник Свиридова В.Ю.
Данный конспект может быть исползован на уроках литературного чтения в 3-4 классе. Урок составлен по технологии системно-деятельностного подхода и технологии творческого чтения....