ТЕМА: Знакомьтесь – дневник, написанный собакой. С.Черный «Дневник Фокса Микки».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Серпан Людмила Владимировна

познакомить учащихся с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок литературного чтения 4 класс.

ТЕМА: Знакомьтесь – дневник, написанный собакой.

              С.Черный «Дневник Фокса Микки».

Учебно – воспитательные цель и задачи:

познакомить учащихся с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки;

обнаружить, что щенок – автор дневника, что весь мир мы видим его глазами; выяснить, что герой-рассказчик – наблюдательный, сообразительный, немного ворчливый пес, что он гордится своими необычными для собаки умениями, преданно любит свою хозяйку, девочку Зину; развивать умение размышлять над поставленными проблемами, монологическую речь; способствовать воспитанию доброты, внимания ко всему живому.

Оборудование: учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение», презентация     «Породы собак», портрет писателя.

                                          Ход урока.

Ι.Оргмомент.

ΙΙ. Обращение к эпиграфу.

-Скажите, пожалуйста, ребята кто из вас справился с поисковым заданием, которое я вам дала на прошлом уроке?

- И что же вы узнали? (Декарт – французский философ, математик, физик, физиолог)

- Прочитайте высказывание Декарта, как вы его понимаете?

                                             Мало иметь хороший ум,

                                              главное -  хорошо его применять.

                                                                                      Р. Декарт.

     - Сегодня на уроке мы будем думать.

ΙΙΙ. Проверка домашнего задания.      

          // уч-ся сидят по группам, в зависимости от выполнения домашнего задания.                                                                                              

             Дети работали с текстом А.П.Чехова «Белолобый» и выполняли по выбору          

             следующие задания:

1)Выучить отрывок наизусть.

2)Составить вопросы к тексту.

3)Краткий пересказ текста.

4)Анализ произведения.

- На прошлом уроке каждая группа начала готовить своё задание, одни ребята готовили вопросы к тексту, другие  выбирали и учили отрывок наизусть, третьи составляли краткий пересказ текста, а четвертая группа попыталась проанализировать это произведение. Дома вы доработали свои задания, сейчас в группах выберите человека, который будет представлять классу ваше задание.  

        1. Отчет творческих групп.

        2. Микроитог.

- Оцените ответы своих товарищей. Сначала выскажут своё мнение ребята из группы, затем желающие.

- Кто же главный герой этого рассказа?

- Выберите слова, записанные на доске, которые его характеризуют:

                             

 

ΙV. Формирование новых знаний.

  1. Введение в тему урока

- Собаки… Сколько их и какие они все разные! (СЛАЙД 1)

Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони, есть великаны. Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других – торчком.

Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они самые верные наши друзья. Самые верные – потому что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

Собаки живут в наших домах и выполняют свое главное предназначение – быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее.

  1. Постановка темы и цели урока.

- А говорим о собаках мы неслучайно…

- Прочитайте тему нашего урока

                 // записана на доске

- Мы начинаем знакомство с «Дневником фокса Микки». Это – повесть, написанная в форме дневника от лица собаки, умеющей писать.

- А что же такое дневник?

- Это слово имеет два значения: 1)ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости;  2)записи о каждодневных делах, текущих событиях ведущиеся изо дня в день.

- А ещё, я не знаю как вы, но меня заинтересовала порода этой собаки, может кто-то знает, что это за порода?

- Я, готовясь к уроку, конечно, нашла, что фокс – это английский фоксхаунд – порода охотничьих собак. Очень сильная и выносливая. А смелости этой породы может позавидовать любая другая собака. Скорости тоже можно позавидовать, голос у английского фоксхаунда громкий, хотя и не фигурный. Чутье у этих собак среднее, поэтому во время охоты эти собаки стараются просто не терять зверя из виду, полагаясь только на свое зрение. На родине породы её используют для охоты на лисиц, а вот в других странах фоксхаунд отлично справляется с охотой на оленей и даже кабана. Ко всему прочему отлично работает и на воде, так что собака по большей части универсальна.

Держать в качестве домашнего любимца не стоит, так как щенки английского фоксхаунда требуют ранней дрессировки, хозяина он признает только как вожака стаи, поэтому у владельца характер должен быть железным.

                                     

- А написал это замечательное произведение Саша Чёрный, который знаком нам по таким произведениям как: «Колыбельная», «Плакса».

V. Физминутка.

                             Чтобы выразительно читать,

                              Будем голос развивать.

                              Вот она, игра- наука

                              Покажите жестом, звуком.

(дети показывают жестами и звуками действия)

      В небе самолёт летел, оглушительно ревел,

      А внизу так много звуков:

      Кто-то пел, а кто – мяукал,

      Кто-то хрюкал, кто-то топал,

      Кто-то крыльями захлопал,

      Кто-то бегал и кричал

      И глазищами вращал,

     Ну, а кто-то, тихо-тихо!

     Был без голоса – молчал.

VΙ. Продолжение работы.

  1. Чтение главы «О Зине, о еде, о корове»

// чтение текста хорошо читающими детьми.

2.  Беседа по вопросам.

- Почему глава названа «О Зине, о еде, о корове»?

- Покажите, обращаясь к тексту дневника, что он действительно написан от лица собаки. (Моя хозяйка Зина…Я умею думать - и  это самое главное.. Читать я немножко умею..)

- От какого лица повествуется это произведение? (от 1 лица: я, мне, меня и т.д.)

- Любит ли фокс Микки свою хозяйку Зину?

- Докажите. (фокс сравнивает её с собой, Зина присутствует во всех его размышлениях, и совсем не обязательно говорить «я люблю Зину»)

- А как относится Зина к фоксу?

- Какими недостатками обладают люди, с точки зрения фокса? (много едят, несправедливо обвиняют фокса в том, что он много ест, обладают плохим вкусом, слишком много говорят)

- О чем мечтает фокс Микки?

- Можно ли назвать Микки наблюдательным? ( да, он отмечает в чем ходит Зина, ставит три звездочки, подробно рассказывает, что едят люди, что корова дает много молока, а куры несут много яиц)

- Можно ли его назвать ворчливым? (да, выражает недовольство через повторы)

- А хвастливым? (да, пишу не хуже Зины, я- деликатнее всех собак, потому что породистый)

- Как вы считаете, те слова, которые характеризуют Белолобого, подойдут к Микки? Может быть вы хотите что-то убрать, а что-то добавить?

                       //добавляют слова: ворчливый, хвастливый.

                   3. Работа в группах.

- Перечитайте ещё раз рассуждение Микки о корове и курах.

- Как вы относитесь к рассуждениям Микки о корове и курах, считаете ли вы это глупостью, логичностью, или это свежий взгляд на мир? Обсудите  свой  выбор в группе и постарайтесь представить доказательство.

( 1)Люди, которые смотрят на мир банально и традиционно, посчитали бы рассуждения фокса глупостью.

   2)Люди, обладающие подвижным и рациональным складом ума, сказали бы логично.

   3)Люди, которые обладают живым поэтическим взглядом на мир, оценили бы необычность чужого восприятия мира, поняли ценность оригинального взгляда на мир и посчитали бы рассуждение Микки свежим взглядом на мир.)

VΙΙ. Итог урока.

- Понравился ли вам фокс Микки? Чем?

- Как вы думаете, эпиграф, который мы взяли, наблюдался у нас в уроке?

- Даже наш главный герой сказал замечательную фразу: «Я умею думать – и это …» (самое главное)

VΙΙΙ. Задание на дом: с. 111 – 114 выразительно читать, составить рассказ от лица своей собаки «Интересный случай в моей жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе.Саша Черный "Дневник фокса Микки"

Урок осердечивания, главной целью которого является воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения....

Главный герой. Его характер. Дневник Фокса Микки. С.Черный.

Разработка урока «Литературное чтение»; 4 класс Учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение.4 класс» ...

Главный герой. Его характер. Дневник фокса Микки. С.Черный.

Презентация к уроку литературного чтения....

Урок литературного чтения в 4 классе «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»

Данный  урок  литературного  чтения «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки» был проведён в 4 классе в рамках областного семинара учителей-занковцев, совместно  с учит...

Тест по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» 3 класс ПНШ

Тест по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» 3 класс ПНШ...

Конспект урока по литературе на тему «Саша Черный Дневник фокса Микки» 4 класс УМК "Занков"

Конспект урока по литературе на тему 4 класс«Саша Черный Дневник фокса Микки» УМК "Занков"...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»» 4 класс, УМК Л.В. Занкова, учебник Свиридова В.Ю.

Данный конспект может быть исползован на уроках литературного чтения в 3-4 классе. Урок составлен по технологии системно-деятельностного подхода и технологии творческого чтения....