программа внеклассное чтение 4 класс ФГОС
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
рабочая программа курса "Внеклассное чтение" с УУД и поурочным планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_chtenie_4.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное чтение
пояснительная записка
Рабочая программа курса «внеклассное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы.
Данный курс является частью учебного плана, выбираемого участниками образовательного процесса
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами и составляет 34 часа из расчета 1час в неделю.
Цели и задачи
Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника, а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель программы организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения
задачи:
- совершенствование навыка чтения учащихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Внеклассное чтение»
– наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– проявление самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной творческой деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– становление ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового к сотрудничеству с другими людьми, оказывать им помощь и поддержку, толерантного в общении;
– осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт; – сформированность эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой художественной культуры, стремления к творческой самореализации.
Ожидаемый результат
Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС . Выпускник научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений и качеств:
-умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. -умение воспринимать красоту природы, красоту художественного слова -любовь и уважение к Отечеству, малой родине, языку, культуре, истории - понимание ценности семьи, дружбы - уважение к культуре других народов -интерес и потребность в чтении -ориентация в нравственном содержании поступков- своих и окружающих. -наличие собственных читательских приоритетов.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами является развитие следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия
-самостоятельное формулирование темы и цели работы. -формулирование учебной проблемы и составление плана её решения, - работа по плану, корректирование своих действий, - определение успешности работы своей и одноклассников
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные универсальные учебные действия:
-вычитывание различных типов информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную, - пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, - извлекать информацию из текста, аннотации, оглавления, иллюстрации, - осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи, - строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме, - владеть монологической и диалогической речью, участвовать в учебной дискуссии, - высказывать и обосновывать свою точку зрения, - слушать и слышать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою, - задавать вопросы автору, искать ответы в тексте
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами является сформированность следующих учебных действий6
- воспринимать тексты при чтении вслух и «про себя», - осознанно, выразительно и правильно читать вслух и наизусть - самостоятельно читать текст «про себя», проводить словарную работу, - находить в тексте материал для характеристики героя, - самостоятельно формулировать главную мысль текста, - пересказывать текст кратко и выборочно, - составлять рассказ по заранее составленному плану, - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, -знать основные этапы биографии авторов
Календарно- тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Произведения | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
1 | 09 | Что я летом прочитал | Книги, прочитанные летом | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги | Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. Рассказывать основное содержание изученных литературных произведений, называть их авторов. Выбирать из предложенного списка слова для произведения | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. |
2 | 09 | Книги о сверстниках | Е. Велтистов «Электроник- мальчик из чемодана» | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. |
Фольклор 2 часа | |||||||
3 | 10 | Мифы и легенды разных народов | Сказки народов Великобритании Сказки и легенды индейцев Сказки народов Азии Мифы Древней Греции | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду; Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Стремиться к совершенствованию собственной речи. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. |
4 | 10 | Былины сказания славян | Мифы, легенды, сказания древних славян Былины, богатырские сказки | ||||
Литературные сказки 4 часа | |||||||
5 | 11 | Литературные сказки русских писателей | В. Одоевский Сказки С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», «Мороз Иванович» Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к творчеству любимого автора, к героям его произведений; понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. Характеризовать образ главного героя сказки, составлять план пути проникновения в сказку; составлять стилизованный план; делать выводы. Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения). | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. |
6 | .11 | Литературные сказки русских писателей | П. Бажов «Уральские сказы» | ||||
7 | 12 | Литературные сказки зарубежных писателей | Э. Т. А. Гофман «Золотой горшок», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Щелкунчик и мышиный король» и др. В. Гауф «Калиф- аист», «Маленький Мук», «Карлик Нос» З. Топелиус «Зимняя сказка», «Сампо- лопарёнок», «Кнут-музыкнт», «Солнечный Луч в ноябре» О. Уальд «Преданный друг», «Счастливый принц», «Мальчик-звезда» | ||||
8 | 12 | Литературные сказки зарубежных писателей | Р. Киплинг «Маугли», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Рикки-Тики- Тави» | ||||
Мир детства 2 часа | |||||||
9 | .01 | Мои сверстники | А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённебёрге», «Мы из Бюллербю», «На острове Сальтрока», «Мио, мой Мио», «Ронни- дочь разбойника» | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. | Читать осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. . | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. |
10 | 3.02 | Школьные друзья | И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной - ученицы третьего класса» М. Коршунов «Петька и его петькина жизнь» В. Осеева «Динка» | ||||
11 | 05 | Научно познавательная литература | А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной» М. В. Гумилевская «Как открывали мир» О. П. Орлов «Возвращайся к нам, Маклай!» Г. Т. Черненко «Творцы наук российских» И Демьянов «Ребятишкина книжка» Б. Житков «Про эту книгу» | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. | Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. |
12 | 03 | Современные поэты | В. Берестов В. Маяковский Д, И.Хармс | Самостоятельное чтение. Выразительное чтение стихотворений. | Выразительно читать стихотворные произведения. Читать тексты вслух и про себя, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию. | Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Чувствовать красоту художественного слова. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
13 | 03 | Фантастика | Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» | Самостоятельное чтение Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. | Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. |
14 | .04 | Календарь природы | В. ВБианки «Лесная газета» И. И.Акимушкин «В мире животных» Ю. Дмитриев «Большая книга леса», «Лесные загадки», «Хитрецы и невидимки» Б. А. Дижур «Жалобная книга природы» | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. |
15 | 04 | Север | Б. Шергин Сказки | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. |
16 | 05 | Ожившие страницы прошлого | С. Алексеев «Птица-слава», «Дедушкины медали» Л. Р. Воронкова «Девочка из города» | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
17 | 05 | Внеклассное чтение. О чём можно, о чём хочется читать. Проект «Каталог» | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике по программе "Гармония", 1 класс ФГОС
Программа разработана с требованиями ФГОС....
Разработка программы "Внеклассное чтение" 3 класс
Разработка программы "Внеклассное чтение" 3 класс...
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС литературное чтение
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС литературное чтение...
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС литературное чтение
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС литературное чтение...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеклассного чтения «Увлекательный мир книги» для 1- 4 класса
Программа "Увлекательный мир книги" нацелена на раскрытие всего спектра литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Подобраны литературные произведения, со...
программа внеклассное чтение 3 класс ФГОС
Прграмма курса "внеклассне чтение" для 3 класса с УУД и поурочным планированием...
Программа внеклассного чтения для 1 класса
Предлагается программа по привлечению детей к чтению с тематическим планированием....