План – конспект урока по теме: «Знакомство с городом – героем Тулой»
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) на тему
Одним из аспектов патриотического воспитания учащихся в рамках введения ФГОС является воспитание любви к родному краю, своему народу, его культуре и обычаям, традициям и духовным ценностям. Урок окружающего мира по теме «Знакомство с городом - героем Тулой» проводится во время изучения раздела «Родной край – частица России». Данный урок является вторым в теме «Твоя малая родина» (первый урок (№ 64) – проводится по учебнику и рабочей тетради; второй урок (№ 65) – проводится в форме виртуального путешествия по родному городу). Целесообразно провести интегрированный урок - окружающий мир + музыка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Гвардейская средняя общеобразовательная школа
Дубенский район Тульская область
План – конспект урока по теме:
«Знакомство с городом – героем Тулой»
Автор: Бутримова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов 1 категории,
руководитель ШМО учителей начальных классов
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Одним из аспектов патриотического воспитания учащихся в рамках введения ФГОС является воспитание любви к родному краю, своему народу, его культуре и обычаям, традициям и духовным ценностям. Урок окружающего мира по теме «Знакомство с городом - героем Тулой» проводится во время изучения раздела «Родной край – частица России». Данный урок является вторым в теме «Твоя малая родина» (первый урок (№ 64) – проводится по учебнику и рабочей тетради; второй урок (№ 65) – проводится в форме виртуального путешествия по родному городу). Целесообразно провести интегрированный урок - окружающий мир + музыка.
ЦЕЛЬ: создать условия для ознакомления детей с городом Тулой, людьми, прославившими его.
ЗАДАЧИ:
- организовать деятельность учащихся для восприятия материала о своём городе;
- содействовать развитию речевой деятельности учащихся; создать условия для проявления познавательной активности; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- пробуждать интерес к предмету через форму проведения урока - путешествие; способствовать освоению и применению правил культурного взаимодействия при фронтальной и индивидуальной работе, работе в парах.
Урок проводится в виде путешествия по городу – герою Туле, с использованием интерактивного оборудования. Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность участвующих, развивает познавательные способности.
Презентация «Знакомство с городом – героем Тулой» содержит интересный рассказ о родном городе в фотографиях достопримечательностей, замечательных людей города.
Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, полным и дает возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на уроке заданий. Это очень важно, так как экономится время, а учащиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить свои знания. Тем самым осуществляется самоконтроль, внутренняя обратная связь - важнейший фактор самоуправления процесса обучения.
Содержание урока отвечает современным требованиям ФГОС. Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Урок разработан по УМК «Начальная инновационная школа». В УМК входят: учебник «Окружающий мир», авторы: Самкова В.А., Романова Н.И., в 2 ч.. Ч. 2. Человек и общество. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012; рабочая тетрадь, Гринёва Е.А., Самкова В.А., Романова Н.И., в 2 ч.. Ч. 2. , 2012.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Знакомство с городом – героем Тулой», книги о Туле, книги тульских писателей, самовар, тульские пряники, информационная справка к каждой остановке (её могут использовать дети, а может и сам учитель информировать детей, но тогда дети участвуют в беседе, используя свои знания по данной теме).
Подготовительная работа: дети учат стихи про свой город, на уроках музыки разучивают частушки, вспоминают гимн Тулы.
Структура урока:
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Изучение нового материала с закреплением и самопроверкой на каждой «остановке».
5. Оценивание работы учащихся.
6. Итог урока.
Данная разработка является авторской.
Характеристика этапов урока
Технология проведения | Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД (Сокращения: ЛУУД – личностные; РУУД – регулятивные; КУУД - коммуникативные; ПУУД – познавательные) | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учеников | |||
I. Организационная часть. (2 мин) Цель: - создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - создаёт комфортную психологическую атмосферу урока. | - Дорогие, друзья! - Сегодня прекрасный весенний денёк. Давайте поприветствуем его, теперь друг друга. Я тоже говорю вам «Здравствуйте» и думаю, что наш урок пройдёт с пользой для нас. | Приветствуют друг друга. | ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям. РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других. | |
II. Сообщение темы и цели урока (5 мин) Цель: - определяет вместе с учениками тему и цель урока; - составляет план урока, нацеливая каждого ученика на решение учебной задачи. | - Ребята! Мы живём в Тульской области. - Какой город является областным центром? Это небольшая часть нашей большой Родины – Российской Федерации. - А знаем ли мы свой край? Зачем необходимо изучать свой край? - О чём вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке? - Обсудите это с соседом по парте и попробуйте составить план урока. - Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по замечательному городу Туле. Давайте вместе пройдём по его улицам и площадям, заглянем в парки и скверы, полюбуемся бесценными изделиями тульских мастеров. - Улыбнитесь друг другу и в путь! (слайд 2). | Отвечают на вопросы. Работают в парах. Определяют цель урока. Составляют план урока. План урока (написать на доске) 1. Узнаем, откуда появилось название города. 2. Поговорим о гербе Тулы. 3. Полюбуемся изделиями Тульских мастеров. 4. Подведём итоги путешествия. | ПУУД: строит свои высказывания; формулирует вывод на основе анализа; КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. | |
III. Актуализация опорных знаний. ( 7 мин) Цель: - создаёт проблемную ситуацию через повторение изученного материала, вовлекая ребёнка в конкретную деятельность по решению учебной задачи. | - Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке (проверка домашнего задания). Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина!», М. Бернес (http://avgustina.moy.su/load/7-1-0-94) . На фоне мелодии звучит стихотворение З. Александровой «Родина» - Почти в центре России на юге от Москвы, у слияния рек Упы, Тулицы и Воронки уютно расположился наш древний город Тула. Много почётных званий имеет он (слайд 3).
Звучит гимн города (муз. А.Новикова, сл. В Гурьяна «Тульская Оборонная») | Участвуют в беседе, опираясь на знания, полученные ранее. Слушают выступление своего товарища. Участвуют в диалоге по прослушанному. Поют гимн города (изучается на уроке музыки в 3 четверти). | ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: проявляет познавательную инициативу; КУУД: строит монологическое высказывание. ПУУД: анализируют полученную информацию. | |
IV. Изучение нового материала с закреплением и самопроверкой на каждой «остановке». (26 мин) Цель: - создаёт условия для реализации дальнейших действий в соответствии с планом; - организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний. | - Итак, мы отправляемся в путешествие. Первая наша остановка «Именная» (слайд 4) Дается информационная справка об истории возникновения города (приложение 2) - У каждого на парте есть «Анкета путешественника» (приложение 1). Во время нашего путешествия, на каждой остановке вы будете её заполнять, и только потом мы будем двигаться дальше. Выберете правильный, на ваш взгляд, ответ. Сверьте с соседом по парте. - Следующая остановка «Символическая» (слайд 5) информационная справка (приложение 2) Работа с анкетой. - А теперь отгадайте загадку: «Сверху дыра, снизу – дыра, А посередине – огонь да вода!» (самовар). Мы приближаемся к станции «Самоварная» (слайд 6) информационная справка (приложение 2) Работа с анкетой. - Вы, наверное, устали? Пора отдохнуть. - Любой путешественник должен уметь ставить палатку, разводить костёр и варить на костре еду. - Вот мы и отдохнули на привале, перекусили, пора продолжить наш путь. - Скажите, вы любите пряники? А как вы думаете, может ли пряник прославить город? Какой чай из самовара без пряника! Мы приближаемся к следующей остановке «Пряничная» (слайд 7) информационная справка (приложение 2) Работа с анкетой. Тихо раздаются звуки гармони. - А что за звуки там слышны? - Это играет гармонь. Мы находимся на остановке «Гармоника» (слайд 8) информационная справка (приложение 2) Работа с анкетой. - Наше путешествие подходит к концу (можно постелить на пол ковёр, дети садятся на него, образуя круг). - Я предлагаю вам заглянуть ещё на одну остановку. Это конечная станция нашего сегодняшнего путешествия – это станция «Парковая» (слайд 9) информационная справка (приложение 2) Работа с анкетой. Ученик читает стихотворение Сергеея Рассаднева про Белоусовский парк. | Воспринимают информацию. Отгадывают загадку. Используют полученную информацию для заполнения анкеты. Работают в парах с целью взаимоконтроля и взаимопомощи. Имитируют путешественников на привале. Отвечают на вопросы Прислушиваются к звукам, делают выводы. Исполняют заранее приготовленные частушки под гармонь. Используют полученную информацию для заполнения анкеты. Работают в парах с целью взаимоконтроля и взаимопомощи. Слушают стихотворение, прочитанное одноклассником. | ПУУД: воспринимает информацию, умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ЛУУД: формирует ЗОЖ | |
V. Оценивание работы учащихся. (3 мин) Цель: - организует выявление степени усвоения материала; - создаёт условия для оценивания учеником собственной учебной деятельности. | - Вот и закончилось наше путешествие. - Выполните самопроверку (слайд 10). Я думаю, что вы правильно ответили на все вопросы. - У кого есть неправильные ответы? (если есть такие дети, то выяснить - какие вопросы вызвали затруднения и почему; дети сами обсуждают этот вопрос, дают на него ответ). - Молодцы! (учитель даёт словесную характеристику деятельности детей на уроке: индивидуально, парам, фронтально и т.п. – главное никого не оставить без внимания). | Отвечают на вопросы. Понимают степень усвоения материала, сверяя свои ответы с ответами на экране. | РУУД: анализирует содержание задания, оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | |
VI. Итог урока (2 мин) - организует обобщение по содержанию основных этапов урока; - создаёт условия для рефлексии учеником собственной учебной деятельности. | - Подведём итог работы на уроке. - Какие цели ставили? Достигли их? Проверим по плану, всё ли мы узнали, что хотели? - Ребята, кому было интересно и всё понятно, подойдите ко мне. - У кого во время путешествия возникли трудности, было неинтересно и скучно – останьтесь на месте. - О чём вы расскажете дома? - Что ещё про свой город вы хотели бы узнать? - Я думаю, чтобы ответить на последний вопрос, нужно время, поэтому дома вы подготовьте вопросы, на которые мы постараемся найти ответы на следующих уроках (домашнее задание). - Покажите мимикой, с каким настроением вы уходите с урока. - Я довольна нашим путешествием и говорю вам спасибо за доставленное удовольствие. | Характеризуют работу за весь урок по плану. Рефлексируют собственную учебную деятельность. | РУУД: анализирует содержание задания, оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Длительность урока 45 минут.
Материалы к уроку находятся в приложениях:
Приложение 1 «Анкета путешественника»
Приложение 2 «Информационная справка»
Презентация «Знакомство с городом – героем Тулой»
Перечень используемой литературы
- Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.
2. Стихи и сказки для детей. Александрова Зинаида Николаевна. Издательство: Эксмо, 2009 г.
3. Сборник стихов и сценариев "НАСЛЕДНИКИ ЛЕВШИ" .Тула-2007 © ООО «Издательский Дом Автограф».
Перечень используемых Интернет - ресурсов
1. http://vitaars.narod.ru/tula.html - тульские частушки
2. http://www.tula.rodgor.ru/news/den/10489 - история тульского герба
3. http://gidtravel.com/country/russia/Belousovskiy_park_dp3837.html- история образования Белоусовского парка
Приложение 1
Анкета путешественника
Только заполнив анкету правильно, ты сможешь двигаться дальше. Выбери правильный ответ и отметь его « +». Заполняй анкету на каждой остановке.
В добрый путь!
Станция «Именная»
1. Как звали монаха, в чьей летописи есть запись о Туле?
А) Никон Б) Серафим В) Павел
2. Что дало название городу Туле?
А) овраг Б) река В) поле
Станция «Символическая»
3.Самый главный символ города?
А) площадь Б) гимн В) герб
4. Какую форму имеет наш герб?
А) щита Б) листа В) солнца
Станция «Самоварная»
5. Как в старину называли самовар?
А) душегреем Б) скороваркой В) самогреем
6. Какие самовары появились первыми?
А) жаровые Б) электрические В) на батарейках
Станция «Пряничная»
7. Как в старину называли тульские пряники?
А) штампованные Б) печатные В) узорчатые
8. Что выстроил Василий Гречихин на выставке в Париже?
А) замок на песке Б) деревянную избу В) пряничный дом
Станция «Гармоника»
9. Фамилия нашего земляка, который придумал сложную гармонь?
А) Белозёров Б) Белобородов В) Белоусов
Станция «Парковая»
10. Фамилия санитарного врача – основателя центрального парка?
А) Белоусов Б) Булоруков В) Белозубов
Сверь ответы с соседом по парте.
Приложение 2
Информационная справка
Станция «Именная»
У каждого из нас есть имя. У каждого населённого пункта тоже есть своё название – имя. Имя нашего города – Тула, а нас, жителей города, называют туляками. Название городу дала река, протекающая через город – Тулица. Эта маленькая речка петляет и прячется, поэтому и получила своё название «Притулиться» - значит «спрятаться». Год рождения нашего города – 1146 год. В 1146 году Тула впервые упоминается в Никоновской летописи. Летопись так названа в честь имени монаха – переписчика Никона.
Станция «Символическая»
У каждого города есть свои опознавательные знаки, символы, по которым этот город отличают от других городов. Самый главный из них – герб. Герб города Тулы был утверждён в 1778 году. Герб имеет форму щита. Цвет щита – красный. Красный цвет – символ мужества и храбрости. Туляки ни разу не пустили врага в город за всё время его существования. В центре щита изображены оружейный ствол и два перекрещенных клинка. Внизу и вверху два молота. Всё это означает, что в Туле находится старейший в России оружейный завод. Не зря Тулу всегда называли кузницей русского оружия.
Станция «Самоварная»
Самовар – гордость Тулы. В старину туляки величали его самогреем. Но позже слово «самовар» понравилось больше, потому что сам варит. Сначала были жаровые самовары, потом стали электрические. По размеру самовары бывают разные: от стакана до ста литров. Самовары делают из меди, латуни, серебра и даже из золота. Загляните в музей «Тульские самовары». Каких самоваров вы там только не увидите!
Первую самоварную фабрику в Туле основал мастер – оружейник Назар Лисицын в 1778 году. Тульские самовары на всемирных выставках в Париже и Лондоне завоевали медали. Сегодня самовары изготавливают на заводе «Штамп».
Станция «Пряничная»
Пряник – это ещё одно чудо нашего города. Сколько лет тульскому прянику, никто не знает. В старину тульские пряники назывались печатными: узор на них печатают, штампуют при помощи специальных пряничных досок. Секрет приготовления пряника передавался по наследству из поколения в поколение. Среди пряничных мастеров – настоящим «пряничным королём» был Василий Гречихин. На выставке в Париже он выстроил пряничный дом. И по сей день, в Туле выпекают пряники разной величины и формы на фабриках «Ясная Поляна» и «Лакомка».
Станция «Гармоника»
Прославили Тулу и мастера – гармонщики. Звучала гармонь и на свадьбах, и вечером на гуляниях. Но многие гармонисты мечтали о таком инструменте, на котором можно было бы играть не только простые русские песни, но и исполнять сложные музыкальные произведения. Вот такую гармонь и придумал наш земляк Николай Иванович Белобородов. Изготовил её лучший мастер – Леонтий Чулков.
Станция «Парковая»
В нашем городе есть несколько парков. Центральный парк культуры и отдыха, или Белоусовский парк, - старейший в России. Назван он в честь его создателя – санитарного врача Петра Петровича Белоусова. В дни героической обороны Тулы парк тоже «воевал», на его территории до сих пор сохранились окопы.
В парке растёт более 40 пород деревьев и кустарников. Есть даже амурский бархат (пробковое дерево). В парке живёт 38 видов птиц, много белок. Четыре пруда украшают парк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Знакомство с буквой Ъ. Запись слов с разделительным Ъ. Его значение и роль в словах»
разработка урока по русскому языку в 1 классе...
Урок – путешествие по окружающему миру во 2 классе на тему «Знакомство с городом – героем Тулой»
Презентация к уроку – путешествию по окружающему миру во 2 классе на тему «Знакомство с городом – героем Тулой»...
Конспект урока на тему: "Знакомство с алгоритмом разбора глагола по составу".
Разработка урока по русскому языку для 4 класса , ОС "Школа 2100"....
План - конспект урока.Обучение грамоте:" Знакомство с буквой "М".
План - конспект урока обучение граммоте 1 класс "Знакомство с буквой "М"...
Конспект урока на тему: «Домики для сказочных героев». (Декоративная лепка кружочками 1 класс
Повторение изученного материала о деятельности Мастера – Постройки...
Конспект урока на тему: «Домики для сказочных героев». 2 класс
Конспект урока на тему: «Домики для сказочных героев». 2 класс...
Конспект урока на тему: «Домики для сказочных героев». (Декоративная лепка кружочками) 1 класс
Повторение изученного материала о деятельности Мастера – Постройки...
Комментарии
«Знакомство с городом – героем Тулой»
Презентация к данному уроку прилагается отдельным файлом. Скачивайте и пользуйтесь!