Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Рубан Надежда Сергеевна

конспекты уроков литературного чтения, 2 класс, Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 02.03.2018 г.                                                                                                                Учитель: Кужабаева А. Ж.  

Школа: МКОУ Рымникская СОШ                                                                                                  

Класс: 2                                                                                                                                Студентка: Рубан Н. С., 42 группа.

Конспект урока по литературному чтению

Тема:  В. Осеева «Хорошее».

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.
  • Предметные: познакомиться с рассказом В. Осеевой «Хорошее»; воспринимать на слух художественное произведение; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: учебник Школы России 2кл (2 ч);  видео с биографией, аудио-рассказ.

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учеников.

УУД

Организационный этап

С: слово учителя.

8:00 - 8:01

Положительный эмоциональный настрой на работу

Приветствовать учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу.

Актуализация опорных знаний

С: учебный диалог, пересказ ученика

П: пересказ ученика

8:01 – 8:07

- Вспомните, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья)

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (В. Осеевой «Волшебное слово»)

- Почему рассказ так называется? (потому что, в рассказе главный герой узнал, новое волшебное слово и воспользовался им).

Кто может пересказать?

Актуализировать знания учащихся по пройденному материалу.

Пересказывать.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Мотивационный этап

С: учебный диалог

8:07 – 8:08

Ребята, давайте поговорим, о том, что такое хорошо, и что такое плохо.

Какие хорошие поступки вы знаете? (перевести старушку через дорогу и т. д.) Верно.

А что такое, плохие поступки? (толкнуть, ударить кого-нибудь и т. д.)

Поднимите руку те, кто совершал хорошие поступки?

А кто, совершал эти поступки сегодня? Какие? (открыл дверь)

 Хорошо.

Отвечать на опросы учителя.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К: осознанное построение речевого высказывания.

Постановка учебной задачи и ее решение

С: слово учителя; учебный диалог.

8:08 – 8:09

Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Осеевой, который называется «Хорошее».

- Какую цель мы перед собой поставим?

Закрепить (знание про нового автора);

Научиться (читать выразительно).

Ставить тему и цели урока.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Решение частных задач

С: беседа, слово учителя о писателе.

П: поиск слова.

П: чтение Т.

С:ответы на вопросы.

П: чтение Т.

С:ответы на вопросы.

 

8:09 – 8:24

 

 

- Что вы помните об авторе, которого мы изучали на прошлом уроке? (родилась на Украине, написала много детских рассказов и т.д.)

Сейчас, посмотрите видео о жизни и творчестве писательницы.

Первичное восприятие текста

Прослушайте внимательно запись рассказа.

 Откройте свои учебники на стр. 93. Ваша задача следить за текстом глазками. Нашли начало рассказа. Слушаем.

О чем этот рассказ? (о том, как мальчик хотел сделать хорошие поступки, но не знал какие).

Какая главная мысль? (о том, что нужно помогать близким).
– Какие чувства вы испытали?
– Понравились вам рассказ? Почему?

Чтение текста

- Прочитаем рассказ еще раз про себя.

- Назовите действующих лиц рассказа. (мальчик, сестра, няня, мама).

- Что хотел сделать мальчик? (спасти сестру, няню, собаку)

Сделал ли, он это? (нет) Почему? Зачитайте из текста.

Что спросил мальчик у мамы? (что сделать хорошего?)

Что сказала мама мальчику? (погулять с сестрой, помыть посуду, налить воды собаке).

Сделал ли это? (нет) Почему?

Как еще можно назвать этот рассказ? (хорошие поступки и т.д)

Смотреть видео   об авторе.

Слушать рассказ.

Слушать учителя.

Следить за прочтением текста.

Вести учебный диалог.

Читать рассказ самостоятельно.

Вести учебный диалог.

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен)

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

П: осмысленное слушание Т.

К: осознанное построение речевого высказывания.

П: анализирование объекты с выделением сущ-х  признаков.

Динамическая пауза

8:24 – 8:25

Видеозапись

Выполнять двигательные упражнения.

Н: учебник.

С:чтение вслух, по цепочке,

ответы на вопросы.

П: работа с текстом.

С: чтение по ролям.

8:25 – 8:34

Давайте, прочитаем рассказ вслух. По цепочке.

-Прочитайте первый вопрос, после текста.

1. Обсудите с другом смысл пословиц. Составьте диалог на тему одной из них. Поработайте в парах, у вас 2 минуты.

«Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».

Как вы понимаете эту пословицу?

«Добрый человек добру и учит».

Как вы понимаете эту пословицу?

Как вы считаете, эти пословицы подходят к нашему тексту? Почему?

-Прочитайте второй вопрос.

2. Какое желание однажды утром появилось у Юры? (спасти сестру, помочь няне, спасти собаку).

-Прочитайте третий вопрос.

3. О чем он мечтал? (помочь родным). Кто может зачитать эти строки из текста? (И захотелось сделать мальчику что-нибудь хорошее....) Верно.

-Прочитайте четвертый вопрос.

4. Почему мальчик не осуществил своей мечты? (потому, что он не мог помочь даже в мелочах).

-Прочитайте пятый вопрос.

5. Как ты думаешь, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали? (Да) Что? (погулять, налить воды, помыть посуду). Кто может зачитать из текста?

Какой смысл в рассказе вы увидели?

Как нужно поступать?

Давайте прочитаем этот текст по ролям.

Молодцы!

Читать по цепочке, вслух.

Вести учебный диалог.

Отвечать на вопросы.

Читать по ролям.

П: анализ текста;

П: анализирование объекты с выделением сущ-х  признаков.

К: осознанное построение речевого высказывания.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Итог урока

С: слово учителя, учебный диалог

8:34 – 8:38

- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?

- Как вы думаете, чему писатель хотел научить читателей?

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Л: участвовать в подведении итогов урока.

Домашняя работа

8:38 — 8:40

Дома приготовьте пересказ с. 93-94

Записать д/з

Р: контролировать.



Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2                                                                                       

Тема:  «И.А. Бунин «Матери»

Цели деятельности учителя: ознакомить детей с произведением И.А. Бунина «Матери»; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание.

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Оборудование: учебник, презентация., мультфильм «Мама для мамонтенка».

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент.

Словес.: слово учителя

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность и начнем урок.

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: учебный диалог

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Нагляд.: презентация

Словес.: слово учителя

- Давайте, проверим домашнее задание.

- Какие красивые иллюстрации вы нарисовали! Молодцы!

– Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет? (Слайды 2, 3, 4)
– Да, мы видим образ женщины-матери.

– Посмотрите мультфильм «Мама для мамонтенка».
– Мамонтенок из мультфильма ищет свою маму. А нам мама нужна? 
– Давайте ответим на  вопрос: Для чего человеку мама? (Слайд 5)

– Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?

Что в сердце нашем самое святое? 
Навряд ли надо думать и гадать...
Есть в мире слово самое простое 
И самое возвышенное – МАТЬ!
Древнее, как музыка морей,
И живое, словно свет весенний,
Слово «МАМА» – нет его добрей,
Ласковей и сокровенней.

– Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

– Сегодня мы прочитаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина  «Матери» и постараемся ответить на вопрос – кем была мама для поэта?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Просмотр мультфильма.

Знакомятся с темой и  целью урока.

П: осмысленно читают текст

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

3. Решение частных задач

Практич.: работа по учебнику.

Словес.: учебный диалог.

Практич.: работа с текстом.

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Нагляд.: презентация

Словес.: слово учителя

Практич.: решение теста

Словес.: слово учителя.

Словес.: учебный диалог

Практич.: слушание и чтение текста

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: работа в группах

Знакомство с автором стихотворения И. Буниным. (Слайд 6)

– Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. 
Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

Б) Подготовка к чтению. (Слайд 7)

  • Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
  • Кроткий голос – покорный, смирный.
  • Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
  • Полушепот – тихая речь.
  • Глаза туманя – засыпая
  • Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.
  • Сумрак – полумрак, неполная темнота.

В) Чтение стихотворения учителем.

Физ. минутка (видео)
– Понравилось вам это стихотворение? Чем?

– От имени кого написано стихотворение? (От имени автора.)

– Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением?( Чувство любви к своей матери.)

– Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела. Так кем же была мама для поэта?( Ангелом-хранителем.)

– Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда – и в горе,  и в радости.
– Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение?(
 Спокойно, тихо, таинственно.)

Анализ произведения.
1. – Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?
– Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве. 
2. Составление картинного плана.
– Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо

– Какие картины вы себе представили?( Спальня, няня, голос, ангел.)

3. Составление партитуры чувств.
– Какие чувства они у вас вызывают?(
 Нежность, радость; спокойствие покой; любовь, забота; благодарность, любовь.)

Работа с пословицами в группах. 
– На партах лежат карточки с частями  пословиц о матери. Составьте.
–  Какая на ваш взгляд пословица  больше соответствует стихотворению И.Бунина? (Слайд 9)

  1. Нет друга нежнее матери.
  2. При солнце тепло, а при матери добро.
  3. Птица рада весне, а дитя матери.
  4. Материнская молитва со дна моря вынимает.

Знакомятся с жизнью и творчеством автора.

Работают с незнакомыми словами.

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

Выполняют физические упражнения

Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прослушанном.

Работают с текстом.

Работа в группах.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

П.: структурирование знаний.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

- Какие чувства вызвали у вас сегодняшнее произведение о маме?

- Подумали ли вы о том, как вы относитесь к своей маме?

- Какие песни о маме вы знаете?

Домашнее задание: С.116 – выразительное чтение.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый  контроль.



Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2                                                                                       

Тема:  А. Н. Плещеев «В бурю».

Цели деятельности учителя: ознакомить детей с произведением  А.Н. Плещеева о матерях; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание.

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Оборудование: учебник, презентация.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный

Словес.: слово учителя

Нагляд.: презентация

Начинаем мы урок.

Прозвенел давно звонок.

Мы отставим все дела!

Заниматься нам пора!

- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: учебный диалог

Словес.: беседа, ответы на вопросы

-Проверка домашнего задания.

-Молодцы!

-Послушайте стихотворение О. Чусовитиной « Сказки слушать я люблю».

- Определите, о чём это стихотворение?

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают -
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

-О чём просит ребёнок маму перед сном?

-Закройте глаза, послушайте песню и определите к какому жанру музыки она относится?

( Колыбельные песни)

Звучит колыбельная « Спи моя радость усни».

-Какое чувство вызывает?

-Ещё с давних времен наши прабабушки передавали своим дочерям из уст в уста элементы народного творчества, в том числе и колыбельные песни.

-Как вы думаете, с какой целью народ их придумал?

-Сегодня мы продолжим говорить о маме.

Произведение, с которым мы познакомимся,  посвящено маме.

Выразительное чтение.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Определяют тему и цели урока

Отвечают на вопросы.

П: осмысленно читают текст

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

3. Решение частных задач

Словес.: слово учителя

Практич.: работа по учебнику.

Словес.: учебный диалог.

Практич.: работа с текстом.

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Практич.: Выразительное чтение текста

1. Знакомство с биографией поэта.

        Плещеев Алексей Николаевич. (1825-1893)
Плещеев писал стихи, рассказы, был хорошим переводчиком. Родился поэт в небогатой семье. Детство провёл в Нижнем Новгороде. Он прожил трудную жизнь. Бедность очень угнетала его. Плещеев был впечатлительным человеком, поэтому ему трудно приходилось в жизни. Будучи бедняком, он очень сочувствовал другим беднякам и призывал бороться с бедностью за лучшее будущее своего народа.
Современники вспоминали Плещеева как очень мягкого и доброго человека, всегда готового прийти на помощь. Он написал более 50 стихотворений. Они наполнены нежностью, любовью.
«Без родной природы, без любви к ней, к Родине, нет настоящего человека», - так считал поэт Плещеев.

2.  Чтение стихотворения учителем.

1. Что озаряло комнату?(лампада)
2. Что охраняет сон младенца?(матери молитва)
3. Кто встретит солнце, любовь и ласки?(дитя)
4. Чего боится мать?(того, что буря разбудит дитя)
5. Кто стучал в окно?(ель колючей веткой)

Физкультминутка

3. Ответы на вопросы по содержанию.

1. Почему стихотворение, которое называется «В бурю» начинается с таких строчек? (о маме)
2. Какие слова помогают нам это увидеть?
3. Какие краски будете использовать, рисуя маму?
4. Какие краски будете использовать, рисуя бурю?
5. Какие слова помогают нам это увидеть?
6. Кто побеждает мама или буря? 
7. Какие строчки это подтверждают? (2 последних четверостишия)
8. Что же хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю?

4. Работа над выразительностью чтения.

Где при чтении голос будет меняться?

1. Мать над колыбелью - голос тихий, спокойный;

 2. Выла буря злая - показать голосом как воет буря, шумит дождь, слышатся раскаты грома и т. п.

-Выразительное чтение стихотворения.

Знакомятся с жизнью и творчеством автора.

 

Отвечают на вопросы

Работают с незнакомыми словами

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

Выполняют физические упражнения

Работают с текстом.

Выразительное чтение.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

-Что вы узнали на уроке?

-Что у вас особенно получилось?

-За что  бы вы похвалили себя?

Домашнее задание: С. 117-118, выразительное чтение стихотворения «В бурю», придумать вопросы к стихотворению.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый  контроль.



Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2                                                                                       

Тема:  Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Цели деятельности учителя: познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»;

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание.

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Оборудование: учебник, презентация., мультфильм «Я маму мою обидел».

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент.

Словес.: слово учителя

- Прозвенел звонок и смолк!

Начинается урок!

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: учебный диалог

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Словес.: слово учителя

- Давайте, проверим домашнее задание.

-Молодцы!

- Перед вами пословицы про маму: (дети называют пословицу и объясняют её смысл)

Нет лучшего дружка, как родимая матушка.

Сердце матери лучше солнца греет.

Дитя хоть криво, да отцу матери мило.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Мать кормит детей, как земля людей.

Всякой матери свое дитя мило.

При солнышке тепло, при матери добро.

- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!

Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!

Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!

Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!

Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!

- Правильно – это наши мамы.

- Ребята, а вот какое стихотворение, посвященное мамам написала Елена Александровна Благинина, оно называется «Посидим в тишине». (портрет на доске)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Объясняют смысл пословиц.

Играют в игру.

Знакомятся с темой и  целью урока.

П: осмысленно читают текст

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

3. Решение частных задач

Словес.: учебный диалог.

Практич.: работа по учебнику.

Словес.: учебный диалог.

Практич.: работа с текстом.

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Словес.: слово учителя

Словес.: слово учителя.

Словес.: учебный диалог

Практич.: слушание и чтение текста

Словес.: ответы на вопросы

Елена Александровна Благинина (1903-1989).

Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».

Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь)

Ребята давайте мы с вами вместе проговорим и запомним скороговорку про маму и посмотрим кто же у нас самый быстрый и внимательный!

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

- С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто? (мама). Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. А вы, ребята, умеете заботиться о маме? Как вы о ней заботитесь?

- слушаем стихотворение «Посидим в тишине».(прием чтение с остановками)

- Давайте вспомним – как надо правильно читать это стихотворение, каким голосом? (Тихим, спокойным) 

(Дети читают стихотворение)

- Попробуем прочитать стихотворение по ролям. Выберем действующих лиц.

- Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)

- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)

- Словарная работа: - синонимы к словам: крадётся, метнулся, скользнул, шепнул.

(на доске)

- Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).

- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)

- Почему? (Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)

- Ребята, а какие звуки передают тишину? (Дети читают звуки [с], [ш], [ч])

- Как вы думаете, это сказка? А что это?

- Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)

- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.

- Отгадайте, какая она будет? ( Плавная, медленная)

- Она должна быть похожа на колыбельную?

Физ. минутка (видео)
а) На доске записано: “Я маму мою обидел”

– Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумал, когда прочитали эти слова?

б) Проблемный вопрос

– Как можно обидеть человека?- Послушайте рассказы:

1)Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. – Как вы думаете, почему Славе было обидно?

2)Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно.

– Опишите состояние мальчика.– Так что значит обидеть кого-то?

- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически. )

– Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?

Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.

а) Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».(на доске)

- Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)

- Знакомство с биографией Э. Мошковской:

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

– Ребята, давайте обратимся к учебнику.– Прочитайте название стихотворения.

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Какой у вас возник вопрос?

б) Просмотр мультфильма. «я маму мою обидел»

- А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма. Сначала вспомним правила поведения в кинотеатре, с которыми мы познакомились на уроке окружающего мира…(не шуметь, не разговаривать, отключить телефон, нельзя что-то есть, пить..)

- Садимся поудобнее и посмотрим мультфильм, в котором рассказывают это стихотворение…

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)

в) Чтение стихотворения учениками.

– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.

– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?

- Кем он себя представлял?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? – Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму?

– Какой совет вы бы дали мальчику?

- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом.

Знакомятся с жизнью и творчеством автора.

Работают с незнакомыми словами.

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прослушанном.

Работают с текстом.

Выполняют физические упражнения

Осмысленно отвечают на вопросы.

Знакомятся с жизнью и творчеством автора.

Просмотр мультфильма.

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

П.: структурирование знаний.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

- Понравился ли вам урок? - Что вы узнали на уроке? - За что можете похвалить себя?

– Почему важно в семье любить друг друга? – Как выразить свою любовь к маме?

– Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?

Домашнее задание: С.119-121. Выучить одно из стихотворений.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый  контроль.



Предварительный просмотр:

Дата: 05.03.2017 г.                                                                                                                  Учитель: Кужабаева А. Ж.  

Школа: МКОУ Рымникская СОШ                                                                                                                              

Класс: 2                                                                                                                                Студентка: Рубан Н. С., 42 группа.

Конспект урока по литературному чтению

Тема:  В. Осеева «Почему?» .

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.
  • Предметные: познакомиться с рассказом В. Осеевой «Почему?»; воспринимать на слух художественное произведение; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч);  аудиозапись.

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учеников.

УУД

Организационный этап

С: слово учителя.

1 мин

Положительный эмоциональный настрой на работу

Приветствовать учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу.

Актуализация опорных знаний

С: учебный диалог, пересказ ученика

П: пересказ ученика

6 мин

- Вспомните, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья)

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (В. Осеевой «Хорошее»)

- Почему рассказ так называется?

краткий пересказ 2-3 ученика

Актуализировать знания учащихся по пройденному материалу.

Пересказывать.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Постановка учебной задачи и ее решение

С: слово учителя; учебный диалог.

2 мин

Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Осеевой, который называется «Почему?».

- Какую цель мы перед собой поставим?

Закрепить (знание про нового автора);

Научиться (читать выразительно).

Ставить тему и цели урока.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Решение частных задач

С: беседа.

П: поиск слова.

П: чтение Т.

С:ответы на вопросы.

П: чтение Т.

С:ответы на вопросы.

 

15 мин

 

 

- Что вы помните об авторе, которого мы изучали на прошлом уроке? (родилась на Украине, написала много детских рассказов и т.д.)

Первичное восприятие текста

Прослушайте внимательно запись рассказа.

 Откройте свои учебники на стр. 96. Ваша задача следить за текстом глазками. Нашли начало рассказа. Слушаем.

О чем этот рассказ? (о том, как мальчик разбил чашку и обвинил свою собаку).

Какая главная мысль? (о том, что нельзя предавать близких).
– Какие чувства вы испытали?
– Понравились вам рассказ? Почему?

Чтение текста

- Назовите действующих лиц рассказа. (мальчик, Бум, мама).

- Что хотел сделать мальчик? (обвинить собаку)

Сделал ли, он это? (да) Почему? Зачитайте из текста.

Что сказала мама мальчику? (нечего). Почему?

Как еще можно назвать этот рассказ? (совесть мальчика и т.д)

Слушать рассказ.

Слушать учителя.

Следить за прочтением текста.

Вести учебный диалог.

Читать рассказ самостоятельно.

Вести учебный диалог.

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен)

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

П: осмысленное слушание Т.

К: осознанное построение речевого высказывания.

П: анализирование объекты с выделением сущ-х  признаков.

Динамическая пауза

2 мин

Видеозапись

Выполнять двигательные упражнения.

Н: учебник.

С:чтение вслух, по цепочке,

ответы на вопросы.

П: работа с текстом.

С: чтение по ролям.

9 мин

Давайте, прочитаем рассказ вслух. По цепочке.

-Прочитай первый вопрос, после текста.

1. Выбери ответ, который ты считаешь правильным:

  • Мальчик признался в своем поступке, потому что его мучила совесть;
  • мальчику было жаль Бума;
  • мальчик боялся наказания;
  • мальчик жалел маму.

Давайте, ответим на этот вопрос.

-Прочитай второй вопрос.

2. Представь, что ты оказался на месте мальчика и решил поделиться с другом, рассказать ему все, что произошло. Что ты ему будешь говорить, какими словами он будет утешать тебя? Поработайте в парах и составьте диалог. У вас 3 минуты.

Кто хочет ответить? (Сегодня, за столом я разбил папину чашку, мама очень расстроилась и мне пришлось соврать. Я сказал что это сделал Бум. Мама из-за этого его выгнала и я не знаю что делать. - Я думаю, тебе стоит признаться. Мама сможет понять, ты же не специально). Молодцы!

Давайте прочитаем этот текст по ролям. (6 человек).

Молодцы!

Читать по цепочке, вслух.

Вести учебный диалог.

Отвечать на вопросы.

Читать по ролям.

П: анализ текста;

П: анализирование объекты с выделением сущ-х  признаков.

К: осознанное построение речевого высказывания.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Итог урока

С: слово учителя, учебный диалог

3 мин

- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?

- Как вы думаете, чему писатель хотел научить читателей?

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Л: участвовать в подведении итогов урока.

Домашняя работа

2 мин

Дома приготовьте чтение с. 96-102.

Записать д/з

Р: контролировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...