Урок литературного чтения "Роль имён прилагательных в речи"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Бугакова Елена Юрьевна

Урок литературного чтения "Роль имён прилагательных в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primorsko-axtarsk_bugakova_e.u.rar443.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

Методическая  разработка урока

по русскому языку в 3 классе

«Роль  имени  прилагательного   предложении на основе литературных произведений, музыки и изобразительного искусства»


подготовила

учитель начальных классов

Бугакова Елена Юрьевна

Bugakova64@yandex.ru

8-953-11-68-729

г. Приморско-Ахтарск,
2017 год

Цель  урока: создать проект литературной газеты «Краски весны»

 Задачи:

  1. Показать роль  имён прилагательных в речи
  2. Создать  образное представление о весне на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
  3. Развивать  творческие способности детей, воображения, ассоциативное, образное  мышление, умение выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей;
  4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира (формирование способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира)
  5. Развивать  коммуникативность, умение работать в группах;

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения, проектный

Формы работы обучающихся: фронтальный, в парах

Технологии:  здоровьесберегающие,  системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

ЛичностныеУУД: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес

1.Мотивация и целеполагание.

Организационный момент.

   

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

 Сегодня  вы все такие нарядные, красивые, серьёзные, торжественные..

-Что можете сказать об этих словах? ( это имена прилагательные)

-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Верно.

- Как считаете, можно ли обойтись в речи без прилагательных?

-Что будет, если из речи исчезнут все прилагательные?

-Давайте вернёмся к этому ответу позже

-Послушайте стихотворение. Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Верно.

   Определяю я предметы.

                Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

                                                 Меня вам надо знать, беречь!  

         А почему автор говорит, что имена прилагательные надо беречь? (ценны для речи, необходимы) 

-Убедимся  в этом, выполнив задание в парах. Подберите и вставьте в текст имена прилагательные так, чтобы у вас получился рассказ о любом времени года. 

 - Запишем число, классная работа


Был … день. Дул … ветер. По … небу плыли … облака. Погода была ... . И настроение было … . 

-О каком времени года писали?

-Какая часть речи помогла вам в этом?

Сделаем вывод. Какую роль играют прилагательные в этих текстах?

II.   Мотивация темы и цели.

 -А  какие  же ассоциации у вас возникают, когда вы слышите  слово «весна».  (солнце, сосульки, проталинки, тепло.

- Предлагаю вам   прочитать  отрывок из сочинения одной ученицы.

(на слайде)

 Я люблю весну. Люблю запах цветов, почки на деревьях, лужи, чириканье воробьёв.
Весной природа выглядит красавицей, которая прихорашивается у зеркала. А зеркало —небеса, по которым бегут пушинки облаков.
Весной прилетают птицы и начинают вить себе гнёзда.
Весна —это утро природы, её пробуждение от спячки.

- Что бы вам хотелось добавить в это сочинение?

Я предлагаю выразить своё отношение к весенней природе  через создание проекта «Краски весны». А результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. Знания изученных произведений о весне  помогут вам в создании этой газеты.

Работать будете в группах. Каждая группа создаст свою «весеннюю» страницу. Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и красивой.

  1. Работа с литературными произведениями

- Красота весны воспета многими поэтами. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Выпишите из стихотворения С. Есенина «Черёмуха»  имена прилагательные, подберите синонимы.

(тексты распечатаны, на каждом столе)

Сергей Есенин

Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

-(На доске- проверка, всё написано)

- Вот эти слова могут пригодиться вам для проекта

2. Работа с учебником.  Упр. 139.  (устно)

-Прочитайте отрывок из сказки В. Киреевой «Машин букет».

-Какое время года? (поздняя весна).

-Прочитайте предложения без прилагательных /с прилагательными         

Учитель: К какому выводу пришли, выполнив эту работу?

 

Физминутка

- Давайте отдохнём, но прилагательные даже в этом нам помогут.

- Я называю признак предмета, а вы показываете жестами, мимикой: шар круглый, тропинка извилистая, потолок высокий, Солнце огромное, палец указательный, ученик радостный, спина ровная,  настроение хорошее.

- Ни на минутку не отпускают имена прилагательные, продолжаем работу с ними.

2. Работа по картинам художников…..

- Красота весенней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, композиторов. Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских живописцев…

-Подберите и запишите  имена прилагательные о солнце, небе, ручье, травке.

(работа в парах)

   Слайд

травка      солнце    небо      ручей

--------        ---------    ---------

-Посмотрите, какие я подобрала прилагательные ( на слайде показать)

(Проверка, читает один от пары)

- Ваши прилагательные  совпадают со словами на экране?)

3.  Прослушивание  музыки

- А если нет карандашей и красок, можно ли украсить предмет? Как?  Прослушайте музыку П. Чайковского из альбома «Времена года»

-Какие имена прилагательные  навеяла вам музыка?

 Составьте 2 словосочетания или  предложение о весне, употребив имена прилагательные.

Запишите.

ОЦЕНКА

4. Творческий проект.

-Как вы считаете, слова, которые мы подбирали, помогли нам выразить своё отношение к образу весны?

-Давайте воспользуемся богатыми возможностями русского языка. Попробуем, как настоящие писатели, преобразовать сочинение девочки так, как вы видите весну, украсив его  именами  прилагательными.

(Индивидуальная работа с текстом на открытке) Зачитывание работ.

-Сравнить сочинение девочки и своё.

-Оценивание с учётом работы на уроке.

5.Вывод

-Какая часть речи  помогла увидеть красоту весны, выразительности речи?  (Имена прилагательные)

- Какую роль они играют? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её яркой, выразительной, помогают не только в определении признаков предмета, но и передают чувства, переживания, поэтому употребление их очень важно)

- К какому вопросу мы хотели вернуться в конце урока? Мы были правы?

А какая цель нашего урока? Получилось у нас?

  1. Рефлексия  

- Оцените свою работу на уроке, продолжив фразу

(на слайде)

- Я узнал …

- Я теперь могу…

-Мне в жизни пригодятся эти слова…

-Мне  бы тебе хотелось рассказать дома о …

-Я сегодня увидела на уроке любознательных, творческих, самостоятельных, общительных учеников.

  1. Д/з

- Написать сочинение,(5-6 предложений) на тему « Это Я», используя имена прилагательные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное.  Роль имён прилагательных в речи»....

Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»

Цели урока: 1.     Формировать  умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2.     Формировать...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...