Урок литературного чтения "Роль имён прилагательных в речи"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения "Роль имён прилагательных в речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primorsko-axtarsk_bugakova_e.u.rar | 443.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
Методическая разработка урока
по русскому языку в 3 классе
«Роль имени прилагательного предложении на основе литературных произведений, музыки и изобразительного искусства»
подготовила
учитель начальных классов
Бугакова Елена Юрьевна
8-953-11-68-729
г. Приморско-Ахтарск,
2017 год
Цель урока: создать проект литературной газеты «Краски весны»
Задачи:
- Показать роль имён прилагательных в речи
- Создать образное представление о весне на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
- Развивать творческие способности детей, воображения, ассоциативное, образное мышление, умение выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей;
- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира (формирование способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира)
- Развивать коммуникативность, умение работать в группах;
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения, проектный
Формы работы обучающихся: фронтальный, в парах
Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
ЛичностныеУУД: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес
1.Мотивация и целеполагание.
Организационный момент.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
Сегодня вы все такие нарядные, красивые, серьёзные, торжественные..
-Что можете сказать об этих словах? ( это имена прилагательные)
-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Верно.
- Как считаете, можно ли обойтись в речи без прилагательных?
-Что будет, если из речи исчезнут все прилагательные?
-Давайте вернёмся к этому ответу позже
-Послушайте стихотворение. Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Верно.
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
А почему автор говорит, что имена прилагательные надо беречь? (ценны для речи, необходимы)
-Убедимся в этом, выполнив задание в парах. Подберите и вставьте в текст имена прилагательные так, чтобы у вас получился рассказ о любом времени года.
- Запишем число, классная работа
Был … день. Дул … ветер. По … небу плыли … облака. Погода была ... . И настроение было … .
-О каком времени года писали?
-Какая часть речи помогла вам в этом?
Сделаем вывод. Какую роль играют прилагательные в этих текстах?
II. Мотивация темы и цели.
-А какие же ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «весна». (солнце, сосульки, проталинки, тепло.
- Предлагаю вам прочитать отрывок из сочинения одной ученицы.
(на слайде)
Я люблю весну. Люблю запах цветов, почки на деревьях, лужи, чириканье воробьёв.
Весной природа выглядит красавицей, которая прихорашивается у зеркала. А зеркало —небеса, по которым бегут пушинки облаков.
Весной прилетают птицы и начинают вить себе гнёзда.
Весна —это утро природы, её пробуждение от спячки.
- Что бы вам хотелось добавить в это сочинение?
Я предлагаю выразить своё отношение к весенней природе через создание проекта «Краски весны». А результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. Знания изученных произведений о весне помогут вам в создании этой газеты.
Работать будете в группах. Каждая группа создаст свою «весеннюю» страницу. Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и красивой.
- Работа с литературными произведениями
- Красота весны воспета многими поэтами. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Выпишите из стихотворения С. Есенина «Черёмуха» имена прилагательные, подберите синонимы.
(тексты распечатаны, на каждом столе)
Сергей Есенин
Черёмуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
-(На доске- проверка, всё написано)
- Вот эти слова могут пригодиться вам для проекта
2. Работа с учебником. Упр. 139. (устно)
-Прочитайте отрывок из сказки В. Киреевой «Машин букет».
-Какое время года? (поздняя весна).
-Прочитайте предложения без прилагательных /с прилагательными
Учитель: К какому выводу пришли, выполнив эту работу?
Физминутка
- Давайте отдохнём, но прилагательные даже в этом нам помогут.
- Я называю признак предмета, а вы показываете жестами, мимикой: шар круглый, тропинка извилистая, потолок высокий, Солнце огромное, палец указательный, ученик радостный, спина ровная, настроение хорошее.
- Ни на минутку не отпускают имена прилагательные, продолжаем работу с ними.
2. Работа по картинам художников…..
- Красота весенней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, композиторов. Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских живописцев…
-Подберите и запишите имена прилагательные о солнце, небе, ручье, травке.
(работа в парах)
Слайд
травка солнце небо ручей
-------- --------- ---------
-Посмотрите, какие я подобрала прилагательные ( на слайде показать)
(Проверка, читает один от пары)
- Ваши прилагательные совпадают со словами на экране?)
3. Прослушивание музыки
- А если нет карандашей и красок, можно ли украсить предмет? Как? Прослушайте музыку П. Чайковского из альбома «Времена года»
-Какие имена прилагательные навеяла вам музыка?
Составьте 2 словосочетания или предложение о весне, употребив имена прилагательные.
Запишите.
ОЦЕНКА
4. Творческий проект.
-Как вы считаете, слова, которые мы подбирали, помогли нам выразить своё отношение к образу весны?
-Давайте воспользуемся богатыми возможностями русского языка. Попробуем, как настоящие писатели, преобразовать сочинение девочки так, как вы видите весну, украсив его именами прилагательными.
(Индивидуальная работа с текстом на открытке) Зачитывание работ.
-Сравнить сочинение девочки и своё.
-Оценивание с учётом работы на уроке.
5.Вывод
-Какая часть речи помогла увидеть красоту весны, выразительности речи? (Имена прилагательные)
- Какую роль они играют? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её яркой, выразительной, помогают не только в определении признаков предмета, но и передают чувства, переживания, поэтому употребление их очень важно)
- К какому вопросу мы хотели вернуться в конце урока? Мы были правы?
А какая цель нашего урока? Получилось у нас?
- Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке, продолжив фразу
(на слайде)
- Я узнал …
- Я теперь могу…
-Мне в жизни пригодятся эти слова…
-Мне бы тебе хотелось рассказать дома о …
-Я сегодня увидела на уроке любознательных, творческих, самостоятельных, общительных учеников.
- Д/з
- Написать сочинение,(5-6 предложений) на тему « Это Я», используя имена прилагательные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"
Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...
Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.
Конспект урока в 3 классе по русскому языку....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи»....
Презентация на тему: "Изучение роли имён прилагательных в речи на интегрированных уроках русского языка и литературного чтения"
Презентация к проекту по теме "Имя прилагательное" для учащихся 4-х классов...
Конспект урока "Значение и употребление имён прилагательных в речи" (1 урок) 3 класс
Конспект урока...
Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»
Цели урока: 1. Формировать умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2. Формировать...
Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные
В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...