Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Калинина Елена Николаевна

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное.  Роль имён прилагательных в речи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Ф.И.О. учителя: Калинина Елена Николаевна

Класс: 3 МБОУ сош №9,  г. Елабуга    Предмет: русский язык

Тема урока: «Имя прилагательное.  Роль имён прилагательных в речи».

Цель урока: ознакомить с новой частью речи именем прилагательным, его ролью в речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать имя прилагательное как часть речи; находить и распознавать в окружающем мире имена прилагательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; классифицировать имена прилагательные; работать в паре.

Задачи:

Образовательная: ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи. Формирование умения находить в предложениях имена прилагательные.

Развивающая: развивать связную речь, творческую активность, интерес к изучению русского языка; формировать умение выделять главное, наблюдать; развитие умения частично- поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, ее решение; развитие умения работать в должном темпе. Обучение приемам запоминания - смысловая группировка материала. Развитие воли и самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах.

Воспитывающая: воспитывать дружеские отношения в классе; формирование ответственности перед коллективом; познавательной потребности. Воспитание стремления к творчеству.

Форма урока: интегрированный урок.

УУД: Познавательные: делать логические выводы;

           Регулятивные: учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.

           Коммуникативные: повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде; учить формулировать высказывание.

Тип урока:  урок изучения новых знаний.

Оборудование:

1. Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык. 3 класс, 2 часть;

2. мультимедийный проектор, экран;

3. компьютер;

4.карточки с напечатанными словами.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Характеристика этапов урока.

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный

момент)

Настрой на работу.

- Тихо сели

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

- Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.

Подготовка класса к работе

Запись числа и классной работы.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Минутка чистописания

Выработка каллиграфического почерка.

- Пропишите соединение букв.

нпл ннпл

Запись в тетради букв нпл и ннпл.

3.Словарная работа

Повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить находить в тексте имена прилагательные.

- Пишем слова:

Аккуратный, жужжать, язык, весёлый, ботинки, победить, обедать, песок, северный.

Слайд 2

На слайде появляются слова, проверка написания слов.

- Подчеркните орфограммы.

- Подберите антонимы к именам прилагательным.

Письмо под диктовку с грамматическим заданием.

Пишут, выделяют орфограммы.

Обмениваются тетрадями, проверяют по доске.

4.Актуализация знаний.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

- На какие три группы можно разделить эти слова? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)

- На какие вопросы отвечают слова каждой группы?

- Что обозначают слова первой, второй, третьей групп?

Делят слова на группы, объясняют свой выбор.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

5.Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Проводится подготовительная работа к определению понятия «роль имён прилагательных в речи».

- Послушайте стихотворение.

Слайд 3.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

- Как называется часть речи, о которой говорится в стихотворении?

- Что она обозначает?

- Какой признак обозначают эти слова? ( Аккуратный – черта характера, весёлый – эмоциональное состояние человека, северный – соответствующий части света или направлению).

- Составьте с каждым из признаков словосочетание, поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Какая? какой? какое? какие?).

- Послушайте отрывок из книги Татьяны Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное» и объясните, какую роль играют имена прилагательные в речи.

     Имя прилагательное взяла кисть в палитру и принялась за работу. Все, к чему прикасалась её волшебная кисточка, удивительным образом преображалось. Каждый предмет становился каким-нибудь особенным.

     Было, например,  дерево. Прикоснулась к нему кистью художница.

     - Смотрите, какое стало дерево! Зелёное, высокое! Ветвистое!

     Была просто кошка. Ничего особенного – кошка как кошка. Имя Прилагательное разрисовала и её.

     - Ух, какая кошка! – завопила Катюша. – Какая красивая, пушистая, толстая!

     …И тут художница принялась раскрашивать гриб.

     - Какой стал гриб? – спросила Светлана Даниловна.

     - Красный, нарядный, весёлый! – ответил Женька.

     - Но зато ядовитый, несъедобный, страшный! – предупредила Юлька.

- О каком грибе рассказала девочка Юля?

- Как вы это определили?

- Какую роль играют имена прилагательные в речи?

- Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд 1.

- Откройте учебник на с.97 и прочитайте тему.

Слушают стихотворение. Называют часть речи, о которой говорится в стихотворении.

Определяют признаки слов.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

6. Работа по теме урока.

Устанавливает осознанность восприятия.

- Прослушайте профессора.

Работа по учебнику. Упр.172 с.97

- Какие свойства предметов описывают эти признаки?

- Какое из прилагательных указывает на цвет предмета? на размер? на форму?

- Ответьте на вопрос Совёнка. Что общего у всех этих слов?

- Что же такое признак предмета?

- Как отвечает на этот вопрос Аня?

- Прочитайте «Узелки на память». Как называются группы слов в русском языке?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает эта часть речи?

- Можно ли по признакам угадать предмет?

- Найдите в окружающей обстановке предмет и назовите его признак, не называя сам предмет.

Слушают определение понятия «Имена прилагательные».

Упражняются в определении предмета по его признаку.

Несколько учащихся загадывают предметы, называют их признаки, остальные угадывают.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль; коррекция

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

7. Физминутка.

Презентация.

8. Продолжение работы по теме урока.

Наблюдение над ролью прилагательных в языке.

Игра «Узнай».

- По признакам определите предмет.

Серый, хищный, жадный…

Рыжая, хищная, ловкая…

Высокий, красивый, каменный…

Круглый, разноцветный…

- А теперь вы сами попробуйте описать некоторые предметы:

1 участник – улица, 2 участник – озеро, 3 участник – мальчик, 4 участник – стульчик.

- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

- Для чего мы используем их в предложениях?

Учащиеся в группе из четырёх партнёров по часовой стрелке называют свои примеры.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль; коррекция

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

9.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Организация деятельности по применению знаний

Рабочая тетрадь. Упр.134 с.83

Работа в паре с партнёром по плечу.

Знатоки имён прилагательных.

Слайд 5.

- Прочитайте текст и вставьте подходящие имена прилагательные вместо пропусков.

- Придумать как можно больше имён прилагательных.

Проверка с партнёрами по лицу.

Работа в парах.

Учащиеся как можно больше придумывают имён прилагательных, проверка задания.  Учащиеся оценивают работу партнёра по лицу.

Запись в тетради текста с именами прилагательными.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

9.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

- Какую часть речи будем изучать в разделе?

- Что такое имя прилагательное?

- Какую роль играют в речи имена прилагательные?

- Оцените свои успехи на уроке с помощью лесенки успеха.

Спасибо за старание, ведь главное – желание

А навыки и знания с годами к вам придут.

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.

Самооценка результатов деятельности

- Сегодня на уроке мы .…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- У меня получилось (не получилось) …

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 Д класс Калинина Е.Н.

Слайд 3

Аккуратный, жужжать, язык, весёлый , ботинки , победить , обедать , песок, северный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Имя прилагательное" РазвитиеУУД в начальной школе.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологией диалогового взаимодействия....

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"...

конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс, Школа России

коспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" с дифференцированными карточками для работы на уроке...