Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по теме: « Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными»
Учителя начальных
классов МАОУ «СОШ № 153
с углубленным изучением
иностранных языков» г. Перми
Гайда Оксаны Михайловна
Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными
(ОС«Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина«Русский язык» 3 класс)
Тип урока: общеметодологической направленности
Место урока в общей системе изучаемого материала: 2 урок по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Формы организации деятельности учащихся на уроке: технология проблемного обучения; деятельностный метод.
Цель урока: показать связь имени прилагательного с именем существительным; формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала
Задачи:1. Учить видеть связь им. прилагательного с им. существительным; определять род, число имени прилагательного; 2. Развитие точной, правильной, грамотной устной и письменной речи; 3. Развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)
Планируемые достижения учащихся: узнать и запомнить значение новых словарных слов; расширить знания об имени прилагательном и его роли в речи; научиться находить связь между именем прилагательным и именем существительным.
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности
-Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.
Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!
2. Актуализация знаний
-орфографическая разминка. Вставить букву и доказать свою правоту.
Лес(?)ница, в.р.бей, про . ьба, су . ота, сер(?)це, в . сёлый, . на, л . пата,
н . овинка, прил . тал
- Что вы можете рассказать о слове ВОРОБЕЙ ? (Ответы детей: это имя существительное, одушевлённое, мужского рода, ед. числа)
- Что вы расскажите о слове ОНА ? (ответ: это личное местоимение, 3-го лица, ед. числа, мужского рода)
По ходу работы все слова прикрепляются на доску.
-Прочитайте ещё раз слова и назовите имя прилагательное. (Ответ: весёлый)
- Как вы его выделили из этой группы слов? ( Ответы детей: по вопросу Какой? )
- Так что такое имя прилагательное?(Ответы: Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета.)
3. Сообщение темы и цели урока.
-Отгадайте – ка загадку:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
-Какая часть речи может о себе так сказать? (Ответы детей: прилагательное)
-Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, . . .)
- Почему имя прилагательное имеет такое название? (предположения детей)
- Я думаю в течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.
- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное как часть речи.)
-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так называется, с какой частью речи связано.
4. Наблюдение за именем прилагательным
На слайде слова:
Новенький настроение
Праздничное смородина
Душистая костюм
Голосистые соловьи
- По какому признаку разделены слова на две группы? (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)
-Образуйте из этих слов словосочетания . (записывают их в тетрадь)
- Проверка. (Ответы: новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи)
- Почему именно так вы соединили пары? (Ответы: подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)
-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)
-Почему? (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)
-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное? (Ответ: с именем существительным)
5. Первичное закрепление.
-Выполняем упражнение из учебника №313 - по вариантам /по заданию/
1 столбик - I вариант; 2 столбик - II вариант
Проверка коллективная(Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное мужского рода, единственного числа, имя прилагательное - м.р., ед. ч.)
После четвёртого словосочетания спрашиваю:
-Что вы заметили, выполняя это задание? (Ответы: Что у имени сущ. и имени прилаг. одинаковые род и число)
Продолжаем проверку. После проверки всего задания - вопрос:
-Какой вывод можно сделать, после выполнения этого задания? (Ответы: Имя прилагательное стоит в том же роде и числе что и имя существительное , с которым оно связано.)
- Прочитаем правило в учебнике.
- Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется?(Ответы: Потому что оно связано с существительным; я думаю, прилагательное произошло от слова прилагать , т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит;)
-Наблюдение продолжаем.
На слайде: рисунок – зимний пейзаж, не полное предложение.
- Дополните предложение. (Ответы: Зимним вечером на небе светит яркая луна.)
- Как вы думаете, изменился ли смысл предложения? (Ответы: Да. Я думаю изменился, стало понятно в какое время года это происходит. Предложение стало красивее, ярче . Эти слова уточнили смысл предложения.)
Запишите это предложение и сделайте полный его разбор. (Один ученик работает у доски. Подчёркивает основу предложения, указывает части речи над каждым словом, выписывает все словосочетания из этого предложения)
-В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число сущ. и прилагательного.
- Как вы определили род и число имени прилагательного? (Ответы: по имени существительному, с которым оно связано)
6. Словарная работа
- У нас на уроке есть новичок. Это новое слово.
На слайде появляется слово ФОНАРЬ
-Поставьте ударение, укажите опасное место – орфограмму.
- Что такое фонарь? (Ответы: это осветительный прибор)
- А знаете ли вы , что во Владимиро – Суздальском музее – заповеднике есть «Царь – фонарь», который весит 160 кг, высота его – 2 метра. Выносили его в старину на пасху, и несли впереди крестного хода.
Записываем слово в тетрадь и подбираем к нему однокоренные слова, указываем во всех орфограмму. (фонарик, фонарщик, фонарный)
7. Рефлексия
- Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Ответы: что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе)
На слайде не законченные предложения, закончите их
8.Итог урока
-- Ребята, а как бы вы оценили свою работу на уроке? Почему?
Я оцениваю детей , выставляю отметки.
-Домашнее задание: нарисовать фонарь, упр. № 314.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно...
Имя прилагательное как часть речи : значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Технологическая карта урока русского языка ( 2 класс)...
Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"
Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"...