Конспект урока "Сергей Козлов "Чёрный Омут""
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кутерева Юлия Алексеевна

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе.

Дата проведения 6 апреля 2017 года

Тема: Сергей Козлов «Чёрный Омут»

Цель урока: познакомить с авторской сказкой, показать её мудрость и многогранность.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Продолжить знакомство со сказками С.Г. Козлова.

2. Продолжить работу по формированию умения осмысленно и выразительно

читать, выборочно работать с текстом.

3. Формировать умение различать авторскую и народную сказку, находить

приметы сказки в тексте.

 

Развивающие:

1. Расширять словарный запас детей, формировать навыки правильной и

выразительной устной речи.

2. Развивать первичные исследовательские умения.

3. Развивать интерес и внимательное отношение к художественному слову,

языковое чутьё, умение глубокого понимания произведения.

4. Развивать фантазию детей, умение слушать, доказывать, выдвигать

предположения.

Воспитательные:

1.Воспитывать уверенность в себе и эмпатию.

2.Побуждать детей к творчеству.

Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в парах, видеофрагмент.

Оборудование: учебник Кубасова О. В. Литературное чтение 2 класс, презентация, фото зайца, карточки, смайлики.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация

Предлагаю урок начать с загадки.

Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под ёлкой он так замерзает,

Что летом шубейку свою не снимает

Заяц (фото вывешивается на доску)

- Как вы думаете, ребята, почему я предложила такую загадку? (Будем читать произведение про зайца)

- А сейчас послушайте песню «Я на солнышке лежу» (дети прослушивают аудиозапись)

- Почему сейчас прозвучала эта песня? (Мы сегодня будем читать произведение С.Козлова, автора строк этой песни).

- Что вам известно об авторе?(ответы детей)

  • Сергей Козлов (слайд 1)

  родился 22 августа 1939 года в Москве. Ещё в школе начал писать стихи. В качестве поэта закончил Литературный институт. Работал токарем, учителем пения, типографом, кочегаром.

Сказки начал писать с шестидесятых годов.

   Кроме сказок Сергей Козлов написал сценарии для нескольких мультфильмов про Ёжика и Медвежонка (слайд 2)

  • Он погиб в результате аварии 9 января 2010 года.

Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.

- Как вы думаете, какая будет тема урока? Какая цель урока?(Познакомиться с авторской сказкой, узнать ее отличия, мудрость)

3. Подготовка к восприятию.

Сказка мудростью богата,

 Скажем сказке: “Приходи!”

 Это присказка, ребята,

 Сказка будет впереди.

1. - Кто знает, что такое омут? Омут – глубокая яма на дне реки или озера. (Поэтому вода в этом месте кажется чёрной.) (фото на доске)

- Судя по названию, о чём пойдёт речь в сказке?

Дети высказывают свои предположения.

- После чтения сказки посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

- Итак, сегодня на уроке гостьей будет сказка С.Г. Козлова “Чёрный Омут”.

 2.Словарная работа с. 57

1. Читай сначала по слогам, затем – целыми словами (Ядрышникова Настя)

ПО-СВИ-СТЫ-ВА-ЕТ

- ПОСВИСТЫВАЕТ

РАЗ-УЛЫ-БА-ЛАСЬ

- РАЗУЛЫБАЛАСЬ

ЗАЙ-ЧА-ТИН-КА

- ЗАЙЧАТИНКА

У-ШАС-ТЕНЬ-КИЙ

- УШАСТЕНЬКИЙ

О-СЫ-ПА-ЮТ-СЯ

- ОСЫПАЮТСЯ

2. Читай целыми словами.

ВЕЧЕР - ВЕЧЕРЕЛО – СВЕЧЕРЕЛО (Кузьмина Дарья)

4. Чтение и анализ сказки.

Дети слушают аудиозапись сказки и следят по учебнику.

У. Кто был близок к истине, когда предположил, о чём пойдёт речь в сказке?

К какому виду сказок вы отнесёте сказку? Почему?

- Кто герои этой сказки?        

(Кроме традиционных фольклорных персонажей: Зайца, Лисы, Волка и Филина, есть и оригинальный герой – Чёрный Омут).

У. Почему Заяц пришёл к Чёрному Омуту?

Д. Ему надоело всех бояться и он решил броситься в Чёрный Омут и утонуть.

Физкультминутка

5.Нахождение примет сказки в тексте.

Работают в парах.

 -На партах лежат карточки с началом и концом фразы об одной из примет сказки.

Проверка по слайду презентации.

В сказке о животных все…         … герои разговаривают.

Сказка начинается со…                …слов «жили-были».

Действия героев…                        …сказки повторяются.

В сказке есть магические…          …числа – 3, 7, 12.

Герои сказки…                               …выстраиваются в цепочку.

- Найдите  эти приметы в сказке С.Козлова  «Черный Омут».

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

4. Работа в парах. Перечитывание по частям и подробный анализ образов героев сказки в сравнении с традиционным представлением о них в народных сказках.

(читают дети до остановки учителем и отмечают границы частей)

- Каков привычный образ зайца? Каков заяц из этой сказки? Как жилось зайцу в начале сказки? Сколько раз автор повторяет слово «боялся»? Какие чувства он испытывает, когда приходит к омуту? Как он изменяется?

  • Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости.

- Прочитаем, как заяц встретил волка. Докажите текстом, что заяц не боится.

- Каков привычный образ волка? Как наш волк отреагировал на слова и поведение зайца? Докажите текстом.

  • Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым.

- Каков привычный образ лисы? Какова лиса из этой сказки? Обратите внимание на речь. Она более эмоциональна, образна, богата, оригинальнее текста народной сказки, в ней присутствует современный юмор.

  • Лиса в сказках хитрая, склонная к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.

- Каков привычный образ филина? Какой совет даёт наш филин зайцу? Почему филин боится? Как его успокоил заяц? Прочитай его слова. Почему не каждому зайцу дано у Чёрного омута побывать?

  • Филин в сказке –  персонаж умный и осторожный. Он зачастую мирит между собой животных персонажей, разрешает их спор, находит справедливость.

- Чего заяц испугался во второй раз? Прочитай.

- Как Чёрный Омут ответил на вопрос Зайца? Прочитайте слова Чёрного Омута вслух и прислушайтесь, какой звук повторяется?

- Что помогает читателям представить повторяющийся звук /ш/? (Шуршание листьев)

- Такой приём в литературе называется звукопись.

- Как вы понимаете слова Чёрного Омута о шуршании времени? Почему Омут говорит: “…время шуршит, а мы слушаем. Всем страшно”.

(Время быстротечно. Его невозможно остановить. А с другой стороны, утверждает, что на смену старому (прожитому) придёт новое, жизнь продолжится)

- Как вы думаете, почему слова Чёрного Омута опять успокоили Зайца?

(Сознание того, что все окружающие испытывают те же чувства, вселяет большую уверенность)

- Размышления о времени, чем помогает нам? (Не переживать, настроиться на хорошее впереди)

5. Выявление понимания ведущей идеи.

- Как можно остановить время?  - Что такое бессмертие?(ответы детей)

- Чёрный Омут был прав, говоря:«Когда время шуршит – всем страшно».

Время «шуршит» - значит проходит, бесследно исчезает, его уже не вернуть. Наша жизнь – время, и когда оно проходит, мы боимся. Боимся взрослеть, боимся старости, боимся смерти.

Время решает всё. Мы не можем его остановить, не можем замедлить, не можем ускорить.

- Иногда людям удается остановить время.

Прекрасная музыка, великолепные здания,

картины, литературные произведения живут

века. А значит, живы для нас и их авторы. Они

разговаривают с нами, когда мы любуемся их

творениями.

- Остановить время нельзя. Можно лишь попытаться изменить что-то в жизни, чтобы время запечатлело те события, о которых потом приятно будет вспоминать.

- Жизнь у нас одна и прожить её нужно с толком, достойно.

6. Работа в парах.

7. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

- Сказкой какого автора мы сегодня познакомились? Как она называется?

-Вам хотелось бы прочитать эту мудрую сказку ещё раз?

- О чём она нас заставила задуматься?

- Подготовиться к пересказу и выполнить иллюстрацию к сказке по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова. Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова.  Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут». На данном уроке  учащиеся ...

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Сравнительный анализ народной и авторской сказки. С. Козлов "Черный омут"

Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, формирующий представление о роли литературных приемов в создании художественного образа и развивающий исследователь...

Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут".

Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут"....

Презентация к уроку "Чёрный омут".

Презентация к уроку "Чёрный омут"....

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Вперед по дороге открытий в мир литературы. Сказка С. Козлова Черный Омут"

На уроке предусмотрена глубокая работа с текстом. К конспекту прилагается перезентация, методическая характеристика урока, раздаточный материал для учащихся....

Сергей Козлов «Чёрный омут»

(читают дети до остановки учителем и отмечают границы частей)- Каков привычный образ зайца? Каков заяц из этой сказки? Как жилось зайцу в начале сказки? Сколько раз автор повторяет слово «боялся...