Конспект урока "Сергей Козлов "Чёрный Омут""
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения во 2 классе.
Дата проведения 6 апреля 2017 года
Тема: Сергей Козлов «Чёрный Омут»
Цель урока: познакомить с авторской сказкой, показать её мудрость и многогранность.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Продолжить знакомство со сказками С.Г. Козлова.
2. Продолжить работу по формированию умения осмысленно и выразительно
читать, выборочно работать с текстом.
3. Формировать умение различать авторскую и народную сказку, находить
приметы сказки в тексте.
Развивающие:
1. Расширять словарный запас детей, формировать навыки правильной и
выразительной устной речи.
2. Развивать первичные исследовательские умения.
3. Развивать интерес и внимательное отношение к художественному слову,
языковое чутьё, умение глубокого понимания произведения.
4. Развивать фантазию детей, умение слушать, доказывать, выдвигать
предположения.
Воспитательные:
1.Воспитывать уверенность в себе и эмпатию.
2.Побуждать детей к творчеству.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в парах, видеофрагмент.
Оборудование: учебник Кубасова О. В. Литературное чтение 2 класс, презентация, фото зайца, карточки, смайлики.
Ход урока:
- Организационный момент
- Мотивация
Предлагаю урок начать с загадки.
Его обижают и звери и птицы,
Он каждого кустика в поле боится
Зимою под ёлкой он так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает
Заяц (фото вывешивается на доску)
- Как вы думаете, ребята, почему я предложила такую загадку? (Будем читать произведение про зайца)
- А сейчас послушайте песню «Я на солнышке лежу» (дети прослушивают аудиозапись)
- Почему сейчас прозвучала эта песня? (Мы сегодня будем читать произведение С.Козлова, автора строк этой песни).
- Что вам известно об авторе?(ответы детей)
- Сергей Козлов (слайд 1)
родился 22 августа 1939 года в Москве. Ещё в школе начал писать стихи. В качестве поэта закончил Литературный институт. Работал токарем, учителем пения, типографом, кочегаром.
Сказки начал писать с шестидесятых годов.
Кроме сказок Сергей Козлов написал сценарии для нескольких мультфильмов про Ёжика и Медвежонка (слайд 2)
- Он погиб в результате аварии 9 января 2010 года.
Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.
- Как вы думаете, какая будет тема урока? Какая цель урока?(Познакомиться с авторской сказкой, узнать ее отличия, мудрость)
3. Подготовка к восприятию.
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: “Приходи!”
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
1. - Кто знает, что такое омут? Омут – глубокая яма на дне реки или озера. (Поэтому вода в этом месте кажется чёрной.) (фото на доске)
- Судя по названию, о чём пойдёт речь в сказке?
Дети высказывают свои предположения.
- После чтения сказки посмотрим, оправдались ли ваши предположения.
- Итак, сегодня на уроке гостьей будет сказка С.Г. Козлова “Чёрный Омут”.
2.Словарная работа с. 57
1. Читай сначала по слогам, затем – целыми словами (Ядрышникова Настя)
ПО-СВИ-СТЫ-ВА-ЕТ | - ПОСВИСТЫВАЕТ |
РАЗ-УЛЫ-БА-ЛАСЬ | - РАЗУЛЫБАЛАСЬ |
ЗАЙ-ЧА-ТИН-КА | - ЗАЙЧАТИНКА |
У-ШАС-ТЕНЬ-КИЙ | - УШАСТЕНЬКИЙ |
О-СЫ-ПА-ЮТ-СЯ | - ОСЫПАЮТСЯ |
2. Читай целыми словами.
ВЕЧЕР - ВЕЧЕРЕЛО – СВЕЧЕРЕЛО (Кузьмина Дарья)
4. Чтение и анализ сказки.
Дети слушают аудиозапись сказки и следят по учебнику.
У. Кто был близок к истине, когда предположил, о чём пойдёт речь в сказке?
К какому виду сказок вы отнесёте сказку? Почему?
- Кто герои этой сказки?
(Кроме традиционных фольклорных персонажей: Зайца, Лисы, Волка и Филина, есть и оригинальный герой – Чёрный Омут).
У. Почему Заяц пришёл к Чёрному Омуту?
Д. Ему надоело всех бояться и он решил броситься в Чёрный Омут и утонуть.
Физкультминутка
5.Нахождение примет сказки в тексте.
Работают в парах.
-На партах лежат карточки с началом и концом фразы об одной из примет сказки.
Проверка по слайду презентации.
В сказке о животных все… … герои разговаривают.
Сказка начинается со… …слов «жили-были».
Действия героев… …сказки повторяются.
В сказке есть магические… …числа – 3, 7, 12.
Герои сказки… …выстраиваются в цепочку.
- Найдите эти приметы в сказке С.Козлова «Черный Омут».
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
4. Работа в парах. Перечитывание по частям и подробный анализ образов героев сказки в сравнении с традиционным представлением о них в народных сказках.
(читают дети до остановки учителем и отмечают границы частей)
- Каков привычный образ зайца? Каков заяц из этой сказки? Как жилось зайцу в начале сказки? Сколько раз автор повторяет слово «боялся»? Какие чувства он испытывает, когда приходит к омуту? Как он изменяется?
- Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости.
- Прочитаем, как заяц встретил волка. Докажите текстом, что заяц не боится.
- Каков привычный образ волка? Как наш волк отреагировал на слова и поведение зайца? Докажите текстом.
- Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым.
- Каков привычный образ лисы? Какова лиса из этой сказки? Обратите внимание на речь. Она более эмоциональна, образна, богата, оригинальнее текста народной сказки, в ней присутствует современный юмор.
- Лиса в сказках хитрая, склонная к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.
- Каков привычный образ филина? Какой совет даёт наш филин зайцу? Почему филин боится? Как его успокоил заяц? Прочитай его слова. Почему не каждому зайцу дано у Чёрного омута побывать?
- Филин в сказке – персонаж умный и осторожный. Он зачастую мирит между собой животных персонажей, разрешает их спор, находит справедливость.
- Чего заяц испугался во второй раз? Прочитай.
- Как Чёрный Омут ответил на вопрос Зайца? Прочитайте слова Чёрного Омута вслух и прислушайтесь, какой звук повторяется?
- Что помогает читателям представить повторяющийся звук /ш/? (Шуршание листьев)
- Такой приём в литературе называется звукопись.
- Как вы понимаете слова Чёрного Омута о шуршании времени? Почему Омут говорит: “…время шуршит, а мы слушаем. Всем страшно”.
(Время быстротечно. Его невозможно остановить. А с другой стороны, утверждает, что на смену старому (прожитому) придёт новое, жизнь продолжится)
- Как вы думаете, почему слова Чёрного Омута опять успокоили Зайца?
(Сознание того, что все окружающие испытывают те же чувства, вселяет большую уверенность)
- Размышления о времени, чем помогает нам? (Не переживать, настроиться на хорошее впереди)
5. Выявление понимания ведущей идеи.
- Как можно остановить время? - Что такое бессмертие?(ответы детей)
- Чёрный Омут был прав, говоря:«Когда время шуршит – всем страшно».
Время «шуршит» - значит проходит, бесследно исчезает, его уже не вернуть. Наша жизнь – время, и когда оно проходит, мы боимся. Боимся взрослеть, боимся старости, боимся смерти.
Время решает всё. Мы не можем его остановить, не можем замедлить, не можем ускорить.
- Иногда людям удается остановить время.
Прекрасная музыка, великолепные здания,
картины, литературные произведения живут
века. А значит, живы для нас и их авторы. Они
разговаривают с нами, когда мы любуемся их
творениями.
- Остановить время нельзя. Можно лишь попытаться изменить что-то в жизни, чтобы время запечатлело те события, о которых потом приятно будет вспоминать.
- Жизнь у нас одна и прожить её нужно с толком, достойно.
6. Работа в парах.
7. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
- Сказкой какого автора мы сегодня познакомились? Как она называется?
-Вам хотелось бы прочитать эту мудрую сказку ещё раз?
- О чём она нас заставила задуматься?
- Подготовиться к пересказу и выполнить иллюстрацию к сказке по желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова. Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».
Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова. Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут». На данном уроке учащиеся ...
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
Сравнительный анализ народной и авторской сказки. С. Козлов "Черный омут"
Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, формирующий представление о роли литературных приемов в создании художественного образа и развивающий исследователь...
Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут".
Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут"....
Презентация к уроку "Чёрный омут".
Презентация к уроку "Чёрный омут"....
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Вперед по дороге открытий в мир литературы. Сказка С. Козлова Черный Омут"
На уроке предусмотрена глубокая работа с текстом. К конспекту прилагается перезентация, методическая характеристика урока, раздаточный материал для учащихся....
Сергей Козлов «Чёрный омут»
(читают дети до остановки учителем и отмечают границы частей)- Каков привычный образ зайца? Каков заяц из этой сказки? Как жилось зайцу в начале сказки? Сколько раз автор повторяет слово «боялся...