Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Вперед по дороге открытий в мир литературы. Сказка С. Козлова Черный Омут"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
На уроке предусмотрена глубокая работа с текстом. К конспекту прилагается перезентация, методическая характеристика урока, раздаточный материал для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения | 61.5 КБ |
Презентация к уроку | 488.33 КБ |
Методическая характеристика урока | 21.61 КБ |
Раздаточный материал | 2.66 МБ |
Раздаточный материал | 15.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
Районный конкурс профессионального мастерства
«Современный урок в начальной школе – 2014»
Конспект урока русского языка во 2 классе
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Тема урока: Вперед, по дороге открытий в мир литературы. Сказка Сергея Козлова «Черный Омут»
Шишко Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов
молодой специалист
2014г.
г. Амурск
Тема: Вперед, по дороге открытие в мир литературы. Сказка Сергея Козлова «Черный Омут»
Цель: познакомить с авторской сказкой С. Козлова «Черный Омут»
УУД:
Коммуникативные: создать условия для развития умений работать самостоятельно, в парах, уметь доказывать свое мнение.
Регулятивные: создать условия для развития умения удерживать учебную задачу, проверять себя, вносить изменения в свой ответ.
Личностные: создать условия для формирования интереса к учебному материалу, расширение читательского кругозора.
Познавательные: создание условия для формирования умений работать с учебником, как источником информации, выбирать нужную информацию как доказательство готового аргумента.
Оборудование: презентация, карточки со словами, книги со сказками: «Иван царевич и Серый волк», «Волк и Лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тип урока: комбинированный
Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии, элементы проблемного обучения, дискуссия
Этап, задача | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг.момент. | Сегодня у нас удивительный урок, тема которого: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы». Открывается запись на доске. Звучит тихая музыка. - Закрываем глаза, идём мысленно через волшебный лес, сказочный воздух наполнен разными запахами, воздух тёплый, дышится легко. И сейчас, когда вы откроете глаза, вроде ничего не изменится, но у вас появится желание понимать сказочное. На счёт раз – два – три – открываем глаза. -Мы с вами в Сказочной стране. -Скажем хором: « Вот она, Сказочная страна» | Психологический настрой Говорят хором |
2. Актуализация знаний Задача: Вспомнить и дифференцировать признаки авторской и народной сказок.
| -Мы в Сказочной стране на Поляне Раздумий. Нас ждут открытия. -Вокруг – сказочные объявления. Найдите объявление. -Угадайте, какие сказки нас приглашают. От лисы – волк пострадал, Хвост он бедный оторвал. Обращайтесь в сказку… (« Лисичка – сестричка и серый волк») Кто желает напугать Волка, а так же его съесть? Обращайтесь в сказку… («Сказка про храброго зайца…» Д.Н. Мамин – Сибиряк). То не золото сверкает, То не солнышко сияет, Это сказочная птица В сад на яблоню садится. Обращайтесь в сказку… («Иван – Царевич и серый волк») Он в землянке жил тридцать три года, И рыбачить ходил в любую погоду. Обращайтесь в сказку… («Сказка о рыбаке и рыбке», А.С. Пушкин.) Уговаривала братца Старшая сестрица: «Ты из лужицы не пей Мутную водицу». Приглашаем! («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») - Рассмотрите выставку книг. -Распределите эти книги в две группы. -Есть ли иные мнения? -Почему так распределили? - Откуда это видно? -Посмотрите на обложку. Какое открытие сделали? -Что бы распознать авторство сказки, можно прочитать на обложке или титульном листе, а можно поступить иначе. Существуют признаки, указывающие на авторство сказки. Поработаем в парах. Время ограничено. -Вспомним отличительные признаки авторской и народной сказок. Карточки с признаками, которые лежат у вас на столе, распределите в 2 группы. ( Приложение 3) - Проверим. Зачитать первый столбик. -Это признаки какой сказки? -Кто с чем не согласен? -У кого другие признаки в этом столбике? Прочитать второй столбик. - У кого не так, как у нас? Что не так? С чем вы не согласны? -Проверьте и исправьте. Признаки нам пригодятся для дальнейшей работы. -Кто сразу сделал все правильно? -Какое открытие сделали? | Дети ищут объявления в классе, снимают их и встают у доски. (5 человек) Остальные садятся на места. Каждый учащийся зачитывает свое объявление. (Приложение 1) Класс угадывает название сказки, учитель выставляет книгу перед доской. (Приложение 2) Ученик у доски Авторские сказки и народные сказки Выслушать ответы детей Дети читают признаки и раскладывают на 2 группы по своему усмотрению Ученик зачитывает признаки. Выслушать все ответы Ученик зачитывает признаки. Выслушать все ответы. Слайд 1 Проверка и внесение изменений. Выслушать ответы |
3. Знакомство со сказкой С. Козлова «Черный Омут» Задача: Чтение сказки, постановка проблемы. | -Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Она называется … - Наша задача: Познакомиться с новой сказкой и определить ее авторство. Но не просто определить, а доказать свою мысль. - Что бы решить проблему, что нужно делать? - С какой целью будем читать сказку? -Начинаем читать сказку, отмечаем непонятные слова и фразы. -Какие слова вам непонятны? -Какая это сказка, авторская или народная? - Что нужно сделать, что бы решить эту проблему? Какое открытие сделали? | Читают название с доски Прочитать, проанализировать, Научиться хорошо читать сказку, определить ее авторство Индивидуальное чтение сказки вслух Омут – работа со словарем учебника Найти в сказке признаки |
Физминутка | Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз - сюда, два - туда, Повернись вокруг себя. Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора | Слова говорят хором. Один ученик у доски показывает движения, дети повторяют за ним. |
4. Самостоятельная работа Задача: Определить авторство сказки, найти доказательство в тексте | -Работаем самостоятельно, готовимся доказать авторство этой сказки. Девочки находят признаки авторской сказки, мальчики – народной. Каждый выбирает один или несколько признаков и пытается его найти в сказке. Пользуемся карточками на столах. Проверка самостоятельной работы – дискуссия. -Слово девочкам, мальчикам. -Поднимите руки все, кто правильно нашел признак. -Сколько у мальчиков? -Сколько у девочек? -Какой сделаете вывод? -Вывод - если есть приемы народной и авторской сказки, следовательно, сказка авторская, т.к. автор может применить в своем творчестве достижения народа, а наоборот – не получится, даже во временном представлении. Мы помним, что любое народное произведение создалось давно, гораздо раньше любого авторского. Какое открытие сделали? | Перечитывание сказки, выделение признаков. Мальчики и девочки встают лицом друг к другу, начинается обсуждение. Слово предоставляется поочередно, сначала девочкам, один называют один признак, приводят доказательство, слово переходит к мальчикам и т.д.
|
5. Итог урока | -С какой сказкой познакомились? Кто ее создал? (Написать на доске автора) | |
6. Рефлексия | -А сейчас давайте проверим, как вы поняли, какие сказки являются авторскими, а какие народными и напишем небольшой тест. Я читаю вопросы, вы выбираете правильный ответ и записываете только номер ответа. Проверим свою работу Вывод: Как определить авторство сказки? Какое открытие сделали? | Выполнения теста. Слайды 3, 4, 5, 6 Самопроверка – слайд 7 |
7. Домашнее задание. | 1. Прочитать еще раз сказку и ответить на вопросы 2. Пересказ. 3. Чтение по ролям. |
Список литературы
1. Свиридова В.Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение в 2-х частях, 2 класс. - Самара: «Учебная литература»: Издательский дом: «Фёдоров», 2010 год.
2. Чуракова Н. А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение в 2-х частях, 2 класс. - Самара: «Учебная литература»: Издательский дом: «Фёдоров», 2009 год.
3. Аудиозапись http://muzbaron.com/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Народная сказка Сказочный зачин Троекратный повтор Кумуляция Уменьшительно – ласкательные слова Простой синтаксис – простые короткие предложения. Постоянная лексика – не меняются имена героев. Авторская сказка Современная лексика Сложный синтаксис – длинные сложные предложения. Описание деталей Изменение характера героев Описание чувств
Кто прибыл из авторской сказки? 1 2 3
Найди предложение из народной сказки В некотором царстве, в тридесятом государстве жил – был царь. Настольная Лампа высокомерно посмотрела на Мелкую Тарелку. В глубине леса стояли избушка: маленькая, кривая, крыша у нее провалилась, а крылечко рассыпалось.
Определи признак, присущий только авторской сказке Уменьшительно – ласкательные слова Описание чувств Кумулиция (накопление героев)
Определи писателя - сказочника Сергей Козлов Сергей Есенин Николай Сладков
Ответы 2 1 2 1
Предварительный просмотр:
Методическая характеристика урока литературного чтения во 2 классе по теме «Вперед, по дороге открытие в мир литературы. Сказка Сергея Козлова «Черный Омут», проведенного учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. Амурска
Шишко Татьяной Сергеевной
Место урока |
Урок по теме «Вперед, по дороге открытие в мир литературы. Сказка Сергея Козлова «Черный Омут» является двенадцатым в данном разделе «Вперед, по дороге открытие в мир литературы». К этому времени у учащихся накоплено достаточно опыта и знаний о народных и авторских сказках, их признаках. |
Цель урока |
Познакомить с авторской сказкой С. Козлова «Черный Омут» |
Задачи |
Развивать грамотное, беглое, осознанное чтение учащихся. Формировать способность вычленять, формулировать и решать проблему. Закрепить знания литературных признаков авторской и народной сказки. Совершенствовать умения работать в парах, способности к самопроверке, вести дискуссию по теме урока. |
Образовательные технологии |
Элементы проблемной технологии. Этап актуализации знаний позволяет учащимся сформулировать проблему, решают ее самостоятельно. Дискуссия между мальчиками и девочками позволяет сделать вывод, что в сказке присутствуют признаки народной и авторской. Итоговый вывод делает учитель, так как выйти на него самостоятельно второклассникам не предоставляется возможным. Положительным моментом дискуссии является то, что обе группы были правы, все дети отвечали правильно. Продуктивному решению проблемы способствовало распределение книг в две группы. Элементы здоровьесберегающей технологии. Своевременно проведена физминутка. На протяжении урока учащиеся двигались, вставали с места: искали загадки, выстраивались в две группы для дискуссии, общались с соседом. Урок проводиться с соблюдением гигиенических норм, использование ЦОРов не превышает 10 минут, класс до урока проветрен, используются различные, посильные формы и виды деятельности, что способствует снятию усталости у учащихся. |
Тип урока |
Комбинированный урок. В начале урока актуализируем знания о сказках. Этот этап помогает вывести учащихся на формулирование проблемы. Большая часть урока отводиться работе с новым текстом и решению проблемы. В конце урока проводиться тестовая работа с самопроверкой, которая является для учащихся рефлексивным моментом, для учителя – контролирующим. |
Особенности учащихся |
Учащиеся 2-го класса имеют разный уровень читательской готовности. Поэтому с новым текстом знакомили ребят хорошо читающие дети. Большинство учащихся обучается заинтересовано, что позволяет организовать самостоятельную работу для решения проблемы урока. Ребята имеют неплохой навык работы в группах, в парах, поэтому в целях расширения их коммуникативных отношений впервые провели дискуссию. Ребята называли признак сказки (аргумент) и зачитывали из учебника доказательство. |
Организационные формы |
Фронтальная форма работы используется при отгадывании загадок и способствует активизации всех учащихся. Работа в парах проводится на этапе актуализации знаний. Дети читают признаки, совещаются, приходят к единому мнению и формируют два столбика: признаки народной сказки и признаки авторской сказки. Коллективная форма работы используется при знакомстве с текстом. Индивидуальная форма используется для организации работы по поиску доказательств к литературным признакам. Каждый ребенок сам выбирает один из предложенных признаков и доказательство к нему из текста. Данная работа в тоже время и групповая, так как девочки и мальчики получают разные задания. Они выступают в роли оппонентов дискуссии. |
Методы работы |
В уроке использованы методы, позволяющие реализовать системно – деятельностный подход в организации учебной деятельности обучающихся. Основным учебным пособием на уроке является учебник 2-го класса. Из словесных методов на уроке активно применяется беседа, дискуссия. Объяснение (монологическая речь учителя) сведено до минимума: вывод об авторстве сказки. Работа с учебником и книгой - основной метод урока. В начале урока учащиеся отгадывают название хорошо известной им книги, классифицируют их. Основное место на уроке уделяется работе с учебником. Знакомство с произведением, подготовка к дискуссии и сама дискуссия проходит в опоре на текст учебника. На уроке применяется наглядность: выставка книг, презентация, карточки с загадками. Она помогает проиллюстрировать образовательный процесс и провести практическую работу. Практические методы реализуются в виде упражнений: упражнения в распределении книг на две группы (дети показывают несколько вариантов), распределение литературных признаков (упражнение в знании авторских и народных признаков), дискуссия – упражнение в умении находить литературные признаки в тексте, тестовая работа – упражнение в проверке своих знаний. |
Приемы работы |
Прием заочного путешествия используется в начале урока, он вводит учащихся в тему урока, создает эмоциональный настрой. Прием классификации применяется для распределения книг в две группы, что является пропедевтикой к теме урока. Прием выдвижения предположений предшествует проведению дискуссии. Этим приемом пользуются дети, когда распределяют литературные признаки в группы. Для проведения самостоятельной работы применяется прием проверки предположений. Прием обобщения активно используется во фронтальной деятельности в завершении каждого этапа и в итоге урока. Прием тестирования помогает учащимся отследить границы своего знания – незнания, учителю – спланировать следующий урок с учетом меры усвоения учащимися учебного материала. |
Оценка эффективности знания |
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в деятельностный процесс на уроке являются: - презентация; -аудиозапись; -карточки; -книги со сказками; -учебник. Они позволяют пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению учебной задачи. Урок способствует мыслительной активности каждого учащегося. Дети постоянно ставятся в позицию выбора: как распределит книги, карточки, доказать авторство сказки. Знакомство с текстом так же активизирует познавательную деятельность, так как имеет задание: отметить непонятные слова. Высокий уровень мотивации достигается сменяемостью форм работы, разнообразием деятельности учащихся, качественной и количественной оценкой деятельности учащихся. Учащиеся внимательно слушают ответы и суждения одноклассников, соглашаются или опротестовываю их, что является показателем эмоциональной сопричастности к собственной деятельности и деятельности одноклассников. Самостоятельная работа сопровождается творческим заданием с последующей самопроверкой в форме дискуссии, занимает основную часть урока. Каждый этап урока заканчивается выводом, формулируемым учащимися, вопрос «Какое открытие вы сделали?» побуждает учащихся проанализировать себя, таким образом, достигается рефлексия. Цель урока достигнута: познакомились с текстом и определили его авторство. |
Выявленные недостатки и меры по их устранению |
Следовало обратить на важность чтения печатной книги на этапе актуализации знаний. Некоторые вопросы в беседе были нечетко сформулированы, учащиеся давали неожидаемые ответы, «отходили» от темы урока. Следовало четче соблюдать хронометраж, осталось избыточное время на подведение итогов. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сказочный зачин | Описание деталей |
Троекратный повтор | Изменение характера героев |
Кумуляция (накопление героев) | Описание чувств |
Уменьшительно – ласкательные слова | Современная лексика (используются родственные слова) |
Простой синтаксис – простые короткие предложения. | Сложный синтаксис – длинные сложные предложения. |
Постоянная лексика – не меняются имена героев. |
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, литературное чтение, 4 класс
Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...
Открытый урок литературного чтения 2й класс
урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...
Презентация к уроку литературное чтение 1 класс "В большом деле и маленькая помощь дорога" ( пословицы и поговорки)
Материал входит в жанровый блок по литературному чтению, который знакомит и приобщает детей к устному народному творчеству. Изучение материала формирует у детей позитивное мировоспитание, расширяет по...
Урок литературного чтения.2 класс. КВН "По дорогам сказок"
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса. КВН "По дорогам сказок"...
презентация к уроку литературного чтения 3 класс "М.М. Пришвин "Дорога к другу"
презентация к уроку литературного чтения 3 класс "М.М. Пришвин "Дорога к другу" УМК Планета знаний...
Технологическая карта урока литературного чтения "Аркадий Гайдар “Чук и Гек” «Дорога к отцу»" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся читательской компетентности в процессе изучения второй части произведения А. Гайдара “Чук и Гек” &la...
Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...