Сравнительный анализ народной и авторской сказки. С. Козлов "Черный омут"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Любовь Николаевна Ковкова

Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, формирующий представление о роли литературных приемов в создании художественного образа и развивающий исследовательские навыки посредством обучения сравнительному анализу авторских и народных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Дата.  11.03.10

Тема. Сравнительный анализ авторских и народной сказки. С. Козлов «Черный омут».

ТДЦ. 

  1. Развивать исследовательские навыки посредством  обучения сравнительному анализу авторских и народных произведений
  2. Формировать представление о роли литературных приемов в создании художественного образа.
  3.  Воспитывать любовь к чтению.

Постановка проблемы.

  1.  Можно ли исследовать авторскую и народную сказки и выявить их сходство и различие?

Ресурс.

  1. Заинтересованность детей совместной деятельностью   «учитель-ученик».

Технологический процесс урока.

Психологический настрой на урок.  

Прозвенел в коридоре школьный звонок.

Это значит, пора начинать нам урок.

Домашнее задание мы будем проверять.

Загадки, что нашли вы нам надо отгадать.

Проверка домашнего задания.

На какие 2 группы можно разделить все загадки?

Предлагаю тоже разделиться на 2 группы – мальчиков и девочек. Девочки выберут 3 народные загадки и загадают их мальчикам.

  1. Почему сложно разгадать народные загадки? (Они основываются о представлениях древнего человека о мире, в них много метафор).  Мальчики выберут 3 авторские загадки и загадают их девочкам.
  2. Что отличает авторские загадки от народных?  (В них подсказки, которые нам понятны, а отгадки – знакомые нам предметы и явления).

Введение  в познавательную деятельность.

Предлагаю зарядку для ума. На партах лежат карточки. Коллективно  читаем задания, каждый записывает ответы на экранах. Если затрудняетесь -  посоветуйтесь с товарищем по парте.

  1. Выберите и  запишите букву, обозначающую правильный ответ. Загадка –  это…
  1. Сказка в стихах.
  2. Небольшое поучительное высказывание, народная мудрость.
  3. Краткое произведение, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки.
  4. Небольшой стишок.
  1. Найдите загадки, запишите отгадки.
  1. Мохнатенько, усатенько,

Лапки  мяконьки, а коготки востры.

  1. Котенька – коток, Котя – серенький хвосток!

 Приди, котик, ночевать, нашу деточку качать.

  1. В новой стене, в круглом окне.

Днем стекло разбито, за ночь вставлено.

  1. Ёжик, ёжик  - чудачок, сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать – нам водилу выбирать.

  1. Определите жанровую принадлежность.
  1. Жили – были старик да старуха. У них была дочка Аленушка, да братец Иванушка…

Сорока белобока кашку варила, деток кормила.

Этому дала на блюдечке, этому – на тарелочке,

Этому на ложечке, этому поскрёбышки,

А этому ничего. Ты за водой не ходил, дров не носил, кашки не варил…

Стоит ствол, на стволе кол, на колу дворец, во дворе певец.

Погружение в  тему.  Определение цели.  

Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним авторским произведением. Название его вы узнаете, сыграв в игру «Путешествие точки».

О

А

Ё

У

П

Л

М

Ю

Н

Й

Р

Т

Ы

Ь

Я

- 3 клеточки в право

- 2 клеточки вниз

- 2 клетки влево

- 1 клеточка вниз

-1 клетка вправо и 1 вверх

2 клетки вверх, 1 – влево

- 1 клетка вниз, 2 вправо

- 3 клетки влево

- 2 клетки вниз

  1. А знаете ли вы, что такое «омут»?
  2. Загляните в словарик в конце учебника.
  3. А как вы понимаете выражение «Черный Омут»?
  4. Откройте стр. 59. Что заметили в записи заголовка? Предположите, чье это имя?
  5. Определите цель урока.

Работа по формированию новых знаний.

  1. Комбинированное чтение произведения.
  1. Определите жанровую принадлежность произведения (авторская сказка).
  2. Кто герой?
  3. Что о нем узнали?
  4. Найдите и прочитайте эпизоды встреч зайца с его врагами.
  5. Как эти поступки характеризуют зайца?
  6. Чего стал опасаться филин?
  7. Что ж получается, враги зайца стали его опасаться? Почему?  (обретя смелость, он стал сильнее духом)
  8. Был ли момент, когда заяц снова превратился в зайчика?
  9. Как объяснил этот страх Черный Омут?
  10. Что это значит?
  11. Прав ли Черный Омут?
  12. А превратился ли наш зайчик снова в зайца?
  13. Вернемся к заголовку.  Что теперь  вы можете сказать про Черный Омут?
  14. Как вы думаете, почему С. Козлов назвал сказку именно так «Черный Омут»?

Физминутка         

Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так – 2р. Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Вот так–2р. Нужно лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать.

Вот так – 2р. Нужно зайке поскакать.

Зайку кто-то напугал, зайка прыг… и ускакал.

 б) Работа по учебнику.

  1. Прочитайте, что написано после сказки?
  2. Кто написал первую? Откройте учебник на стр. 39. Восстановите сказку в памяти. Сравните эти сказки.

  Сравнение авторской сказки с народной сказкой.

  1. С какой русской народной сказкой познакомились на прошлом уроке?
  2. Есть ли в этой сказке какое – то сходство с авторской сказкой про зайца длинные уши… Можно их сравнить?
  3. Поставьте проблему. (Можно ли найти сходство и различие авторской и народной сказок?)
  4. Сравните. О чем  говорит сравнение?  (Характеры зайцев похожи.)
  5. Кого всегда в народной сказке боится заяц?
  6. Кого вообразил себе с испугу заяц из сказки «У страха глаза велики»?
  7. С кем встретился в сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка?
  8. А заяц из сказки С. Козлова похож на зайца из народной сказки?

 

 Чтение сказки по ролям

- Прочитаем сказку по ролям, но сначала  попробуем разделить ее на части.

  1. Как вы считаете, похож заяц?
  2. Какая часть сказки роднит ее с народной?
  3. Что еще вы можете сказать о сказке? Похожа она на кумулятивную сказку?

Работа в парах.

Начертите схему кумулятивной цепочки.

  1. Слова какой известной народной сказки использует С. Козлов?
  2. Найдите подтверждение в тексте.
  3. Какой вывод можно сделать?

Физминутка.

Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути, а лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям веди.

Ты на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончена, ты – молодец!

 Работа в  группах.

Сравним характеры героев из разных сказок. Для этого предлагаю разбиться на группы и исследовать характер зайца из  определенной сказки.

  1. Хвастун
  2. Обманщик
  3. Смельчак
  4. Глупец
  5. Мечтатель
  6. Трусишка

Смотрите: в народной сказке традиционно заяц всего боится, он трусишка. Авторы, в своих сказках сохраняют этот образ, но оставляют за собой право изменять его в процессе сюжета.

Итог урока.  Рефлексия.

  1. Итак, исследователи, какое открытие мы с вами совершили?
  2. Начертите лесенку успеха.
  3. А теперь небольшой сюрприз. Прочитайте личное досье на С. Козлова.
  4. Что узнали?  (Песенку львенка и черепахи)
  5. Вы знаете эту песенку?

Домашнее задание.

Хотите быть соавторами? Придумайте к этим двум строчкам свое продолжение.

А потом пойду купаться, с крокодилами плескаться,

 С  обезьянами играть и бананы собирать.

Широко разинув рот лежит толстый бегемот.

Громко песенку поет и друзей своих зовет.

Вокруг прыгают лягушки, они квакают частушки.

Вот и песенке конец, а кто слушал – молодец.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал

Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же в...

«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...

Тест по зарубежным народным и авторским сказкам.

Тест по зарубежным народным и авторским сказкам....

Занятие "Доброта в русских народных и авторских сказках"

Данная методическая разработка занятия поможет учителям начальной школы и  воспитателям групп продлённого дня расширить и углубить понятие доброты на материале русских народных и авторских сказок...

Викторина на тему "Русские народные и авторские сказки"

Викторина посвящённая русским и авторским сказкам...

Сравнительный анализ РНС "Снегурочка" и сказки В.Даля "Девочка Снегурочка".

Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века"....