Сравнительный анализ народной и авторской сказки. С. Козлов "Черный омут"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, формирующий представление о роли литературных приемов в создании художественного образа и развивающий исследовательские навыки посредством обучения сравнительному анализу авторских и народных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_chtenie._sravnitelnyy_analiz_avtorskoy_i_narodnoy_skazki_-_2_kl.rar | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Дата. 11.03.10
Тема. Сравнительный анализ авторских и народной сказки. С. Козлов «Черный омут».
ТДЦ.
- Развивать исследовательские навыки посредством обучения сравнительному анализу авторских и народных произведений
- Формировать представление о роли литературных приемов в создании художественного образа.
- Воспитывать любовь к чтению.
Постановка проблемы.
- Можно ли исследовать авторскую и народную сказки и выявить их сходство и различие?
Ресурс.
- Заинтересованность детей совместной деятельностью «учитель-ученик».
Технологический процесс урока.
Психологический настрой на урок.
Прозвенел в коридоре школьный звонок.
Это значит, пора начинать нам урок.
Домашнее задание мы будем проверять.
Загадки, что нашли вы нам надо отгадать.
Проверка домашнего задания.
На какие 2 группы можно разделить все загадки?
Предлагаю тоже разделиться на 2 группы – мальчиков и девочек. Девочки выберут 3 народные загадки и загадают их мальчикам.
- Почему сложно разгадать народные загадки? (Они основываются о представлениях древнего человека о мире, в них много метафор). Мальчики выберут 3 авторские загадки и загадают их девочкам.
- Что отличает авторские загадки от народных? (В них подсказки, которые нам понятны, а отгадки – знакомые нам предметы и явления).
Введение в познавательную деятельность.
Предлагаю зарядку для ума. На партах лежат карточки. Коллективно читаем задания, каждый записывает ответы на экранах. Если затрудняетесь - посоветуйтесь с товарищем по парте.
- Выберите и запишите букву, обозначающую правильный ответ. Загадка – это…
- Сказка в стихах.
- Небольшое поучительное высказывание, народная мудрость.
- Краткое произведение, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки.
- Небольшой стишок.
- Найдите загадки, запишите отгадки.
- Мохнатенько, усатенько,
Лапки мяконьки, а коготки востры.
- Котенька – коток, Котя – серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать, нашу деточку качать.
- В новой стене, в круглом окне.
Днем стекло разбито, за ночь вставлено.
- Ёжик, ёжик - чудачок, сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать – нам водилу выбирать.
- Определите жанровую принадлежность.
- Жили – были старик да старуха. У них была дочка Аленушка, да братец Иванушка…
Сорока белобока кашку варила, деток кормила.
Этому дала на блюдечке, этому – на тарелочке,
Этому на ложечке, этому поскрёбышки,
А этому ничего. Ты за водой не ходил, дров не носил, кашки не варил…
Стоит ствол, на стволе кол, на колу дворец, во дворе певец.
Погружение в тему. Определение цели.
Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним авторским произведением. Название его вы узнаете, сыграв в игру «Путешествие точки».
.Ч | О | А | Ё |
У | П | Л | М |
Ю | Н | Й | Р |
Т | Ы | Ь | Я |
- 3 клеточки в право
- 2 клеточки вниз
- 2 клетки влево
- 1 клеточка вниз
-1 клетка вправо и 1 вверх
2 клетки вверх, 1 – влево
- 1 клетка вниз, 2 вправо
- 3 клетки влево
- 2 клетки вниз
- А знаете ли вы, что такое «омут»?
- Загляните в словарик в конце учебника.
- А как вы понимаете выражение «Черный Омут»?
- Откройте стр. 59. Что заметили в записи заголовка? Предположите, чье это имя?
- Определите цель урока.
Работа по формированию новых знаний.
- Комбинированное чтение произведения.
- Определите жанровую принадлежность произведения (авторская сказка).
- Кто герой?
- Что о нем узнали?
- Найдите и прочитайте эпизоды встреч зайца с его врагами.
- Как эти поступки характеризуют зайца?
- Чего стал опасаться филин?
- Что ж получается, враги зайца стали его опасаться? Почему? (обретя смелость, он стал сильнее духом)
- Был ли момент, когда заяц снова превратился в зайчика?
- Как объяснил этот страх Черный Омут?
- Что это значит?
- Прав ли Черный Омут?
- А превратился ли наш зайчик снова в зайца?
- Вернемся к заголовку. Что теперь вы можете сказать про Черный Омут?
- Как вы думаете, почему С. Козлов назвал сказку именно так «Черный Омут»?
Физминутка
Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так – 2р. Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Вот так–2р. Нужно лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать.
Вот так – 2р. Нужно зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал, зайка прыг… и ускакал.
б) Работа по учебнику.
- Прочитайте, что написано после сказки?
- Кто написал первую? Откройте учебник на стр. 39. Восстановите сказку в памяти. Сравните эти сказки.
Сравнение авторской сказки с народной сказкой.
- С какой русской народной сказкой познакомились на прошлом уроке?
- Есть ли в этой сказке какое – то сходство с авторской сказкой про зайца длинные уши… Можно их сравнить?
- Поставьте проблему. (Можно ли найти сходство и различие авторской и народной сказок?)
- Сравните. О чем говорит сравнение? (Характеры зайцев похожи.)
- Кого всегда в народной сказке боится заяц?
- Кого вообразил себе с испугу заяц из сказки «У страха глаза велики»?
- С кем встретился в сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка?
- А заяц из сказки С. Козлова похож на зайца из народной сказки?
Чтение сказки по ролям
- Прочитаем сказку по ролям, но сначала попробуем разделить ее на части.
- Как вы считаете, похож заяц?
- Какая часть сказки роднит ее с народной?
- Что еще вы можете сказать о сказке? Похожа она на кумулятивную сказку?
Работа в парах.
Начертите схему кумулятивной цепочки.
- Слова какой известной народной сказки использует С. Козлов?
- Найдите подтверждение в тексте.
- Какой вывод можно сделать?
Физминутка.
Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути, а лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям веди.
Ты на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончена, ты – молодец!
Работа в группах.
Сравним характеры героев из разных сказок. Для этого предлагаю разбиться на группы и исследовать характер зайца из определенной сказки.
- Хвастун
- Обманщик
- Смельчак
- Глупец
- Мечтатель
- Трусишка
Смотрите: в народной сказке традиционно заяц всего боится, он трусишка. Авторы, в своих сказках сохраняют этот образ, но оставляют за собой право изменять его в процессе сюжета.
Итог урока. Рефлексия.
- Итак, исследователи, какое открытие мы с вами совершили?
- Начертите лесенку успеха.
- А теперь небольшой сюрприз. Прочитайте личное досье на С. Козлова.
- Что узнали? (Песенку львенка и черепахи)
- Вы знаете эту песенку?
Домашнее задание.
Хотите быть соавторами? Придумайте к этим двум строчкам свое продолжение.
А потом пойду купаться, с крокодилами плескаться,
С обезьянами играть и бананы собирать.
Широко разинув рот лежит толстый бегемот.
Громко песенку поет и друзей своих зовет.
Вокруг прыгают лягушки, они квакают частушки.
Вот и песенке конец, а кто слушал – молодец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Э.Т.А. Гофман « Щелкунчик и Мышиный Король». Особенности описания волшебного мира в народной и авторской сказке.
Урок Литературного чтения. Презентация к уроку (архив rar)...
Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал
Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же в...
«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...
Тест по зарубежным народным и авторским сказкам.
Тест по зарубежным народным и авторским сказкам....
Занятие "Доброта в русских народных и авторских сказках"
Данная методическая разработка занятия поможет учителям начальной школы и воспитателям групп продлённого дня расширить и углубить понятие доброты на материале русских народных и авторских сказок...
Викторина на тему "Русские народные и авторские сказки"
Викторина посвящённая русским и авторским сказкам...
Сравнительный анализ РНС "Снегурочка" и сказки В.Даля "Девочка Снегурочка".
Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века"....